Методическая разработка по формированию читательской грамотности обучающихся
Методическая разработка
по формированию читательской грамотности обучающихся
Данный материал можно использовать при изучении следующих тем и разделов:
Предмет | Тема | Класс |
Родной (русский) язык | «Из истории русской письменности» | 5 |
«Из истории русского литературного языка» | 6 |
Примечание: данный материал можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Графика. Алфавит» и в 6 классе при изучении темы: «Русский язык-один из развитых языков мира», раздела «Лексика. Культура речи», темы: «Словари».
Прочитайте текст.
А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?
Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо- пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам. От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита». В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и«буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей.
Задание 1. В какой книге могла быть размещена данная информация?
| | |
А | Б | В |
Ответ: _______________________________________________________________________
Задание 2. Какое из утверждений не соответствует тексту?
А) Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы.
Б) Кирилл и Мифодий создали алфавит.
В) В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство.
С) Канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма.
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание3. Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст?
А) Сколько согласных звуков было в первом мире алфавите?
Б) Для чего Кирилл и Мефодий переводили греческие служебные книги?
В) Почему азбуку называют кириллицей?
Г) В каком году была напечатана первая русская азбука?
Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.
A) Русский князь Владимир поручил братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку.
Б) Кирилл и Мефодий стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык.
B) Братья Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке.
Г) Русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Задание 5. Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение следующих слов:
Пиктограмма-_________________________________________________________
Иероглифы-____________________________________________________________
Задание 6. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?
| | | |
А | Б | В | Г |
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание 7. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ
«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в
нужный столбец.
Является ли данное утверждение верным или неверным? | Верно | Неверно |
В далекие времена у людей не было желания общаться между собой. | | |
Слово «иероглиф» означает «священные знаки». | | |
В Африке для передачи сообщений люди использовали дым. | | |
Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад египтянами. | | |
Русский князь Владимир велел создать азбуку, чтобы люди были образованными | | |
Задание 8. Дайте развернутый ответ на вопрос, который сформулирован в тексте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические комментарии
Основная идея: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, поддержание интереса к познанию родного языка, истории, культуры.
Формируемые ценностные отношения:
-привитие интереса к изучению русского языка и устного народного творчества, истории, литературы;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
Ключи и критерии оценивания
Группа умений | Уровень | Задания | Цель | Ответы | Критерии оценивания |
1 группа Поиск информации и понимание прочитанного | Базовый | Задание1. В какой книге могла быть размещена данная информация? | Определять место, где содержится искомая информация | А | 1балл |
Базовый | Задание 2. Какое из утверждений не соответствует тексту? | Определять наличие/отсутствие информации | Б | 1 балл | |
Базовый | Задание3. Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст? | Определять наличие/отсутствие информации | Г | 1 балл | |
Базовый | Задание 6. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов? | Определять место, где содержится искомая информация | Г | 1 балл | |
2 группа Интегрировать и интерпретировать информацию | Базовый | Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) | Г-А-Б-В | 4 балла |
Базовый | Задание 5. Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение следующих слов: | Понимать значение неизвестного слова на основе контекста | Пиктограмма- рисуночное письмо Иероглифы- «священные знаки» | 2 балла | |
3 группа Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | Повышенный | Задание 7. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в нужный столбец. | Оценивать полноту, достоверность информации | 1,3,4 утверждения-неверно, 2,5-верно | 5 баллов |
4 группа Использовать информацию из текста | Повышенный | Задание 8. Дайте развернутый ответ на вопрос, который сформулирован в тексте. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | | В ответе представлены значения слов «азбука» и «алфавит»- 2 балла. В ответе представлено значение одного слова- 1 балл. |