Материал на проверке

Методическая разработка по формированию читательской грамотности обучающихся

1
0
Материал опубликован Вчера в 10:09

Методическая разработка

по формированию читательской грамотности обучающихся

Данный материал можно использовать при изучении следующих тем и разделов:


Предмет

Тема

Класс

Родной (русский) язык

«Из истории русской письменности»

5

«Из истории русского литературного языка»

6


Примечание: данный материал можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Графика. Алфавит» и в 6 классе при изучении темы: «Русский язык-один из развитых языков мира», раздела «Лексика. Культура речи», темы: «Словари».


Прочитайте текст.


А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?

Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо- пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам. От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита». В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и«буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей.


Задание 1. В какой книге могла быть размещена данная информация?


t1749107302aa.jpg

t1749107302ab.jpg

t1749107302ac.jpg

А

Б

В


Ответ: _______________________________________________________________________


Задание 2. Какое из утверждений не соответствует тексту?


А) Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы.

Б) Кирилл и Мифодий создали алфавит.

В) В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство.

С) Канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма.


Ответ:_______________________________________________________________________


Задание3. Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст?

А) Сколько согласных звуков было в первом мире алфавите?

Б) Для чего Кирилл и Мефодий переводили греческие служебные книги?

В) Почему азбуку называют кириллицей?

Г) В каком году была напечатана первая русская азбука?


Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.

A) Русский князь Владимир поручил братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку.

Б) Кирилл и Мефодий стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык.

B) Братья Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке.

Г) Русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство


1

2

3

4






Задание 5. Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение следующих слов:


Пиктограмма-_________________________________________________________


Иероглифы-____________________________________________________________

Задание 6. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?


t1749107302ad.jpg


t1749107302ae.jpg

t1749107302af.jpg

t1749107302ag.jpg

А

Б

В

Г

Ответ:_______________________________________________________________________



Задание 7. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ

«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в

нужный столбец.


Является ли данное утверждение верным или

неверным?

Верно


Неверно


В далекие времена у людей не было желания общаться между собой.



Слово «иероглиф» означает «священные знаки».



В Африке для передачи сообщений люди использовали дым.



Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад египтянами.



Русский князь Владимир велел создать азбуку, чтобы люди были образованными






Задание 8. Дайте развернутый ответ на вопрос, который сформулирован в тексте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Методические комментарии

Основная идея: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита, поддержание интереса к познанию родного языка, истории, культуры.


Формируемые ценностные отношения:


-привитие интереса к изучению русского языка и устного народного творчества, истории, литературы;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.


Ключи и критерии оценивания


Группа умений

Уровень

Задания

Цель

Ответы

Критерии оценивания


1 группа




Поиск информации и

понимание

прочитанного

Базовый

Задание1. В какой книге могла быть размещена данная информация?

Определять место, где содержится искомая информация

А

1балл

Базовый

Задание 2. Какое из утверждений не соответствует тексту?

Определять наличие/отсутствие информации

Б

1 балл

Базовый

Задание3. Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст?

Определять наличие/отсутствие информации

Г

1 балл

Базовый

Задание 6. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?

Определять место, где содержится искомая информация

Г

1 балл




2 группа


Интегрировать и интерпретировать информацию

Базовый

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность

событий и т.п.)

Г-А-Б-В

4 балла

Базовый

Задание 5. Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение следующих слов:

Понимать значение неизвестного слова на основе контекста

Пиктограмма- рисуночное письмо

Иероглифы- «священные знаки»

2 балла

3 группа


Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Повышенный

Задание 7. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ

«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в

нужный столбец.

Оценивать полноту, достоверность информации

1,3,4 утверждения-неверно,

2,5-верно

5 баллов


4 группа


Использовать информацию из текста

Повышенный

Задание 8. Дайте развернутый ответ на вопрос, который сформулирован в тексте.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи


В ответе представлены значения слов «азбука» и «алфавит»-

2 балла.

В ответе представлено значение одного слова-

1 балл.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.