Методическая разработка по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся 7-8 классов
Тема: Методическая разработка по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся 7-8 классов
Методическая разработка по читательской грамотности к уроку родного (русского) языка.
Данный материал можно использовать при изучении следующих тем и разделов:
Предмет | Тема | Класс |
Родной (русский ) язык | «Русский язык как развивающееся явление» | 7 |
«Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности» | 7 | |
«Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка» | 8 |
Примечание: данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы «Русский язык как развивающееся явление», а также во внеурочной деятельности.
Цель: знакомство с истоками родного языка и письменности, с историей русского языка как неотъемлемой части культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.
Планируемые результаты:
Предметные:
-приобщение детей к культурно-историческому, духовно-нравственному потенциалу посредством славянской культуры;
-представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
Метапредметные:
Регулятивные:
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.
Коммуникативные:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение знаков;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного исследования;
• составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Познавательные:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Задание 1. Рассмотрите информационный плакат. Ответьте на вопросы.
Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком году День славянской письменности и культуры стал государственным праздником?___________________________________________________________________________________________________________________
На основе какого алфавита была создана славянская азбука?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли не менее 3 стран мира, где кириллица используется в наши дни_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как чтят память Кирилла и Мефодия в России и других славянских странах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познакомьтесь с информацией и выполните задания 2-5.
А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?
Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо- пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам. От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита». В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и«буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей.
Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.
A) Русский князь Владимир поручил братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку.
Б) Кирилл и Мефодий стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык.
B) Братья Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке.
Г) Русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Задание 3. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ
«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в
нужный столбец.
Является ли данное утверждение верным или неверным? | Верно | Неверно |
В далекие времена у людей не было желания общаться между собой. | | |
Слово «иероглиф» означает «священные знаки». | | |
В Африке для передачи сообщений люди использовали дым. | | |
Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад египтянами. | | |
Русский князь Владимир велел создать азбуку, чтобы люди были образованными | | |
Задание 4. Опираясь на информацию из текста, подпишите иллюстрации
| |
А | Б |
Ответ: | Ответ: |
Задание 5. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?
| | | |
А | Б | В | Г |
Ответ:______________________________________________________________
Задание 6. Рассмотрите рекламный плакат.
Последовательно ответьте на следующие вопросы:
1. Какова основная идея плаката?
2. Кому он адресован?
3. Какие маркетинговые приемы использовали автор плаката? Для чего?
Ответы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Вас пригласили стать организатором праздника, посвященного Дню славянской письменности, в Артинском городском округе.
Придумайте рекламное приглашение для участников и гостей праздничного мероприятия.
Ответ запишите.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ключи и критерии оценивания
Группа умений | Уровень | Задания | Цель | Ответы | Критерии оценивания |
1 группа Поиск информации и понимание прочитанного | Базовый | Задание1. Ответить на вопросы. 1. Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая? | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация | День памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла | 1 балл |
Базовый | 2. В каком году День славянской письменности и культуры стал государственным праздником? | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация | 1991г | 1 балл | |
Базовый | 3. На основе какого алфавита была создана славянская азбука? | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация | Греческого | 1 балл | |
Базовый | 4. Перечисли не менее 3 стран мира, где кириллица используется в наши дни | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация | Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Южная Осетия, Абхазия, Черногория, Македония | 1 балл за каждую правильно названную страну. Максимальный балл-3 | |
Базовый | 5. Как чтят память Кирилла и Мефодия в России и других славянских странах? | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация | В этот день в Москве и других городах России традиционно проводят концерты, фестивали и культурные мероприятия. В болгарских школах проходят образовательные игры. | 2 балла | |
| Базовый | Задание 5. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов? | Определять место, где содержится искомая информация | Г | 1 балл |
2 группа Интегрировать и интерпретировать информацию | Базовый | Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) | Г-А-Б-В | 4 балла |
Базовый | Задание 4. Опираясь на информацию, представленную в тексте, подпишите иллюстрации | Понимать значение неизвестного слова на основе контекста | Пиктограмма- рисуночное письмо Иероглифы- «священные знаки» | 2 балла | |
3 группа Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | Повышенный | Задание 3. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в нужный столбец. | Оценивать полноту, достоверность информации | 1,3,4 утверждения-неверно, 2,5-верно | 5 баллов |
4 группа Использовать информацию из текста | Повышенный | Задание 6. | Работа с несплошными текстами; расширение представлений о тексте; выявление признаков текста; понимание языка текстов СМИ и рекламы | Идея рекламного плаката: привлечение внимания к празднованию Дня славянской письменности и культуры, к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры. Адресован широкой аудитории. Используются насыщенная цветовая гамма, буквы из кириллицы, мальчик одет в русскую народную рубашку, его взгляд устремлен в книгу. | Определение идеи текста – 1 балл. Определение адресата – 1 балл. Выделение маркетинговых приёмов – 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 |
Повышенный | Задание 7. | Умение составлять тексты рекламного характера с учетом коммуникативного намерения и образа адресата. | | Выполнение коммуникативной задачи (привлечение внимания к празднику славянской письменности) – 1 балл. Соответствие жанровым признакам приглашения – 1 балл. Речевое оформление (допущено не более 2 ошибок) – 1 балл. Стилистическое единообразие текста (публицистичность) – 1 балл. Оригинальность, яркость текста – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 |
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна