Методическая разработка по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся 7-8 классов

3
2
Материал опубликован 3 June

Тема: Методическая разработка по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся 7-8 классов


Методическая разработка по читательской грамотности к уроку родного (русского) языка.

Данный материал можно использовать при изучении следующих тем и разделов:


Предмет

Тема

Класс

Родной (русский ) язык

«Русский язык как развивающееся явление»

7

«Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности»

7

«Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»

8


Примечание: данный материал можно использовать на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы «Русский язык как развивающееся явление», а также во внеурочной деятельности.


Цель: знакомство с истоками родного языка и письменности, с историей русского языка как неотъемлемой части культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.


Планируемые результаты:

Предметные:

-приобщение детей к культурно-историческому, духовно-нравственному потенциалу посредством славянской культуры;

-представление истории славянской письменности и роли русского языка в мультикультурном пространстве современности;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

-понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.


Метапредметные:


Регулятивные:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.


Коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение знаков;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования;

составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.



Познавательные:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.









Задание 1. Рассмотрите информационный плакат. Ответьте на вопросы.


t1748934194aa.jpg


Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком году День славянской письменности и культуры стал государственным праздником?___________________________________________________________________________________________________________________

На основе какого алфавита была создана славянская азбука?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечисли не менее 3 стран мира, где кириллица используется в наши дни_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как чтят память Кирилла и Мефодия в России и других славянских странах?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Познакомьтесь с информацией и выполните задания 2-5.


А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука?

Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо- пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам. От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита». В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и«буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей.


Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.

A) Русский князь Владимир поручил братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку.

Б) Кирилл и Мефодий стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык.

B) Братья Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке.

Г) Русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство


1

2

3

4






Задание 3. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ

«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в

нужный столбец.


Является ли данное утверждение верным или

неверным?

Верно


Неверно


В далекие времена у людей не было желания общаться между собой.



Слово «иероглиф» означает «священные знаки».



В Африке для передачи сообщений люди использовали дым.



Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад египтянами.



Русский князь Владимир велел создать азбуку, чтобы люди были образованными




Задание 4. Опираясь на информацию из текста, подпишите иллюстрации


t1748934194ab.jpg

t1748934194ac.jpg

А

Б

Ответ:

Ответ:



Задание 5. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?


t1748934194ad.jpg


t1748934194ae.jpg

t1748934194af.jpg

t1748934194ag.jpg

А


Б

В

Г


Ответ:______________________________________________________________


Задание 6. Рассмотрите рекламный плакат.


t1748934194ah.jpg


Последовательно ответьте на следующие вопросы:

1. Какова основная идея плаката?

2. Кому он адресован?

3. Какие маркетинговые приемы использовали автор плаката? Для чего?


Ответы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7. Вас пригласили стать организатором праздника, посвященного Дню славянской письменности, в Артинском городском округе.

Придумайте рекламное приглашение для участников и гостей праздничного мероприятия.

Ответ запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Ключи и критерии оценивания


Группа умений

Уровень

Задания

Цель

Ответы

Критерии оценивания

1 группа





Поиск информации и

понимание

прочитанного


Базовый

Задание1.

Ответить на вопросы.

1. Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация

День памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла

1 балл

Базовый

2. В каком году День славянской письменности и культуры стал государственным праздником?

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация

1991г

1 балл

Базовый

3. На основе какого алфавита была создана славянская азбука?

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация

Греческого

1 балл

Базовый

4. Перечисли не менее 3 стран мира, где кириллица используется в наши дни

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация

Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Южная Осетия, Абхазия, Черногория, Македония

1 балл за каждую правильно названную страну.

Максимальный балл-3

Базовый

5. Как чтят память Кирилла и Мефодия в России и других славянских странах?

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, определять место, где содержится искомая информация

В этот день в Москве и других городах России традиционно проводят концерты, фестивали и культурные мероприятия. В болгарских школах проходят образовательные игры.

2 балла


Базовый

Задание 5. Каким словарем вы бы воспользовались, чтобы узнать значение данных слов?

Определять место, где содержится искомая информация

Г

1 балл

2 группа


Интегрировать и интерпретировать информацию

Базовый

Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности Получившуюся последовательность букв запишите в таблицу.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность

событий и т.п.)

Г-А-Б-В

4 балла

Базовый

Задание 4. Опираясь на информацию, представленную в тексте, подпишите иллюстрации

Понимать значение неизвестного слова на основе контекста

Пиктограмма- рисуночное письмо

Иероглифы- «священные знаки»

2 балла

3 группа


Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Повышенный

Задание 3. Определите, верны ли приведённые ниже утверждения. Выберите ответ

«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения и поставьте знак «v» в

нужный столбец.

Оценивать полноту, достоверность информации

1,3,4 утверждения-неверно,

2,5-верно

5 баллов









4 группа

Использовать информацию из текста









Повышенный

Задание 6.

Работа с несплошными текстами; расширение представлений о тексте; выявление

признаков текста; понимание языка текстов СМИ и рекламы

Идея рекламного плаката: привлечение внимания к празднованию Дня славянской письменности и культуры, к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.

Адресован широкой аудитории.

Используются насыщенная цветовая гамма, буквы из кириллицы, мальчик одет в русскую народную рубашку, его взгляд устремлен в книгу.

Определение идеи текста – 1 балл.

Определение адресата –

1 балл.

Выделение маркетинговых приёмов –

1 балл.

Максимальное количество баллов – 3

Повышенный

Задание 7.

Умение составлять тексты рекламного характера с учетом коммуникативного намерения и образа адресата.


Выполнение коммуникативной задачи (привлечение внимания к празднику славянской письменности) – 1 балл.

Соответствие жанровым признакам приглашения – 1 балл.

Речевое оформление (допущено не более 2 ошибок) – 1 балл.

Стилистическое единообразие текста (публицистичность) – 1 балл.

Оригинальность, яркость текста – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественный ресурс!

1
3 June

Содержательно! Интересно! Полезно! ::smile1::

1
3 June