Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Поможем ежику»
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: (метод «синектики»: символическая и прямая аналогия: способ составления загадки, прием «дихотомии» - игра линейная «Да-нетка», метод «Мозгового штурма» - игровое упражнение «Найди друзей», «Диспетчер», прием «Круги Луллия»).
Интеграция образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие.
Тема: Поможем ежику.
Образовательные задачи:
Формировать у детей представление о смысловых компонентах высказывания, с опорой на модель составления загадки.
Учить первоначальному навыку связного «говорения» по правилам, с опорой на Универсальную опорную таблицу (далее – УОТ).
Активизировать словарь детей через расширение представлений об окружающем мире.
Уточнять, расширять и пополнять словарь по теме «Дикие животные». Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в им. падеже), учить составлять простые предложения и распространять их прилагательными.
Развивающие задачи:
Развивать умение выделять существенные признаки и основные части
предметов.
Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, координацию речи с движением.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение быть внимательным к ответам своих товарищей.
Воспитывать заботливое, бережное отношение к природному миру.
Предварительная работа:
Чтение художественного произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Оборудование: демонстрационное: колокольчик, письмо от ежика, игрушка ежик, картинки: елка, колобок, иголка, медведь, кактус, заяц, клубок, подушка, сова, лошадь, сухой пальчиковый бассейн, иголки для ежика, яблочки трех цветов: красного, желтого, зеленого; модель «Круги Луллия», модель обучения составлению загадок.
Раздаточное: листочки для «кодировки» загадки, простые карандаши, распечатанные цветные яблочки.
Ход занятия:
1 Организационный момент, погружение в тему занятия:
Эмоциональный настрой, (звенит колокольчик).
- Ребята, давайте соберем в круг всех друзей! Как приятно держать своего друга за руку, чувствовать его сильную руку, его поддержку. Улыбнитесь друг другу. Давайте вы сегодня будете моими помощниками и у нас тогда, все получится.
- А кто с нами будет дружить на занятии, мы узнаем с помощью,
Игры «Да-нетка»: («линейная да-нетка»: поясок с картинками диких животных нашего края, 11 картинок),
Цель игры: Учить детей сужать поле поиска объекта, через способность формулировать наиболее точные и «сильные» вопросы.
2 Сообщение темы и цели занятия, через решение проблемной ситуации:
Письмо от ежика:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
-Пишет вам ежик Тошка. Я очень опечален, из-за того, что потерял все иголки! И не знаю, что теперь делать?
-Может быть, вы мне поможете? Буду очень рад.
- Ну, что ребята поможем ежику? Давайте искать иголки в разных играх и дарить их ежику.
- А для чего нужны ежику иголки?
3 Основная часть:
Иголка №1 - Игра «Кто знает, тот дальше продолжает»,
Педагог начинает фразу: «Если бы у ежика не было иголок…», а ребенок ее заканчивает. Все ответы моделируются на доске, под.итог: повтори все, выбери лучшие варианты ответов.
Иголка №2 – Игра «Найди друзей для ежика»
Задание: в сухом пальчиковом бассейне найти предметы похожие на ежика и сказать, чем они похожи, правильно подобрать признак ( картинки: кактус, колобок, иголка, медведь, елка, заяц, клубок, подушка, сова, лошадь и т. д).
Пример: Кактус такой же колючий, как ежик. Они похожи по признаку рельеф.
4 Динамическая пауза:
По сухой лесной дорожке (шаркаем ножками, как бы по сухим листьям),
Топ-топ-топ-топочут ножки (топаем ножками),
Ходит, бродит вдоль дорожек (идем друг за другом),
Весь в иголках серый ежик (складываем ручки и разводим пальцы).
Будет ежик в холод спать (складываем ручки ладошка к ладошке и кладем под щечку).
А во сне грибы считать (делаем из ручек грибок)
Приложение - Модель 7
Иголка №3 – Составление загадки о ежике по модели:
Имя признака | Какой? | Что такое же? |
| круглый |
|
| колючий |
|
| спящий |
|
Прочитаем загадку вместе с соединительными словами: как или но не:
Круглый – но не клубок,
Колючий – но не кактус,
Спящий зимой – но не медведь. Кто это? Ежик.
(чтение загадки построчно каждым ребенком).
Иголка №4 – Игра «Диспетчер», с использованием приема «Круги Луллия» и модели мышления - УОТ (знакомство с названием квартир-станций домика – УОТ, и обучение составлению описательных предложений об объекте с опорой на значение данного признака).
Ход игры: Раз, два, три – стрелку крути! (на какую станцию укажет стрелка, туда и поедем).
- На чем поедем? (на машине),
- Первая станция – «Семейство», назови семью елки: Елка – это дерево.
- Скажи о кактусе? Кактус – это растение.
-Дальше поехали, на чем? (на поезде),
- Куда приедем? Станция «Где живет?» Скажи о собаке? Собака – живет в будке. Скажи о ежике? Ежик – живет в лесу, в зоопарке, в норке, в сказке…
-Следующая станция «Части», назови у чашки? У чашки есть - дно, стенки, ручка. Скажи у яблока? Кожура, мякоть, черенок, семечки.
- Дальше на чем поедем? Полетим на самолете, следующая станция «Размер»
- Расскажи о ежике, сравни его с другими животными? ( Ежик больше мышки, но меньше зайца.)
Подведение итога: в какую игру играли? Кто такой диспетчер?
5 Подведение итога: Ежик хочет вас поблагодарить за то, что он снова стал колючим и может жить под их защитой. Выберете яблочко определенного цвета: зеленый - если было интересно и все получилось выполнить, расскажи о самом интересном; желтый – если что-то было выполнять трудно, расскажи нам что; красный – если тебе было неинтересно и сложно выполнять задания, расскажи что было самым сложным. Свои яблочки подарите ежику, нанизываем на иголки.