12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баганова Татьяна Васильевна506
Как я пришла в профессию? Ответ прост:" Учитель - это не профессия, учитель - это призвание!" Адольф Дистервег сказал: "Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт."
Россия, Московская обл., Кашира
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по теме: «Подвиг»

I глава

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по ОРКСЭ

по теме: «Подвиг»


Данный урок проводится по учебному курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» в 4 классе.

Целью урока является формирование у обучающихся понимания подвига и жертвенности как движение от эгоизма.

Знакомство с понятиями подвиг, жертва, подвижничество с христианской точки зрения даёт возможность для осознания необходимости отказаться от сиюминутных радостей во имя высокой цели. Продолжается формирование христианского отношения к жизни, людям.

Работа на уроке построена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Использую рифмованное начало урока, как одно из средств организационного момента, активизируя внимание детей и создавая благоприятный психологический настрой. Этому способствует и звучание патриотического Гимна «Горячих сердец» при введении в тему урока.

Применяя проблемно – диалогическую технологию, обеспечиваю творческое усвоение знаний учащимися, вызывая интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

На уроке развиваю умение определять и формулировать тему, ставить задачи, определяя круг вопросов, на которые надо получить ответы. Затем, посредством диалога, организую поиск решения и «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание материала учениками. В организованном диалоге обучающиеся высказывают свои предположения и сопоставляют с текстовым материалом учебника, учатся выделять главное.

На уроке предусмотрена работа с различными источниками информации: толковыми словарями, текстовым материалом учебника, поучительными рассказами для детей, стихотворением, иллюстрациями. Организована фронтальная и групповая работа.

Используя разнообразные методы: по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесный и наглядный), проблемно-поисковый, индуктивный (обобщение результатов наблюдений, умозаключения при анализе информации), систематизируются и структурируются знания детей. Использование графической наглядности обеспечивает перевод информации из вербальной в графическую систему.

На этапе применения новых знаний осуществляется взаимосвязь с предметом «Литературное чтение». Опираясь на художественные произведения, обучающиеся приводят примеры самоотверженности, самопожертвования в мирное и в военное время.

Домашнее задание вариативное, даёт возможность развивать творческую самостоятельность, приобрести навыки работы в проектной деятельности, высказывать собственную гражданскую позицию.

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по теме: «Подвиг»

Тема урока

Подвиг


Цель урока

формирование у обучающихся понимания подвига и жертвенности как движения от эгоизма.

Задачи урока

- познакомить обучающихся с понятиями подвиг, жертва, подвижничество с христианской точки зрения; - побудить к размышлению, что важно отказаться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;

- продолжить формирование христианского отношения к жизни, людям.


Планируемые результаты





Личностные: сформированность потребности совершать подвиг ради себя, ради других, ради Бога.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, уметь выделять главное в соответствии с учебным заданием.

Предметные: углубление знаний о подвигах и жертвенности.

Ключевые понятия урока

Подвиг, жертва, подвижник.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.


Ресурсы:



Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари, иллюстративный материал (https://yadi.sk/d/PkS6xEq-mr5_Og). Поучительные рассказы (приложение 1 https://yadi.sk/i/_FmZOaKgMEc6oQ).

Компьютерное оборудование, проектор, презентация (https://yadi.sk/i/UWd3Q1zqMKBwyA ), аудиозапись Гимн «Горячих сердец» (https://yadi.sk/d/9J6qxbAIIzzVEQ)

Конспект урока по ОРКСЭ «Подвиг»

Цели урока: формирование у обучающихся понимания подвига и жертвенности как движения в сторону от эгоизма.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями подвиг, жертва, подвижничество с христианской точки зрения;

- побудить к размышлению, что важно отказаться от сиюминутных радостей во имя высокой цели;

- продолжить формирование христианского отношения к жизни, людям.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сядем прямо не согнёмся, за работу мы возьмёмся.

Будем мыслить, рассуждать

И тогда наш урок всем пойдёт ребятам впрок.

Введение в тему урока. Формулирование темы.

Звучит Музыка Гимн «Горячих сердец». https://yadi.sk/d/9J6qxbAIIzzVEQ

На слайде строки:

«Об их делах слывёт молва, их славят все от мала до велика». (Слайд 1)

- У вас на партах лежат конверты с иллюстрациями, которые помогут нам сформулировать тему урока. Рассмотрите, что на них изображено.

(Спасение раненного солдата на поле боя. Подрыв вражеского танка. Спасение ребёнка во время пожара. Спасение утопающего. Спасение провалившегося под лёд.).

- Как бы вы назвали поступки, совершаемые на этих иллюстрациях? Подберите эпитет к слову поступок.

(Героический, смелый).

- Какими качествами обладают люди, способные на героизм?

(Отвага, мужество, смелость, храбрость, самоотверженность, самопожертвование).

- Как назвать героический поступок, проявление самоотверженности, самопожертвования? Это способность к чему? (К совершению подвига).

- О чём же будет идти речь на нашем сегодняшнем уроке?

(О подвигах).

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 1)

Ш. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

1) Формулирование вопросов урока.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на уроке?

(Что можно считать подвигом? Имеет ли значение возраст для свершения подвига? Какие бывают подвиги? Когда и где совершается подвиг? Во имя чего или кого совершаются подвиги? Что такое жертва?)

2) Открытие знаний.

Начнём с понятия Подвиг. Посмотрите значение слова Подвиг в толковых словарях. (Работа в группах с разными словарями).

Подвиг:

А) Важное по своему значению деяние.

Б) Действие, совершенное в трудных, опасных условиях.

В) Самоотверженный, героический поступок.

(Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)

Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.

Беззаветный, бескорыстный поступок. Подвиг любви. ... (Д.Н. Ушаков)

Подвиг - героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный.

Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким- либо чувством.

(Большой толковый словарь русского языка)

- Какие виды подвига мы можем назвать, опираясь на словарные статьи и иллюстрации?

(Воинский, трудовой, гражданский).

Максим Горький сказал: «В жизни всегда есть место подвигу». (Слайд 2)

- Приведите примеры воинского подвига, трудового, гражданского.

(Выслушиваются ответы детей.) ( Слайд 3)

- Что общего у слов самоотверженность, самопожертвование?

- Каково лексическое значение этих слов?

(Выслушиваются ответы детей, одна из групп уточняет лексическое значение в толковых словарях).

Самоотверженность - качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью)...

Самопожертвование – жертвование своими интересами ради других. (Ожегов).

- Какое слово повторяется в лексическом значении слов? (Жертва, жертвование).

- Что означает слово жертва?

(Приходится расстаться с чем-то ценным, дорогим, без сожаления и принуждения, бескорыстно.)

- Чем жертвуют люди при свершении воинского, гражданского подвига, трудового?

- Как вы считаете, может ли подвиг быть духовным?

(Ответы детей).

- Послушайте стихотворение.

Слово о подвиге.
Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?

Мальчик, ребенок, бывало, спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.

Девочка – кроха, избу метет,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт -
Матушкин сон сторожит.

Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.

Я выбираю движение Быть,
Днём, и в ночи, и во мгле.
Вечное Быть – то Любовью светить
Ближнему, всем на Земле. (Татьяна Лепина).

- О каком подвиге шла речь в стихотворении?

(О появлении милосердия, любви к ближнему).

- Как вы думаете, чем жертвовали ребята?

(Выслушиваются ответы детей).

Работа с рассказом митрополита Антония Сурожского «О подвиге любви» (учебник стр. 91)

- Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит голову за други своя».

- Это была жертва ради других людей, может ли жертвовать православный человек чем-то ещё и ради кого?

(Выслушиваются ответы ребят. Например, отказаться от какого-то удовольствия).

- Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие, чтобы радость их души, потом была сильнее.

- Возможна ли, жертва ради себя? (Выслушиваются ответы).

- Сверим свои ответы с материалом учебника. Откройте, пожалуйста, страницу 90. Прочтите, начиная с 4 абзаца.

- Правы ли мы в своих высказываниях? Можно с уверенностью утверждать, что возможно свершить подвиг ради себя, своего блага.

- Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг к другу. О каких ещё отношениях Он говорил? (Об отношениях Бога и людей).

- Вспомните, к чему Христос призывал?

(Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумом твоим».)

- Христиане носят на груди нательный крестик, как знак любви Бога к людям.

- В чём, по вашему мнению, проявляется жертва Богу, приносимая христианином?

(Память о Боге и Его заповедях, стремление жить по ним).

- Вернёмся к стихотворению. (Слайд 4)

Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.

Я выбираю движение Быть,
Днем, и в ночи, и во мгле.

- Какое однокоренное слово к слову Подвиг встретилось в стихотворении?

(Движение).

- К чему можно двигаться (стремиться)?

(К цели, успеху, добру…).

- Значит подвиг – это движение от чего?

(От плохих качеств, привычек, жестокости, себялюбия, эгоизма).

- Давайте посмотрим, как это объясняется в нашем учебнике. (Страница 91)

- Каково значение слова подвижничество?

- Откройте страницу 92 учебника. Найдите ответ на вопрос, что же называется подвижничеством?

- Прочтите рассказ о епископе Акакии и ответьте на вопрос, в чём проявилось его подвижничество?

- Кто же такие подвижники? Как об этом сказано в нашем учебнике?

(Люди, жертвующих всем ради других, ради Бога. Избрав для себя, что-то важное и святое, они действуют в жизни только ради своей святыни).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Закрепление. Применение новых знаний.

Групповая работа. Чтение поучительных рассказов (текстов).

Приложение 1. «Сестра», «Хромой», Притча «Бедная вдова», «Теперь я не жадный», «Эффект бумеранга», «Подвиг длиной в жизнь».

- Поработаем в группах. У каждой группы есть рассказы, прочтите и приготовьтесь ответить на вопросы:

-Кто и какой поступок совершил?

-В чём проявилась самоотверженность, жертвенность?

-Почему этот поступок можно назвать подвигом?

- Какой вид подвига описан в рассказе?

-Что объединяет эти истории?

-Вспомните литературные произведения, в которых герои проявили самоотверженность в мирное время, в годы войны.

(Предполагаемые ответы детей: Лев Толстой «Котёнок», Нина Артюхова «Трусиха», Г. Набатов «Зина Портнова», Ю. Корольков «Лёня Голиков»).

- Выслушаем ещё две группы. (Работа по текстам 4 и 5 группы).

- О чём ваши произведения? ( Герои произведений поняли свою неправоту, освободились от жадности, равнодушия. Они двигаются от эгоизма.)

- Каково же значения слова подвиг с точки зрения православия?

(Это победа над собой, движение к сердечной чистоте, великодушию, отказ от зависти, жадности, умение принять свою неправоту и принести извинения).

- Такие подвиги после себя не оставляют памяти в веках, но очень важны.

IV. Систематизация и структурирование полученных знаний.

- Вспомните название темы нашего урока.

- Вспомните, о каких подвигах мы сегодня говорили?

- Изменилось ли ваше понимание значения слова подвиг?

«Подвиг есть и в сражении,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпении
Любви и мольбе». (Алексей Хомяков)

- Какие понятия разобрали на уроке?

- Откройте тетради, закончите предложения. (Слайд5)

1. Подвиг – это…

2. Жертва – это…

3. Подвижник – это

- Заполните схему: (Слайд 6) Проверьте себя. (Слайд 7).

t1635761859aa.png

t1635761859ab.png

V. Рефлексия. (Слайд 8)

Сегодня я понял…

Подумайте и запишите на сердечках, которые лежат у вас на парте, отчего бы вы могли отказаться и ради кого бы это сделали.

Приложение 2. https://yadi.sk/d/5Hr8JhnaBbt_LA

VI. Осмысление и запись домашнего задания.

- Вспомните слова Максима Горького.

(«В жизни всегда есть место подвигу») (Слайд 9).

- Сегодня предлагаю вам на выбор два задания:

Мини-проект на тему: «Трудовой подвиг моих родных».

Или написать сочинение-размышление на одну из тем:

1. «Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний и почему?»

2. «Чем я жертвую ради друзей и близких людей?»

3. « Кто и чем жертвует ради меня».



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.