Методическая разработка родительского собрания «Секретный мир родительской любви»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Эндирейская средняя общеобразовательная школа № 2
Методическая разработка родительского собрания
«Секретный мир родительской любви»
Выполнила:
Атаева Сабина Камиловна
Заместитель директора по влспитательной работы
МКОУ «Эндирейская СОШ № 2»
Эндирей 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка.
Конспект родительского собрания
Самоанализ мероприятия
Приложение №1. Индивидуальная карточка родителя
Приложение №2. Плакат "Правила работы в группе"
Приложение №3. Памятка на ладошке:
Презентация № 4 «Что такое родительская любовь»
Приложение №.5 Протокол родительского собрания
Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
В наш век задача воспитания становится особенно трудной в связи со многими причинами: ритм жизни современного общества «ворует» у родителей много времени, необходимого для общения с детьми и создания тех отношений, которые строятся на искренней родительской любви. Семейные проблемы, такие как неустроенность быта, нехватка материальных средств, разные интересы супругов в проведении досуга часто разрушают семьи, в фундаменте которой изначальна была любовь. В итоге страдают дети, которые оказываются только с одним из родителей и страдают от недостатка любви и общения обеих родителей.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями педагог может увидеть проблемы семьи. Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе. Ведь семья является первоисточником и образцом формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Выбор темы родительского собрания «Секретный мир родительской любви» связан напрямую с остротой проблемы в классе, в котором я работаю. В моём классе учатся дети, семьи которых находится в трудной жизненной ситуации. Взрослые за решением своих «важных» проблем порой забывают, что они ,прежде всего, - родители. Он этого страдают именно дети.
Моё родительское собрание должно помочь родителям определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери.
Конспект родительского собрания
Тема родительского собрания: Секретный мир родительской любви
Цель:формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителями и ребенком.
Задачи:
1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
4. Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
5. Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
6. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Оборудование: Презентация «Что такое родительская любовь?», доступная сеть интернета, педагогическая литература, карточки-сердечки с описанием моделей стилей воспитания любовь, памятки для родителей на детских ладошках
Форма проведения: творческая лаборатория родительских отношений.
План проведения родительского собрания.
I. Организационно- мотивационный блок
1) Приветствие. Организация групп для работы в творческой мастерской родительских отношений.
2) Мотивация и постановка проблемы для работы.
II. Информационно- аналитическийблок
1) Информационное сообщение классного руководителя: «Какая ты родительская любовь?»
2) Практическая работа по созданию секретной формулы родительской любви
3) Родительская дискуссия: «В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети»
4) Открытый разговор: «Какие способы выражения родительской любви наиболее необходимы вашему ребенку?»
III. Рефлекционно-оценочный блок
Подведение итогов.
Рефлексия
Минуты благодарности.
Ход проведения собрания
I. Организационно-мотивационный ,блок
А) Приветствие. Организация групп для работы в творческой лаборатории родительских отношений.
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я приглашаю вас в нашу творческую лабораторию родительских отношений, где нам предстоит вместе создать то…, а впрочем, давайте не будем забегать вперёд, присаживайтесь на удобное для вас место и послушайте, на мой взгляд, удивительную притчу.
Б) Мотивация и постановка проблемы для работы.
Чтение учителем притчи под музыкальное сопровождение с просмотром слайдов презентации «Что такое родительская любовь?»:
Притча
Где-то в звёздном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой… Она любила, свесив ножки покачаться на луне, видела парад планет, встречалась с другими звёздами. Однажды она пролетала над землёй и её привлек слабый отблеск огня. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут её осенило- огонёк горит для неё!. Это её ждут там , на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала:” Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня.”
Господь согласился: “ Лети. Этот огонь выбрал тебя!” и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар, поэтому берегите своё ненаглядное солнышко!
Засветило наше солнышко на небосклоне нашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.
И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало. Как вы думаете, что для этого надо сделать? Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.
Как вы думаете, с какой целью мы собрались в нашей родительской лаборатории.( Ответить на вопрос, что такое родительская любовь?)На сколько эта тема будет интересна для вас? На какие вопросы вы хотите получить ответ?( вопросы родителей фиксируются в индивидуальной карточке родителя (приложение 1.)Учитель обобщает вопросы и ответы родителей, формулируя тему родительского собрания:
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что нас ждёт кропотливая, но интересная работа по созданию той единственной идеальной формулы воспитания родительской любви.
II. Информационно- аналитический блок
1) Информационное сообщение на тему «Какая ты родительская любовь?"
Не секрет, что символом любви является сердце. У нас творческой лаборатории уже созданы несколько любовных моделей, используемых родителями в воспитании своего ребёнка. На сколько они удачны и применимы в воспитании детей, решать вам.
( Один из родителей поочерёдно снимает сердечко с доски и читает предложенное определение. Определяются «+» и «–» каждого примера, даётся совет, как уберечь своего ребёнка от отрицательного воздействия такого стиля воспитания.
А) Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Модель семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом, чтобы этого мне не стоило. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
« +» Если ребенок чувствует любовь, добро, приятие, уважение, интерес к нему, то он позитивно запоминает то, что происходит и говорится вокруг, он формируется как личность с избытком душевных сил.
«–» Такая форма родительской любви переходит в родительскую навязчивость.
Совет: «Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их».
Б) Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по такой модели: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
« +» Имеется родительская симпатия и уважение
«–» Мало родительского общения из-за дефицита времени и занятости.
Совет: Если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослого на него постоянно нет времени, будет искать среди чужих людей родственные души, тем самым отдаляясь от своих родителей».
В) Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Модель такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
« +» Имеется родительская симпатия, близость.
«–» Отсутствие уважения, чрезмерная опека, недоверие ребёнку
Совет: Вот один из вариантов мудрого отношения к своему ребёнку: “Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе помогу”.
Г) Авторитарная (симпатия, близость, собственническое отношение)Модель такова: мой ребенок, что хочу, то и делаю. Для этого стиля характерны полное уничтожение личности ребенка и подавление его способностей и личностных качеств. Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что мы главные в доме, так как являемся твоими родителями.
« +» имеется родительская симпатия, близость.
«–»собственническое отношение, нет права у ребёнка на собственный выбор.
Совет:Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так : “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим – почему и зачем”.
2) Практическая работа по созданию секретной формулы воспитания родительской любовью.
А какая она безусловная или идеальная любовь? Какая её модель? Вы создадите её сами, работая в группах.
У меня в руках 3 части одного большого родительского сердца - модель родительской любви, которую мы будем создавать в нашей лаборатории.
1 часть сердечка отдаю 1 группе родителей, которые попробуют себя в роли детей. Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 7- 8 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми. Может быть, это будут короткие эпизоды или мельчайшие детали, но именно в такие моменты вы понимали, что вас любят, о вас заботятся. Вы можете написать или нарисовать, создавая модель родительской любви детскими глазами.
2 группе родителей я передаю вторую частичку. Вы родители с большим опытом воспитания детей, которые имеют свои суждения по данному вопросу. Ваша задача пообсуждать вместе и создать модель родительской любви, как вы это видите.
3 группе родителей я передаю вот эту серединку. Вы, используя различные источники информации ( интернет, педагогическую литературу, высказывания великих педагогов) подберёте материал, который по вашему мнению соответствует понятию – идеальной любви.
Напоминаю вам правила работы в группах (Плакат. Приложение №2).
3) Групповая дискуссия: «В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети»
В ходе дискуссии собираются все части сердца и суждения родителей сравниваются с эталоном:
Безусловная любовь - любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь — это любовь, не зависящая ни от чего: внешности, способностей, недостатков; наших ожиданий в будущем; от его сегодняшнего поведения.
Завершением групповой дискуссии является знакомство с реальными детскими рассуждениями по поводу проявления родительской любви. На данном этапе родители могут сравнить свои размышления и реальные представления и ожидания детей.
4. Открытый разговор на тему: «Какие способы выражения родительской любви наиболее необходимы вашему ребенку?»
Какие способы выражения родительской любви наиболее необходимы вашему ребенку? Задавались таким вопросом? (Ответы родителей)
Обобщение ответов и дополнение информации
Один из способов выражения родительской любви - это контакт глаз
В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку? Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем («ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил»). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.
Ещё ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка («видеть тебя не хочу»). Это тоже пример обусловленной любви. Контакт глаз — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются.
2 способ – физический контакт
Когда между вами и вашими детьми происходит физический контакт? (поглаживание рукой по головке, поцелуй, взять руку ребёнка в свою родительскую руку) Каким он может быть?
3 способ – пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку. Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Умеете ли вы использовать эти способы выражения родительской любви? Когда вы будете общаться со своим ребёнком, используйте их, чтобы он мог почувствовать вашу любовь.
III. Рефлекционно -оценочный блок.
1) Рефлексия
Наше собрание подошло к концу. Сегодня вы работали в группах. Как вы думаете, у нас получилось создать модель воспитания любовью. Приготовьте свою индивидуальную карточку родителя. Заполните пустые ячейки таблицы. Я предлагаю высказаться каждому по очереди, продолжая фразу:“Сегодня на родительском собрании я понял(а) , что воспитание родительской любовью – это ….)
2) Подведение итогов собрания.
Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Надо беречь любовное единство семьи, не стесняясь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Дети нуждаются в общении. Нужно помнить, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. (Приложение №3) Пусть они напоминают вам о том, что папа и мама не имеют права выпускать из своей большой ладони детскую, т.е. оставить своего ребенка без поддержки, понимания и заботы.
Любите своего ребенка за то, что он есть. Ведь ребенок ждет любви, он в ней нуждается.
3) Минута благодарности.
Учитель, психолог и представитель школьной администрации благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.
Самоанализ родительского собрания « Секретный мир родительской любви».
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семейном воспитании родительской любовью. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, но разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери. Цели данного собрания соответствуют его результату. Выбор формы проведения собрания, как творческая лаборатория родительских отношение, обусловлен желанием включить всех родителей в активную деятельность, сделать их соучастниками совместного дела по созданию идеальной модели воспитания, основанной на родительской любви. Собрание поделено на несколько блоков, что позволяет логично выстроить ход проведения данного мероприятия.
В первом блоке собрания идёт организация родителей на работу, использование притчи помогает смотивировать родителей на работу, создать эмоциональный настрой, самостоятельно определить тему и выделить ту группу вопросов, на которые они хотели бы получить ответ. Использование индивидуальных родительских карточек, как одного из приёмов технологии развития критического мышления, помогло фиксировать область знаний родителей по теме.
Во втором блоке родители получают информационные знания по теме отдельными частями, что позволяет сконцентрировать внимание родителей на каждую модель воспитания, определить её положительные и отрицательные стороны, каждый раз сравнивая с собственной моделью. Такие формы работы как практическая работа в группах, участие в родительской дискуссии и открытом разговоре не только пополняет копилку знаний в вопросах семейного воспитания, но и способствует формированию коллектива родителей и развитию их коммуникабельности.
В третьем блоке дается собственная оценка своей работе. Родители получают памятки-ладошки, которые необходимы для того, чтобы найти контакт со своим ребенком.
Использование на собрании различных форм работы (опрос, обсуждение, групповая работа, совместное творчество – собирание частичек сердца) позволили мне решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребенком и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на правильное воспитания детей.
Для интенсификации использованы следующие приёмы:
- приготовлены индивидуальные карточки и методические материалы для родителей;
- управление деятельностью осуществлялось через работу в группах.
Методы проведения собрания продиктованы необходимостью экономии времени. Данные методы позволили реализовать два канала восприятия – аудиальный и визуальный. В ходе собрания сочеталось использование элементов нескольких педагогических технологий: информационно-коммуникативной, личностно-ориентированной, технология развития критического мышления.
Были созданы все необходимые условия:
- учебно-материальные – оборудование
-морально-психологические - психологический настой, психологическая поддержка, положительный эмоциональный климат на собрании;
- эстетические – красочное оформление презентации к собранию, стихи для психологического настроя.
- временные – экономия времени осуществлялась за счёт использования ИКТ.
Поставленные цели в ходе собрания были реализованы полностью.
Приложение 1.
Индивидуальная карточка родителя
Индивидуальная карточка родителя Ф.И.О ___________________________ | |||
Тема | |||
Что я знаю по этой теме | Что хочу узнать | Что узнал | У меня остались вопросы |
| | | |
Закончи предложение “Сегодня на родительском собрании я понял(а) , что воспитание родительской любовью - это |
Приложение 2
Приложение 3
Памятка на ладошке:
МАМЫ И ПАПЫ
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
Список использованной литературы:
1. Буянов М.И. Ребёнку нужна родительская любовь. - М.,1984.
2. Гаранина Е. Ю. Семьеведение. - М., Флинта,2009.
3. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М., Академия, 2000.
4. Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», - М.,1982.
5. Прохорова О. Г. «Мы и наши дети: как построить отношения в семье», -Спб.: КАРО,2007.
6. http://www.skalpil.ru/411-kakoy-dolzhna-byt-nastoyaschaya-roditelskaya-lyubov.html
7. http://libsib.ru/psichologiya/semya-glazami-rebenka/roditelskaya-lubov-kak-rebenok-ee-vosprinimaet