Серия уроков математики для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием технологии дифференцированного обучения
Методическая разработка «Серия уроков математики для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием технологии дифференцированного обучения»
Вологжина Надежда Дмитриевна,
учитель математики
ГОКУ «СКШ № 5 г. Иркутска», Иркутская область
ВВЕДЕНИЕ
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, – одна из наиболее острых в теории педагогики и практики коррекционной школы.
Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми обучающимися. В обучении математике учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данная проблема очень актуальна. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает значительные затруднения у большого количества обучающихся, так как требует более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Добиться усвоения математического материала всеми обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на одинаково высоком уровне невозможно ввиду их специфических особенностей.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. Это возможно, если использовать технологию дифференцированного обучения, которая осуществляется как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей обучающихся - дифференцированный подход, так и в форме системы уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.
И.М. Осмоловская дает следующее определение понятию: «дифференциация обучения» — это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. [3]
Дифференцированный подход в обучении — это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения, или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.
Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению предметного содержания. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом – уровень возможностей. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.
Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы каждый ученик имел возможность выбирать свой путь освоения учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника на отдельном уроке и в процессе всего обучения. [6]
Применение дифференцированного подхода к обучающимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
В данной методической разработке представлены технологические карты уроков математики с использованием технологии дифференцированного обучения. Дифференцированный подход реализуется в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Не обязательно дифференцировать все этапы урока. Я определяю, нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитывая тип урока, его цели и содержание. Предлагаю обучающимся дифференцированные задания на тех этапах урока, где это необходимо.
Дифференцированные задания представлены в трех уровнях: I – низкий; II – средний; III – высокий.
Критерии оценки: нет ошибок – 5; 1 или 2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3; больше 3-х ошибок –? (еще раз повтори пройденную тему).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
Технологическая карта № 1
Тема: «Приёмы устных вычислений» (1)
Класс, предмет: 5, математика
Тема урока: «Приёмы устных вычислений»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель: уметь применять приемы устных вычислений арифметических действий умножения и деления.
Задачи:
- освоение знаний о приемах устных вычислений замена числа разрядными единицами;
- овладение умением использовать приёмы для устных вычислений;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты У учащихся будут сформированы: |
Предметные результаты Учащиеся научатся: |
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; - положительное отношение к урокам математики. |
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - выполнять внетабличное умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления. |
I - низкий уровень
II - средний уровень
III - высокий уровень
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Методы обучения | |||||||||||||||||||||||||
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) |
Обеспечение благоприятного настроя Задает вопросы: - Как вы понимаете смысл данной пословицы? «Без труда нет добра» - Какой вывод можно сделать? Организует запись в тетрадь число и классная работа. |
(Настраиваются на урок) Приветствуют учителя Отвечают на вопрос Чтобы допиться успеха, нужно трудиться |
Формирование готовности восприятия учебного материала
|
|||||||||||||||||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
(Организация подготовительных заданий к новой теме) Проверка владения материала прошлых уроков. - Проверим знания прошлых уроков. Верно? Неверно? I - Если число 340 увеличить на 20, то получится 520. Число 600 меньше, чем 700, на 100. II - Сумма чисел 170 и 300 равна 460 Сумма чисел 400 и 100 равна 500 III - 8 сотен больше, чем 3 десятка, на 770 Если из 740 вычесть 70, то получится 610 |
Решают устно математические выражения
Неверно Верно Неверно Верно Верно Неверно |
Устный счет |
|||||||||||||||||||||||||
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.3. Первичное закрепление
3.4. Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
|
(Создание проблемной ситуации) - Как вы думаете, чем отличаются устные приемы вычислений от письменных? - Важно ли уметь вычислять устно? Почему? -Какая тема урока? -Что хотите узнать? Чему научиться?? - Прочитайте название раздела, который начнете изучать сегодня на уроке. - Что узнаете? Чему научитесь? Организует объяснение нового материала -Научиться устно вычислять не так легко, так что будьте внимательны. III, II - Рассмотрим выражение 180 × 4 = Заменим сотнями и десятками, а именно 18 дес × 4 =72 дес. 900 : 3 = 300, потому что 9 сот : 3 = 3 сот. I – 120 × 2; 120 это 12 десятков. 12 дес × 2 = 24 дес. Значит, 120 × 2=240.
Организует работу с учебником - Сравним и вычислим 7 дес. × 3 = 21 дес. 21 дес. : 3 = 7 дес. 70 × 3 = 210 210 : 3 = 70 - Далее самостоятельно Организует первичное закрепление материала Организует работу по учебнику: № 685 (1,2 ст.) стр. 153 Организует самостоятельную работу - Теперь предлагаю поработать самостоятельно.
Организует проверку по эталону:
Организует работу с задачей - Предлагаю вам выполнить задачу № 689 стр. 153 Прочитайте задачу. О чем она? Что известно в задаче? Какой вопрос задачи? Составьте краткое условие. Решите задачу.
Организует подведение итогов -Какая была тема нашего урока? -Как выполнять деление или умножение трехзначных чисел, оканчивающихся 0? |
Отвечают на вопросы Определяют тему урока
Ставят цели урока Читают название раздела Отвечают на вопрос Слушают учителя Запоминают последовательность Выполняют задания в тетради. Решают выражения: 20 × 5=100, 200 × 5=1000, потому что 2 сот × 5=10сот, 23 × 4=92, 230 × 4=920
Выполняют задания
Самостоятельно работают по карточкам
Проверяют и оценивают свои работы
Работают по содержанию задачи. Читают задачу. Отвечают на вопросы учителя. Составляют краткую запись задачи. Отвечают на вопросы по определению способов решения задач. Решают задачу в тетради. Записывают ответ задачи Отвечают на вопросы |
Проблемный диалог
Постановка системы перспектив
Объяснение
Упражнение Работа с учебником
|
|||||||||||||||||||||||||
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 154 № 691 I – 1 ст.; II – 2 ст.; III – 1,2 ст. Теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке Продолжите фразы: Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… |
Записывают домашнее задание
Оценивают свою деятельность |
Инструктаж
Самооценка |
Технологическая карта № 2
Тема: «Приемы устных вычислений» (2)
Класс, предмет: 5, математика
Тема урока: «Приёмы устных вычислений»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель: уметь применять приемы устных вычислений арифметических действий умножения и деления.
Задачи:
- освоение знаний о приемах устных вычислений: умножение суммы на число и деление суммы на число;
- овладение умением использовать приёмы для устных вычислений;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты У учащихся будут сформированы: |
Предметные результаты Учащиеся научатся: |
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; - положительное отношение к урокам математики. |
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - выполнять внетабличное умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления. |
I - низкий уровень
II - средний уровень
III - высокий уровень
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы обучения |
||||||||||||||||||||
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) |
(Обеспечение благоприятного настроя) Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Очень строгая наука, Интересная наука – Это математика! Организует запись в тетрадь число и классная работа. |
(Настраиваются на урок) Приветствуют учителя Слушают стихотворение
Записывают число |
Формирование готовности восприятия учебного материала |
||||||||||||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
Организует подготовительные задания к новой теме. Проверка домашнего задания. - Чтобы начать нам работать и заниматься мы немного посчитаем. - Давайте выполним вычисления, расставим слова в порядке возрастания соответствующих ответов, расшифруем загадку и отгадаем её.
|
Выполняют задания
Ответ: на суках висят шары, посинели от жары. (сливы)
|
Устный опрос
Упражнение
|
||||||||||||||||||||
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.3. Первичное закрепление
3.4. Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
|
(Создание проблемной ситуации) Посмотрите на следующее выражение: 900:300 Кто догадался, как найти значение этого выражения, используя взаимосвязь умножения и деления? - Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами поговорим? - Какая тема урока будет? - Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Организация «открытия» нового знания с опорой на подготовительную работу, на знание детей Организует работу с учебником - Посмотрите, как выполнили вычисления - Какие математические свойства применили? - Кто расскажет алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное?
Организует первичное закрепление материала Организует работу по учебнику. - Вычислите с устным объяснение:
Организует самостоятельную работу - Теперь предлагаю поработать самостоятельно.
Организует проверку по эталону и самооценку по критериям (Приложение 1) Организует работу по задаче - Прочитайте задачу. О чем она? Что в ней известно? - Какой главный вопрос? Составим краткое условие.
- Если нам известно, что утром расходуют 6 ведер воды, а вечером 9 ведер. Что мы можем узнать по этим двум данным? - Как мы это можем узнать? - Как узнать, сколько ведер воды расходуют в неделю? - Запишите ответ. - Найдите 2 способ. Запишите его.
Организует подведение итогов -Какая была тема нашего урока? - Какой приём мы сегодня вспомнили? |
Отвечают на вопросы
Определяют тему урока - приёмы устных вычислений; - знать приёмы устных вычислений; уметь их применять
Умножение суммы на число и деление суммы на число 1 множитель представляем в виде суммы разрядных слагаемых. Получилось математическое выражение: умножение суммы на число. Далее каждое слагаемое умножаем на второй множитель. Решают математические выражения Объясняют 303*2 = (300+3)*2=600+6=606 205*3=(200+5)*3=600+15=615 120*4=(100+20)*4=400+80=480 230*3=(200+30)*3=600+90=690 42:3=(30+12):3=10+4=14 420:3=(300+120):3=100+40=140 560:4=(400+160):4=100+40=140 840:7=(700+140):7=100+20=120 Выполняют задание Проверяют и оценивают свою работу
Работают самостоятельно
Проверяют
Читают задачу
Отвечают на вопрос: - Сколько ведер воды расходуют каждый день 1 способ 1) 6+9=15 (в) - утром и вечером 2) 15*7=105 (в) - за неделю 2 способ: 1)6*7= 42(в) утром за неделю 2)9*7=63 (в) вечером за неделю 3)42+63=105 (вед) Записывают ответ
Отвечают на вопросы |
Проблемный диалог Постановка системы перспектив
Работа с учебником
Объяснение
Работа с учебником
Упражнение
Самостоятельная работа
Самооценка
Работа с учебником
Беседа |
||||||||||||||||||||
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 156 № 716. I – 1 пр.; II – 1,2 ст.; III – 1,2,3пр. - Теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке |
Записывают домашнее задание
Оценивают свою деятельность |
Инструктаж
Самооценка |
Приложение 1
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
330*3= (300+30)*3=900+90=990 960:8=(800+160):8=100+80=180 850:5=(500+350):5=100+70=170 240*4=(200+40)*4=800+80=880 |
330*3= (300+30)*3=900+90=990 960:8=(800+160):8=100+80=180 850:5=(500+350):5=100+70=170 240*4=(200+40)*4=800+80=880 130*6=(100+30)*6=600+180=780 910:7=(700+210):7=100+30=130 |
462*3 = (400+60+2) * 3 = 1200+180+6 = 1386 465:15 = (300+165):15 = 20+11=31 340*4 = (300+40)*4 = 1200 + 1600 = 2800 910:7 = (700+210):7=100+3=103 1120:5=(1000+120):5=200+24=224 480:3=(300+180):3=100+6=106 |
Технологическая карта № 3
Тема: «Приемы устных вычислений» (3)
Класс, предмет: 5, математика
Тема урока: «Приёмы устных вычислений»
Тип: урок «открытия нового знания»
Цель: уметь применять приемы устных вычислений арифметических действий умножения и деления.
Задачи:
- освоение знаний о приемах устных вычислений: применение свойства взаимосвязи компонентов при делении и умножении;
- овладение умением использовать приёмы для устных вычислений;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты У учащихся будут сформированы: |
Предметные результаты Учащиеся научатся: |
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; - положительное отношение к урокам математики. |
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный; - выполнять внетабличное умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями; выполнять проверку арифметических действий умножения и деления. |
I - низкий уровень
II - средний уровень
III - высокий уровень
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы обучения |
|||||||||
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) |
(Обеспечение благоприятного настроя) Давайте, ребята, учиться считать Трехзначные числа вычитать, прибавлять. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Организует запись в тетрадь число и классная работа. |
(Настраиваются на урок)
Записывают в тетради число |
Формирование готовности восприятия учебного материала |
|||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
(Организация подготовительных заданий к новой теме) -Запиши цифрами: I - 7 сотен 5 дес. 2 ед. 8 сотен 3 дес. II – 1 тыс 6 сотен 3 дес 9 ед. 9 сот 9 дес 9 ед III – 1 тыс. 4 сот. 9 ед. 4 сот 1 ед 4 тыс 5 дес -Дополните до 800 числа: I - 760, 500, 400, 50 Дополните до 900 числа: II – 450, 710, 195, 600 Дополните до 950 числа: III – 700, 690, 150, 871 - Решите математические выражения с объяснением: I- 180*4, 560:4 II - 240*3, 960 : 6, 680:60 III – 975:5, 840: 7, 1890:9, 140*6 |
Решают устно и письменно математические выражения
Вспоминают ранее изученные приемы устных вычислений
Решают с объяснением |
Устный опрос
Письменный опрос |
|||||||||
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.3. Первичное закрепление
3.4. Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
|
(Создание проблемной ситуации) Вставьте пропущенные числа. Х*4=48, Х*3=600 12*Х=48 , 200*Х=600 48 : Х=12 600:Х=200 - Каким свойством вы пользовались при решении данных уравнений? - Посмотрите на следующее выражение: 900:300 - Кто догадался, как найти значение этого выражения, используя взаимосвязь умножения и деления? - Какая тема урока будет? -Что хотите узнать и чему научиться?
(Организация «открытия» нового знания с опорой на подготовительную работу, на знание детей) Давайте прочитаем правило, и подтвердим наши выводы. Выполним задание: - Вы отлично справились с заданием! - Выполним задание:
Организует работу по учебнику. -Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:
Организует самостоятельную работу - Вы отлично справились с заданиями! Теперь я предлагаю поработать самостоятельно.
Организует проверку по эталону. (Приложение 1) Организует работу с задачей стр. 161 № 757 - Прочитайте задачу. О чем она? Что в ней известно? -
Организует подведение итогов -Какая была тема нашего урока? - Какой прием мы сегодня отрабатывали? |
Определяют тему урока
Свойство взаимосвязи компонентов при делении и умножении 300*3=900, значит 900:300=3 Приемы устных вычислений
Ставят цели урока
Выполняют задания в тетради. Решают выражение
Решают выражения 240:3+7*2=80+14=94 240: (3+7)*2= 240:10*2=24:2=12 640:8-4*5=80-20=60 640: (8-4)*5= 640:4*5=160*5=800 0*28:4=0 1*28:4=7
Выполняют задание 15+(75-25):5=25 72: (9*8)-1=0
Работают самостоятельно
Проверяют свои работы Ставят оценки
Читают задачу Отвечают на вопросы Работают над задачей
|
Проблемный диалог Упражнение
Постановка системы перспектив
Работа с учебником Объяснение
Упражнение
Работа с учебником
Упражнение
Самостоятельная работа
Самооценка
Организация работы с книгой
Упражнение
Беседа
|
|||||||||
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 151 № 669 I – 1ст..; II, III – 1,2 ст. - Теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке Продолжите фразы: Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… |
Записывают домашнее задание
Оценивают свою деятельность
|
Инструктаж
Самооценка |
Приложение 1
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
360:6 =60, т.к. 6*60=360 250:5=50, т.к. 5*50=250
|
560:70=8, т.к. 70*8=560 720:4=180, т.к. 4*180=720 135:9=15, т.к. 9*15=135
|
864:4=216, т.к. 4*216=864 287:7=41, т.к. 7*41=287 512:8=64, т.к. 8*64=512 |
Технологическая карта № 4
Тема: «Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные и равносторонние».
Класс, предмет: 5, математика.
Тема: Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.
Тип: открытие «нового» знания.
Цель урока: уметь различать треугольники по видам и называть их.
Задачи:
- освоение знаний о видах треугольников;
- овладение умениями различать треугольники по видам и называть их;
- развитие умения выполнять задания творческого и поискового характера.
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Предметные результаты |
У учащегося будут сформированы: - правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности; - навыки в проведении самоконтроля и самооценки, результатов своей учебной деятельности. |
Учащийся научится: - измерять длину отрезка; Учащийся получит возможность научиться: - различать треугольники по соотношению длин сторон. |
I - низкий уровень
II - средний уровень
III - высокий уровень
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) |
Создаю эмоциональный настрой - Ребята, сегодня на урок к нам из Страны Знаний прилетела одна замечательная птица. И она очень хочет рассказать о себе следующее: У нее глаза большие, - Что же это за птица к нам прилетела? - А что вы знаете о сове? - Как вы думаете, почему к нам на математику прилетела именно она? - Верно, сова — это символ мудрости. - И сова хочет сегодня с нами поделиться своей мудростью, но только если мы выполним все задания, которые приготовила нам наша гостья. |
Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы учителя: - К нам прилетела сова
- Сова – это хищник. Она охотится только ночью и т.д.
- Сова прилетела к нам на математику, потому что она является символом мудрости.
|
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Целеполагание
2.2 «Открытие» нового знания
2.3. Первичное закрепление
2.4. Самостоятельная работа |
- Сова предлагает нам три конверта, в каждом из которых задание. - Предлагаю открыть первый конверт. Читаю задание - Рассмотрите геометрические фигуры и вспомните, как они называются. Подумайте, на какие две группы их можно разделить. Вы можете обсудить это в парах Предлагаю высказать мнения. - Так как называются данные геометрические фигуры? -На какие 2 группы вы бы их разделили?
-Какие геометрические фигуры отнесли к 1 группе? Под какими номерами? - Какие ко второй группе?
- Ребята, обратите внимание на треугольники. Почему у них такое название? Как вы думаете, можно ли их тоже разделить на группы? - Вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока?
- Чему же мы будем учиться на уроке? - Для того, чтобы открыть следующий конверт и выполнить задание, нам необходимо узнать какие же бывают треугольники. Я предлагаю вам из счетных палочек, которые лежат у вас на столах, сложить треугольники. Обратите внимание, что у вас палочки разной длины: 3 короткие, 2 подлиннее и 1 самая длинная. Выберите каждый себе любые 3 счетные палочки. Сложите треугольник. Палочки какой длины вы использовали?
- Как вы думаете, из каких 3 палочек невозможно построить треугольник? Побуждаю к высказыванию своего мнения - Почему? - Верно. Ломаная линия не замкнулась, поэтому треугольник не получился. - Что можно сказать о длинах сторон треугольника, составленного из 3 коротких палочек? - Выделите корень в словах «стороны» и «равные». - Как вы думаете, какое у этого треугольника название? Как он называется? - А что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из двух длинных палочек и одной короткой? - Кто из вас знает, как называются такие треугольники? - Я вам помогу. Такие треугольники принято называть равнобедренными. - Что можно сказать о сторонах треугольника, составленного из 3 разных палочек? - Как же тогда можно назвать этот треугольник? Выделите корень в словах «разные» и «стороны». Подводит учащихся к выводу - Так на какие группы можно разделить все треугольники по соотношению длин их сторон? - Теперь вы можете справиться со вторым заданием совы. Откроем конверт и прочтем задание. Распределить во видам треугольники стр. 79 № 255. - Какой инструмент поможет нам выполнить это задание? - Возьмите в руки линейку и измерьте стороны треугольника под номером 1 и сравните их длины. - Какие длины сторон имеет этот треугольник? - Как называется этот треугольник? - Верно. Найдите еще один разносторонний треугольник из предложенных. - Какой это треугольник? - А теперь найдите треугольники, у которых равны хотя бы две стороны? -Какие это треугольники? - Назовите длины сторон. - Как они называются? - Измерьте длины стороны оставшихся треугольников под номерами 2 и 6. Назовите их. - Как называются такие треугольники? -Подумайте и ответьте на вопрос: «Можно ли равносторонние треугольники назвать равнобедренными?» - Действительно. Равносторонние треугольники являются еще и равнобедренными. Организует самостоятельную работу (Приложение 1) - Откроем следующий конверт с заданием. Последний. В нем задание уже сложнее. Сова хочет посмотреть, насколько вы были внимательны сегодня. Читаю задание: начертите на листе бумаги 3 треугольника: равносторонний, разносторонний, равнобедренный и подпишите их названия. А теперь я предлагаю вам поменяться работами со своим товарищем, взять линейки и проверить, верно ли справился с заданием ваш одноклассник. - Верните работы своим товарищам. -Поднимите руку, у кого не получилось? - В следующий раз обязательно все получится Подведем итог: - Что мы с вами делали, выполняя это задание? - Сова в прекрасном настроении, потому что мы очень порадовали птичку своими знаниями, и она награждает нас своей мудростью – это медальки, которые вы заслужили. |
Внимательно слушают учителя
Обсуждают решение данной задачи в парах.
Отвечают на вопросы учителя - Эти геометрические фигуры-многоугольники. - 1 группа – это четырехугольники, вторая группа- треугольники.
-К первой группе мы отнесли фигуры под номерами: 1,3,5,7. -Ко второй группе- фигуры под номерами: 2,4,6,8.
Высказывают свои мнения. - Имеют 3 стороны, 3 вершины, 3 угла
Самостоятельно формулируют тему и цель урока. -Тема урока: Виды треугольников - Мы будем учиться определять виды треугольников.
Внимательно слушают учителя
Осуществляют подготовку.
Выполняют задание. - Две одинаковые длинные и одну короткую (три короткие или три палочки разной длины)
Высказывают свои предположения. - Из 2 коротких и одной длинной.
- Они одинаковые, равные.
- Равносторонний.
- У этого треугольника 2 стороны одинаковые.
Высказывают свои предположения.
- Все стороны разной длины.
- Разносторонний.
- Равносторонние, равнобедренные и разносторонние.
Слушают задание
Читаю задание
- Линейка.
Выполняют задание
- 2см, 5см, 4см
- Разносторонний Находят еще один разносторонний треугольник.
- Треугольник под №4 Осуществляют поиск
- Треугольники под №3 и №5 - 2см и две стороны по 3см 5мм - Равнобедренные Измеряют стороны треугольников Отвечают на вопросы
- Равносторонние Высказывают свои предположения
Готовятся к выполнению задания, внимательно слушают свою задачу.
Самостоятельно выполняют предложенное задание.
Проводят взаимопроверку
- Учились конструировать разносторонние, равносторонние и равнобедренные треугольники. Внимательно слушают учителя, получают награду от совы. |
3. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
-Наш урок подходит к концу. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. стр. 82 № 265 I – 1); II – 3), III – 2) - Что нового вы сегодня узнали? Чему учились? - Для чего нам эти знания? - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -На слайде представлен воздушный шар, а чуть ниже смайлики.
- Если на уроке вам было интересно, и вы не испытывали трудностей, хорошо усвоили тему, поместите веселый смайлик в корзину воздушного шара. - Если у вас были трудности и тему вы не усвоили, поместите смайлик с грустной эмоцией. - Я очень рада, что все сегодня чему- то научились. |
Записывают домашнее задание
Отвечают на вопросы учителя - Узнали какие бывают треугольники -Учились различать разносторонние, равносторонние и равнобедренные треугольники. - Нам нужно эти знания для того, чтобы не допускать ошибок в обучении. Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «Воздушный шар». |
Приложение 1
1 уровень (низкий) |
2 уровень (средний) |
3 уровень (высокий) |
Объедините фигуры в три группы: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. |
Начерти прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. Обозначь их буквами.
|
1. Начерти прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. Обозначь их буквами. Измерь длину и сравни. |
Технологическая карта № 5
Тема: «Закрепление изученного»
Класс: 5, математика.
Тема урока: «Закрепление изученного».
Тип: урок отработки умений и рефлексии.
Цель: уметь применять приемы устных вычислений арифметических действий умножения и деления.
Задачи:
- овладение умением использовать различные устные приемы при решении математических выражений;
- развитие математической речи, наблюдательности, умения анализировать, делать выводы, осуществлять самопроверку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты. У учащихся будут формироваться: |
Предметные результаты Учащийся научится: |
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
|
- выполнять внетабличное умножение и деление; -выполнять проверку арифметических действий умножение и деление; - анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах; - изображать геометрические фигуры. |
I - низкий уровень
II - средний уровень
III - высокий уровень
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Приветствует учащихся. Психологически настраивает их на урок с помощью стихотворения. Просит записать число и классную работу.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок. Записывают число. |
Формирование готовности восприятия учебного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
Организует актуализацию опорных знаний - Чтобы вспомнить темы прошлых уроков, найдите ответы на все вопросы в кроссворде. 1.Число, которое делим. 2.Числа, которые умножаем. 3.Число, на которое делим. 4.Результат умножения. 5.Результат деления. 6.Уменьшить в несколько раз – значит … 7. Сложение одинаковых слагаемых – это …
|
Активизируют знания прошлых уроков в форме устного счета
Находят ответы в кроссворде |
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 Целеполагание
2.2. Обобщение затруднений во внешней речи
2.3. Самостоятельная работа
|
Подводит к теме урока с помощью вопросов -Что вы только что делали? - Если вы откроете учебник, то увидите, что мы на последней странице по нашей большой темы «Приемы устных вычислений». - Что вы хотите сегодня узнать, чему научиться?
Организует работу с учебником - Замените число 720 суммой таких двух слагаемых, чтобы каждое легко было разделить на 4, 3, 6 и 2. Образец: 720 : 4 = (400+320):4 =100+80=180 III - с числом 6 II - с числом 3 I- с числом 2 - Выполните задание I - первую строку II - первую и вторую строку III - все три строки Организует выполнение лабиринта "Лабиринт". • • = 64 -Проверим, кто найдет больше чисел.
Организует решение задачи - Решите задачу разными способами I – 1 способ II и III – два способа
Организует самостоятельную работу на выбор (Приложение 1)
Организует подведение итогов – Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? Запишите домашнее задание стр. 157 № 2 I – 1ст.; II, III – 2ст. |
Отвечают на вопросы Повторяли определения понятий Закрепить все приемы Ставят цели урока
Решают примеры
720:6=(600+120) :6=100+20=120 720:3=(600+120) :3=200+40=240 720:2=(600+120) :2=300+60=360
Выполняют задание
Проходят лабиринт
Разбирают условие задачи и составляют краткую запись фронтально Решают задачу самостоятельно: I способ: 1) 230 · 2 = 460 (м) – 2 бригады. 2) 700 – 460 = 240 (м) – 1-я бригада. II способ: 1) 700 – 230 = 470 (м) – 1-я и 2-я бригады вместе. 2) 470 – 230 = 240 (м) – 1-я бригада. Ответ: 240 метров заасфальтировала
Выполняют самостоятельную работу
|
Беседа
Постановка системы перспектив
Работа с учебником
Упражнение
Метод создания ситуаций творческого поиска
Поощрение
Самостоятельная работа
Упражнение
Беседа Поощрение
Инструктаж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
- А теперь я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. - У каждого на парте карточка с мишенью. Закрасьте ярким цветом ту часть, которая соответствует вашей деятельности. |
Оценивают свою деятельность
|
Самооценка
|
Приложение 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дробышева И. В. Технология дифференцированного обучения математике // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2010. – No 4. – С. 159–166
2. Калинченко А. В. Подбор дифференцированных заданий в зависимости от характера деятельности учащихся // Начальная школа. – 2013. – No 5. – С. 55–57
3. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 176 с. – Текст: непосредственный
4. Перова М.Н., Капустина Г.М., «Математика»: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012.
5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. – Текст: непосредственный
6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35830.