12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3189
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
2

Методическая разработка тематической аттестации на тему «Заготовительные операции»

Методическая разработка тематической аттестации на тему: «Заготовительные операции».

МДК01.02.: «Основное оборудование для изготовления сварных конструкций»

Специальность: 22.02.06 «Сварочное производство»

Курс: I

Автор: Шишкина Людмила Николаевна

Аннотация

Урок тематической аттестации по теме: «Заготовительные операции» Цель - обобщение и систематизация информации, повторение материала, закрепление и контроль полученных знаний. Во время урока применяются методы опроса по ПОПС – формуле, Экспресс-тестирование, решение практических задач. Урок предполагает активное участие всех студентов, является эффективной формой организации образовательного процесса, которая направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.


Тема урока: Заготовительные операции. Тематическая аттестация.

Цель:

Обучающая – обобщить, повторить и проверить знания студентов по теме: «Заготовительные операции».

Развивающаяразвивать общие и профессиональные компетенции, практическое применение полученных знаний, планирование хода действий; развивать навыки студентов по работе в группе, сотрудничестве, взаимной помощи.

Воспитательная – привить ответственность за выполненную работу, воспитывать интерес к техническим предметам через связь с изучаемой специальностью, умение работать в группе, высказать свою точку зрения, организовать свое рабочее место, дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный (повторения, обобщения, контроля и оценивания знаний).

Форма организации: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: взаимоконтроль.

Система оценивания: индивидуальная, общая оценка на малую группу за результаты общей работы членов группы.

Межпредметные связи: МДК 01.01Технология сварочных работ.

Время проведения: 2 академических часа.

Обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, флипчарт. электронные носители, презентации, видеоролик, конспект лекции.


Прогнозируемые результаты:

а) усвоенные знания: назначение, устройство и область применения оборудования для заготовительных операций;

б) освоенные умения: осуществлять рациональный выбор заготовительного оборудования для обеспечения требуемого качества при изготовлении сварных конструкций;
в) формируемые общие и профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тематическую аттестацию планирую в два этапа:

I этап – повторно-обобщающий урок;

II этап – урок контроля и оценивания знаний.




Структура урока

I.

Организационная часть

- проверка присутствующих; готовности к уроку.

1-2 мин.

II.

Сообщение темы и целей урока

2-3 мин.

III.

Начальная мотивация учебной деятельности

Видео: https://www.youtube.com/watch ?v=yhoQ7CaVAsA

4-5 мин.

IV.

Повторение и актуализация опорных знаний

I этап – повторно-обобщающий урок:

- преподаватель рассказывает о значении заготовительных операций в технологическом процессе изготовления сварных конструкций (Приложение 1);

- сообщение студентов по предложенным темам (Приложение 2);

- акцентирование внимания студентов на некоторые вопросы темы (Приложение 3. Презентация);

- индивидуальный опрос студентов по «ПОПС-формуле».

35 мин.

V.

II этап – урок контроля и оценивания знаний:

- экспресс-тестирование;

- путешествие в страну практических знаний.

35мин.

VI.

Итоговая часть занятия

- подведение итогов урока, дебрифинг;

- выставление оценок.

5мин.

VII.

Дополнительный материал, если образовалось свободное время на уроке (Приложение 5).

3 мин.


Выдача домашнего задания

- подготовить реферат или презентацию на тему: «Современное оборудование для заготовительных операций».

2мин.



I. Организационная часть

1.1 Приветствие студентов

1.2 Основная цель – создать и поддерживать рабочую обстановку на период проведения занятия, настроить студентов на плодотворную работу. Преподаватель проверяет наличие студентов, определяет готовность студентов к восприятию материала.

II. Ознакомление студентов с темой и учебной целью занятия

III. Начальная мотивация учебной деятельности

Показ видео - ролика https://www.youtube.com/watch?v=yhoQ7CaVAsA, рассказывающего об ответственной работе сварщика.

IV. Повторение и актуализация опорных знаний

I этап – повторно-обобщающий урок:

- преподаватель рассказывает о значении заготовительных операций в технологическом процессе изготовления сварных конструкций (Приложение 1);

- сообщение студентов по предложенным темам (Приложение 2);

- акцентирование внимания студентов на некоторые вопросы темы (Презентация);

- индивидуальный опрос студентов по «ПОПС - формуле»: П — позиция, О — обоснование, П — пример, С — следствие.

Что такое формула ПОПС?

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой:

интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях студентов, причем по существу.

данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одногруппников и побуждает их к деловому спору.


Преподаватель: Вам предлагается ответить на вопрос: На склад металлопродукции доставили металлические заготовки для изготовления конструкций (листовой металл, уголок, полоса, швеллер, двутавр). Вам предложен будет только один из листового и профильного проката. Какое оборудование вы выберете для каждого из предложенного металлопроката, прежде чем приступите к сборочно - сварочным операциям. Свой ответ представьте по следующей формуле: П — позиция, О — обоснование, П — пример, С — следствие.

Пример ответ одного из студентов:

Металлопрокат – швеллер,

Позиция - я считаю, что целесообразнее всего в качестве оборудования для очистки - механическую щетку; для правки - правильно-гибочный пресс; для – разметки - фотопроекционную установку; для резки – плазморез.

Обоснование - так как швеллер имеет выпуклости, то в качестве оборудования для очистки нецелесообразно использовать линию химической очистки, ее используют только для листового проката; для правки - всегда используют правильно-гибочный пресс; для разметки я выбрал фотопроекционную установку, т.к. она облегчает труд разметчика и уменьшает время на разметку; для резки я использую плазморез, т.к. плазменная резка дает качественный рез, уменьшает затраты на материалы и является одним из прогрессивных оборудований для резки металла.

Пример - я могу доказать на примере, что в сварочной мастерской колледжа швеллер режут плазморезом и это обходится качественнее и в 5 раз дешевле, чем резка кислородным резаком.

Следствие - исходя из вышесказанного, я делаю вывод о том, что я правильно и целесообразно выбрал оборудование для заготовительных операций.

V. II этап – урок контроля и оценивания знаний:

Преподаватель проводит Экспресс-тестирование по пройденной теме: «Заготовительные операции» (Приложение 3).

Как проводится «Экспресс-тестирование»? Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Студенты на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 6-8 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — студенты самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

- Путешествие в страну практических знаний.

Студенты разбиваются на малые группы по 2-3 человека, преподаватель дает задание практической направленности:

Задание для первой группы: описать заготовительные операции для сварной конструкции - колонны, предварительно описать основные ее части и профильный металл, из которого она будет изготовлена.

Задание для второй группы: описать заготовительные операции для сварной конструкции - резервуара, предварительно описать основные ее части и профильный металл, из которого он будет изготовлен.

Задание для третьей группы: описать заготовительные операции для сварной конструкции - фермы, предварительно описать основные ее части и профильный металл, из которого она будет изготовлена.

Задание для четвертой группы: описать заготовительные операции для сварной конструкции - цистерны, предварительно описать основные ее части и профильный металл, из которого она будет изготовлена.

Студенты выполняют задание сообща, письменно.

Правильность выполнения задания группы проверяет любая другая группа и заносит правильные ответы в соответственную ведомость (Приложение 4). Преподаватель контролирует правильность ответов. Оценка выставляется каждому студенту малой группы.

VI. Итоговая часть занятия

- подведение итогов урока;

Преподаватель оценивает работу студентов группы. Окончательная оценка по тематической аттестации выставляется педагогом как среднее арифметическое всех этапов урока.

Преподаватель подводит итоги урока и предлагает студентам обменяться мнениями о работе на уроке в форме дебрифинга:



- Оцените работу своих товарищей с помощью таблицы.

Шкала оценок: Отлично Хорошо Удовлетворительно Требует доработки

 

image.png            image%281%29.png           image%282%29.png           image%283%29.png

          

Критерии

Студенты

Тактичность









Аргументирование









Уверенность









Решительность









Культура общения











- выставление оценок.

VII. Выдача домашнего задания

- Подготовить реферат или презентацию на тему: «Современное оборудование для заготовительных операций», которые вы сможете использовать при выполнении курсового проекта по изучаемой дисциплине.

Преподаватель: Всем спасибо, урок окончен. Всего вам доброго!




















Приложение 1.

Современная технология изготовления сварных конструкций базируется на совокупности различного рода взаимосвязанных операций, расположенных в определенной технологической последовательности.

Как правило, технологический процесс изготовления любой сварной конструкции начинается со следующих заготовительных операций: очистки, правки, разметки, резки, гибка, вальцовка проката, сверления отверстий и др. При этом на каждом этапе технологического передела могут возникать различные геометрические отклонения размеров заготовок и узлов, разрывы металла, различные дефекты. Существующий уровень производства сварных конструкций не гарантирует отсутствия брака.

Но ваша задача - сделать его минимальным!

Качество подготовки и сборки заготовок под сварку осуществляют внешним осмотром, который является во многих случаях достаточно информативным, наиболее дешевым и оперативным методом контроля. Внешнему осмотру подвергают материал, который может браковаться при наличии вмятин, заусенцев, окалины, окислов, ржавчины и т.д. Определяется качество подготовки кромок под сварку и сборки заготовок – чистота кромок, соответствие зазоров допускаемым значениям, правильность разделки кромок. Для этого применяются специальные шаблоны или универсальный инструмент. Строгий контроль заготовок и сборки во многом обеспечивает качество сварки.























Приложение 2.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что различные народы добывали металл с давних пор. Однако, перед тем, как освоить процессы добычи руды и выплавки из неё металла, человечество не позднее 9-го тысячелетия до нашей эры уже приобрело представления о свойствах самородочного золота и меди, а также — метеоритного железа. Зарождение примитивных методов металлообработки связывают с появлением холодной ковки металлов при помощи каменного молота, однако применение этой процедуры к меди и железу оказалось проблематичным. В силу этого, наиболее часто из самородных металлов использовалось золото, причём, благодаря яркой окраске, его было легче найти и, благодаря высокой ковкости, — проще обработать. Однако сравнительная мягкость этого материала (твёрдость по шкале Мооса 2−3) не давала возможности изготовлять из него вооружение и инструменты. Известно, что самородочная медь в процессе холодной ковки становилась более твёрдой, так как такой металл почти не имеет примесей. С открытием горячей кузнечной обработки меди, в эпохе энеолита процессы производства медных изделий стали более распространёнными.

В культуре ранних времён присутствуют серебромедьолово и метеоритное железо, позволявшие вести ограниченную металлообработку. Так, высоко ценились «Небесные кинжалы» — египетское оружие, созданное из метеоритного железа 3000 лет до н. э. Но, научившись добывать медь и олово из горной породы и получать сплав, названный бронзой, люди в 3500 годы до н. э. вступили в Бронзовый век.

Вслед за медью человек стал использовать железо.

Общее представление о трёх «веках» — каменномбронзовом и железном — возникло ещё в античном мире (Тит Лукреций Кар). Термин «железный век» был введён в науку в середине XIX века датским археологом К. Томсеном.

Получение железа из руды и выплавка металла на основе железа было гораздо сложнее. Считается, что технология была изобретена хеттами примерно в 1200 году до н. э., что стало началом Железного века. В расшифрованных хеттских текстах XIX века до н. э. упоминается о железе как о металле, «упавшем с неба». Секрет добычи и изготовления железа стал ключевым фактором могущества филистимлян.

Принято считать, что человек познакомился с метеоритным железом. Косвенным подтверждением этому является названия железа на языках древних народов: «небесное тело» (древнеегипетский, древнегреческий), «звезда» (древнегреческий). Шумеры называли железо «небесной медью». Возможно, поэтому всё, что было связано в древности с железом, было окружено ореолом таинственности. Люди, добывающие и перерабатывающие железо, были окружены почётом и уважением, к которым примешивалось и чувство страха (их часто изображали колдунами).

В конце 2-го тысячелетия до н. э. железо появилось в Закавказье. В степях Северного Причерноморья в VII−I веках до н. э. обитали племена скифов, создавших наиболее развитую культуру раннего железного века на территории России и Украины.

Вначале железо ценилось очень дорого, использовалось для изготовления монет, хранилось в царских сокровищницах. Затем оно стало всё активнее использоваться как орудие труда, и как оружие. Об использовании железа в качестве орудий труда упоминается в «Илиаде» Гомера. Там же упоминается о том, что Ахилл наградил победителя дискобола диском из железа. Греческие мастера уже в древние времена использовали железо. В построенном греками храме Артемиды барабаны мраморных колонн храма были скреплены мощными железными штырями длиной 130, шириной 90 и толщиной 15 мм.

Пришедшие в Европу народы с Востока внесли свой вклад в распространение металлургии. По преданию, колыбелью монголов и туркменов были богатые рудами Алтайские горы. Своими богами эти народы считали тех, кто ведал кузнечным ремеслом. Доспехи и оружие воинственных кочевников из Средней Азии было сделано из железа, что подтверждает их знакомство с металлургией.

Богатые традиции производства изделий из железа имеются в Китае. Здесь, возможно, ранее, чем у других народов, научились получать жидкий чугун и делать из него отливки. До наших дней сохранились некоторые уникальные отливки из чугуна, изготовленные в первом тысячелетии н. э., например, колокол высотой 4 и диаметром З метра, массой 60 тонн.

Известны уникальные изделия металлургов древней Индии. Классическим примером является знаменитая вертикально стоящая Кутубская колонна в Дели массой 6 тонн высотой 7,5 метра и диаметром 40 см. Анализ показывает, она сооружена из отдельных криц, сваренных в кузнечном горне. На колонне нет ржавчины. В захоронениях древней Индии найдено стальное оружие, изготовленное в середине первого тысячелетия до н. э.

Следы развития чёрной металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях. Нужно заметить, что многие методы, устройства и технологии металлургии первоначально были придуманы в Древнем Китае. А потом и европейцы освоили это ремесло, изобретя доменные печичугунстальгидромолоты. Тем не менее, последние исследования свидетельствуют о том, что технологии римлян были гораздо более продвинутыми, чем предполагалось ранее, особенно в области горной добычи и ковки.

Рождение научной металлургии связывают с трудами Георгия Агриколы. Он создал фундаментальный труд «О металлах» в двенадцати томах. Первые шесть томов посвящены горному делу, 7-й — «пробирному искусству», то есть способам проведения опытных плавок, 8-й — обогащению и подготовке руд к плавке, 9-й — способам выплавки металла, 10-й — разделению металлов, 11-й и 12-й тома — различным устройствам и оборудованию.

Приложение 3.

Тест

1.   Как называются операции очистки, резки, гибки, правки, разметки и другие по изготовлению сварных конструкций:

1)        вспомогательные;        3) заготовительные;

2)        сборочные;         4) отделочные.

2. Операции, обеспечивающие правильное взаимное расположение и закрепление деталей собираемого и свариваемого изделия на плите, стеллаже, стенде или специальном приспособлении:

1)        вспомогательные;        3) заготовительные;

2)        сборочные;         4) отделочные.

3. Детали (опоры, упоры, пальцы, призмы, установочные конусы), обеспечивающие правильную ориентацию свариваемых деталей в приспособлениях:

1)        вспомогательные;        3) запасные;

2)        установочные;         4) временные.

4. Чем очищается лист в дробеметной установке? 

1)        кислотой;        3) стальной дробью;

2)        водой;         4) стальными щетками.

5. Какой метод очистки считается более экологичным?

1)  химическим методом;         3) пескоструйная очистка;

2)   гидропескоструйная очистка;  4) в дробеметных установках.

6. На каком оборудовании правят двутавр?

1)  правильно - гибочный пресс;    3) листоправильные вальцы;

2) углоправильные вальцы;   4) роликовые стенды.

7. Какой инструмент используется в фотопроекционной установке?

1) штангенциркуль;    3) листоправильные вальцы;

2) линейка;   4) кернер.

8. Какой металлопрокат можно резать пресс – ножницами комбинированными?

1) листового, полосового проката; 3) круглого, квадратного, углового проката

2) швеллеров и двутавров; 4) листового, полосового, круглого, квадратного, углового проката, швеллеров и двутавров.


Эталон ответа:


Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

3

2

2

3

2

1

4

4







Приложение 4.

Ведомость взаимооценивания

t1644487508ab.gifгруппы


Название конструкции



Название

заготовительной операции



Оборудование



Ответ

Колонна

Очистка




Правка




Разметка




Резка







































Список использованных источников

1. Верховенко Л.В. Справочник сварщика. Минск: Высшая школа,1972г. -364с

2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов сред. проф. образования/М.Н. Гуслово. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.

3. Гитлевич А.Д., Этингоф Л.А. Механизация и автоматизация сварочного производства. М.: Машиностроение, 1972г. – 298с.

4. Шебеко Л. П. Оборудование и технология автоматической и полуавтоматической сварки. М.: Высш. школа. 1975, 344 с.







Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.