Методическая разработка урока биологии в 5 классе в рамках ФГОС «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: создание и организация условий для формирования УУД по изучению строения клетки.

Задачи:

1.Обучающая: изучить строение клетки.

2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

3.Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке.

Метапредметные:

регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Органоиды, мембрана, ядро, вакуоль

Вид используемых на уроке ИКТ

Мультимедийная  установка, слайд-презентация поясняющая основные понятия

Образовательные ресурсы

Учебник: В.В. Пасечник «Биология. 5 класс», М., «Дрофа», 2018










Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры,

работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, микролаборатория, раздаточный материал (рабочие листы, правила работы в группе, листа А3, фломастеры, карандаши, материал для аппликации).


Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Ресурсы


Организа-ционный момент

Приветствует обучающихся.

- Добрый день, ребята!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

А сейчас разделимся на 3 группы

Приветствуют учителя и друг друга

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок



Запись на доске:

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!». Козьма Прутков

Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа.

Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие.

Представьте, что мы -обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля.

1.Какие живые организмы вы можете встретить здесь?

2. Из чего состоят все растения?

Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, нужно вспомнить , а при помощи чего мы сможем изучить строение клетки, для этого вам нужно выполнить задания 1,2 в рабочих листах


А теперь передайте свой лист соседу справа и проверим ответы:

Проверьте друг друга, ключ на доске

Ключ к заданию 1.

1-Тубус, 2 – окуляр, 3 – штатив, 4 – объектив, 5 – зеркало, 6 – предметный столик.

Ключ к заданию 2.

1-К себе, 10 – 15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10 -12 мм. 5. Винтов, тубус.

У вас на столе лежит оценочный лист. Посчитайте правильные ответы и напишите в графе «баллы» их количество.







-Первые организмы, которых мы встречаем– это растения.


-Из клеток.



Выполняют задание 1 и 2 в рабочем листе,


проверяют, оценивают друг друга















Считают правильные ответы и записывают в графе «баллы» их количество.

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

















Микроскоп

Мотивационный этап, целеполагание

Стадия «Вызов»

Этап постановки проблемы.

Мы вспомнили строение микроскопа и правила пользования им, а теперь давайте вместе решим, как будет звучать сегодня тема нашего урока?


Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Что вы знаете и хотите узнать по данной теме?

Какова цель вашей работы на уроке?

- Что вам поможет, достичь данную цель

Выполняют задание 3

в рабочих листах.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал






Тема нашего урока «Строение клетки»

1.Записывают тему в рабочую тетрадь

2.Ставят цели и задачи урока.

- знать строение клетки;

- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке.

3.Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание 3

в рабочих листах.

ответы на вопросы;

Знаю, хочу узнать

Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.


Открытие новых знаний

Этап «Осмысление»

Этап построения проекта выхода из затруднения


Продолжим наш урок выполнением лабораторной работы «Строение клетки»

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1665 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

.Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами.

А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах и выступите перед своими товарищами.


Ребята! Вы сейчас будете работать в группах:

выполнять лабораторную работу, затем выполните в рабочих листах задание 4.

Выполняем на скорость, кто быстрее справится с заданием.

Напоминаю вам о технике безопасности при работе с приборами


Каждая группа заполняет свою графу в таблице рабочего листа.



Предлагает проверить правильность выполнения работы по заполнению таблицы.







































Выполняют:

1. Лабораторную работу «Строение клетки»

2. Задание 4 в рабочих листах




Проверяют правильность выполнения работы по заполнению таблицы.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.

Познавательные:

объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.

Коммуникативные:

добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.






Микроскоп, готовые микропрепараты, инструкция для выполнения работы





















Учебник, рабочие листы





















Физкультминутка






Первичное закрепление изученного материала


Этап первичного закрепления


Ну, а теперь давайте выполним последнее наше задание и потом подведем итоги

Предлагает выполнить задание №5























Проверяем работу друг друга при помощи ключа

Ключ к заданию 5.

+1+ 2. - 3. + 4. + 5.- 6.



Подведем итоги сегодняшнего урока при помощи приложения №3 в вашем рабочем листе

И ответим на вопросы:


1.Что нового мы узнали?

(строение клетки; познакомились с

клеточными органоидами, их ролью в клетке)

2. Чему мы научились? (Находить материал в учебнике; работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, выделять признаки и делать выводы.)


Выполняют задание 6

в рабочих листах.

Я знаю

Хочу узнать

Узнал








Выполняют задание 5 в рабочем листе.

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток


Проверяют правильность выполнения по ключу.

Работают с оценочным листом, обсуждают полученные результаты.



Подводят итоги















Выполняют задание 6

в рабочих листах.

отвечают на вопрос Узнал


Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)

Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу.

Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.



Подведение итогов


Этап «Рефлексия»

Прием «Смайлики»: на партах лежат карточки зеленого и розового цвета.

Оцените свою работу сегодня на уроке:

Если Вы справились со всеми заданиями и довольны своей работой – поднимите зеленую карточку и нарисуйте веселый смайлик.

Если выполнение заданий потребовало усилий и помощи одноклассников, но Вы справились – розовую карточку с серьезным смайликом.

Если задания были слишком сложными, и Вам по-прежнему нужна помощь – розовую карточку с грустным смайликом.


Закончить урок прочтением стихотворения :

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!



Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению.

Оценивают своё настроение на уроке.









Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулируют свое мнение.


Карточки

Домашнее задание.

§7(стр.34-37), вопросы на странице  38(1,2,3).      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами или

     сочинить сказку о  клетке



Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.








































Приложение №1

Рабочий лист

Тема урока: « ___________________________________________________»

Задание 1. Подпишите части микроскопа под цифрами.


t1665227131aa.jpg



Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.

Правила работы с микроскопом

1. Микроскоп поставьте штативом…………на расстоянии………….см от края стола. В отверстие предметного столика при помощи зеркала………………………….2. Приготовленный препарат поместите на……………………………….и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите………………так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии………… мм от препарата.4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 5. Глядя в окуляр, при помощи………………….медленно поднимайте……………………., пока не появится чёткое изображение объекта исследования.

Задание 3,6

Я знаю

Хочу узнать

Узнал






Задание 5.

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка-защищает клетку.

3 Цитоплазма – твёрдая часть клетки.

4. В ядре хранится наследственная информация

5. Хлоропласты – зелёные пластиды.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.


Задание 4. (общее для группы)

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Плазматическая Мембрана. Я есть в каждой клетке. И в растительной и животной клетке я являюсь своего родом забором, который окружает клетку снаружи. С латинского языка « плазматическая мембрана» переводится как «кожица» или «пленка». Я выполняю в клетке очень важные функции. Но самая основная моя функция – защитная. Ведь у клетки, как и любого другого организма, есть свои враги. Поэтому я защищаю клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена, и т.д. на поверхности моей мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. К тому же моя поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами.

Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток – соседок, перемещаются некоторые вещества. Через мембрану осуществляется обмен веществ, т.е. для того, чтобы питательные вещества, необходимые клетке, проникли внутрь. Они должны пройти через мембрану. К тому же и вредные продукты жизнедеятельности клетки, чтобы удалится из нее, должны пройти через мембрану.. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Эта оболочка выполняет защитную и опорную функцию. Она служит как бы каркасом у клетки, т.е. придает ей определенную форму и размеры. И не дает плазматической мембране разбухнуть.

Название органоида

Строение

Функции






















Задание 4.(общее для группы)

 Прочитайте текст и заполните таблицу.

ЯДРО. Я самый важнейший и самый крупный органоид клетки. Живу я в клетке обычно в самом центре. В состав мой входят одно или несколько ядрышек. По размерам они очень маленькие, но их роль в клетке очень велика. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке и об организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, какого пола будет этот организм – женского или мужского, на кого будет похож будущий организм – на папу или на маму. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы. Это белые нитевидные тела. Именно на них, как на магнитофонной ленте, записана вся информация об организме и клетке.

Название органоида

Строение

Функции






























Задание 4(общее для группы)

 Прочитайте текст и заполните таблицу.

Цитоплазма. Я являюсь для клетки внутренней средой, т.е. я выполняю своего рода функцию моря. Состою я из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же я пронизана многочисленными нитями. Они выполняют роль скелета клетки. Я служу местом обитания многим жителям нашей страны. В цитоплазме живут органоиды. Цитоплазма есть в растительной и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды. И в ней идут химические реакции. Так что я важна для клетки и попрошу запомнить мое имя.


Название органоида

Строение

Функции




























Приложение №2


Ключ к заданию 1.

1-Тубус, 2 – окуляр, 3 – штатив, 4 – объектив, 5 – зеркало, 6 – предметный столик.


Ключ к заданию 2.

1-К себе, 10 – 15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10 -12 мм. 5. Винтов, тубус.



Ключ к заданию 5.

+1.+ 2. - 3. + 4. + 5.- 6.





























Приложение №3

Оценочный лист к уроку «Строение клетки»

Фамилия, имя ученика_____________________________________________

Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание 1


3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла – правильно даны ответы на 5 вопросов

1 балл – правильно даны ответы на 4 вопроса

0 баллов – правильно даны ответы на 3 и менее вопросов

Задание 2.


3 балла –нет ошибок

2 балла – допущена 1 ошибка

1 балл – допущено 2 ошибки

0 баллов – допущено более 3 ошибок

Задание 4



3 балла – принимал активное участие в работе группы, выступал от группы.

2 балла – работал, но не выступал.

0 баллов – был пассивным, ничего не делал

Задание 5



3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла - правильно даны ответы на 5 – 4 вопроса

1 балл – правильно даны ответы на 3 вопроса

0 баллов – 2- 0 вопросов.

Итого


Максимальный балл – 12

Оценка за работу на уроке


10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.




Приложение №4


Класс:

Фамилия и имя:

Инструктивная карточка Лабораторная работа №2:

« Изучение строения растительной клетки»

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клетки кожицы лука .

Оборудование: микропрепараты кожицы чешуи лука, микроскопы.

Задание №1

Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом.

Отметьте, какие части клетки вы видите. 

Сравните с рисунком 19 «Клеточное строение кожицы лука» в тексте учебника (стр.35).

 Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука.

Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Сделайте выводы, для этого выполните задание №4 в рабочем листе.















Приложение №5


t1665227131ab.jpg






















Авторская оценка урока.

Урок " Строение клетки" является 8-м в разделе «Клеточное строение живых организмов» курса биологии в 5 классе. Урок разработан в

соответствии с программой основного общего образования по биологии, под редакцией В.В.Пасечник.; М.«Дрофа». Тема урока соответствует рабочей программе и тематическому планированию по предмету.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: создание и организация условий для формирования УУД по изучению строения клетки.

Специфика урока заключается в том, что это урок-исследование, где выполняется лабораторная работа №2

«Строение клетки».

Использование презентации позволяет за ограниченное рамками урока время дать больший по объему материал, иллюстрирующий нужную информацию.

Урок способствует развитию навыков исследовательской деятельности, умений анализировать фактическую информацию и делать выводы.

На уроке продемoнстрирован системно-деятельностный подход, когда усвоение происходит только через собственную деятельность обучающихся.

Выбор структуры урока обусловлен тем, что каждый следующий этап урока является логическим продолжением предыдущего.

Выбор содержания данного урока обусловлен тем, что через него решаются цели и задачи, поставленные в начале урока. На уроке преобладал частично-поисковый характер деятельности учащихся, «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, создавались условия для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

Высокая работоспособность учащихся на уроке достигалась за счет познавательного интереса и за счет навыков выполнения практических работ.

Урок непосредственно связан с предыдущими уроками в данном разделе, так как опирается на знания учащихся о строении микроскопа и правилами его использования.

Данный урок является многоцелевым, поскольку позволяет решить комплекс задач:

Вспомнить строение микроскопа,

изучить новый материал о строении и органоидах клетки;

привить навыки самостоятельного поиска и навыки работы в сотрудничестве;

пробуждать любознательность; воспитывать в ребятах вежливое,

уважительное отношение друг к другу, умение вместе обучаться.

Были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность,наглядность, активность, научность. В целом, удалось решить на

необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежав при этом перегрузки и

переутомления учащихся, сохранив рабочее настроение и хорошее самочувствие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.