Методическая разработка урока «ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО»

28
0
Материал опубликован 5 June в группе

Пояснительная записка

1

Автор

Зубрицкая Надежда Валериевна

2

Должность

Заместитель директора, учитель истории и обществознания

3

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория, учитель-методист

4

Преподаваемый предмет

История и обществознание

5

Название образовательной организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК»)

6

Вид ресурса

Методические разработки

7

Тип ресурса

Урок

8

Название ресурса

«ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО»

9

Предмет

Всеобщая история

10

Целевая аудитория

Обучающиеся 7 класса

11

Цель

Ознакомить учащихся с историей и ключевыми характеристиками европейского рыцарства, его социальной структурой, кодексом чести и роли в средневековом обществе, а также развить навыки критического мышления и способности анализа исторических источников через активное участие в обсуждениях и творческих заданиях.

12

Задачи

1. Образовательные задачи:

- Ознакомить учащихся с историей возникновения и формирования рыцарского сословия в Европе.

- Изучить основные характеристики европейского рыцарства: социальную структуру, кодекс чести, военное братство и роли рыцарей в обществе.

- Рассмотреть влияние рыцарства на развитие европейской культуры, включая литературу, искусство и архитектуру.

2. Развивающие задачи:

- Развивать навыки анализа исторических источников и интерпретации информации, полученной из различных материалов (тексты, иллюстрации, картины).

- Формировать умение работать в группе и обсуждать мнения по заданной теме, развивая критическое мышление.

- Поддерживать интерес к истории и культуре Средневековья через активные формы обучения (дискуссии, игры, ролевые упражнения).

 3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство уважения к историческому наследию и культурным традициям, популяризируя идеи чести, благородства и преданности.

- Формировать осознание значимости рыцарского кодекса чести в исторической и современной жизни, обсуждая его актуальность для молодежи сегодня.

13

УМК

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М.


РАЗРАБОТКА УРОКАDOCX / 27.1 Кб


РАЗРАБОТКА УРОКАPDF / 526.38 Кб



ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУPDF / 3.21 Мб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУPPTX / 10.39 Мб

Тема урока: Европейское рыцарство.

Цель: Ознакомить учащихся с историей и ключевыми характеристиками европейского рыцарства, его социальной структурой, кодексом чести и роли в средневековом обществе, а также развить навыки критического мышления и способности анализа исторических источников через активное участие в обсуждениях и творческих заданиях.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

- Ознакомить учащихся с историей возникновения и формирования рыцарского сословия в Европе.

- Изучить основные характеристики европейского рыцарства: социальную структуру, кодекс чести, военное братство и роли рыцарей в обществе.

- Рассмотреть влияние рыцарства на развитие европейской культуры, включая литературу, искусство и архитектуру.

2. Развивающие задачи:

- Развивать навыки анализа исторических источников и интерпретации информации, полученной из различных материалов (тексты, иллюстрации, картины).

- Формировать умение работать в группе и обсуждать мнения по заданной теме, развивая критическое мышление.

- Поддерживать интерес к истории и культуре Средневековья через активные формы обучения (дискуссии, игры, ролевые упражнения).

 3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство уважения к историческому наследию и культурным традициям, популяризируя идеи чести, благородства и преданности.

- Формировать осознание значимости рыцарского кодекса чести в исторической и современной жизни, обсуждая его актуальность для молодежи сегодня.

Тип урока׃ изучение нового материала (путешествие-экскурс в средневековый мир замков и рыцарей).

Оборудование: технические средства для просмотра презентации, музыкальное сопровождение («Баллада о времени», В.Высоцкий, из х\ф «Стрелы Робин Гуда»; «Рыцарь, в путь!» из х/ф «Приключение Петрова и Васичкина»), раздаточный материал.

Новые понятия: рыцарь, турнир.


Ход урока:


Учитель: Добрый день ребята! (слайд 2,3)

«Жил на свете рыцарь бедный…»

Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой.

Александр Пушкин


Сегодня нас ждет удивительное путешествие в средневековый мир крепостей, замков, рыцарей, турниров, битв. Давайте с вами вспомним, что собой представляло средневековое общество, где жили наши главные герои - рыцари.

I. Текущий контроль знаний и умений:

  1. Какие сословия были в средневековом обществе? (Феодалы и зависимые крестьяне);
  2. Дайте определение понятиям: «феодал» (владелец феода), «феод» (земельное владение, за которое надо было нести конную военную службу);
  3. К какому понятию относится высказывание «Вассал моего вассала не есть мой вассал?» (к феодальной лестнице);
  4. Кого называли «сеньором», а кого «вассалом»? (Сеньор - старший, главный, вассал – слуга);
  5. Что собой представляла феодальная лестница (Король - герцоги и графы – бароны – рыцари).

Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом путешествия (слайд 4):

  1. Воспитание рыцаря.
  2. Война как образ жизни.
  3. Снаряжение рыцаря.
  4. В замке.
  5. Мир турниров и гербов.
  6. Рыцарская культура.

    1. Воспитание рыцаря. (слайд 5)

Задание № 1: подумайте и на карточках знаком «+» отметьте чему с детства учили феодалов.

Сегодня на уроке вы все получите отметки за работу, за выполнение заданий в тетради.

Рыцарями не рождались, рыцарями становились лишь после долгой службы. Их учили приемам и тактике ведения боя, ездить верхом, владеть оружием, фехтовать, метать копье, плавать, петь и танцевать, умению одеваться, поведению в обществе. Им рассказывали о христианской вере. Читать и писать учили не всегда, мало рассказывали об истории и географии.

С 7 лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи.

В 15 лет, обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем. Оруженосец всюду сопровождал рыцаря: прислуживал, помогал в сражении.  В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Лишь после длительной службы или воинских подвигов оруженосец мог стать рыцарем.

(Слайд 6)

Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в часовне. Он посвящал свое оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы с неверными. На следующий день он становился на колени пред самым из знатных гостей, и тот наносил удар клинком меча по плечу – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом. Затем рыцарь показывал свою ловкость: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем.

2. Война как образ жизни.

Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого «риттер» - всадник, конный воин. Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже не свободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем может стать только человек благородного происхождения, потомок рыцарей. Война – главное занятие рыцаря. Военная служба – главная обязанность рыцаря перед обществом.

Служение королю. В чем заключалось служение королю? По зову короля прийти с оружием, на коне и с отрядом. То есть рыцарство – это основная военная сила короля. А также подавление восстаний крестьян.

Служение сеньору. В чем состоит, вспомните, пожалуйста? Защищать честь и достоинство сеньора, защищать его земли от нападений других феодалов, участвовать в военных походах сеньора. Оказывать сеньору денежную помощь в случае посвящения сына в рыцари или свадьбы дочери. Выкупать сеньора из плена.

Служение Богу. Рыцари участвовали в военных крестовых походах. В ходе их возникли особые организации – рыцарские ордены.

Служение Прекрасной Даме. К числу рыцарских достоинств относилось благородное отношение к женщине. Рыцарь совершал подвиги и посвящал их прекрасной Даме, чтобы прославить ее и добиться расположения. Свое сердечное отношение рыцарь часто выражал в стихах.

В итоге мы пришли к выводу:

Рыцарь – конный воин, один из сословия воюющих, обычно владелец феода (запись в тетрадь термина). (Слайд 7,8)

Несколько веков рыцари господствовали в сражениях – когда рыцарь, с головы до ног защищенный доспехами, на боевом коне с копьем на перевес мчался в атаку, не было силы способной выдержать удар.

3. Снаряжение рыцаря.

А теперь ребята, давайте оденем нашего рыцаря. Пользуясь учебником (пункт 2, стр.96), изучите снаряжение рыцаря и определите название элементов одежды рыцаря и оружия, которое изображено на слайдах. (слайд 9) Ответы, запишите в тетради (Задание № 2).

Проверка заданий. (слайд 10)

Задание № 3: решите задачу. (Слайд 11) Сколько коров необходимо было продать, чтобы купить вооружение рыцаря в эпоху Каролингов? Стоимость товаров приведена в таблице (свод законов «Рипуарская правда»). Поэтому вы сейчас будете работать с историческим документом.

Товар

Оценка в солидах

Корова

1

Конь

7

Меч с ножнами

3

Куртка кожаная с металлическими бляхами

12

Шлем

6

Пара ножных щитков

6

Щит с копьем

2

Слайд 12

Ответ: 36 коров. Для информации: сейчас корова стоит примерно 25 тысяч рублей. Поэтому в наше время вооружения рыцаря стоило бы 900 тысяч рублей.

А сейчас мы послушаем песню Владимира Высоцкого «Баллада о времени» из х\ф «Стрелы Робин Гуда». В этом отрывке вы увидите рыцарей, как они сражались.

4. В замке.

Обзор выставки рисунков, нарисованных учащимися. Рассказ 2-3 учащихся о замке феодала.

«Мой дом – моя крепость», - гласила средневековая поговорка. Замок феодала – воплощение духа Средневековья с его постоянными войнами. Вся Европа с VIII века

покрылась густой сетью каменных твердынь. Сначала замки строили из дерева, позднее – из камня. (слайды 13-19) Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Следует добавить, что замок одновременно был и крепостью, и жилищем, и складом, и тюрьмой, жилищем гарнизона, часовней и караульней.  

Учитель: Сегодня на уроке мне будут помогать экскурсоводы.  И мы узнаем, как же защищались жители замка от врагов? (слад 20-23)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 24)

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, руки шире.

Мы сегодня на турнире.

Смотрим влево,

Смотрим вправо,

Глаз зажмурим,

Сядем прямо.

Учитель: С каким словом мы встретились, выполняя физминутку? (Турнир)

5. Мир турниров и гербов.

Рыцарские турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости и умении владеть оружием. В наше время многие люди интересуются, тем как происходили турниры и воссоздают их. Давайте посмотрим небольшой отрывок о турнире в Мирском замке (Белоруссия), (фрагмент видео).

Учитель: Мои помощники-экскурсоводы расскажут о рыцарских турнирах и гербах.

Турниры и охота были любимыми развлечениями рыцарей в мирное время. Турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости и умении владеть оружием. (слайд 25) Успех в турнире приносил славу и выкуп с побежденного. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов. На турнирах использовали затупленное оружие. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Популярна была охота и на птиц с соколами. На охоте рыцари могли проявить отвагу и ловкость. Добытая дичь украшала стол феодала на пирах. Записать в словарь термин турнир.

Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. (Слайд 26, 27) Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода. Слово «герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». На гербах были написаны девизы – краткие изречения, объяснявшие смысл герба, например, «Иду своей дорогой», «Другим не стану». Сначала гербы появились как личные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Искусство составлять и описывать гербы называлось геральдика, им занимались герольды. Герб может рассказать о том, кто владелец герба, кем он является, достаточно ли он знатен, чем занимались предки рыцаря, с какими семьями он находится в родстве. Герб служил своеобразной визитной карточкой рыцаря.

6.Рыцарская культура. (Слайд 28, 29)

У рыцарей постепенно сложился кодекс (законы) рыцарской чести.

  • В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен, потому, что убийство равных осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей, и за пленных можно было получить большой выкуп.
  • «Неблагородных» не брали в плен и беспощадно убивали.
  • Верность королю и сеньору.
  • Смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Важным проявлением рыцарской культуры было умение вести себя при дворе, в особенности по отношению к дамам. Считалось что, настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви. 

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот пол тыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят ¬

Я не согласна с этим!

Учитель: Вопрос к девочкам. В наше время существуют настоящие рыцари? А какими чертами они должны обладать?

Сейчас мы посмотрим отрывок из детского х\ф «Приключение Петрова и Васичкина», современных рыцарях XX века, у которых тоже была прекрасная дама сердца – Маша.

Выставление отметок за урок. Выполненные задания в тетрадях будут оценены у всех учащихся к следующему уроку.

Задание на дом (слайд 30): параграф 12 изучить, выучить новые термины. Придумать и нарисовать рыцарский герб с последующим объяснением его символики. Информацию о правилах составления герба вы можете найти в школьной библиотеке и в сети Интернет.

​​​​​​​

q1749138214.png
k1749138202.png
t1749138191.png
u1749138178.png
j1749138168.png
c1749138154.png


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.