Методическая разработка урока «ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО»

Пояснительная записка | ||
1 | Автор | Зубрицкая Надежда Валериевна |
2 | Должность | Заместитель директора, учитель истории и обществознания |
3 | Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория, учитель-методист |
4 | Преподаваемый предмет | История и обществознание |
5 | Название образовательной организации | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 78 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГБОУ «ШКОЛА № 78 Г.О.ДОНЕЦК») |
6 | Вид ресурса | Методические разработки |
7 | Тип ресурса | Урок |
8 | Название ресурса | «ЕВРОПЕЙСКОЕ РЫЦАРСТВО» |
9 | Предмет | Всеобщая история |
10 | Целевая аудитория | Обучающиеся 7 класса |
11 | Цель | Ознакомить учащихся с историей и ключевыми характеристиками европейского рыцарства, его социальной структурой, кодексом чести и роли в средневековом обществе, а также развить навыки критического мышления и способности анализа исторических источников через активное участие в обсуждениях и творческих заданиях. |
12 | Задачи | 1. Образовательные задачи: - Ознакомить учащихся с историей возникновения и формирования рыцарского сословия в Европе. - Изучить основные характеристики европейского рыцарства: социальную структуру, кодекс чести, военное братство и роли рыцарей в обществе. - Рассмотреть влияние рыцарства на развитие европейской культуры, включая литературу, искусство и архитектуру. 2. Развивающие задачи: - Развивать навыки анализа исторических источников и интерпретации информации, полученной из различных материалов (тексты, иллюстрации, картины). - Формировать умение работать в группе и обсуждать мнения по заданной теме, развивая критическое мышление. - Поддерживать интерес к истории и культуре Средневековья через активные формы обучения (дискуссии, игры, ролевые упражнения). 3. Воспитательные задачи: - Воспитывать чувство уважения к историческому наследию и культурным традициям, популяризируя идеи чести, благородства и преданности. - Формировать осознание значимости рыцарского кодекса чести в исторической и современной жизни, обсуждая его актуальность для молодежи сегодня. |
13 | УМК | Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. |
РАЗРАБОТКА УРОКАDOCX / 27.1 Кб
РАЗРАБОТКА УРОКАPDF / 526.38 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУPDF / 3.21 Мб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУPPTX / 10.39 Мб
Тема урока: Европейское рыцарство.
Цель: Ознакомить учащихся с историей и ключевыми характеристиками европейского рыцарства, его социальной структурой, кодексом чести и роли в средневековом обществе, а также развить навыки критического мышления и способности анализа исторических источников через активное участие в обсуждениях и творческих заданиях.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Ознакомить учащихся с историей возникновения и формирования рыцарского сословия в Европе.
- Изучить основные характеристики европейского рыцарства: социальную структуру, кодекс чести, военное братство и роли рыцарей в обществе.
- Рассмотреть влияние рыцарства на развитие европейской культуры, включая литературу, искусство и архитектуру.
2. Развивающие задачи:
- Развивать навыки анализа исторических источников и интерпретации информации, полученной из различных материалов (тексты, иллюстрации, картины).
- Формировать умение работать в группе и обсуждать мнения по заданной теме, развивая критическое мышление.
- Поддерживать интерес к истории и культуре Средневековья через активные формы обучения (дискуссии, игры, ролевые упражнения).
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство уважения к историческому наследию и культурным традициям, популяризируя идеи чести, благородства и преданности.
- Формировать осознание значимости рыцарского кодекса чести в исторической и современной жизни, обсуждая его актуальность для молодежи сегодня.
Тип урока׃ изучение нового материала (путешествие-экскурс в средневековый мир замков и рыцарей).
Оборудование: технические средства для просмотра презентации, музыкальное сопровождение («Баллада о времени», В.Высоцкий, из х\ф «Стрелы Робин Гуда»; «Рыцарь, в путь!» из х/ф «Приключение Петрова и Васичкина»), раздаточный материал.
Новые понятия: рыцарь, турнир.
Ход урока:
Учитель: Добрый день ребята! (слайд 2,3)
«Жил на свете рыцарь бедный…»
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Александр Пушкин
Сегодня нас ждет удивительное путешествие в средневековый мир крепостей, замков, рыцарей, турниров, битв. Давайте с вами вспомним, что собой представляло средневековое общество, где жили наши главные герои - рыцари.
I. Текущий контроль знаний и умений:
- Какие сословия были в средневековом обществе? (Феодалы и зависимые крестьяне);
- Дайте определение понятиям: «феодал» (владелец феода), «феод» (земельное владение, за которое надо было нести конную военную службу);
- К какому понятию относится высказывание «Вассал моего вассала не есть мой вассал?» (к феодальной лестнице);
- Кого называли «сеньором», а кого «вассалом»? (Сеньор - старший, главный, вассал – слуга);
- Что собой представляла феодальная лестница (Король - герцоги и графы – бароны – рыцари).
Учитель: Давайте познакомимся с маршрутом путешествия (слайд 4):
- Воспитание рыцаря.
- Война как образ жизни.
- Снаряжение рыцаря.
- В замке.
- Мир турниров и гербов.
- Рыцарская культура.
1. Воспитание рыцаря. (слайд 5)
Задание № 1: подумайте и на карточках знаком «+» отметьте чему с детства учили феодалов.
Сегодня на уроке вы все получите отметки за работу, за выполнение заданий в тетради.
Рыцарями не рождались, рыцарями становились лишь после долгой службы. Их учили приемам и тактике ведения боя, ездить верхом, владеть оружием, фехтовать, метать копье, плавать, петь и танцевать, умению одеваться, поведению в обществе. Им рассказывали о христианской вере. Читать и писать учили не всегда, мало рассказывали об истории и географии.
С 7 лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи.
В 15 лет, обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем. Оруженосец всюду сопровождал рыцаря: прислуживал, помогал в сражении. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Лишь после длительной службы или воинских подвигов оруженосец мог стать рыцарем.
(Слайд 6)
Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в часовне. Он посвящал свое оружие Богу, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за справедливое дело: ради защиты слабых, восстановления справедливости, борьбы с неверными. На следующий день он становился на колени пред самым из знатных гостей, и тот наносил удар клинком меча по плечу – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом. Затем рыцарь показывал свою ловкость: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем.
2. Война как образ жизни.
Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого «риттер» - всадник, конный воин. Сначала рыцарем мог стать любой человек, даже не свободный, лишь бы он был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже считалось, что рыцарем может стать только человек благородного происхождения, потомок рыцарей. Война – главное занятие рыцаря. Военная служба – главная обязанность рыцаря перед обществом.
Служение королю. В чем заключалось служение королю? По зову короля прийти с оружием, на коне и с отрядом. То есть рыцарство – это основная военная сила короля. А также подавление восстаний крестьян.
Служение сеньору. В чем состоит, вспомните, пожалуйста? Защищать честь и достоинство сеньора, защищать его земли от нападений других феодалов, участвовать в военных походах сеньора. Оказывать сеньору денежную помощь в случае посвящения сына в рыцари или свадьбы дочери. Выкупать сеньора из плена.
Служение Богу. Рыцари участвовали в военных крестовых походах. В ходе их возникли особые организации – рыцарские ордены.
Служение Прекрасной Даме. К числу рыцарских достоинств относилось благородное отношение к женщине. Рыцарь совершал подвиги и посвящал их прекрасной Даме, чтобы прославить ее и добиться расположения. Свое сердечное отношение рыцарь часто выражал в стихах.
В итоге мы пришли к выводу:
Рыцарь – конный воин, один из сословия воюющих, обычно владелец феода (запись в тетрадь термина). (Слайд 7,8)
Несколько веков рыцари господствовали в сражениях – когда рыцарь, с головы до ног защищенный доспехами, на боевом коне с копьем на перевес мчался в атаку, не было силы способной выдержать удар.
3. Снаряжение рыцаря.
А теперь ребята, давайте оденем нашего рыцаря. Пользуясь учебником (пункт 2, стр.96), изучите снаряжение рыцаря и определите название элементов одежды рыцаря и оружия, которое изображено на слайдах. (слайд 9) Ответы, запишите в тетради (Задание № 2).
Проверка заданий. (слайд 10)
Задание № 3: решите задачу. (Слайд 11) Сколько коров необходимо было продать, чтобы купить вооружение рыцаря в эпоху Каролингов? Стоимость товаров приведена в таблице (свод законов «Рипуарская правда»). Поэтому вы сейчас будете работать с историческим документом.
Товар | Оценка в солидах |
Корова | 1 |
Конь | 7 |
Меч с ножнами | 3 |
Куртка кожаная с металлическими бляхами | 12 |
Шлем | 6 |
Пара ножных щитков | 6 |
Щит с копьем | 2 |
Слайд 12
Ответ: 36 коров. Для информации: сейчас корова стоит примерно 25 тысяч рублей. Поэтому в наше время вооружения рыцаря стоило бы 900 тысяч рублей.
А сейчас мы послушаем песню Владимира Высоцкого «Баллада о времени» из х\ф «Стрелы Робин Гуда». В этом отрывке вы увидите рыцарей, как они сражались.
4. В замке.
Обзор выставки рисунков, нарисованных учащимися. Рассказ 2-3 учащихся о замке феодала.
«Мой дом – моя крепость», - гласила средневековая поговорка. Замок феодала – воплощение духа Средневековья с его постоянными войнами. Вся Европа с VIII века
покрылась густой сетью каменных твердынь. Сначала замки строили из дерева, позднее – из камня. (слайды 13-19) Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Окрестности обозревала стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.
Следует добавить, что замок одновременно был и крепостью, и жилищем, и складом, и тюрьмой, жилищем гарнизона, часовней и караульней.
Учитель: Сегодня на уроке мне будут помогать экскурсоводы. И мы узнаем, как же защищались жители замка от врагов? (слад 20-23)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 24)
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, руки шире.
Мы сегодня на турнире.
Смотрим влево,
Смотрим вправо,
Глаз зажмурим,
Сядем прямо.
Учитель: С каким словом мы встретились, выполняя физминутку? (Турнир)
5. Мир турниров и гербов.
Рыцарские турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости и умении владеть оружием. В наше время многие люди интересуются, тем как происходили турниры и воссоздают их. Давайте посмотрим небольшой отрывок о турнире в Мирском замке (Белоруссия), (фрагмент видео).
Учитель: Мои помощники-экскурсоводы расскажут о рыцарских турнирах и гербах.
Турниры и охота были любимыми развлечениями рыцарей в мирное время. Турниры – это военное состязание рыцарей в силе, ловкости и умении владеть оружием. (слайд 25) Успех в турнире приносил славу и выкуп с побежденного. Наряду со схватками отдельных пар устраивались сражения целых отрядов. На турнирах использовали затупленное оружие. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Популярна была охота и на птиц с соколами. На охоте рыцари могли проявить отвагу и ловкость. Добытая дичь украшала стол феодала на пирах. Записать в словарь термин турнир.
Знатные рыцари считались людьми благородными, гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. (Слайд 26, 27) Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода. Слово «герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». На гербах были написаны девизы – краткие изречения, объяснявшие смысл герба, например, «Иду своей дорогой», «Другим не стану». Сначала гербы появились как личные знаки рыцарей, затем как родовые. Герб украшал печать и знамя рыцаря, его одежду и попону коня, красовался над входом в дом феодала. Искусство составлять и описывать гербы называлось геральдика, им занимались герольды. Герб может рассказать о том, кто владелец герба, кем он является, достаточно ли он знатен, чем занимались предки рыцаря, с какими семьями он находится в родстве. Герб служил своеобразной визитной карточкой рыцаря.
6.Рыцарская культура. (Слайд 28, 29)
У рыцарей постепенно сложился кодекс (законы) рыцарской чести.
- В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен, потому, что убийство равных осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей, и за пленных можно было получить большой выкуп.
- «Неблагородных» не брали в плен и беспощадно убивали.
- Верность королю и сеньору.
- Смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
Важным проявлением рыцарской культуры было умение вести себя при дворе, в особенности по отношению к дамам. Считалось что, настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви.
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот пол тыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят ¬
Я не согласна с этим!
Учитель: Вопрос к девочкам. В наше время существуют настоящие рыцари? А какими чертами они должны обладать?
Сейчас мы посмотрим отрывок из детского х\ф «Приключение Петрова и Васичкина», современных рыцарях XX века, у которых тоже была прекрасная дама сердца – Маша.
Выставление отметок за урок. Выполненные задания в тетрадях будут оценены у всех учащихся к следующему уроку.
Задание на дом (слайд 30): параграф 12 изучить, выучить новые термины. Придумать и нарисовать рыцарский герб с последующим объяснением его символики. Информацию о правилах составления герба вы можете найти в школьной библиотеке и в сети Интернет.





