Материал на проверке

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения. Н.Н. Носов «Федина задача»

0
0
Материал опубликован 25 September

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Ломоносовская гимназия»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Формирование читательской грамотности на уроке

литературного чтения. Н.Н. Носов «Федина задача»

















Петрозаводск

2025



Автор: Погодина Наталия Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Ломоносовская гимназия».

Аннотация.

Методическая разработка урока для обучающихся 3 класса по теме: «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения. Н.Н. Носов «Федина задача». Урок способствует формированию функциональной читательской грамотности, содержит эффективные приемы работы с текстом. Методическая разработка интересна учителям начальных классов, классным руководителям и методистам Для привития любви к чтению и формированию читательской грамотности.





Введение

В настоящее время актуальным является формирование функциональной грамотности. Развитие читательской грамотности подразумевает не только умение бегло читать и понимать текст, но и критически оценивать информацию, извлекать необходимые данные, делать выводы и применять полученные знания в различных ситуациях. Это означает формирование у обучающихся навыков анализа текстов разных жанров, умения распознавать намерения автора, оценивать достоверность источников и использовать информацию для принятия обоснованных решений. Важность читательской грамотности обусловлена тем, что она является основой для успешной социализации и профессиональной деятельности в современном мире.

Урок: литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить с произведением Н.Н. Носова «Федина задача».

Педагогические задачи: 1. Подвести к пониманию Н.Н. Носова «Федина задача»;

2. Совершенствовать умение работать с текстом, способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, наблюдательности, памяти, познавательной активности обучающихся;

3. Совершенствовать умение оценивать литературных героев по их действиям, поступкам, мыслям.

4. Воспитывать аккуратность, опрятность, самостоятельность.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные: определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; определять особенности сатирического произведения. уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.

Личностные: Формировать положительную мотивацию к учению, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: применять учебную задачу урока, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Урок носит практико-ориентированный характер. Урок строится в соответствии с системно-деятельностным методом. В течение урока обучающиеся выполняют разнообразные задания, что даѐт возможность мобилизовать внимание, интерес и стимулировать их познавательную активность. Особое внимание на уроке отводится практической работе в группах.

Используемые технологии, приемы.

На уроке используются элементы технологии личностно – ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Приемы: «Найди пару», «Инсерт», «Найди слово».

Ресурсы:

1. В. Ю Свиридова. Литературное чтение. 3 класс. 2. Облако чувств. 3. Презентация к уроку. 4. Книги С. Г. Носова

5. Колокольчик для чтения по цепочке. 6. Разноцветные стикеры для работы с текстом. 7. Иллюстрации с изображением уголков леса.

На уроке организуется работа обучающихся в паре, в группе, индивидуально, фронтально.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент




- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы на уроке чтения побываем в гостях у одного ученика, вашего ровесника. Зовут его Федя.

О нем в своем произведении рассказал известный детский писатель Н. Н. Носов.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.



2. Подготовка к первичному восприятию.

- Поднимите руки, кто знаком с творчеством Н. Н. Носова.

- Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми фактами из жизни Н. Н. Носова. Подчеркните тот факт, который вас удивил больше всего.
















- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н. Н. Носова «Федина задача». Предлагаю вам определить задачи, которые сможет решить на уроке. (Приложение 2)







- Какую задачу уже решили?

- Как вы думаете, что может произойти в этой истории? Почему так названо произведение? Предположите.

Поднимают руки.

Работают на индивидуальных листочках. (Приложение 1)

С детства Николай Носов жил в творческой среде. В юности он увлекался музыкой, и ему даже купили скрипку. Однако инструмент оказался очень сложным в освоении. В школьные годы хотел стать химиком и серьезно изучал предмет. У него дома на чердаке была мини-лаборатория, где они с товарищем проводили опыты. Писателем Носов стал случайно и уже во взрослом возрасте. Он рассказывал сыну разные смешные истории, а потом стал их записывать и публиковать их в журналах.

- Обмениваются фактами, которые удивили. В паре сверяют, у кого совпали факты. Поднимают руки, у кого совпали факты.



- Познакомиться с рассказом «Федина задача».

- Раскрыть тайну рассказа Н. Н. Носова «Федина задача».

- Объяснить значения незнакомых слов.

- Выборочное чтение рассказа «Федина задача».

- Подготовить чтение рассказа по ролям.

- Познакомиться с биографией Н.Н. Носова.


Выдвигают предположения.

3. Первичное восприятие

- Проверим наши предположения. Читаем рассказ.

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Подтвердилось ли ваше предположение по названию произведения?

- Какую задачу решили?

Читают произведение.


Обмениваются мыслями.




Познакомиться с рассказом «Федина задача».

4. Анализ произведения












- Удалось ли Феде решить задачу?

- Почему?

- Что делал Федя до того, как сесть за уроки?

- Хотелось ли Феде делать уроки?

- Сколько всего задач прочитал Федя?

- Почему он сразу не выключил радио, почему продолжал решать задачу и слушать радио?

- Что же ему мешало выключить радио?


- Поработаем с вами над значением некоторых слов и словосочетаний, которые могут быть непонятными.

В паре соедините эти слова и словосочетания.

- Какая пара сделала это задание без ошибок?

- Какую задачу смогли решить?

- Попробуем сейчас побыть на месте Феди.



- Удалось ли вам справиться с этим заданием качественно? Вот и Феде не удалось решить свою задачу.


Продолжаем работать над произведением. И со следующим заданием мы точно справимся. Поработаем в группе.

Перед вами название произведения и эмоциональное состояние Феди.

У нас сегодня 7 групп. У каждой группы свое произведение и несколько состояний. Но только одно состояние соответствует песне. Задача группы соотнести вашу песню с правильным ответом, и один представитель из группы вывешивает на доску песню и настроение Феди. Пользуемся текстом задачи.


- Что же Феде мешало?

-Как вы думаете, каких качеств не хватает Феде?


- Нет.

Анализируют.

- Катался на коньках.




- Хотел сделать два дела сразу.

- Он несерьёзно относится к учебе.




Работают в паре (Приложение 3

Соотносят слово и словосочетание со значением.



Два ученика выходят к доске и просят повторять за ними движения. При этом они показывают разные движения.

- Не получилось.




Работают над задачей. (Приложение 4)


Обращают внимание на то, что каждая следующая песня соответствует ухудшению настроению Феди. На последней песне он не смог продолжать работу.






На доске качества. Учащиеся выбирают, обосновывают свой выбор. (Приложение 5)


ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ДОБРОТА

ЖАДНОСТЬ

ЗАВИСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УПОРСТВО

СМЕЛОСТЬ

5. Вторичное восприятие текста


- Теперь, когда мы разобрали действия Феди и его качества, почитаем с вами по ролям это произведение.

Чтение по ролям.

6. Вторичный анализ текста

- Как вы думаете, как автор относится к Феде?

- Как вы относитесь к Феде?


- А как вы думаете, а есть ли такие Феди в реальной жизни?

- А у вас были такие ситуации?


- По - доброму смеется над ним.

- По – доброму, жало его. Но он не видит своих недостатков.

- Конечно, есть.


- Делятся своими мыслями.

7. Подведение итогов

- Какая же тайна этого произведения?



- Посмотрите, какие задачи нам удалось решить?

- Видеть причину своих неудач, посмотреть на себя со стороны, сосредоточиться на чем – то одном. Ответственно относиться к своей учебе.

Анализируют.


8. Этап рефлексии учебной деятельности

В завершении нашего урока я предлагаю вам выбрать пословицу, которая подошла бы к нашему разговору сегодня.





Дома я предлагаю вам подготовить выразительное чтение этого произведения по ролям.

Выбирают среди половиц.

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды

5) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.


Приложение 1



С детства Николай Носов жил в творческой среде. В юности он увлекался музыкой, и ему даже купили скрипку. Однако инструмент оказался очень сложным в освоении. В школьные годы хотел стать химиком и серьезно изучал предмет. У него дома на чердаке была мини-лаборатория, где они с товарищем проводили опыты. Писателем Носов стал случайно и уже во взрослом возрасте. Он рассказывал сыну разные смешные истории, а потом стал их записывать и публиковать их в журналах.



Приложение 2

- Познакомиться с биографией Н.Н. Носова.

- Познакомиться с рассказом «Федина задача».

- Раскрыть тайну рассказа Н. Н. Носова «Федина задача».

- Объяснить значения незнакомых слов.

- Выборочное чтение рассказа «Федина задача».

- Подготовить чтение рассказа по ролям.

Приложение 3


Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

Титулярный советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В море полудённом – в море в середине, в полдень.

Кафтан – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

Репродуктор — радиоприемник.

Приложение 4



1.«Блоха»




Начал решать задачу с хорошим настроением, но отвлекался на песню.

2.«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь»


Попытка сосредоточить внимание. Потёр уши, но это не привело к решению математической задачи.

3.«Легко на сердце от песни весёлой!»


Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди. Он стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде.

4.«Однозвучно гремит колокольчик»


Федя в замешательстве. Он начал нервничать, сердиться, так как была прочитана совсем другая задача.

5.«По дороге зимней скучной тройка борзая бежит»


Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал негодования. Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже утомился и путает слова песни и текст задачи.


6.«Колокольчики мои»

Федя начал нервничать, сердиться, раздражаться, злиться, даже ругаться. Всему виной были опять колокольчики. Собрался убежать.

7. «Не счесть алмазов в каменных пещерах»


Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение важное решение.


Приложение 5

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ДОБРОТА

ЖАДНОСТЬ

ЗАВИСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УПОРСТВО

СМЕЛОСТЬ




​​​​​​​


ПрезентацияPDF / 567.32 Кб
РазработкаDOC / 84 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.