12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Сидорова Л.Г.230
5

Методическая разработка урока географии по теме: «Воды суши. Болото»



Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Пермское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Технологическая карта

урока географии, 5 – 6 класс

Воды суши. Болото

Разработала:

Сидорова Лариса Геннадьевна,

преподаватель географии

высшей категории

, пгт Звёздный2017

Урок № 26

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Воды суши. Болото»

Базовый учебник: Учебник: География 5 класс. Издательство Москва, «Вентана-Граф», 2016 год. Авторы: А. А. Летягин. Под редакцией В. П. Дронова

Цель урока: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Болота» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме работы в парах с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования предметных, метапредметных и личностных результатов

Задачи урока:

- Образовательные:

организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению понятия «болото», условия образования болот, классификация и распространение болот; показать ценность атмосферы для существования планеты Земля и для человека.

- расширить представления о болотах как природном комплексе;

- сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их образования;

- сформировать представления об особенностях, происхождении и значении болот;

- выяснить особенности размещения болот на территории страны;

- изучить области распространения различных типов болот;

- научить прогнозировать изменения болот под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и

объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы; способствовать формированию географической культуры; развивать память, внимание, логику ответов

- Воспитательные:

воспитание чувства ответственности; экологическое воспитание через бережное отношение к окружающей среде; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету; формирование научного мировоззрения

Планируемые результаты.

Личностные: 

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; воспитание любви и уважения к Отечеству; формирование коммуникативной компетентности; формирование основ экологической культуры.

Метапредметные: 

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с дополнительными источниками информации; формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные: 

знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач; формирование представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны; формирование умения и навыков использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений; формирование значимости охраны окружающей среды; овладение основами картографической грамотности

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Обучающиеся должны знать:

понятие болото, их типы, районы распространения, причины образования болот и их роль в природе

Обучающиеся должны научиться:

определять основные районы распространения болот, вычерчивать схему заболоченности территории, прогнозировать последствия осушения болот.

Оборудование:

интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет

Дидактический материал:

для учителя: физическая карта России, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Внутренние воды»,

для обучающиеся: атласы, инструктивная карта (дневник участника экспедиции).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новый знаний.

Система методов и методические приемы: метод исследовательский, репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный; методические приемы вычерчивание схем, составление логической цепочки и таблицы, оформление и «чтение» карт, решение олимпиадных задач, краеведческий принцип.

Деятельность учащихся: частично – поисковая при работе с различными источниками информации

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа на местах; работа в парах, практическая работа; создание условий для развития критического мышления с использованием приема «верите ли вы».

Самостоятельная работа: чтение инфографики, работа с тестом, схемами, таблицами; вычерчивание схемы «Классификация болот», составление логической цепочки, отгадывание загадок, заполнение таблицы, практическая работа – решение задание формата ОГЭ

Ведущие (новые) понятия: болото, низинные, переходные, верховые, торф

Географическая номенклатура: Амазонская низменность, Западно–Сибирская равнина, север Русской равнины, Васюганское болото

Логика учебного процесса: актуализация – мотивация- восприятие, осмысление, запоминание – применение знаний в новой ситуации – проверка усвоения – самоконтроль – контроль, коррекция – анализ.

Формы контроля: фронтальный по вопросам, индивидуальный для развития критического мышления с использованием приема «верите ли вы» и кроссворда

Межпредметные связи: с литературой, биологией, историей.

Использование современных образовательных технологий

Урок по теме «Воды суши. Болото»

Современные образовательные технологии

Этапы урока, на которых технология применяется

Инновационный прием и методы работы

Проблемное обучение

Мотивация

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Этап локализации индивидуальных затруднений;

Этап осмысления текста;

Составление таблицы, логической схемы, оформление контурной карты, чтение инфографики;

Включение нового знания в систему знаний.

Создание проблемной ситуации:

столкновение противоречий в практической деятельности.

Здоровьесберегающая технология

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Этап анализа инфографики, текст

Динамическая пауза

Относительно свободный режим работы в парах (обучающиеся могут стоять, двигаться).

Физкульминутка, проводимая суворовцем.

ИКТ технология

Актуализация – мотивация- восприятие, осмысление, запоминание – применение знаний в новой ситуации – проверка усвоения – самоконтроль – контроль, коррекция – анализ.

Работа с инструктивными картами, созданными в виде дневника участника экспедиции.

Работа с инфографикой.

Создание проблемной ситуации:

столкновение противоречий в практической деятельности.

Работа в парах

Реализация проекта выхода из затруднения

Коллективное исследование, оформление результата исследования, представление выводов, сделанных группой.

Технология интегри-рованного обучения

Этап объяснения домашнего задания

Домашнее задание по уровням сложности

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Организацион-

ный момент

Приветствие обучающихся

Приветствие учителя, готовность к уроку

1 мин

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по теме «Гидросфера. Воды Мирового Океаны. Воды суши: реки, озёра, подземные воды» (Приложение №1 Презентация «Воды суши. Болото»)

Слайд 1-3

Отвечают на вопросы, вступают в диалог

2 мин

3. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: 

Природное комплекс (сообщество) – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

Слайд 4

Посмотрев видеофрагмент, определите, о каком природном комплексе идёт речь.

Слайд 5

Мотивационная беседа.

Через анализ проблемного вопроса вывести обучающихся на самостоятельную формулировку темы урока

Слайд 6

Записываем тему нашего урока: «Эти удивительные болота»

Вступают в диалог с учителем противоречие – проговаривают и осознают его.

Записи в дневник участника экспедиции

2 мин

4 Целеполагание

Мотивационная беседа.

Не слишком гостеприимные места для людей, здесь их подстерегает множество опасностей: засасывающая топь, ядовитые змеи, насекомые- кровососы. Зато многие животные и растения чувствуют себя прекрасно.

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести суворовцев на самостоятельную формулировку цели и задач.

Слайд 7

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи и выстроить план урока:

Что такое болото?

Причины образования болот.

Распространение болот

Классификация болот.

Флора и фауна болот.

Использование/значение болот.

Закрепление

Слайд 8

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Формулируют цель и задачи урока.

Составляют план урока.

3 мин

5. «Открытие» нового знания

 

1. ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЯ.

Теперь давайте вспомним, что же вы знаете о болотах (Выступление обучающегося с материалом о происхождении термина «болото»)

Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. Этот корень встречается во всех древних и современных балто-славянских языках. Неслучайно прародиной славян считается болотистая местность между белорусским Полесьем и Балтийским морем. Само название Балтика также производно от этого корня. В славянских языках с полногласием звучит в виде болото, в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском как «блато», «балто».

Что же такое болото?

Слайд 9

Раздел биологии, изучающий болота - болотоведение. Большой вклад в исследование природы болот внёс советский ботаник Владимир Доктуровский, создатель руководства по болотоведени

Постарайтесь самостоятельно дать определение понятию «болото», используя инфографику «Болото».

 

Слайд 10

2. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Посмотрев видеофрагмент, составьте логическую цепочку образования болот.

Слайд 11

 

Слайд 12, 13

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ.

Давайте подумаем, где распространены болота.

На картах Мира и России отметьте районы распространения болот (используя уловные обозначения)

Слайд 16-18

Вывод:

Болота распространены на Земле неравномерно. Общая площадь болот составляет 3,5 млн. км2., или 2% площади суши. Болота чаще встречаются в Северном полушарии, в лесах. Наиболее заболоченные материки – Ю. Америка (70% территории) и Евразия (18%).

В России площадь болот составляет 37% площади болот мира и 6% территории страны.

Распространены на севере Европейской части, в Западной Сибири, на Камчатке.

Самое большое болото в мире — российское Большое Васюганское. Его площадь составляет 53-55 тыс. кв.км.

Итак, каковы причины заболоченности?

*** Каковы причины заболоченности Западно – Сибирской равнины?

*** Почему к востоку от Западно – Сибирской равнины заболоченность уменьшается?

** Каковы причины заболоченности севера Русской равнины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ.

Проанализируйте предложенный текст и заполните схему «Классификация болот».

По формам и условиям питания различают низинные, переходные и верховые. Под низинными подразумеваются болота, находящиеся в понижениях, с увлажненной поверхностными и грунтовыми водами почвой, богатой минеральными солями. Верховые преимущественно питаются осадками из атмосферы, которые не очень богаты минеральными солями. Болота переходные относятся к промежуточной группе.

По растительности, преобладающей в местности, различают лесные, травяные, кустарничковые и моховые типы болот.

По микрорельефу – бугристые, плоские, выпуклые.

Топи – это самые переувлажненные территории болот.

Слайд 19-22

Болота бывают низинные и верховые.

1. Низинные болота - здесь избыточное увлажнение возникает в следствие близкого расположения подземных вод к поверхности земли. Эти болота проходимы.

2. Верховые болота - имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Ходить по такому болоту крайне опасно, т.к. слой торфа недостаточно прочный.

.

Слушают докладчика - одноклассника.

Слушают преподавателя

Работа с инфографикой «Болото»

Записи в дневник участника экспедиции

Записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

Болото-это избыточно увлажненный участок суши с влаголюбивой растительностью.

 

 

Просмотр видео.

Составление логической цепочки, записи в дневник участника экспедиции

Проверка с доски

Работа с контурными картами

и записи в дневник участника экспедиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка с доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа по вопросам и формулирование

причин заболоченности:

- вогнутые формы рельефа (плоский рельеф)

- многолетняя мерзлота

- избыточное увлажнение

-слабый сток рек

- водоупорные горные породы(вечная мерзлота, щит платформы т.е прочные породы граниты, гнейсы, кварциты)

- хозяйственная деятельность человека

- близость грунтовых вод

Работа с текстом.

Составляют схему

Записи в дневник участника экспедиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка с доски

26 мин

3 мин

3 мин

5 мин

4 мин

6. Физ.минутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть-

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

На счет пять – за парты сели мы опять

Выполняют упражнения

2 мин

 

5. ФЛОРА И ФАУНА

Слайд 23-24

Разгадайте загадки.

1. Кудри в реку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит_________

5. Её всегда в лесу найдём

И на болоте встретим:

Стоит зелёная, как ёж,

Зимою в платье летнем__________

2. Стройное дерево с тёмной корой,

Любит менять окраску порой, Срубишь его – покраснеет, Подсохнет – порозовеет,

У него липкие побеги, почки,

И молодые клейкие листочки

Любит топкие места,

Растёт там, где теснота.

Листья сбрасывает зелёными

И красуется изящною кроною__________

 

3. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей_________

6. Мягок, а не пух, зелен,

а не трава? ___________

 

7. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек _______

8. На усах расту я тонких,

На болотах самых топких,

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам ___________

 

9. Сама скользкая,
Язык липкий,
На болоте сидит_________

4. Я порой чернее ночи,

Неба синего, синей,

Кто побольше съесть захочет-

Разукрасится сильней ______________

10. Засверкали под ногами

Бусины ядреные

Хочешь – рви с кустов горстями,

Хочешь- ешь моченые___________

Слайд 25-31

Формулирование понятия «Торф»

Слайд 32-36

Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зеленоватым, бурым, белым и даже красным.

Он состоит из множества сцепленных меж собой мягких стебельков. Растёт он всю свою жизнь. Точнее, растёт его верхняя часть, а нижняя часть отмирает, образуя торф.

Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зеленоватым, бурым, белым и даже красным. Растёт он всю свою жизнь. Точнее, растёт его верхняя часть, а нижняя часть отмирает, образуя торф.

Слово «сфагнум» в переводе с греческого означает «губка». Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя воду, в 30–40 раз больше, чем весит сам! Всего 10г мха (а это вес 1 спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды. Ещё одно интересное свойство сфагнума – лечебное. Сфагнум может заменить йод и вату при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь.

Фронтальная беседа.

Как вы думаете, из каких болот добывают торф, который можно использовать в качество топлива? Подумайте и скажите, где используется торф?

Как вы думаете, где используют торф из верховых болот?

* В одной песне есть такие слова «Где – то багульник на сопках цветет». В чем ошибка?

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Беседа с классом.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

Слайд 37-40

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? 

Вред болот

Польза болот

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

опасное место для жизни людей,

пожароопасная обстановка

болото – место обитания птиц;

на болотах образуется торф (топливо, азотное удобрение, строительный материал, как подстилка для животных, в медицине (грязелечение)

на болотах растут ценные лекарственные растения, ягоды; болота дают начало многим рекам; на болотах идет очистка воды; снабжают влагой не только почву, но и воздух; болота хранят и накапливают воду; поддерживают биологическое разнообразие; являются пастбищами»; служат источником находок для палеобиологии и археологии; сырьё для химической промышленности; препятствуют развитию парникового эффекта

Слайд 41-43

В конце лета, когда торфяники несколько подсыхают может начаться их возгорание (например, от молнии), в результате которого в почву попадают минеральные вещества, столь необходимые болоту. Но также создаётся и пожароопасная обстановка для близлежащих населённых пунктов. Торфяные пожары часто загрязняют воздух в различных регионах страны

Мини – диспут

Зачем нужны болота? В сказках на болотах всегда обитали злые силы, там водились кикиморы, ведьмы, лешие. Какое значение имеют болота в природе?

*Как человек относится к болотам? В мифологии, в сказках и легендах обитатели болот были своего рода оберегом, что охраняло болото от неразумного вторжения человека.

В последнее время стали болота осушать, но большой пользы это не принесло. Почему?

**Почему нельзя осушать болота?

**Составьте логическую цепочку прогнозирования последствий осушения болот.

Слайд 44

Вряд ли вы когда – либо задумывались о роли болот в судьбе нашей страны. А они значительны. **Приведите известные исторические факты.

***Почему знахарки, травники селились ближе к болотам? (Ответ: на болотах произрастает много лекарственных растений)

Дополнительная информация.

2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий. В 1975 г. вступила в силу принятая 2 февраля 1972 г. Конвенция о водно-болотных угодьях. Ее основная задача — охрана морских заливов, озер и заболоченных территорий от загрязнения химическими отходами. В России под охрану взяты 35 территорий и акваторий водно-болотных угодий международного значения и еще 166 участков рекомендуются для внесения в список водно-болотных угодий, охраняемых Рамсарской конвенцией (источник «Водно-болотные уголья России. Том 3 «Водно-болотные угодья, внесённые в Перспективный список Рамсарской конвенции», под. Редакцией В. Г. Кривенко. М.: 2000)

Отгадывают загадки, работая в парах, записывают в дневник участника экспедиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

Ива

Ольха

Берёза

Черника

Ель

Мох

Журавль

Клюква

Лягушка

Брусника

Устная самопроверка.

В ходе беседы формулируют и записывают в дневник термин «Торф»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торф для таких целей добывается из низинных болот

Включаются в беседу

 

 

 

 

 

Работая с классом по вопросам, записи в дневник участника экспедиции заполняют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка устная

 

 

 

 

 

Участвуют в диспуте

Самопроверка, вычерчивание схемы на доске:

Осушение болот – снижения уровня грунтовых вод – разрушение торфяных залежей – иссушения климата территории – исчезновения ручьев, родников, речек – загрязнение нитратами и пестицидами почв и вод – исчезновение и сокращение численности многих видов растений и животных – снижение продуктивности лесных сообществ – усиление почвенной эрозии – заиливание озер

5 мин

4 мин

6. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Слайд 45

Практическое применение полученных знаний.

Местность всегда играла большую роль при ведении боевых действий. Особенно возросло ее значение как фактора боевой обстановки в настоящее время в связи с количественным ростом и качественным изменением вооружения и технического оснащения войск. Поэтому уставы Вооруженных Сил требуют от всех военнослужащих тщательного изучения и оценки местности, правильного учета ее тактических особенностей применительно к конкретной боевой задаче.

По плану местности определите в каком из указанных пунктов А, Б, В будет удобнее разместить для учений «Тополь-М» —российский ракетный комплекс стратегического назначения (с минимальными затратами). Приведите не менее двух аргументов.

Ответ:_______

Аргументы: 

 1 ____________________

 2 ____________________

 

 

 

Слайд 46

Обучающиеся выполняют задания в парах и записывают в дневник участника экспедиции

Ответ: 1 участок.

Аргументы:

1. Рядом про­хо­дит дорога, что удоб­но для передвижения.

2. Ров­ная по­верх­ность земли, не­об­хо­ди­мая для свободного перемещения.

3. Растительность - луг.

Пояснение.

В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 1, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что обучающиеся могут найти на карте шоссе, понимают различие в изображение рельефа на плане местности, умеют определять на карте типы растительности, болота.

Взаимопроверка с доски

3 мин

7.Закрепление

Теоретическая часть. Выполните задание «Верные и неверные высказывания».

Слайд 47

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите Ваш уровень знаний по новой теме: 7-6 баллов—высокий уровень, 5-4—средний, 3 и меньше - низкий уровень

Выполнение задания и записывают в дневник участника экспедиции

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

-

7

+

Взаимопроверка с доски.

Определение уровня знаний по теме:

 

3 мин

8. Подведение итогов

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Болото

Я целый час болотам занялся.

Там белоус торчит, как щетка, жесткий:

Там точно пруд зеленый разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На серый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет…Белым

Пушком одеты белые цветы:

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умиленно мне в глаза,

Да оживляет бедный мир болотный

Порханье бабочки залетной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

Ах! Прелесть есть и в этом запустенье.

А.Майков

Многообразие внутренних вод России поражает воображение. Это неоценимое  богатство, знать о котором, уметь ценить и гордиться которым по праву должен каждый житель России.

Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.

Слушают одноклассника

Слушают преподавателя.

2 мин

9. Домашнее задание

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- высокий уровень — работая с дополнительного источника информации дайте понятия терминам, связанным с темой урока: марь, мочажина, руда болотная, топь, трясина 

- средний и низкий уровень — решите кроссворд

- по желанию:

+ прочитать рассказ М. Пришвина “Кладовая солнца”.

+ подобрать загадки о животных, растениях болота;

+ найти информацию о необычных объектах или явлениях болота.

Записывают домашнее задание

1 мин

Рефлексия

Вариант 1.

- Согласны ли вы с пословицей?

Болото – беда и одновременно –кладезь добра?

- Что вас удивило в сегодняшней экспедиции?

Вариант 2 (экономичный)

Приём «Сжатие информации»

– Попробуйте одним предложением сказать, о чём мы говорили на уроке.

– Какие выводы можете сделать?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Слайд 49

Рефлексируют по заданным вопросам.

Приложение №2. «Разноуровневое домашнее задание».

Высокий уровень Д/З.

Работая с дополнительного источника информации дайте понятия терминам, связанным с темой урока:

Марь — заболоченный редкостойный лиственничный лес, прерывающийся участками безлесных кочковатых болот и ерников.

Мочажина — влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу.

Руда болотная — донные отложения бурого железняка в болоте как результат жизнедеятельности железобактерий.

Топь — переувлажнённый участок болота с разжиженной торфяной залежью, высоким уровнем воды и рыхлой непрочной дерниной.

Трясина — зыбкое болотистое мест

Средний и низкий уровень Д/З.

Кроссворд «БОЛОТО»

1. По преданию это растение выросло на том месте, где плакала и роняла слёзы Богородица. Считается, что оно обладает силой, позволяющее отгонять духов. У этого растения пурпурны соцветия, а листья напоминают ивовые.

2. Это растение - хищник.

3. Том Сойер угощал своего кота настойкой этого лекарственного растения.

4. В народе это растение называют гонобобель. Его ягоды содержат сахар, органические кислоты. Плоды используют при недостатке витамина С, желудочно-кишечных заболеваниях, малокровии, воспалении мочевого пузыря. Листья в виде настоя употребляют при лечении сахарного диабета.

5. Народное название этого растения болота связано с количеством листочков, по-научному …...

6. Это растение называют также как жителя гор.

                         Список использованных источников

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис- пресс, 2002. 224 с. Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и ее символы - таково содержание книги.

«Водно-болотные уголья России. Том 3 «Водно-болотные угодья, внесённые в Перспективный список Рамсарской конвенции», под. Редакцией В. Г. Кривенко. М.: 2000. – С. 11-16.

Владимиров И. Зона просветления // Ломоносов. – 2002. – Октябрь. – С. 74–75. Дымку от торфяных и лесных пожаров, которая заволакивала Москву, можно было уничтожить…

Денисенков В. П. Болота: болотные экосистемы хвойно-лесной (таежной) зоны европейской части России // Биология. – 2002. – № 15. – С. 8.

Минина З. Б., Коновалов С. В. и др. Экскурсия «Болото как экологическая система» // Биология в школе. – 2002. – № 4. – С. 54–58.

В целом материал посвящен вопросу организации и проведения экскурсии по болоту. Содержится информация по характеристике болот, абиотических факторах и их влиянии на живые организмы и др.

Новиков С. М. Гидрологические аспекты изучения болот // Биология. – 2002. – № 15. – С. 9. Двойственная природа болот.

Надеждина М. Торфяные пожары как особенность национального земледелия // Барьер безопасности.

Панов В. В. Геоэкологические исследования болот // Биология. – 2002. – № 15. – С. 10.

Геоэкологические особенности торфяно-болотных систем.

Попов С. Ю. Удивительные болота // Биология. – 2000. – № 6. – С. 1; 8–9.

Что такое заболачивание? Виды заболачивания и типы болот. Болотные растения. Болота –неоткрытая сокровищница.

Тамбиев А. Кто на болоте живет? / Худож. Г. Целищев. – М. : Малыш, 1989. – 24 с.

О.А. Тимофеева «Окружающий мир» (методическое пособие), ООО «Баласс», 2004

Экологический журнал. – 2002. – № 9. – С. 10–11. Особое место среди материалов о болоте занимает книга

Юрковская Т. К. Несколько слов о верховых болотах // Биология. – 2002. – № 15. – С. 9. Среди болот России по площади и запасам торфа преобладают верховые болота. Почему их назвали верховыми? Что их отличает от других видов1

презентация к уроку
PPT / 40.06 Мб
Дневник участник экспедиции.
PUB / 4.17 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.