12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панова Ирина Анатольевна21
Преподаватель химии Ставропольского Президентского кадетского училища
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
2

Методическая разработка урока химии с интеграцией военной составляющей по теме «Общие химические свойства кислот»


Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»













Методическая разработка урока химии с интеграцией военной составляющей по теме «Общие химические свойства кислот»








Работу выполнил:

Панова Ирина Анатольевна, преподаватель ОД (физика, химия и биология)


















Ставрополь, 2021


Оглавление

Стр.

Пояснительная записка ……………………………………………………3


Введение ………………………………………………………………4 -5


Основная часть ……………………………………………………………...6-8


Заключение ……………..…………………………………………………….. 9


Приложения……….…………………………………………………………... 10

Приложение 1. «Боевой листок»………………………………………...10-11

Приложение 2. «Правила ТБ»……………………………………………12

Приложение 3. «Знамя Победы»………………………………………….12

Приложение 4. «Фотографии с урока»…………………………………..12-13




























2

Пояснительная записка


В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) лежит системно – деятельностный подход, благодаря которому:

- формируется готовность воспитанников к саморазвитию и непрерывному образованию;

- обеспечивается активная учебно – познавательная деятельность обучающихся;

- проектируется и конструируется социальная среда развития обучающихся в системе образования;

- выстраивается образовательная деятельность с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Моделируя урок химии в 8 классе, я, в первую очередь, опиралась на

требования ФГОС. «Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом в том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!» (А.Н. Леонтьев).

В рамках реализации ФГОС я выбрала в качестве основного - системно – деятельностный подход. Контингент воспитанников 8 класса предполагает смену видов деятельности, активные формы работы, поэтому я остановила свой выбор на игровой форме урока «Игра в разведчиков». Так как урок проходил накануне праздника «День защитника Отечества», да ещё и в юбилейный год 75 – летия Победы, я постаралась придать ему межпредметное ценностно – ориентированное содержание, в первую очередь, направленное на воспитание патриотизма, чувства гордости за своих великих предков.

И, наконец, ставя во главу угла деятельностную цель, я продолжила на уроке работу над формированием ключевых компетенций воспитанников.


















3

Введение

Тема «Общие химические свойства кислот» очень важна в курсе химии 8 клсса, она изучается в разделе «Основные классы неорганических соединений». Наряду с другими темами данного раздела она способствует продолжению работы по формированию ключевых компетенций воспитанников – учебно – познавательной, ценностно – смысловой и информационной. В процессе исследования химических свойств кислот, создаются условия для понимания символьного представления химических свойств веществ с помощью химических уравнений, как базовых умений. Всё это является главной деятельностной целью моего учебного занятия.

В качестве методической цели учебного занятия я определила демонстрацию деятельностного подхода при первичном изучении предмета (формирование познавательного мотива, выполнения определённых действий для приобретения недостающих знаний, осознанного применения приобретённых знаний; умения контролировать свои действия (работа индивидуально и в парах)).

При разработке данного урока были поставлены следующие задачи:

Когнитивная - ввести понятия «химические свойства кислот», «признаки химических реакций», сформировать навыки написания химических уравнений, характеризующих химические свойства кислот.

Операциональная - способствовать формированию навыков интеллектуального труда, формировать умения самостоятельно сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты наблюдений.

Аксиологическая - способствовать проявлению патриотических чувств и осознанной гражданской позиции обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков, воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, любознательность, активность, воспитывать стремление к самосовершенствованию, самообразованию, исходя из социальных и личностных ценностей.

Тип и форма учебного занятия мною опредлены, как урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного. Согласно требованиям ФГОС на уроке я планирую следующие образовательные результаты:

предметные - научиться представлять результаты наблюде-

ний в виде уравнений химических реакций, определять химические свойства кислот по схеме, определять условия практического протекания химической реакции, использовать информацию в таблицах растворимости и ПСХЭ для составления химических формул;

метапредметные:

-коммуникативные (самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах, парах);

-регулятивные (составлять химические уравнения по алгоритму, самостоятельно сверять действия с целью и исправлять ошибки, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами);

4

-познавательные (преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять символьные модели в виде химических формул и химических уравнений, определять признак реакции);

-личностные - осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; построение собственного целостного мировоззрения на основе изученных фактов; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе, и в рамках самостоятельной деятельности вне училища, воспитание патриотизма и чувства гордости за своих великих предков.

В качестве технологий обучения или их элементов на уроке применяются: здоровьесбережения, информаци­онно-комму­никационные, технологии личностно – ориентированного образования, элементы проблемного изучения, игровая технология. Средства обучения и дидактическое обеспечение урока: проектор, интерактивная доска, магнитно – маркерная доска, учебник, рабочая тетрадь, папки с дидактическими материалами, химические реактивы. (Приложение 1)





























5

Основная часть

(сценарный план)

I. Организационный момент (1 мин.)

Подготовка к уроку воспитанников, приветствие преподавателя и кадет, настраивание на урок. Настраивание на восприятие материала урока.

II. Постановка проблемы. (мотивация и целеполагание) (7 мин.)

На экране видеохроника военных лет под песню «Вставай, страна огромная».

Задаётся вопрос воспитанникам: Почему мы начинаем урок так?

(на экране юбилейная символика)

-75 лет Великой Победе, канун праздника «День защитника Отечества».

- Действительно – эта песня стала настоящим гимном защитникам Отечества.

(Фронтальная беседа после просмотра видеоролика)

- А какие формирования на фронте пользовались особым почётом и уважением, без их деятельности не начиналось ни одно крупное наступление? (Разведка)

- Верно. Разведчики, иногда ценой собственной жизни, на фронте и в тылу врага добывали ценные сведения.

- Предлагаю вам тоже сегодня побывать в роли разведчиков. Посмотрите на нашивки ваших рукавов.

Что они символизируют? (на правой руке – символ довузовских учебных заведений МО, на левой – символ МО).

-Не забывайте об этом! Носите достойно эти высокие символы!

-А на каком «фронте» разворачиваются ваши «военные действия»? (Отличная учёба!)

- Осталось только на нашем уроке определить условного противника, данные о котором мы будем сегодня добывать.

На экране фоторяд с едкими свойствами кислот (разъедают ткани, бумагу, вызывают химические ожоги, при неправильном растворении могут разбрызгиваться).

-Что это? (Кислоты)

(Фронтальная беседа по вопросам)

-Что мы уже знаем о нашем противнике?

-Что такое кислоты?

- Как классифицируют кислоты?

- Что ещё предстоит узнать?

(Воспитанники отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют тему и цель урока).

Запись темы урока в маршрутный лист – «боевой листок» Химические свойства кислот.

На магнитно - маркерной доске - изображение мишени. Что написать в цели? (центр мишени) Изучить химические свойства кислот.

Разведка будет проводиться малыми группами по 2 человека. Все добытые сведения будут стекаться в штаб (крепиться на доску – мишень).

-Итак, задача перед разведчиками поставлена! Приступаем к её реализации.

6

III. Открытие новых знаний (30мин). Не больше (3 мин) на каждое задание.

Воспитанники поэтапно формируют понятие химических свойств кислот.

Выполняют задания в марщрутном листе, извлекая их из папки с файлами под названием «Боевое задание». По мере определения химического свойства кислоты, прикрепляют карточку с этим свойством на доску, приближаясь к центру. (Работа со схемами на интерактивной доске, выполнение заданий с крточками и в маршрутных листах – «боевых листках»).

Задания в файлах:

«Сбор информации о противнике» Недаром великие полководцы считали «чтобы победить врага, его надо знать».

Из предложенных карточек выбрать те, которые характеризуют химические свойства кислот, ненужные убирают обратно в файл.

«Планирование действий разведгруппы» Составить план исследования: расположить карточки и пронумеровать (начать со свойств уже известных и затем добавить новые).

Какие сведения вызвали сомнения? (Карточка с заведомо неверным свойством).

«Разведка боем» (проводят опыты по каждому свойству). Пишут уравнения реакций и делают наблюдения. (всего 4 свойства ) (Приложение 1)

Лабораторная работа

Перед началом работы повторим правила ТБ (обеспечить безопасность личного состава) (Приложение 2)

- У каждой группы (пары) на столе находится пошаговая инструкция по проведению лабораторного опыта. Внимательно изучите её и приступайте к выполнению работы, соблюдая правила техники безопасности. Инструкции по ТБ также находятся на ваших столах. Результаты наблюдений зафиксируйте в боевой листок». (Воспитанники озвучивают правила ТБ, выполняют лабораторную работу, пользуясь пошаговой инструкцией и инструкцией ТБ. После практической проверки каждого свойства вывешивают карточку на доску- мишень (штаб), делают наблюдения и выводы, которые записывают в «боевой листок»).

(Все задания дублируются на слайдах)

«Реабилитация после боевых действий» (физминутка). Проводят под руководством командира отряда разведчиков.

IV. Закрепление. (2мин.)

«Перехват шифровок врага» (выступают в роли дешифровщиков). Соединяют стрелкой исходные вещества и найденные продукты реакций (выбирают из перечня). (Воспитанники выполняют задания в «боевых листках»).

(Приложение 1)

V. Самооценка. (2мин.)

«Анализ донесений для штаба»

По приведённым критериям проводят проверку выполненных заданий. (правильность написания уравнений реакций демонстрируется на слайдах).

(Воспитанники проверяют и оценивают работу в «боевых листках»).

7

VI. Рефлексия (1мин)

«Вот она Победа!»

Каждый кадет вывешивает на магнитную доску – мишень (с противоположной стороны от кислотных свойств) своё Знамя Победы, соответственно его пониманию данной темы (чем ближе к центру, тем лучше понимание урока).

(Воспитанники оценивают степень реализации поставленных целей, свои учебные действия). (Приложение 3)

VII. Итоги урока (2мин)

«Заслуженная награда»!

(Воспитанники озвучивают свои оценки).

(Задание на самоподготовку в маршрутных листах §25, в.4,5, упр.7 (на «3»), 8 (на «4»), 11 (на «5»)).

Преподаватель поздравляет кадет с наступающим праздником – «Днём защитника Отечества», просит забрать каждому Знамя Победы (магнитик)на память об уроке и о предстоящем Великом празднике.































8

Заключение

Данная разработка была представлена на открытом уроке в 8А классе 20.02. 2020. К разработке приложена презентация, где фиксируются все этапы урока. На слайдах представлены настоящие фотографии из военной фотохроники.

Урок получил высокую оценку методистов и коллег.

На уроке было продемонстрировано то, что деятельностный подход в образовании – не совокупность образовательных технологий или методических приемов - это философия образования, методологический базис. На первом месте стоит становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире. Накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области отходит на второй план.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они не пассивные «приёмники» информации, а активные участники учебного процесса. Цель – воспитать личность ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. личность, которая умеет ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты, что я и постаралась показать на своём уроке.

Конечно, для довузовских образовательных организаций Минобороны России очень важна интеграция с военным компонентом, что, на мой взгляд, естественно произошло на уроке. Игровая форма работы привлекла воспитанников, и они, решая образовательные задачи, невольно погрузились в героическую эпоху, что позволило мне добиться на уроке всех поставленных целей.
















9


Приложения

Приложение 1. «Боевой листок»

t1624277346aa.jpg

Боевой листок

_____________________________________________ (Фамилия, имя, класс)

Тема: ____________________________________________________________

1. «Распознать условного противника»: ­­­­­(чем действовать, наблюдение) _________________________________________________________________________

2. «Сбор информации о противнике»: (Из предложенных карточек выбрать те, которые характеризуют химические свойства кислот).

3. «Планирование действий разведгруппы» (Составить план исследования: расположить карточки и пронумеровать (начать со свойств уже известных и затем добавить новые)).


4. «Разведка боем» (Лабораторная работа, правила ТБ прилагаются, каждое задание оценивается (самооценка) по 2 балла, если допущена 1 ошибка -1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов)

Задание №1) Насыпать в пробирку при помощи ложечки - шпателя небольшое количество порошка магния, добавить несколько капель раствора серной кислоты.

t1624277346ab.pngt1624277346ac.png

t1624277346ad.png

(уравнение реакции, тип реакции, наблюдения)


_________________________________________________________________________

Задание №2) Насыпать в пробирку при помощи ложечки - шпателя небольшое количество порошка оксида меди (II), добавить несколько капель раствора азотной кислоты. Нагреть смесь веществ до кипения, соблюдая правила ТБ.

t1624277346ae.pngt1624277346af.pngt1624277346ag.png

(уравнение реакции, тип реакции, наблюдения)

­­­­­

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________________________________


Задание №3) Налить в пробирку небольшое количество раствора гидроксида натрия, добавить к нему несколько капель фенолфталеина, а затем раствор соляной кислоты.

t1624277346ah.png

(уравнение реакции, тип реакции, наблюдения)

­­­­­­­­­10

Задание №4) Налить в пробирку небольшое количество раствора соляной кислоты, добавить к нему несколько капель раствора нитрата серебра (I).

t1624277346ai.png

(уравнение реакции, тип реакции, наблюдения)


­­­­­___________________________________________________________________________

Общий вывод: (перечислить, с какими веществами взаимодействуют кислоты)

___________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

___________________________________________________________________________

5. «Перехват шифровок врага» (дешифровка). Соединить стрелкой исходные вещества и найденные продукты реакций (выбрать из перечня).


t1624277346aj.png

t1624277346ak.png

t1624277346al.png

t1624277346am.png

t1624277346an.png

t1624277346ao.png

t1624277346ap.png

t1624277346aq.png

t1624277346ar.pngt1624277346as.png

t1624277346at.png

t1624277346au.png

t1624277346av.png


Критерии самооценки задания «Перехват шифровок» - всё правильно -5 баллов, 1 ошибка- 4 балла, 2 ошибки –3балла и т.д.


6. «Анализ донесений в штаб».

1. «Сбор информации о противнике» каждый знак + 1 балл.


2. «Разведка боем» - 4 задания по 2 балла (8 баллов).


7. «Перехват шифровок» - всё правильно -5 баллов, 1 ошибка- 4 балла, 2 ошибки -3балла.


Комплексная оценка:13 баллов и … оценка «5»,

10 - 12 баллов - оценка «4»,

7 – 9 баллов - оценка - «3».


7. «Вот она Победа!» (Каждый кадет вывешивает на магнитную доску – мишень (с противоположной стороны от кислотных свойств) своё Знамя Победы, соответственно его пониманию данной темы (чем ближе к центру, тем луч




11

Приложение 2. «Правила ТБ»

Правила ТБ

1. Выполнять только те опыты, которые указаны в инструкции.

2. Использовать растворы в объемах, указанных в инструкции.

3. При работе с растворами кислот и щелочей соблюдать особую аккуратность и осторожность.

4. При нагревании веществ сначала прогреть всю пробирку (от отверстия до дна), а затем греть вещества, держа пробирку под углом 450 в сторону от товарища. Пробирку при этом закрепить в держателе.


Приложение 3. «Знамя победы»


t1624277346aw.jpg


Приложение 4. «Фотографии с урока»


t1624277346ax.jpgt1624277346ay.jpg


12

t1624277346az.jpg


t1624277346ba.jpg


t1624277346bb.jpg t1624277346bc.jpg





13































Опубликовано


Комментарии (1)

Панов Егор Игоревич, 21.06.21 в 16:00 0Ответить Пожаловаться
Интересно, познавательно, полезно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.