12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Викторовна19
2

Методическая разработка урока истории на тему: «Двухполюсный мир»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»




У Т В Е Р Ж ДА Ю»

Зам.директора по УМР

Г БПОУ МО

«Ногинский колледж»

_____________А.В. Артёмова

«______» ______________2017г.






Методическая разработка урока истории на тему:

«Двухполюсный мир»













Подготовила:

Преподаватель общественных дисциплин

Налбантова М.В.















Ногинск 2017





Открытый урок на тему: «Двухполюсный мир».



Цели:

1 Образовательные: подвести учащихся к пониманию предпосылок и причин “холодной войны”; характера международных отношений, значения исторических событий второй половины 40-х – 50-х гг. XX века.

2 Развивающие: развитие познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.

3 Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.

Задачи:

1 Выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.

2 Уяснить определяющие события.

3 Сформировать понятия: “холодная война”, деколонизация, интеграция, технико-гуманитарный дисбаланс.

Форма урока: Урок изучения нового материала, (комбинированный)

Педагогические технологии, используемые на уроке:

Технология ИКТ

Технологии проблемного обучения.

Оборудование: Мультимедийная презентация,. альтернативные учебники по Всеобщей истории XX века (На данном уроке наряду с основным учебником - Л.Н. Алексашкина. Новейшая история. 11 кл. М. 2014 - в качестве дидактического материала использовались также следующие учебники: Мир в XX веке. Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. М. 2014. А.А. Кредер. Новейшая история зарубежных стран. 9 кл. М. 2013. А.В. Шубин. Новейшая история XX век. М. 2010.).Политическая карта мира.











План изучения темы:

    Формирование биполярного мира

    План « Маршалла»

    Влияние СССР в Восточной Европе

    Раскол Германии.

    Гонка вооружений.

    Создание ОВД и НАТО.

    Карибский кризис.

6. Окончание «холодной войны» и
ее последствия.

































Эпиграф урока ( на доске):

Дайте Миру шанс!” Джон Леннон.



Ход урока



Этапы урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Изучение нового материала. Просмотр слайдов с комментариями, и параллельное выступление учеников с сообщениями. Конспектирование основных понятий, дат.

    Фронтальный опрос на закрепление изученного материала.

    Итоги урока и прослушивание песни И.Д. Кобзона « Солнечному миру - да, да, да, Ядерному взрыву – нет, нет, нет!»



1 Организационный момент.

2 Вступительное слово преподавателя:

В 1945 году Вторая мировая война завершилась полным разгромом фашистской Германии и её союзников. Казалось, победа над общим врагом должна сплотить государства Европы и мира, вместе выдержавших тяжёлое испытание страшной войной. Однако отношения между СССР и его союзниками (США, Великобританией и другими странами) только ухудшались. Руководители СССР старались «оградить страну от тлетворного влияния запада», а западные державы – от СССР. В результате возникли выражения «железный занавес» и «холодная война», определяющие отношения самого мощного государства Европы с некоторыми странами мира. Учитель. Неужели после победы во Второй мировой войне вместо долгожданного мира вспыхнет новая война? Ответ на этот вопрос волновал миллионы людей. Он же является темой нашего урока. В поисках ответа на него мы узнаем и поймем значение исторических событий и процессов второй половины 40-х – 50-х гг. XX века. А уроки истории помогут каждому из нас делать осознанные выборы, влияющие на наше настоящее и будущее.

3. Изучение нового материала.

Законспектировать в тетрадях понятие « холодная война». Под выражением «холодная война» подразумевался политический конфликт между СССР и США в период с конца 40-х до начала 90-х годов XX века. В течение в этого периода две сверхдержавы боролись за своё влияние в мире. Это была борьба не только двух государств, но и двух идеологий. Основными этапами «холодной войны» считаются гонка вооружений, борьба за господство в космосе и ядерное противостояние СССР и США.

Мало кто помнит, что железный занавес когда-то действительно существовал. Такой занавес начали использовать в театрах в конце XVIII века. Дело в том, что для освещения сцены тогда применяли пожароопасные свечи и лампы, поэтому в театре нередко случались пожары. Железный занавес опускали в случае возникновения пожара на сцене, которая посредством него наглухо отделялась от зрителей, что позволяло им спокойно покинуть помещение. Вряд ли кто думал тогда, что выражение «железный занавес» вскоре приобретёт политическую окраску.

Впервые выражение «железный занавес» употребил в новом качестве премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая 5 марта 1946 года в городе Фултоне (США). Подводя политические итоги Второй мировой войны, он сказал что «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился «железный занавес», подразумевая политику Советского Союза по ограничению влияния капиталистических держав.

Действительно, отношения СССР с капиталистическими странами Европы и США после 1945 года резко ухудшались. Дело в том, что государства вели слишком разную политику, не желая идти ни на какие взаимные уступки. Советский Союз пытался расширить сферу своего влияния в Европе, что очень болезненно воспринимали США. В конце концов, конфликт между двумя ведущими на тот момент державами мира привёл к так называемой «холодной войне».

США не нравилось нарастающее влияние СССР в Европе и американские политики изо всех сил пытались его ограничить. Была выработана так называемая политика «сдерживания», то есть ограничения распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы. Она выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммунистическим режимам. Основы новой внешней политики США были изложены президентом Гарри Трумэном 12 марта 1947 года в американском конгрессе. Некоторые политики считают именно эту дату официальной датой начала холодной войны, другие придерживаются мнения, что она началась уже после выступления Черчилля в Фултоне. ( Сообщение о доктрине Трумэна Горбачевой Алины.)

План « Маршалла»

Первый этап холодной войны остался за американцами. Уже в июле 1945 (ещё до начала «холодной войны») была испытана первая в мире атомная бомба, а в начале августа США продемонстрировало СССР свою военную мощь на японских городах Хиросима и Нагасаки. Также методом влияния стал известный « План Маршалла», выдвинутый государственным секретарем США Джорджем Маршаллом. Об этом подробнее нам расскажет Бугровой Александр.( сообщение ученика). Слайд № 4. Запишите: план Маршалла был принят 5 июня 1947 года.



Влияние СССР в Восточной Европе.

В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией - декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей - апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгария, Венгрия и Румыния) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР, США и Великобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран. Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализма мирным путём, без гражданских войн и общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью. Слайд № 5

Раскол Германии.

Один из самых заметных конфликтов произошёл в Германии, которая была разделена на Восточную и Западную. Благодаря поддержке США последняя быстрее развивалась в экономическом отношении, поэтому жители Восточной Германии (ГДР) стали переселятся в Западную. Столица Германии Берлин также была разделена на Западную и Восточную части. Чтобы ограничить отток жителей из контролируемой СССР Восточной Германии 13 августа 1961 года была возведена Берлинская стена, разделившая Западный и Восточный Берлин. Создание Берлинской стены не только позволило правительству ГДР прекратить отток населения, но и создать более благоприятные условия для самостоятельного развития республики. В октябре американцы попытались уничтожить Берлинскую стену, но советская разведка знала об этих планах и приняла контрмеры. Слайд № 6, 7

Гонка вооружений.

Запишите в тетрадях определение гонки вооружений. «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Было ясно, что необходимо восстановить ядерное равновесие в мире, поэтому работы по созданию атомной бомбы в СССР были ускорены, но появилась она лишь в 1949 году. После этого обе страны начали активно наращивать свой ядерный потенциал. Стремясь обогнать противника, оба государства тратили громадные деньги на производство оружия и военной техники. За годы соперничества были найдены технические решения, которые нашли применения в мирной жизни. Так появились атомные электростанции, реактивные пассажирские самолёты, и многое другое.( слайд, 8, 9, )

На другом этапе холодной войны – господство в космосе – соперничество велось с переменным успехом при общем преимуществе СССР. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник земли, а в 1961 в космос отправился первый человек – Юрий Гагарин. Первый выход в открытый космос также осуществили советские космонавты. Вчистую проиграв первый этап космического соперничества, американцы немного реабилитировались, первыми ступив на поверхность Луны. Слайд № 10

Создание НАТО, ООН, СЭВ и ОВД.

Однако основной этап соперничества происходил на земле. Одной из задач холодной войны, как и войны обычной, была задача склонить на свою сторону как можно большее количество союзников. О создании одного из политических блоков расскажет Савин Павел. Сообщение о Совете Экономической Взаимопомощи подготовила Ангелина Шмидт. Запишем: День создания ООН – 24 октября 1945 года, в организацию вошло 51 гос-во. НАТО- 1929 год. Был образован представителями 12 капиталистических стран. СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи. межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. ОВД- Организация Варшавского договора, основана в 1955 г. Странами социалистического лагеря.Слайд № 11

Корейская война.

Социалистические и капиталистические страны востока тоже не оказались в стороне от противостояния великих держав. О ситуации на востоке и о Корейской войне расскажет Колосов Антон. Запишем дату Корейской войны:

Корейская война́ — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года .Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР

Карибский кризис. Новый этап «холодной войны» вспыхнул в 1960 х годах , когда на посту генерального секретаря был Н.С. Хрущев. В ответ на размещение США в Турции ракет дальнего действия, СССР разместило свои ракеты на Кубе. Об этом подробнее Авилова Анна. Слайд № 13, 14 Запишем в тетрадях : Карибский кризис – 1962 г.

Фронтальный опрос:

Когда празднуется “День ООН”?

Как изменились границы после Второй мировой войны?

Как были установлены коммунистические диктатуры в Восточной Европе?

Что такое “неоколониализм”?

К чему стремились США и СССР после окончания Второй мировой войны?

Что такое “доктрина Трумэна”?

Каковы условия и размеры помощи по “плану Маршалла”?

Что такое “гонка вооружений”?

Обобщение и выводы.

Учитель. Для людей, живших в те годы, это был вопрос жизненно важный. Угроза ядерной войны и взаимоуничтожения переживались очень остро, постоянно держали человечество в напряжении. Мир был хрупок. Объективная историческая закономерность – выравнивание технико-гуманитарного баланса – осуществлялась путем извилистым, требовалось признавать и понимать другие ценности, быть готовым к преодолению противоречий – то есть вырабатывать и проявлять то, что сейчас называется толерантностью.

С приходом к власти в СССР Михаила Горбачёва, который провозгласил «социалистический плюрализм» конфликт практически был исчерпан. В ходе переговоров между противоборствующими странами начали заключаться соглашения о сокращении вооружения, которое обе страны накопили за долгие годы холодной войны. В конце 80-х годов советские войска были выведены из Афганистана, а Восточная и Западная Германия стали единым государством. Экономический и политический кризис в СССР уже не позволял вести борьбу с США. 26 декабря 1991 произошло расторжение Союзного договора, которое положило конец «холодной войне».

В итоге США добились своей главной цели: уничтожение своего главного противника в борьбе за влияние в мире. СССР разбился на нескольких независимых государств и даже крупнейшее из них – Россия – уже не могло диктовать американцам свои условия. Кроме того, коммунистические страны, оставшиеся без поддержки СССР либо вовсе прекратили своё существование, либо оказались в глубоком кризисе. Слайд № 15, 16 17.

Звучит песня И.Д. Кобзона « Солнечному миру – Да, Да, Да! Ядерному взрыву – Нет, Нет, Нет!»









































Библиография урока:

1. Америка, какой мы её видим. (Москва, «Международные отношения» 2009 г.)

2. Международные отношения после Второй мировой войны. (Москва, «Политиздат» 2011 г. том 1.)

3. А. Бовин. «Начало восьмидесятых». (Москва, «Известия» 2012 г.)

4. А. Уткин «Мировая холодная война» (Москва, «Издательство «Эксмо» 2015 г.)

5.Адамчик, В. В.: Всемирная история: Холодная война. Распад СССР. Современный мир.- Харвест, 2009.

6. Гренвилл, Дж.: История ХХ века. Люди. События. Факты./ Пер. с англ. О. Суворов.- Аквариум, перевод 2009.

7 .Поцелуев, В. А.: История России ХХ столетия.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

8 .Ратьковский, И. С.: История России: ХХ век.- Питер, 2015.

9. Сороко-Цюпа, О. С.: Новейшая история, ХХ век.- Просвещение, 2013.





10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.