Методическая разработка урока изо по теме "Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки".
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Класс: 2.
Учитель: Коршунова Яна Сергеевна.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока | Линия. Штрих. Художественный образ. Виды штриховки. |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение художественного образа штрихом и линией |
Задачи | Образовательные: 1) познакомить с выразительным средством графики – штрих и линия; сформировать представления о выразительных особенностях передачи художественного образа, используя разные виды штриховки и линий; рассмотреть и проанализировать произведения графики, выполненные штрихом и линиями. 2) сформировать умение выполнять художественный образ природы, используя выразительные особенности штриха и линий; закрепить навыки работы линией и штрихом; 3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией. Развивающие: способствовать развитию: функциональной грамотности посредством формирования практических навыков, памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, художественного), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию: бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, собственному труду. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д. |
Планируемые результаты | Предметные: иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; знать уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия | графика, линия, штрих, художественный образ, пейзаж. |
Межпредметные связи | музыка, русский язык, математика, литература. |
Оборудование | Оборудование учителя: пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); Оборудование учащихся: Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, черная ручка. Инструменты: карандаш, ластик. |
Литература, интернет-ресурсы | Литература Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 2 класс: методическое пособие [Текст]:/ И.Э. Кашекова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017 – 96 с. Изобразительное искусство, 2 класс, учебник, Кашекова И.Э., Кашеков А.Л., 2014 Интернет - ресурсы https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/05/02/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-forma-i-hudozhestvennyy |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | ||||
Предметные | УУД | |||||||
| I. Организация класса на работу | | | 1 мин | ||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
| Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. | | |||
| II. Формулирование темы урока, постановка цели | | | 3-5 мин. | ||||
Анализ материала прошлого урока | - Ребята, а вы знаете, что такое линия? - Линия – это основное средство создания образа. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. - Вы уже знаете, что в рисунке настроение можно выразить цветом. А можно ли выразить настроение с помощью линии? Можно ли линией передать чувство, характер? - Давайте подумаем – как? - А какие бывают линии? Что они могут выражать? - Взгляните на слайд. - Что можно изобразить с помощью этих линий? - А как мы называем множество упорядоченных линий? - Ребята, это – штрих. Штрих помогает нам придать объем предметам, показывает, как падает свет и тень. - Кто догадался, с чем мы сегодня познакомимся и над какой темой будем работать - Сегодня мы будем говорить о линии и штрихе, как о средствах выражения художественного образа. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы | | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.) или самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | | |||
| III. Усвоение новых знаний | | | (10-12 мин.) | ||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | Вводная беседа - Рассмотрите ветки деревьев на слайде (ветки березы и дуба). Опишите мне их. - Какие они по характеру? - Какие чувства вызывает у вас береза? Какими словами можно ее описать? - У березы ветки певучие, нежные, струящиеся, немного вздрагивающие в своем движении. - А какими словами можно описать дуб? - У дуба – мощные, загадочные, похожие на лапы дракона. - Разным характером линий можно создать разные образы. - Взгляните на картину Дурасова. Что на ней изображено? - Какие линии он использовал, чтобы передать настроение ежика? Дерева? - Обратите внимание на картину, которую написал Винсент Ван Гог. - Что вы видите на картине? - Какое движение изображают эти штрихи?( вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся) - А что вы видите на этом рисунке? - Какое движение изображают эти штрихи? - Какое настроение передают штрихи? - Так какие же бывают штрихи? Что можно изобразить, передать с их помощью? - Таким образом, с помощью штрихов можно передать целый художественный образ! А вы знаете, что такое художественный образ? Художественный образ – это игра нашего воображения. Это измененное отражение природы, окружающего нас мира. - Ребята, а как вы думаете, для чего мы сегодня с вами учимся изображать линии и штриховку? (ответы детей) - Где нам может понадобиться умение чертить линии, штриховать? (ответы детей) - И правда, даже простые линии нужны нам в повседневной жизни, например, на уроках русского и математики: подчеркивать основу предложений или вычислять столбиком. А штриховка поможет вам рисовать детально, создавать свои художественные шедевры. Представителям каких профессией необходимо уметь чертить линии и штриховать? (ответы детей) - Верно, это художники, архитекторы, строителем, инженеры, топографы, авиа- и машиностроители, и даже инспектора ГИБДД. Эти навыки, так или иначе, могут пригодиться представителям любых профессий. Физминутка (на слайде под музыку). | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности, составляют план практической работы, выполняют физминутку. | Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); Уметь применять полученные знания в жизни, в практической деятельности. | | |||
| IV. Организация рабочего места | | | 1-2 мин. | ||||
Подготовка к практической работе.
| - А сейчас ребята мы переходим к практической работе. - Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли вы принесли? - Разложите все, что вам понадобиться так чтобы, всё лежало на своих местах и не мешало вам во время работы. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. | Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | | |||
| V. Практическая работа | | | 20-25 мин. | ||||
| - Итак, ребята, нам сегодня предстоит нарисовать пейзаж, используя наши новые знания. Нужно создать художественный образ с помощью линий и штрихов. Ваша задача – как можно ярче передать настроение вашего рисунка. Вам решать – злой он будет, добрый. Вот примеры рисунков. Вы можете нарисовать злое море, а можете – доброе деревце. - Перед вами образцы. Посмотрите на них. 5 рисунков. – Приступим к выполнению творческой работы. – Помните, что острые линии помогут нам изобразить что-то зловещее, а плавные помогут передать доброту и легкость. -Работать можно карандашом, фломастером или гелиевой ручкой. - Сейчас каждый подойдет к доске по очереди. Сначала первый ряд, затем второй и третий. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Уметь: Выполнять: — изображение художественного образа с помощью линий и штриха Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения | | |||
| VI. Подведение итога урока. Рефлексия. | | | 3 мин. | ||||
Рефлексия деятельности учащихся. | - Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итоги. - Какая сегодня была тема? (Линии. Штрихи. Художественный образ.) - Что узнали нового и интересного для себя? - Получилось ли у вас художественный образ? - А теперь оценим вашу работу на уроке. Поднимите кружок светофора зеленого цвета, если вы поняли тему и хорошо справились заданиями, поднимите кружок светофора желтого цвета, если что-то в теме вам осталось непонятным, поднимите кружок светофора красного цвета, если вы не поняли тему и не справились с заданием. Домашнее задание: - Подумайте и нарисуйте с помощью любых изобразительных инструментов как и когда в профессии на ваш выбор необходим навык черчения линий и штриховки. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности, записываю домашнее задание. | | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. | | |||
| VII. Уборка рабочих мест | | | 2 мин. | ||||
Наведение порядка в классе после работы | А теперь, давайте уберём наши рабочие места: выбросим мусор с парт, поднимем с пола мелкие бумажки. Замечательно. Наше занятие окончено, все можете быть свободны | Наводят порядок на рабочем столе | | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место | |