12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Микоян Анастасия Сергеевна332
Россия, Самарская обл., Сызрань
1

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 7 классе "Быт и традиции русского дворянства"

Частное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани







Учебно-методическая разработка

урока изобразительного искусства

в 7 классе на тему

«Быт и традиции русского дворянства»






Разработал:

Учитель изобразительного искусства

Высшей категории

Микоян Анастасия Сергеевна






Сызрань, 2019 г.


Паспорт урока изобразительного искусства в 7 классе


Учитель:

Микоян Анастасия Сергеевна

Тема урока:

Быт и традиции русского дворянства

Образовательная цель

Формирование эстетической культуры личности и развитие критического мышления семиклассника на основе осмысления традиций и быта русского дворянства;

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

МР-1 выделяет основную мысль в тексте

ЛР-1Проявляет инициативу и активность в выполнении учебных задач.

ЛР-2 анализирует собственную деятельность

ПР-1 применяет полученные знания в творческой деятельности.

ПР-2 анализирует иллюстрации и картины

ПР-3 находит соответствие традиций дворян и современных людей.

РУД-1действует по плану и планировать свою деятельность.

РУД-2 выполняет коллаж в соответствии с заданием.

КУД-1 называет правила дворян

КУД-2 высказывает собственную точку зрения

Программные требования к образовательным результатам раздела «»

Ученик научиться:

рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда;

применять общенаучные знания по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

осуществлять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

оценивать свою способность и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

Программное содержание

Быт и традиции русского дворянства: дуэль, охота, игры, театр, музицирование, бал, верховая езда, правила дворян

Мировоззренческая идея

Знание и воплощение в жизнь традиций предков с учетом и современных взглядов , залог духовного и материального процветания государства.

Ценностно – смысловые ориентиры

Человек, культура, традиции

План изучения учебного материала

I) Организационный момент (1 мин)
1) Проверка готовности учащихся

II) Актуализация знаний (4 мин)

Повторение пройденного материала

Определение темы и целей урока – картины

III) Изучение нового материала с текущим контролем уровня его освоенности (15 мин)

1) Работа с картинами их анализ (2 мин)

2) Работа с текстом (3 мин)

3) Представление изученного (10 мин.)

IV) Практическая отработка навыков и контроль (15 мин) 1) Коллаж «Бал в дворянской усадьбе»

2) Ожившая картина

3) Правила дворян

V) Подведение итогов (5 мин)

Рефлексия
VI) Домашнее задание

Основные понятия

Дворянство, дворянин

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Модульный урок

Образовательная технология

Технология модульного обучения, технология критического мышления

Оснащение урока

Для учащихся: Карточки с картинами и текстом, элементы коллажа

Для учителя, презентация к уроку «Быт и традиции русского дворянства». Иллюстрации

Мизансцена урока

Работа в парах и коллективная работа

Предварительная подготовка к уроку учащихся.

-

Домашнее задание

Распечатать иллюстрацию костюмов дворян и дворянок.




























Технологическая карта хода урока


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (1 мин)

1) Проверка готовности учащихся



II) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (2 мин.)

Вводная информация – повторение изученного.

Демонстрация детских работ

Вводная беседа

Демонстрация иллюстраций – семейный обед и бал

Что вы видите на данных картинах?

Как вы думаете в какое время это происходит?


Попробуйте сформулировать тему урока


БЫТ и ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА


Можно ли данные сюжеты картин перенести в современный мир?

Мы сегодня попробуем это сделать.

фронтально



Слайд 1

Ответ – семейный обед, бал, торжество



Слайд 2

фронтально




ПР-2

КУД-2






РУД-1

III) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕМ УРОВНЯ ЕГО ОСВОЕННОСТИ (10 мин)

Дворянство являлось сословием привилегированным и служилым одновременно. Это рождало в душе дворянина сочетание чувства избранности и чувства ответственности.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского со­словия - дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений.

 В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская сре­да стала более «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.


Каков же был быт и традиции русского дворянства вы сейчас определите сами.

Анализ картин.

Охота, игра в карты, дуэль, музицирование, чтение, верховая езда, бал, театр. (Приложение 1.)


Работа с текстом.

Представление изученного материала всему классу.

Слайд 3


















Слайд 4-11

В парах по карточкам









ЛР-1

КУД-2


















РУД-1





IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И КОНТРОЛЬ (20 мин.)


Выполнение практической работы – коллаж «Бал в усадьбе»:

1. Индивидуально: вырезать полученный фрагмент по контуру

2. Коллективно: собрать из фрагментов коллаж

Теперь мы оживим данную картину

Включение видео на фоне созданного коллажа.

https://www.youtube.com/watch?v=RwEAtJnpY9U

А теперь к вашим работам с предыдущих уроков добавляются танцующие пары. Это подсказка того, что мы будем делать на следующем уроке.

А теперь давайте в заключении поговорим, какими они были, дворяне.

Повлиял ли их уклад жизни, традиции на их принципы, правила поведения?


Принадлежность к дворянству означает и обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды. 


Слайд 12

Индивидуально

коллективно





Слайд 13



Изображать людей








Слайд 14

фронтально




ЛР-1

ПР-1

КУД-2

ПР-3

ЛР-2

КУД-3








КУД-2








МР-1




V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2мин)

Подумайте может ли кто-нибудь из вас претендовать на титул дворянина?


Упражнение по рефлексии

Заключительное слово

Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти и бессознательно, путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не только теоретические предписания, а и те принципы, которые реально проявлялись в быту, в поведении, в живом общении.

Дворян обучали: независимости, храбрости, благородству, чести. Эти качества природные, но образ жизни их может усилить или задушить.



фронтально


индивидуально



Слайд 15



ЛР-2

VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать иллюстрацию костюма дворян

индивидуально






Приложение 1.


Описание быта и традиций дворян, соответствующее картине или иллюстрации.


Дуэль

Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не стать обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности перед собой и другими. Человек должен был отвечать за свои слова и за оскорбление должен был драться на дуэли. Не драться - считалось пределом низости. Дуэль повышала цену слов, особенно "честного слова". Нарушить его значило погубить свою репутацию. Дети воспитывались в атмосфере повышенной требовательности и подчеркнутого доверия.


Охота

Старинной русской забавой была охота. Она с древнейших времен считалась благородным занятием. Даже русские цари увлекались ею. Сначала охотились на зайцев. Затем вызывали охотников бить медведей. Издавна существовала соколиная охота. Были специальные люди – ловчие и сокольничьи, которые помогали знати провести охоту. 

Петр I не любил и порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекавшую дворян от государственных занятий. А вот Петр II был страстным поклонником псовой охоты. После его смерти охота оставалась одним из любимейших развлечений дворян. 

Охоту любили все. Хозяева усадьбы и их гости, дамы и кавалеры, взрослые и дети – все выезжали на охоту – в экипажах и верхом. С собой брали десятка два конных охотников и более ста собак. Каждый охотник точно знал, что, когда и как он должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. Часто, когда охотники очень увлекались, приходилось ночевать в лесу. Неумеренная страсть к охоте разоряла помещиков. Случаи, когда меняли на борзых целые деревни с крестьянами, были нередки. 

Игра в карты

Одним из самых популярных развлечений являлась карточная игра, которая сделалась для дворянина своеобразной моделью жизни. За карточным столом дворянин мог показать свое материальное состояние, интеллектуальное превосходство, самоутвердиться, приятно провести время за беседой с игроками или разбогатеть. 

В России издавна были известны многие азартные игры, из которых игру в карты преследовали и духовенство и правительство. Из воеводских наказов XVII столетия видно, что игравших в карты наказывали кнутом, а сами карты велено было отбирать и сжигать.

В начале царствования императора Александра I правительство преследует азартные игры. Указами Петербургскому военному генерал-губернатору 1801 г. и Московскому, 1806 г. повелевалось иметь неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду и об именах их доносить самому императору.

Однако любителей риска и азартной игры никакие запреты не останавливали и они продолжали участвовать в (иногда подпольных) играх.

Чтение книг

В конце XVIII в. четко обозначалась тенденция к интеллектуализации дворянско­го досуга. Знакомство с западноевропейской культурой и бытом ускори­ло «воспитание чувств» в дворянском сословии. В дворянских домах
стали собираться библиотеки, дворяне зачитывались переводными
романами и сами спешили испробовать перо в новых для них жанрах
литературного творчества. «Домашние» образцы поэзии и прозы состав­ляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в
дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями
гостей, знакомых, родственников. Домашние формы литературного
творчества по существу и создали основу для возникновения кружково­го и салонного общения.

В круг чтения дворян постепенно входили газеты и журналы. Следует заметить, что возрастанию количества книг, развитию периодической печати способствовало создание в России в соответствии с им­ператорским указом 1783 г. вольных типографий. Это в значительной
степени расширило возможности для увеличения печатной продукции и
послужило объективной причиной возрастания интереса образованных
дворян к чтению.

Бал

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

 Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.



Музицирование

Принято считать, что рождение светского музицирования началось с введения Петром I ассамблей. Музыка звучала во время танцев, застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. Но новые формы музицирования коснулись, прежде всего, небольшой дворянской верхушки, дети которой стали обучаться пению и игре на музыкальных инструментах у приезжих немецких и итальянских музыкантов. Некоторые дамы неплохо играли на клавесине (княжны Черкасская и Кантемир, графини Головнины), а вельможи Меньшиков, Головин, Прокопович заводят у себя оркестры. Появляются первые регулярные концерты. Музыка входит в жизнь высших слоёв общества, распространяется любительское музицирование. В XVIII веке основным источником музыкальной жизни России было усадебное музицирование. В дворянских домах владельцев крепостных музыкантов создавались театры, хоровые капеллы, оркестры (роговой или камерный). Тогда же появляются крепостные театры, которые сыграли большую роль в становлении русской культуры.

Театр

Интересным показателем театрализованности повседневной жизни начала XIX века является то, что широко распространенные в дворянском быту любительские спектакли и домашние постановки (наследники крепостного театра прошлого столетия) воспринимались как уход из мира условной и неискренней жизни придворного общества, «света», в пространство подлинных чувств и искренности.

На протяжении периода рубежа XVIII—XIX вв.еков быстро меняется вся картина театральной жизни. Резко увеличивается количество театральных трупп, расширяется состав актеров. Интенсивно растет сеть театральных предприятий в провинции — не только благодаря организации театров на государственные средства, но и за счет нарастающей частной инициативы. В губернских городах создаются театры на паевых началах, возникают антрепризы, переходят на коммерческие рельсы многие крепостные театры, существовавшие прежде в качестве домашних трупп помещиков-театралов. Большинство театров переезжают с места на место в поисках сборов, захватывая в своих скитаниях все более широкую территорию и круг зрителей.


Верховая езда

В XVIII веке обучение искусству верховой езды было привилегией дворянства и начиналось с малолетства. Оно было неотъемлемой частью образования того времени, которое включало в себя изучение живописи, фехтования, музыки, истории, философии, математики, литературы и военного искусства, в том числе стратегии. У юных княжичей, сыновей дворян и бояр обучение верховой езде было одной из важнейших частей подготовки и воспитания.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.