12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трухина Татьяна Борисовна31

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Единицы времени. Год»


Предмет, класс   Математика  5 класс.

Тема                      Меры времени. Год


Программа           Программа специальных (коррекционных) общеобразова-тельных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М, 2017


Тип урока: комбинированный урок

Время реализации урока: 40 минут

Авторский медиапродукт: Microsoft office PowerPoint - Презентация.

Выполнил учитель математики МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Т.Б.Трухина

Педагогический стаж 22 года

Стаж работы учителем математики 20 лет.

Тема:  Меры времени. Год.

Цель: создание условий для формирования понятий: «Время», «Единицы времени. Год» и практического использования полученных знаний и умений в повседневной жизни

Задачи урока:

Образовательная:

-сформировать у детей представление о годе, месяце, неделе,

- привести в систему знания детей о единицах времени – год, месяц, неделя,

- в ходе практической работы научить детей пользоваться календарём.

- закреплять знания о величинах и общем принципе их измерения;

- закреплять знания и умения по нумерации в пределах 1000;

- способствовать формированию умения производить вычислительные действия

Коррекционная: -коррекция произвольного внимания,

-развитие пространственных представлений,

-развитие процессов анализа, сравнения, обобщения,

-развитие слуховых анализаторов и образного мышления,

-расширение кругозора обучающихся;

Воспитательная: -воспитание любви к родному городу;

- воспитание дружеских отношений в классе,

-развивать интерес к математике

- воспитывать трудолюбие и самостоятельность;

- воспитывать чувство радости , удовлетворённости результатами работы.

Соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (модели углов, модели часовых циферблатов, календари, карточки с разноуровневыми заданиями – 2 варианта), учебники, демонстрационный материал (карточки с названием месяцев, рисунок «дерево», разноцветные листья, карточки с буквами «Р», «Т», «Д», «У», выставка календарей)

Учебно-методическое обеспечение: учебник М.Н. Перова , Г.М. Капустина, Математика 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2016 г.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся знают:

- нумерацию чисел в пределах 1000;

- смысл арифметических действий;

- отчасти табличное умножение;

- алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

-различают геометрическе фигуры, углы

Учащиеся умеют:

- выполнять устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000;

- умеют решать задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц,  в несколько раз в два действия после предварительного разбора

План урока:

Организационный момент. – 3 мин

1)проверка готовности к уроку

2)психологический настрой:

3)гимнастика мозга

Устный счет - 5 мин

Арифметический материал

Геометрический материал

Актуализация знаний учащихся (разгадывание кроссворда) -3мин

Постановка темы, цели и задач предстоящего урока - 2мин

1) «Что лишнее?»

2)Повторение соотношений мер времени

Подготовка к изучению нового материала – 5мин

Физкультминутка. 1 мин

Работа над новым материалом Работа с учебником – 10мин

Зрительная гимнастика – 2 мин

Решение задачи 3мин

Итог урока, тест - 3мин

Занимательные задачи. 2 мин

Рефлексия, оценка работы учащихся. -1 мин

Ход урока.

Организация начала урока: (СЛАЙД 1-2 )

1) проверка готовности к уроку: (ручка, тетрадь, дневник, учебник). Составьте слово из выделенных букв (буквы на карточках): р, т, д, у (ТРУД). (СЛАЙД 3)

2) психологический настрой:

Ребята, на уроке мы будем трудиться, а для этого нам сегодня понадобятся: ваши внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки и сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение! Желаю вам успехов в работе на уроке!

3)гимнастика мозга:

Упражнение «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  одновременно.

Упражнение «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

навстречу друг другу;

вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;

разводя в разные стороны.

Устный счет

Арифметический материал (СЛАЙД 4 )

Работа по числовой таблице

20

1

96

72

196

293

80

764

56

83

2

30

40

999

567

427

1.Прочитайте однозначные числа

2.Прочитайте двузначные числа и круглые десятки

3.Прочитайте трехзначные числа.

4.Сравнить 1 и3 строку,2 и4 строку (чем похожи, чем отличаются)

5.Найти самое большое и самое маленькое числа в таблице

Найдите их сумму

Их разность

На сколько 999 больше 1

На сколько 1 меньше 999. Как это можно узнать

Геометрический материал (работа с моделями углов, с моделями часовых циферблатов, минутной и часовой стрелок)

Задание 1. Возьмите модели углов и покажите:

А) прямой угол

Б) тупой угол

В) развёрнутый угол

Г) острый угол

Задание 2. Возьмите часовой циферблат и поставьте часовую и минутную стрелки так, чтобы они составляли прямой угол и показывали целое число часов. Сколько времени будут показывать часы?

Ответ: 15 ч, 3 ч, 21 ч, 9 ч.

Задание 3. Поставьте на циферблате стрелки так, чтобы они образовывали тупой угол и показывали целое число часов. Сколько времени будут показывать часы?

Ответ: 16 ч, 4 ч, 17 ч, 5 ч, 19 ч, 7 ч, 20 ч, 8 ч.

Задание 4. Какой угол будет составлять часовая стрелка с минутной, если

часы будут показывать 2 часа, 15 часа, 5 часов, 18 часов?

Ответ: острый, прямой, тупой, развернутый.

Актуализация знаний учащихся.

Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.

(все слова вписываются по горизонтали) (СЛАЙДЫ 5-14 )

1.промежуток времени в 100 лет (век)

2.самая маленькая единица времени (секунда)

3. расстояние в 1000 м (километр)

4.отрезок длиной 10см (дециметр)

5. время в 6о минут (час)

6. единица времени, в 60 раз меньше часа (минута)

7. масса предмета в 1000 кг (тонна)

8.самая маленькая единица массы (грамм)

- Какое ключевое слово получилось? (ВЕЛИЧИНА)

- А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)

- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, стоимости)

Постановка темы, цели и задач предстоящего урока

Что лишнее

а)линейка, весы, карандаш, часы

б) грамм, сантиметр,центнер, тонна

в) дециметр,год,метр, километр

К какой величине относится год?

Повторение единиц времени.

Какие еще единицы времени Вам известны?

Назовите меры времени, начиная с наименьшей. (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)

. (СЛАЙД 15 )

Сегодня мы вспомним и закрепим единицы измерения времени.

- Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока. (СЛАЙД16)

Подготовка к изучению нового материала

- Ребята, существуют помощники, которые помогают людям ориентироваться во времени. (КАЛЕНДАРИ)

Что показывает календарь? (ДНИ, НЕДЕЛИ, МЕСЯЦЫ, ГОДЫ)

- Посмотрите на выставку календарей. (СЛАЙД 17)

В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. Но все они показывают год, месяцы, дни недели, числа

Все числа расположены по месяцам.

Сколько всего месяцев в году?

(ЗАПИШИТЕ 1ГОД = 12 МЕСЯЦЕВ)

Скажите, сколько времён года в году? (4). Назовите их. (СЛАЙД 18)

Перечислите осенние месяцы

Сколько месяцев длится весна? Назовите весенние месяцы.

Сколько месяцев длятся летние каникулы? Назовите летние месяцы.

Сколько месяцев зимних в году? Назовите их

На зимних месяцах хочу остановиться. Скажите какой месяц зиму начинает а год заканчивает? ДЕКАБРЬ

Скажите про какой месяц говорят «Году начало – зиме середина» (Январь) Почему так говорят?

Какой сейчас месяц? (СЛАЙД 19)

У каждого из Вас есть карточка с названием месяца, прочитайте это название.

Подойдите ко мне те ребята, у которых карточка с зимними месяцами, встаньте по порядку.

С весенними месяцами…

С летними месяцами…

С осенними месяцами.

А теперь встаньте, месяцы по порядку, начиная с января и заканчивая декабрем. Молодцы

VI.Физминутка. (СЛАЙД 20)

В новь у нас физкультминутка потягивания

Потянулись ну- тка, ну-тка!

Март, апрель, май, июнь- Наклоны влево вправо

Приходи скорей июль!

Будем прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять! прыжки

Прыгай, прыгай, детвора,

Август ждёт нас у двора!

Раз – сентябрь,

Два – октябрь, наклоны вперёд
Три - ноябрь,

И вот декабрь.

Холод, стужа в декабре,

В январе и в феврале. Движения руками к себе

Мы ладошки разотрём потираем ладошки

И опять считать начнём.

VII.Изучение нового материала

.Сколько дней в январе? Назовите месяцы, состоящие из 31 дня.

Сколько дней в сентябре? Назовите месяцы , в которых по 30 дней.

Ребята, сейчас я научу Вас «бытовому» приему определения дней в месяце по фалангам пальцев руки. Сложите руку в кулачок, и, называя месяцы, ведите отсчет с «января». Выступающие фаланги пальцев будут месяцы, в которых 31 день. Давайте это проверим

-Посчитайте, сколько дней будет в марте? (31) В июне? (30) В августе? (31).

Давайте запишем, сколько дней в каждом месяце и посчитаем сколько всего дней в году. Каждые3месяца составляют квартал. Давайте посчитаем кол-во дней в 1 квартале. 31+28+30

Во 2 квартале

В 3 квартале

В 4 квартале

Всего 365 дней

Ребята, запомните, в году 365 дней На доске и в тетради

1год=365(или 366)дней(СЛАЙД 21)

Какой месяц самый короткий? ФЕВРАЛЬ 28д

Правильно, в 2013 году в феврале 28 дней, но случается так, что раз в 4 года в феврале бывает 29 дней и такой год называется ВИСОКОСНЫМ, например в 2012год. Скажите , сколько дней будет в таком году?(366)ЗАПИШИТЕ или 366

Практическая работа с календарем

Возьмите календарь и посчитайте, какое число какого месяца наступит, если от начала года прошло

5 месяцев

6месяцев и 4 дня

Какое сегодня число? Сколько времени прошло с начала нового года

VIII Зрительная гимнастика (тренажёр В.Ф. Базарного) (Слайд 22 )

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.Физминутка. (СЛАЙД 23 )

IX.Решение задачи

Давайте прочитаем числа, написанные на доске(СЛАЙД 24)

1635 1932 Что обозначают эти числа?

2003 (СЛАЙД 25-29)

Давайте составим задачу по этим числам. (СЛАЙД 30)

Идет -2020 г

Присвоен статус наукограда – 2003г

Прошло -?лет

Решение

2020-2003 =13 (лет)

Ответ: прошло 10 лет

Беседа о нашем городе


X. ИТОГ УРОКА.

-Какие единицы измерения – величины вы использовали при выполнении заданий сегодня на уроке?

-Как они связаны между собой?

-Люди, каких профессий применяют единицы времени чаще всего?

-А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? Где?


Закончите предложение:

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно, потому что…

Тест(СЛАЙД 31)

Начало формы

Конец формы

1.

Сколько в году месяцев?

t1584866080af.gif

6

t1584866080af.gif

10

t1584866080af.gif

12


2.

Какой месяц год начинает?

t1584866080af.gif

сентябрь

t1584866080af.gif

декабрь

t1584866080af.gif

январь


3.

Какой месяц год заканчивает?

t1584866080af.gif

декабрь

t1584866080af.gif

январь

t1584866080af.gif

май


4.

Сколько в году зимних месяцев?

t1584866080af.gif

9

t1584866080af.gif

3

t1584866080af.gif

6


5. Сколько дней в году?

t1584866080af.gif

36

t1584866080af.gif

365 или 366

t1584866080af.gif

100

6.

Какой месяц самый короткий?

t1584866080af.gif

Январь

t1584866080af.gif

февраль

t1584866080af.gif

март

7. Как называется год, в котором в феврале 29 дней

t1584866080af.gif

високосный

t1584866080af.gif

не високосный

(СЛАЙД 32)




Взаимопроверка по таблице.

Оценивание по критериям

Кто заработал 5?4?3?

XI. Занимательные задачи. (СЛАЙД 33)

Ребята, мы сегодня познакомились только с некоторыми единицами времени, на следующих уроках мы будем продолжать работать с часами, т. к. не все ребята еще умеют определять время с точностью до минуты. А сейчас немного поиграем

Игра - путаница.

На скамейке сидел дед

И было деду 20 лет.

Я дверь закрыла на засов.

На улице ночь, время 16 часов.

Коля в 1 класс пошёл.

Он считает хорошо.

Он сказал ребятам весело:

-«Мне сейчас 48 месяцев».

Таня спать ложиться в 8.

Тане в 9 надо встать.

Завела будильник в 9.

И спокойно будет спать.


- Какой формы бывает циферблат наручных часов? (Круглой, овальной, квадратной, прямоугольной).

Задача. Я сложила лист бумаги вчетверо и вырезала циферблат часов. Какой формы он получился?

t1584866080ag.gift1584866080ah.gift1584866080ai.gift1584866080aj.gift1584866080ak.gift1584866080al.gift1584866080ah.gift1584866080am.gift1584866080an.gift1584866080al.gift1584866080ao.gift1584866080ai.gift1584866080ap.gift1584866080aq.gift1584866080ar.gift1584866080ai.gift1584866080as.gif



Прямоугольной Квадратной Овальной

Разворачиваем лист бумаги и демонстрируем полученные формы:

t1584866080at.gift1584866080au.gift1584866080av.gift1584866080aw.gift1584866080ax.gift1584866080ay.gift1584866080az.gift1584866080ba.gift1584866080bb.gift1584866080ax.gift1584866080bc.gift1584866080bd.gift1584866080be.gift1584866080bf.gift1584866080bb.gift1584866080bg.gift1584866080bh.gift1584866080bi.gif

Демонстрация коллекции часов. (СЛАЙД 34-36 )

А теперь составим дерево успеха: (СЛАЙД 37 )

Зеленый лист – я доволен своей работой, потому что почти не ошибался

Желтый лист – я немножко не доволен своей работой, потому что допускал неточности

Красный лист – надо еще немного постараться, и успех будет!

Дерево изображено на листе бумаги и расположено на доске, листья трёх цветов вырезаны их цветной бумаги. Учащиеся прикрепляют листья на дерево.

Учитель тоже прикрепляет разноцветный лист и комментирует успехи учеников, на что ещё необходимо обратить внимание на следующем уроке, оценки учащихся.

Д.р. (СЛАЙД 38)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! (СЛАЙД 39 )

Список литературы

Перова М.Н., Капустина Г.М., учебник Математика 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2016 г.

Список Интернет-ресурсов(СЛАЙД 40)


http://schola2009.ucos.ru/21.jpg. учебная доска

http://informburo-prk.narod.ru зрительная гимнастика В.Ф. Базарного

www.argosha.ru/pesni.htm. Летка-енка (мелодия)

http://900igr.net глаз (картинка), шарики

http://vneformat.ru/gallery/displayimage.php. дети на уроке (фото)

http://mobillius.com.ua/watches/piaget/limelight/ часы (овальной формы)

http://test.topgifts.ru/chasy/naruchnye/24505-kvadratnye-naruchnye-chasy-cinkovogo-splava.html часы (квадратные черные)

http://mobillius.com.ua/watches/piaget/ часы (квадратные на черном фоне)

http://www.teenscraze.com/really-beautiful-hello-kitty-watches/ часы прямоугольной формы

http://www.edu54.ru/node/114211 смайлики

Самоанализ урока.

При планировании урока были учтены особенности учащихся, и в соответствии с этим были поставлены цели и задачи. Психолого-педагогическая характеристика класса, характеристика урока были даны перед уроком. Содержание, формы и методы были подобраны в соответствии с целями и задачами.

Для достижения целей были использованы следующие методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, стимулирования и мотивации, метод самостоятельной работы, контроля и самоконтроля , которые способствуют аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу от наглядно-практических и

наглядно-образных к словесно-логическим формам мышления.

В процессе урока реализовывалось одновременно несколько коррекционно- обучающих и развивающих задач :

- привитие навыка самостоятельной работы;

- развитие речи учащихся при объяснении решения примеров и задач;

- развитие мышления, внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти.

Использовался приём сравнения с реальной действительностью.

Были подведены итоги урока. Деятельность учащихся была оценена.

Считаю, что урок был результативным и достиг целей. Намеченный план и структура урока реализованы полностью. Хронометраж урока соблюдён. Учебный материал соответствует программе. Соблюдены гигиенические требования урока : помещение хорошо проветрено, освещено, проведена физкультминутка.

Наглядность, используемая на уроке, способствовала более успешному усвоению учебного материала, заинтересовывала учащихся, оживляла урок.

Урок проведён в спокойной , доброжелательной обстановке. Использование различных методов и приёмов снижало напряжение и повышало интерес к работе.

Урок имел коррекционную направленность. Осуществлялся индивидуальный подход к учащимся. Задания были подобраны дифференцированно. ​​​​​​​


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.