Развитие критического мышления через чтение и письмо. Тема: «Синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Методическая разработка урока
на основе использования технологии
Развитие критического мышления через чтение и письмо
КГБПОУ «Таймырский колледж»
Преподаватель русского языка и литературы
Лысакова Маргарита Викторовна
Тема: Синтаксис. Основные единицы синтаксиса
Цель: формирование монологической речи через обобщение знаний студентов о синтаксисе как разделе грамматики.
Задачи:
1. Совершенствовать умения студентов разграничивать и характеризовать основные единицы синтаксиса; отрабатывать умения выполнять синтаксический разбор синтаксических единиц.
2. Развитие коммуникативных компетенций, умения выполнять и устно аргументировать пунктуационный и синтаксический разборы предложений.
3. Воспитание понимания значимости знаний по русскому языку для своей специальности.
Формирование профессиональных и общих компетенций:
определять цели и задачи, планировать уроки;
использовать различные методы и средства обучения для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка;
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, презентаций, выступлений.
систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения.
Оборудование: таблица, презентация, карточки, тесты.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся на необычный полуостров, название которого вы определите в процессе работы.
- Что же нам предстоит сегодня сделать?
ΙΙ. Введение в тему:
Сейчас мы с вами разделимся на группы по цветам: выберите себе цвет, который вам ближе.
- Каждое время года ассоциируется с определенным цветом.
- Я предлагаю вам определиться. Зима – белый, весна – зеленый. Лето – красный, осень – желтый.
- Займите свои места за столами.(на столах таблички с названием времени года)
2. Стратегия «Параллельное чтение»
– Работа в группах
Прочтите три текста в предлагаемой последовательности, обращая внимание на трактовку терминов. Прочитав их, попробуйте определить тему урока:
Грамматика русского языка как раздел науки о языке, кроме морфологии, изучает синтаксис. Синтаксис рассматривает правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений. В синтаксисе выделяются две части: 1)учение о словосочетании, которое выявляет типы синтаксических отношений между словами и разновидности подчинительных словосочетаний; 2) учение о предложении, которое излагает законы построения простых и сложных предложений. Пунктуация представляет собой совокупность правил употребления знаков препинания для наглядной схематизации высказывания, что облегчает пишущему излагать свои мысли, а читающему – понимать содержание. Пунктуация не входит в грамматику. Она - часть графической системы языка, изучается в связи с синтаксисом. | В учении о словосочетании рассматривается подчинительные словосочетания, которые образуются внутри предложения и состоят из синтаксически главного (стержневого) слова и слова, синтаксически подчиненного главному слову по способу согласования, примыкания, управления. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Сочетания сказуемого с подлежащим называется предикативным словосочетанием и к подчинительным словосочетаниям не относится. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически выражать мысли, правильно ставить знаки препинания. Самостоятельные слова, входящие в подчинительные словосочетания, выполняют роль отдельных членов предложения. | Слова и словосочетания при помощи определенных форм, интонации и порядка расположения образуют предложения. Предложение – наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение, вопрос, побуждение. Каждое предложение закончено по смыслу и отделяется от соседнего предложения паузой, а на письме точкой (! ? или …). Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим отличается от словосочетаний. В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфологическими формами (наклонения, времени, лица) вместе с интонацией или при отсутствии этих фор только интонацией. Слова и словосочетания, входя в предложение, становятся его членами: главными или второстепенными. Главные члены или образуют предложение или составляют грамматическую основу предложения. |
Ответьте на вопросы: - Как называется наш полуостров? - Как вы думаете, кто является обитателями этого полуострова? (Словосочетания и предложения) - Запишите тему урока: Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. - Почему же это все-таки полуостров, а не остров? Кто-нибудь может сказать? - Тогда, Давайте эту проблему решим в конце урока. Прочитайте дальше текст, выпишите определение понятий. - Запишите к ним свои комментарии и подготовьте два вопроса своей команде. | ||
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, т.к. помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые боле подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – словосочетания и предложения. | Подчинительные словосочетания, как и отдельные слова, называют понятия, но в отличие от единичных слов, выделяют при этом признаки предмета или действия, а также признаки признака. Выделяются способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Словосочетание – это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное для расчлененного обозначения предмета, признака, действия. По главному слову подчинительные словосочетания бывают именные, глагольные, наречные. Грамматическая организованность подчинительных словосочетаний в том, что грамматические свойства одного слова – главного – обуславливают грамматические свойства другого слова – зависимого. | Предложение – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему. Предложение имеет следующие признаки: 1. высказывание о предмете речи. Сообщение, вопрос, побуждение – разновидности высказывания. 2. единица общения; 3. наличие грамматической основы; 4. интонационная завершенность. Грамматическая основа может состоять: 1. из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) – предложение двусоставное; 2. из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) – предложение односоставное. |
Задание 2.1
Сформулируйте определения понятий:
Синтаксис___________________________________________________________
Словосочетание ______________________________________________________________________
Предложение _______________________________________________________________________
Задание 2.2
Запишите свои комментарии к прочитанному (по блокам).
Блок 1
________________________________________________________________________________
Блок 2
________________________________________________________________________________
Блок 3
________________________________________________________________________________
Выскажите и обоснуйте позицию по своему высказыванию: почему вы считаете это суждение важным.
ΙΙΙ. Интеллект - карта Mind Maps – обозначение проблемы:
- Обратите внимание, у вас на столах интеллект - карта или ассоциативная карта, которую вы попробуете заполнить в конце урока.
- Давайте обозначим тему.
IV. Синтаксическая минутка:
- А сейчас попробуем объединить времена года, как вы думаете в какой последовательности нам это легче сделать. Молодцы.
- Работа в объединенных группах по карточкам.
- А чтобы успеть вы должны в группах распределить задание в группе по парам.
1группа:
1. Найти слова с орфограммами и доказать правильность их написания:
Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом.
2. Разобрать предложения по членам и составить схему.
Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом.
4. Выписать словосочетания, распределив их по характеру связи.
Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом.
5. Выписать словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.
Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, взбудоражил лес угрожающим присвистом.
2 группа.
1. Найти слова с орфограммами и доказать правильность их написания:
Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
2. Разобрать предложения по членам и составить схему.
Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
4. Выписать словосочетания, распределив их по характеру связи.
Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
5. Выписать словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.
Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.
- Проверка выполненного задания.
V. Стратегия INSERT:
1. Определи свои дефициты:
- Почему эта работа была разделена на части? Некоторые задания вызвали у вас затруднения.
- Для полного понимания заполните таблицу:
- Определите свои дефициты, т.е. для себя, что вам предстоит узнать, и чему научиться.
Информация | Мы узнаем | Мы научимся | ||
я уже знаю это (v) | новая для меня информация (+) | я уже знаю это (v) | новая для меня информация (+) | |
точную формулировку словосочетанию | | | | |
выполнять разбор словосочетаний | | | | |
давать характеристику простого предложения | | | | |
разграничивать односоставные и двусоставные предложения | | | | |
точную формулировку односоставного предложения | | | | |
точную формулировку двусоставного предложения | | | | |
выделять грамматическую основу | | | | |
точную формулировку главных членов предложения: подлежащего и сказуемого | | | | |
ставить тире между подлежащим и сказуемым | | | | |
выполнять синтаксический разбор | | | | |
2. Работа в группах по карточкам.
- Давайте опять разделимся, объединившись в группы по месяцу рождения.
- Задание для каждой группы:
1.) Найди конец предложения и распредели их на группы, дай им определение в соответствии с признаком деления.
Ночка сегодня морозная, ясная капельки осеннего тумана по стволам бегут ручьями слёз мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы пусть каждый день и каждый час вам новое добудет много ли лесных тайн сказочных чудес наблюдают ястребы с высокой темной вершины чьи песни раздаются над ручьями в кустах.
2.) Найди конец предложения и распредели их на группы, дай им определение в соответствии с признаком деления.
И белая задумчивая ночь несет меня домой как удивителен этот мир друзья мои как утро прекрасно приятно мне твоя прощальная краса солнечный жар и блеск сменились прохладой и неярким светом молодого месяца весной на яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поет песни.
3.) Найди конец предложения и распредели их на группы, дай им определение в соответствии с признаком деления.
Поздней осенью из гавани от заметанной снегом земли в предназначенное плавание идут тяжелые корабли свою любовь к Родине надо претворять в живые дела если бы это было так то наши дети не разоряли бы гнезд любовь к Родине надо воспитывать с любви к родной природе в полях тает снег а в лесу деревья стоят в снежном плену
4.) Найди конец предложения и распредели их на группы, дай им определение в соответствии с признаком деления.
С берега долетал шелест подсыхающей травы я не видел реки величественнее Енисея ласточки стрижи грачи улетели к полуночи тучи ушли расцвели ромашки два товарища запели перепрыгивают с дерева на дерево неугомонные кукушки.
- Ответы команд
3. Чтобы двигаться дальше я предлагаю перераспределиться на три команды, Давайте объединимся по датам рождения на три декады.
- Выполнив задание, вы ответите, почему я предложила так разделиться
1 группа:
Вставьте пропущенные знаки препинания и дайте характеристику предложениям:
А лес всё пел свою громкую песни и гром гремел и лил дождь. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
2 группа:
Вставьте пропущенные знаки препинания и дайте характеристику предложениям:
Воздух так влажен и нежен что кажется пахнет фиалками. Белые акации пахли так сильно что их сладкий конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Человек может стать товарищем и братом другому человеку лишь при условии когда горе другого человека становится его личным горем.
3 группа:
Вставьте пропущенные знаки препинания и дайте характеристику предложениям:
Под окнами в саду зашумели птицы туман ушел из сада всё кругом озарилось весенним светом. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет бархатная травка солнечные лучи никогда не касаются его холодной влаги.
- Какая команда готова к ответу?
- Молодцы, давайте заполним таблицу дальше.
VI. Интеллект - карта Mind Maps – обозначение проблемы:
-У вас на столах интеллект - карта, которую мы продолжаем заполнять.
VII. Лингвистический анализ текста в группах:
1 группа. Выполните лингвистический анализ текста, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор выделенных слов:
Кислая и очень п…лезная для здоров…я ягода растет на б…лотах летом. А соб…рают ее поз…ней осенью¹. Но не все знают, что самая сладкая клюква бывает весною (4,7). Эту весеннюю² клюкву парят у нас в горшках и пьют чай с ней. А какой замечательный кисель получается из такой клюквы, как морс! И еще в народе у нас считают эту ягоду лекарством² от всех болезней.
Озаглавьте текст
Определите стиль и тип речи
Определите языковые средства, характерные для этого стиля и типа речи.
2 группа. Выполните лингвистический анализ текста, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор выделенных слов:
Животным носы пом…гают жить. Ими чу…ствуют запахи еды и своих врагов. Дятел носом долбит д…ревья³ и вытаскивает насекомых. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Свинья носом роет землю, отыскивает² к…решки. Своим носом-иголочкой² сосет кровь. Попугай цепляется² за ветки своим крючковатым² клювом.
Озаглавьте текст
Определите стиль и тип речи
Определите языковые средства, характерные для этого стиля и типа речи.
3 группа. Выполните лингвистический анализ текста, вставьте пропущенные буквы, выполните разбор выделенных слов:
Из-за леса наползла² туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной и медле(н/нн)о и неотвратимо пожирала синеву неба (4,7). Вот туча краем накатила² на солнце. Луг потемнел, как в сумерки. Налетел вихрь. И тут туча прорвалась² и обрушилась холодным косым ливнем.
Озаглавьте текст
Определите стиль и тип речи
Определите языковые средства, характерные для этого стиля и типа речи.
VIII. Комментированное письмо.
Запишите предложения, выполните синтаксический и пунктуационный разбор.
Как, любви, без, всю, речи, понять, ру…кой, нам, прел…сть.
(Как понять нам без любви всю прелесть русской речи!)
(Повест., воск., простое, односоставное, распространенное)
-Какими бывают простые предложения?
Таблица 1
Предложения | |
Односоставные предложения – предложения с одним главным членом: | Двусоставные предложения – предложения с двумя главными членами: |
подлежащее или сказуемое | подлежащее и сказуемое |
- Найдите правильное определение подлежащего и сказуемого и обоснуйте свой ответ
1.Подлежащее – главный член предложения, который вместе со сказуемым составляет грамматическую основу. | 1.Сказуемое – главный член предложения, который вместе с подлежащим составляет грамматическую основу. |
2. Подлежащее – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? | 2. Сказуемое – главный член предложения, который вместе с подлежащим составляет грамматическую основу, обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
3. Подлежащее – главный член предложения, который вместе со сказуемым составляет грамматическую основу, обозначает о ком? или о чем? и отвечает на вопросы кто? что? | 3. Сказуемое – часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
IX. Подведение итогов. Синквейн:
Напишите синквейн на тему нашего урока
______________________________________
одно существительное
____________________________, ___________________________
два прилагательных
_______________________, _______________________, ________________________
три глагола
______________________________________________________________________________
фраза
_______________________________
слово-резюме
Предложение
Простое, распространенное
Рассказывает, обогащает, помогает
Предложение раскрывает мир.
Речь.
X Работа в группах:
- Составьте кластер (Приложение 1, 2)
XI. Домашнее задание
Составьте небольшой рассказ о любимом времени года:
1. группа: в вашем рассказе должны быть только простые предложении.
2. группа: рассказ должен состоять из союзных предложений.
3. группа: рассказ должен состоять из бессоюзных предложений.
Ниже представлены ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2 для выполнения работы в группах:
Составьте кластер
Интеллект-карта
Mind Maps
восклицательное
БСП
СПП
ССП
односоставное
двусоставное
сложное
простое
по структуре
По наличию второстепенных членов предложения
распространенное
Нераспространенное
вопросительное
побудительное
по цели высказывания:
невосклицательное
повествовательное
П
Р
Е
Д
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
С
Л
О
В
О
С
О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е
по главному слову
по виду
связи
по интонации
С
И
Н
Т
А
К
С
И
С
наречное
глагольное
именное
примыкание
управление
согласование
Ирина Владимировна Казарцева