Технологическая карта урока физики по теме «Второй закон Ньютона» (9 класс)
Презентация к урокуPPTX / 865 Кб
/data/files/d1744208721.pptx (Презентация к уроку)ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Описание урока |
|
Предмет |
физика |
Класс |
9 |
Тема |
Второй закон Ньютона |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) |
- формирование представлений о II законе Ньютона - применение полученных знаний для решения практических задач; - развитие интереса учащихся к предмету; - развитие умения высказывать свое мнение, логического мышления; - развитие уверенности обучающегося в познаваемости окружающего мира. |
Планируемые результаты |
Предметные: -уметь формулировать II закон Ньютона; - объяснять понятия «ускорение», «сила», «масса»; - применять на практике формулы для вычисления равнодействующей силы, ускорения массы; -уметь приводить примеры применения II закона Ньютона. Личностные: - положительное отношение к учению; - осознание трудности и стремление их преодолеть; - способность к самооценки своих действий. Метапредметные: - регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям; - коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. |
Дидактическая структура урока Каким образом данный урок будет содействовать реализации обновленных ФГОС? |
Данный урок содействует реализации новых ФГОС, так как структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял деятельностью учащихся, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.
|
Дополнительная информация |
На данном уроке имеются межпредметные связи физики с такими дисциплинами как информатика и математика. |
Ресурсы, оборудование и материалы |
Проектор, интерактивная доска, компьютер |
Список учебной и дополнительной литературы |
А.Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2015. — 159 с. : ил. О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 9 класс". — М.: Экзамен, 2023 г. А.В. Перышкин Сборник задач по физике. 7-9 классы. — М.: Экзамен, 2023 г. Перышкин А.В. Физика.9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Дрофа, 2022. – 352 с.: ил.
|
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы |
- |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Создание проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах, ИКТ – технологии, развитие критического мышления |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
1. Этап самоопределения к учебной деятельности (мотивация) |
Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку |
|
Учащиеся приветствуют учителя |
|
Личностные УУД: положительное отношение к учению |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации) |
Учитель выводит на доску вопросы и просит учащихся предложить варианты ответов |
Вопросы к учащимся:1) Что такое ускорение, сила 2) Может ли действие силы приводить к изменению ускорения движущегося тела |
Учащиеся предлагают версии на поставленные вопросы:1) Ускорение –векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости. Сила –векторная физическая величина, которая является мерой взаимодействия тел; 2) Например, если подействовать рукой на движущуюся игрушечную машинку, она замедлиться или ускориться, может остановиться |
|
Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям |
3.Этап целеполагания и постановки учебной задачи |
Учитель предлагает сделать вывод из данных примеров. Учитель вместе с учащимися формулирует тему, цель урока |
Задание: Сделать вывод из приведенных примеров Записать тему и цель урока в тетрадь |
Учащиеся делают вывод: действие силы может привести к изменению ускорения. Вместе с учителем формулируют тему, цель урока, записывают в тетрадь |
|
Регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
|
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений |
Учитель организует работу по учебнику, задает задание учащимся |
Задание: открыть тетрадь и в тетради записать задание |
Учащиеся выслушивают и записывают задание учителя |
|
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений; Регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
|
5. Этап реализации построенного проекта |
Учитель Формулирует задание |
Задание: Работая с параграфом в учебнике, записать формулировку II закона Ньютона, записать следствия II закона Ньютона (формулы для вычисления силы, массы тела) |
Учащиеся выполняют задание |
формулировать II закон Ньютона, следствия из него |
Регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; Познавательные УУД: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
6. Этап первоначального закрепления с проговариванием во внешней речи |
Учитель задает вопросы и демонстрирует презентацию |
Вопросы: 1. Как формулируется II закон Ньютона? 2. Как вычислить ускорение, зная массу и силу? Как вычислить массу из II Второго закона Ньютона? В каких системах отсчета выполняется II закон Ньютона, приведите примеры
|
Учащиеся отвечают на вопросы и сравнивают свои ответы с ответами в презентации |
формулировать II закон Ньютона, следствия из него, уметь приводить примеры из физики |
Регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; Познавательные УУД: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; Личностные УУД: осознание трудности и стремление их преодолеть
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Учитель организует самостоятельную работу учащихся. Делит учащихся на 3 группы, каждой группе в презентации дается задание. После выполнения задания, на экран выводятся правильные ответы |
Задание 1 группе: Привести решение задач: а) С каким ускорением движется тело массой 400 г под действием единственной силы в 8 Н; б) к Неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 6 Н. Какую скорость приобретет тело через 15 с, Задание 2 группе: привести решение задач: а) Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением1,5 м/с2. Определить величину тормозящей силы, если общая масса санок и мальчика 40 кг; б) На тело массой 200 г. действует в течении 5 с. сила в 0,1 Н. Какую скорость приобретет тело за это время? Задание 3 группе: привести решение задач: а) Под действием силы 0,005 Н тело движется с ускорением 0,2 м/с2. Определить массу тела; б) К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу в 60 Н. Какой путь пройдет тело за 12 с. |
Учащиеся выполняют работу по группам и осуществляют самопроверку |
применять на практике II закон Ньютона и его следствия и формулы пути и скорости при прямолинейном равноускоренном движении
|
Регулятивные УУД: составлять план действий по решению задачи; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие; Личностные УДД: осознание трудности и стремление их преодолеть
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Учитель задает задание |
Задание: Каждой из трех групп придумать задачи двум другим группам на применение 2 закона Ньютона и его следствий
|
Учащиеся выполняют задание |
Применять на практике II закон Ньютона и его следствия |
Регулятивные УУД: составлять план действий по решению задачи; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие;
|
9. Этап рефлексии учебной деятельности |
Учитель задает вопросы. Оценивает работу класса в целом. Обговаривает домашнее задание |
Вопросы: 1) Что нового узнали? 2) Чему научились?3) Какие трудности возникли?
|
Отвечают на вопросы, выполняют рефлексивную оценку
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Регулятивные УУД: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные УУД: способность к самооценки своих действий |