Методическая разработка урока по праву на тему «Правоохранительные органы» (10 класс)

Предмет: обществознание
Класс: 10
Тема: «Правоохранительные органы»
Цель: изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
УУД
Личностные:
- формировать правовое сознание учащихся
Метапредметные:
- развивать умение поиска и выделения информации
- развивать умение анализа с целью выделения признаков
- развивать умение строить логическую цепь рассуждения
- развивать умение планировать коллективную деятельность
- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Предметные:
- ознакомиться с понятиями «правоохранительные органы», «суд», «прокуратура», «адвокатура», «нотариат», с видами правоохранительных органов
Методы обучения- словесные, наглядные.
Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД, виды контроля достижений метапредметных и предметных результатов: работа с текстом учебника и раздаточным материалом по заданиям, составление таблицы, решение проблемных ситуаций, задания с кратким ответом, работа с терминами и понятиями.
Понятия: правоохранительные органы, суд, прокуратура, адвокатура, нотариат;
Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.
Межпредметные связи:
- филология
- история
Литература для учителя:
Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.
Технологическая карта урока
Этапы работы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ИКТ | Формируемые УУД |
Организа-ционный момент | 1-2 минуты | Учитель входит в класс, приветствует обучающихся. Проверяет подготовку к уроку. Наличие раздаточного материала. | Обучающиеся проверяют принадлежности урока. | Презентация Слайд №1 | Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Мотивация к учебной деятельности | 4-5 минут | Ребята на предыдущих уроках вами была изучена тема «Правоотношения и юридическая ответственность». Работа с текстом Вопросы: Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой? Поздно вечером, возвращаясь с работы домой на вас напали хулиганы и отобрали ваши личные вещи? Если вас подозревают в каком-либо правонарушении куда вам следует обратиться за помощью? Если вам не производят своевременную выплату зарплаты? Супруги желают расторгнуть брак и разделить совместно нажитое имущество? - Куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы? Как же отвечали участники исследования ? - Мы подошли к теме урока. Как мы с вами сформулируем тему урока? - Совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о некоторых правоохранительных органах РФ. | Ученики: Большинство респондентов предпочли обратиться: Проблема-суд; Проблема-полицию; Проблема-адвокатуру; Проблема- прокуратура Проблема- нотариат. Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений. Ученик: Правоохранительные органы. | Слайд № 2 «Социологический опрос» Слайд №8 «Тема урока» | Познавательные: Выдвигать гипотезы о связях событий, явлений. Учиться решать проблемные ситуации Регулятивные: Прогнозировать дальнейшее развитие событий |
Актуализа-ция новых знаний. | 4-5 минут | Первое знакомство с правоохранительными органами вы осуществляли в 7 классе. Давайте вспомним, о каких видах правоохранительных органах шла речь? (учащиеся называют) - А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке о правоохранительных органах? Каких знаний вам недостаточно по данной теме? | Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебные задачи урока. | Слайд № 9 «Виды правоохра-нительных органов» | Познавательные: Выдвигать гипотезы о связях событий, явлений Регулятивные: Прогнозировать дальнейшее развитие событий |
Постановка учебной задачи. | 3-44 минут | Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит: 1.Дать определения основным понятиям темы. 2. Изучить функции различных правоохранительных органов, цели их деятельности. 3. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. | Учащиеся формулируют задачи урока | Слайд №10 с задачами. | Коммуникативные: Стремиться к сотрудничеству, Участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Открытие нового знания | 7-8 минут | - Для того, чтобы нам ответить на поставленные вопросы сегодня на протяжении урока мы будем работать с таблицей «Функции правоохранительных органов». См.приложение -Чтобы изучить деятельность правоохранительных органов, нашу работу мы организуем по вариантам в парах. Постановка учебной задачи: Вам предстоит рассмотреть деятельность правоохранительных органов и выполнить учебные задания, которые вы найдёте в раздаточных материалах. Время выполнения задания 5 мин | - По завершению работы учащиеся озвучивают ответы на вопросы и заполняют таблицу. | Слайд № 11-таблица «Функции правоохранительных органов» Слайд № 12-«Задания для вариантов» Слайд № 13-17 «Таблица-функции правоохранительных органов» | Предметные: Характеризовать основные положения текста; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Метапредметные: -Анализировать текст - использовать дополнительную литературу - уметь давать развёрнутый ответ -работать с текстом учебника |
Первичное закрепление | 4-5 минут | - А теперь давайте проверим ваши знания. На слайде будет написано определение, чем занимается служба, но не указано какая именно. Ваша задача назвать службу. - Исходя из тех знаний, которые вы открыли сегодня на уроке, давайте сделаем вывод. Что такое правоохранительные органы? - Более точное определение вы можете составить из разрозненных частей предложения. | Составление определения, запись определения в тетрадь | | Предметные: - называть основные правоохранительные органы РФ Выражать собственную точку зрения на значение правоохранительных органов |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | 7-8 минут. | А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели. Каковы же основные функции правоохранительных органов? | Ответы учащихся: Основные функции правоохранительных органов: охрана государственного и общественного строя; укрепление законности и правопорядка; защита прав и свобод человека и гражданина; охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений; борьба с преступностью. | Слайд № 21 «Функции правоохранительных органов» | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию Коммуникативные: Стремиться к сотрудничеству, Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: Анализировать средства достижения цели, ставить учебные задачи |
Домашнее задание. | 3-4 минуты | 1.Привлекая дополнительную литературу и ресурсы интернета дополнить таблицу сведениями о ФСБ, следственном комитете, таможне, частной охранной службе. 2. Выполнить задания в рабочей тетради п.№ 11. 3. Индивидуальное задание. Подготовить презентации и сообщения по темам «Этапы развития Конституции», «Из истории Конституции РФ». | Запись в дневник по выбору домашнего задания. | Слайд № 22 с д/з | Познавательные: Знать требования к работникам правоохранительных органов. Делать выводы на основе документа |
Подведение итогов. | 2-3 минуты | - Давайте ещё раз вспомним, что такое правоохранительные органы? - Как вы понимаете выражение «Служа закону, служим народу»? | Ответы детей | Слайд № 24 | Коммуникативные: Формулировать свою позицию, излагать её письменно и устно |
Рефлексия. | 2-3 минуты | - А сейчас я прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Учащийся выбирает предложение по желанию и дополняет его | Слайд № 25 «предложения для рефлексии» | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию Коммуникативные: Стремиться к сотрудничеству, Участвовать в коллективном обсуждении проблем |