12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дьякова Светлана Александровна64
Работаю учителем начальных классов уже 31 год. Свою профессию люблю.Вместе с детьми открываю каждый день новое.
Россия, Саратовская обл., г. Ртищево
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Методическая разработка урока русского языка "Роль прилагательных - антонимов а речи"

Дьякова С.А., учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовская область»



Тема: Роль прилагательных - антонимов в речи.

Дата урока – 21.02.20г

Тип урока – урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для осмысления и осознания информации о роли прилагательных – антонимах в речи

Задачи урока:

Обучающие: расширять представления обучающихся об антонимах; формировать умение грамотно использовать в речи антонимы

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки; расширять словарный запас, развивать речь обучающихся

Воспитательные: воспитывать стремление к познанию, трудолюбие

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить, закрепить представление о роли прилагательных – антонимах; содействовать развитию умения у обучающихся применять прилагательные - антонимы; использовать их в устной и письменной речи, находить их в тексте; развитие чувства языка понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными, выявлять комический эффект столкновения антонимов- прилагательных в одном контексте.

Личностные: развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в тексте, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Оборудование: учебник, тетради, словарное слово, карточка – задание (групповая работа), карточка - эталон, карточка - самооценивания, толковый словарь школьный, «Словарь антонимов» М.Р. Львова, картинка – сосуд, жетоны-капли разного цвета, компьютер, фрагмент мультфильма Г.Сапгира «Людоед и принцесса» http://www.youtube.com/watch?v=1CNnfrSQKNM, цветные карандаши, бортовые журналы.




Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


1.Самоопределение к учебной деятельности.(1-2мин)


































2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(5-6 мин).



3. Этап выявления места и причины затруднений(2-3 мин).







4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации (5-6 мин).











































5. Реализация построенного проекта(5-6 мин).







6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5-мин).





7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону(4-5-мин).















8. Этап включения в систему знаний и повторения (4-5-мин).


1.- Здравствуйте!

- В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет пределу,

Так вперед, друзья, за дело.

- Прочитаем хором высказывание австронавта Нила Армстронга - «Исследование создает новые знания»

- Как вы понимаете это высказывание?

/ Исследуя, изучая что-то, можно открыть новые знания /.

-Я предлагаю вам поучаствовать в работе «Научно-исследовательской лаборатории».

-Каждый из вас будет вести бортовой исследовательский журнал, а результаты работы вы будете выставлять в оценочный лист цветными карандашами (зеленый – задание выполнено верно; желтый – задание выполнено с 1-2 ошибками; красный – требуется помощь /

- Какими качествами должен обладать исследователь? /умный, целеустремленный, самостоятельный, внимательный…/

- С помощью какой части речи вы описали эти качества? ( Имени прилагательного).

- Проверим домашнее задание. Дать определение имени прилагательному.

2. Минутка чистописания.

а). Комментированная запись числа, классной работы.

б). На доске запись.

 ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Прочитайте хором первую строчку чистописания.

-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

в) Работа с пословицей.

- Прочитайте хором вторую строчку.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли.)

- Запишите её, выделите изученные орфограммы. Проверьте по эталону.

- Оцените свою работу по чистописанию в оценочном листе.

- Какой частью речи выражены выделенные слова?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

(Это прилагательные- антонимы.) ( Запишите в бортовой журнал)

- А знаете ли вы, как это слово образовалось? Проведем исследование вместе.

- Сравните слова «синоним» и «антоним».

- Что общего у них? (одинаковая вторая часть / (онима ) – по-гречески означает имя, слово), антипротив, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный.)

- О чем пойдет речь на уроке? ( прилагательные- антонимы)

- Сформулируйте тему урока?

( Роль прилагательных- антонимов в речи.)

Давайте составим план урока.

- Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить …. подбирать … и употреблять…

/ Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять /

3.Словарно-орфографическая работа.

- Угадайте новое словарное слово.

- Прочитайте слова левого столбика. Какой частью речи они являются?

- Прочитайте слова правого столбика. Какой частью речи они являются?

- Новое словарное слово находится в правом столбике и согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.


морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас


- Какое это слово?

(Простор)

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

Простор – свобода, раздолье.

- Давайте обратимся к толковому словарю.

(Дети работают с толковым словарём С.И. Ожегова)

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(Многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге.)

- Запишем предложение под диктовку:

За окном поезда проплывали зелёные просторы равнин, обширные поля. /1 ч/к у доски /

- Подчеркните орфограммы. Выделим грамматическую основу предложения. Дайте характеристику данному предложению. /Оцени свою деятельность, все эту работу отметьте в листах самооценивания/

4.Создание проблемной ситуации.

- Итак, АНТОНИМЫ – это слова с противоположным значением.

На доске даны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

день – ночной добрый – зло худеть – толстяк

-Исследуем, какие части речи встретились в задании? Обобщите, какими частями речи могут быть антонимы? (Антонимами могут быть разные части речи.)

Запишите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

дневной – ночной добрый – злой худой – толстый

- Проверим, что у вас получилось.

- Теперь эти пары слов являются одинаковой частью речи? Отвечают на один и тот же вопрос?

- Давайте вместе дополним и запишем определение антонимов в бортовой журнал: АНТОНИМЫ – это слова, различные по звучанию и написанию, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.

5.Закрепление нового материала.

1. Подбор прилагательных- антонимов

Работа поучебнику - Упр. 205, с.32. (парная работа)

2. Взаимопроверка. Формирование алгоритма самооценки 1 пары.

1.Подбор прилагательных- антонимов. Сделайте вывод. (группа из 4 человек)

Задание: Подберите антонимы к прилагательным. Сделай вывод.

Горячий, мягкая, старое, весёлый, злая, оранжевый.

- Какой вывод следует?

Вывод: Не ко всем именам прилагательным можно подобрать антонимы.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6. Выявление приёма создания комического в мультфильме.

Велика роль антонимов-прилагательных в художественной литературе.

- Просмотрите отрывок из мультфильма «Людоед и принцесса» (авт.Г.Сапгир).

- Какие прилагательные-антонимы вы услышали? /ужасный – прекрасный /

- Какой эффект создает противопоставление прилагательных – антонимов ? /комический, смеха/

- Автор использует приём противопоставления для создания комического эффекта.

- Приём противопоставления образов, картин называется АНТИТЕЗОЙ.

- Для чего могут использоваться слова- антонимы в речи?

Вывод: Слова - антонимы используют для создания комического эффекта в тексте /отметим в бортовом журнал /

7. Упр. 207, стр.38.Работа по развитию речи. Редактирование текста.

- Прочитайте текст.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний ясное

солнечный лёгкие

светло-синее тёплый

чистое

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном.)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

(Приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии текста слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось? (Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(Заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний хмурое

дождливый тяжелые

темно-синее холодный

облачное

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать.

- В чём особенность этого предложения? (Предложение с прямой речью)

- Попробуйте сделать это самостоятельно. Я даю вам простор мыслей, можно чуть-чуть изменить концовку.

(Дети самостоятельно редактируют текст и записывают его.)

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать? С каким настроением говорят деревья?

(Грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» Или

«Дождь… Сыро, мокро!»)

Пасмурный день

Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)

- Оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД:

- формирование умения общаться с товарищами и учителем;

- умение сдерживать эмоции; - планирование учебного сотрудничества


Регулятивные УУД:

-контроль и оценка собственной готовности к деятельности на уроке


Личностностные УУД:

-формирование навыка самоорганизации

- психологическая готовность детей к уроку, самоопределение.


Познавательные УУД:

-действия постановки и решения проблем

- структуирование знаний, развитие логического мышления

- развивтие умения слушать и понимать других

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме


Регулятивные УУД:

 азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию






Познавательные УУД:

- применять на практике учебные знания


















Регулятивные УУД:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

-адекватно воспринимать оценку своих действий







Познавательные УУД:

- раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение








Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, группе

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания в паре, группе;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- выполнять

самопроверку учебного задания

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение;

- строить понятные высказывания;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

- формулировать речевое высказывание


Познавательные УУД:

- извлекать необходи-

мую информацию ;

- определять основную и второстепенную информацию;

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи;

- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи


9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин).

Д/з: Н. - Упр. 2, с.48; П - по выбору: 1) в р.т. тема 8, № 9, с.47 или 2) карточка (Восстанови пословицу, дополнив в местах-пропусках прилагательными-антонимами.)

- Подведём итог урока. Наполним наш сосуд знаниями. Обратите внимание на записи в ваших бортовых журналах. Зачитайте результаты вашего исследования.

Сегодня я узнал что …

/прилагательные с противоположным значением называются прилагательными – антонинами /

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

/Слова- антонимы используют для создания комического эффекта в тексте/

Такой приём называется антитезой/.

/ Они помогают ярче, образнее представить картину, создать контраст,

противопоставление, делают речь выразительной, занимательной.

Употребление антонимов оживляют речь, делают её нагляднее. Усиливается

эмоциональность речи /.

- Проанализируйте свой лист самооценивания. Поднимите руки, кто справился со всеми заданиями; кто выполнил работу на «4»; кому еще требуется помощь.

- Спасибо за урок.


Личностные УУД:

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

























Приложение.



1.Карточка

Восстановить пословицу, дополнив в местах-пропусках прилагательными-антонимами, устно объяснить смысл.

1.Маленькое дело лучше ……

2.Новых друзей наживай, а…...

3.Лучше горькая правда, чем…..

4.Доброе слово лечит, а …..

5.Глупый осудит, а …...


2. Карточка (групповая работа)

Задание: Подберите антонимы к прилагательным. Сделай вывод.


Горячий -

мягкая -

старое-

весёлый-

злая -

оранжевый –


3. Лист самооценки


1.Чистописание

2.Запись предложения

под диктовку

3.Упр.205 или индив. карточка

4.Упр.207


4. Запись в бортовом журнале



1.Имена прилагательные,

противоположные по значению называются –

___________________________________

2. Синоним

антоним

онима – слово анти – противоположный, против

3.Прилагательные – антонимы – это слова различные по

____________________________________________,

противоположные по значению,

которые отвечают на________________________

и являются одной___________________________.


4.Они используются в тексте для создания_________
___________________________эффекта.

5. Делают речь

____________________________________________

______________________________________________.




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.