Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе.
Составитель Киселева Татьяна Гелиевна- учитель начальных классов
МОУ «СОШ» с. Корткерос, республики Коми
Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Урок №2.
Класс:3
Предмет: УМК «Школа России» В.П. Канакина «Русский язык»
Тип урока: Урок рефлексии
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, тетрадь на печатной основе В.П. Канакина (программа «Школа России»), словарь синонимов, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку.
Содержательная цель: создать условия для формирования у обучающихся умения применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Деятельностная цель: способствовать формированию у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм, т.е. учить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через понимание причин, вызывающих затруднение, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать, корректировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, умения составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, анализировать, сравнивать и обобщать, выполнять действий по алгоритму.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга и учителя, договариваться между собой, развивать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применяя правило написания по алгоритму.
Ход урока.
Ι. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Урок русского языка сейчас.
- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место». К уроку все готовы? Всё готово? Можете присаживаться на свои места.
- Прочитайте пословицу: «Перо пишет, а ум водит» Слайд 2.
- Как вы её понимаете? (Чтобы грамотно писать, надо сначала прислушаться к звучанию слова, подумать над его правописанием, а потом записать.)
- Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
- Запишите число и классная работа.
- Выберите слово, которое у вас написано лучше других и постарайтесь писать также красиво до конца урока.
- Отгадайте загадку:
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- О какой новой роли ь мы узнали на предыдущем уроке? (ь в именах существительных после шипящих указывает на женский род имён существительных.)
- К какому выводу о правописании ь после шипящих на конце имён существительных мы пришли на прошлом уроке? Заполните пропуски в тексте, работая в паре.
*Работа в паре.
Карточка
Вывод: 1. Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных _____________________
2. На конце имён существительных ___________________ рода после шипящих мягкий знак _______________.
- Проверим, что у вас получилось. Слайд 3
- Итак, ребята, правило написания ь на конце имён существительных после шипящих, вы знаете, а умеете ли его применять?
- Оцените свои умения в записи таких слов в «Листке успеха» в первом столбике «Я думаю».
Листок успеха по теме
«Мягкий знак на конце имён сущ. после шипящих»
| Я думаю | Мой результат |
Умеешь ли ты: правильно писать имена существительные с шипящим на конце | | |
С/Р
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что надо сделать, чтобы узнать свой результат? Выполнить самостоятельную работу.
- Я буду читать вам предложения, ваша задача будет выписать слова. На какое правило? (ь на конце имён существительных после шипящих)
- Сможете ли вы выполнить это задание?
- Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?
- Значит, вам надо не просто записать слова, а ещё определить, где пишется ь, а где нет.
- Определим последовательность ваших действий при записи слов. Слайд 4, анимация 1-2
Подчеркнуть ь, если он есть.
Прослушать предложение.
Записать слово.
Произнести все слова и прислушаться, в каком слове на конце слышится шипящий.
*В ходе фронтальной работы выстраивается план действий:
1. Прослушать предложение.
2. Произнести все слова и прислушаться, в каком слове на конце слышится шипящий.
3. Записать слово.
4. Подчеркнуть ь, если он есть.
- Слово, которое встретится два раза, во второй раз записывать не надо.
- Слушаем текст.
*Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся слушают предложение, определяют слово, которое надо записать и записывают его.
*Текст.
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит. Из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот блеснул первый луч солнца.
- Проверим, что у вас получилось.
- Прочитайте про себя слова, которые вы записали?
- Сколько слов вы записали?
- Проверим, какие это были слова? (Ночь, тишь, шалаш, товарищ, вещь, ландыш, луч.)
- Сколько слов надо было записать? (7)
- Оцените с помощью шкалы ваше умение слушать и слышать. Подпишите первую шкалу буквой С и разделите её на семь отрезков. Если записаны все слова, то отметку ставим вверху. Если одного слова не хватает, чуть ниже и т.д.
- Подпишите вторую шкалу буквой А и оцените аккуратность вашей записи. Критерии оценки вы знаете.
- Послушайте ещё раз слова и дополните свою запись.
- Проверим, грамотность записи этих слов по образцу. Слайд 5.
*Ученики проверяют свою работу, пока без исправления ошибок.
- Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Есть ли у нас затруднения.)
- Заполните в «листке успеха» ваш результат.
- Поднимите руку, кто записал слова без ошибок? Поставьте себе плюс (+), а кто с ошибками – вопрос (?)
III. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий на изученные способы действий, правила и т.д.
- По вашему результату видно, что не все ребята записали слова верно.
- Давайте выясним почему?
- Какое задание вы выполняли? (Записывали слова с шипящим на конце и определяли, где пишется ь, а где нет.)
- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных?
- Правило написания ь в таких словах вы знаете. Достаточно, ли только знать правило?
- Что ещё надо уметь делать? (Его применять)
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: постановка целей коррекционной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
- Тема урока? (Правописание ь после шипящих на конце имён существительных)
- Какую цель поставим? (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих). Слайд 6.
- А что поможет вам научиться применять правило? (Алгоритм)
- Итак, чтобы решить эту проблему, что необходимо сделать? (Составить алгоритм.)
- Уточним цель. (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих с помощью алгоритма).
V. Реализация построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
- Вчера на уроке вы получили задания по выбору. Одно из них было творческое. Какое? (Составить алгоритм)
- Кто из вас выполнил это задание?
- Поделитесь своими вариантами алгоритма.
- Проверим, чей алгоритм совпадёт с алгоритмом, составленным вместе на уроке.
- Составить алгоритм предлагаю в группе. Правила работы в группе помните?
- Выберите ведущего.
- Возьмите карточки. Что вы заметили в алгоритме? (Не хватает слов)
- Какая будет ваша задача? (Заполнить пропуски в предложениях.)
- Чтобы алгоритм составить верно, что надо сделать сначала? Потом? Слайд 7.
План:
1. Прочитать предложения.
2. Вспомнить правило.
3. Записать пропущенные слова.
- Который шаг в этой последовательности будет трудным, надо ли быть здесь внимательным?
- Приступаем к работе.
* Работа в группе.
Карточка.
Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные с шипящим на конце»
1. ______________ слово.
2. Прислушиваюсь: есть ли ___________ согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю ________________.
3. Делаю вывод.
1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего пишу __________.
2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.
- Проверим, что у вас получилось? Слайд 8, анимация 1-7.
- Итак, алгоритм готов, теперь что необходимо выполнить? (Учиться применять правило по алгоритму.)
- Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны выполнить творческое задание или помочь кому-нибудь исправить ошибки.)
- Кто желает выполнить творческое задание?
*Учитель раздает учащимся карточки с творческим заданием.
Творческое задание.
Узнай слова по толкованию их значений. Напиши слова, докажи правильность написания, обозначь орфограмму.
Овощной суп со свёклой - _________.
Мелкий грызун (зверь) - __________
Предмет, круглой формы, с которым выступают гимнастки - ______________.
Бывает устная и письменная - _______
Строительный материал, из которого построена наша школа - ______________.
- Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Мы должны исправить ошибки, используя подробный образец для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
- Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм)
- Пользуясь алгоритмом, докажите правильность написания слов и исправьте ошибки, допущенные в самостоятельной работе.
* Написание первого и второго слова обсуждается во фронтальной работе.
- Прочитайте слово. (Ночь, тишь)
- Какой звук слышим на конце? (Шипящий)
- Значит, что определяем? (Род) Какие слова вам помогут определить род? (Он, она, оно)
- Указываем над словом род.
- Делаем вывод.
* Дальше работа выполняется самостоятельно.
* Далее осуществляется проверка с проговариванием во внешней речи.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
- Итак, ребята, в решении какой орфографической задачи вам поможет составленный алгоритм ? (Когда писать ь, а когда нет после шипящих на конце имён существительных.)
- Откройте тетрадь на с. 26 упражнение 54. Прочитайте все задания. Сколько их? (3)
- Какое задание надо выполнить первым? (Прочитать)
- Прочитайте слова. Связаны ли эти слова с нашей темой? (Нет)
- Прочитайте второе задание. (Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное)
- Вспомним, какие слова называются однокоренными?
- Помогите друг другу подобрать такое слово. Работу выполните устно в паре.
* Работа в паре.
- Проверим, что у вас получилось. Назовите эти слова. (Помощь, пейзаж, сторож, печь, брошь, ёж.)
- Что объединяет эти слова? (Шипящий на конце)
- Какой вопрос возникает при записи этих слов? (Пишется ь или нет?) Слайд 9.
- Что поможет вам записать эти слова грамотно? (Алгоритм)
- Предлагаю вам провести «Консилиум» в группе.
- Как будете работать? (По очереди, пользуясь алгоритмом, объяснять правописание слова, а затем записать слова.)
* Работа в группе.
- Проверим вашу совместную работу по образцу. Слайд 10, анимация 1 -11.
- Есть ли ошибки в работе?
- Молодцы! Хорошо поработали.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
- Работая в группе, вы записали слова без ошибок.
- Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
- Для этого выполните упражнение 57 в учебнике на с. 33.
- Прочитайте слова. Все слова понятны?
- 1 вариант записывает слова с ь, а второй без ь.
- Что вам поможет в работе? (Алгоритм)
- Как доказать правильное написание слова? (Указать род)
* По мере выполнения задания учащиеся выполняют самопроверку по образцу, используя для этого ручку с пастой зелёного цвета. Образец на карточке.
- Кто допустил ошибки в самостоятельной работе?
- В чем их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе?
- Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
- Чтобы совсем справиться с затруднением, предлагаю выполнить упражнение 55 в учебнике на с. 32.
- Прочитайте первое задание. (Прочитайте)
- Прочитайте слова (День, правда, старт, смех, шум, полдень)
- Какое второе задание? (Подберите к каждому имени существительному антоним.)
- Какие слова называются антонимами?
- Заменим данные слова антонимами. (Ночь, ложь, финиш, плачь, тишь, полночь.)
- Что вам может помочь? (Словарь антонимов в конце учебника)
- Какое следующее задание надо выполнить? (Записать слова.)
- Запишем слова. Что поможет вам в записи слов? (Алгоритм)
- Кто желает поработать у доски с полным объяснением?
*Фронтальная работа у доски.
ΧΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
- Какова была цель этого урока? (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих).
- Кто достиг этой цели?
- Кто нет?
- В чем причина ваших ошибок?
- Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм)
- Какие еще трудности остались на конец урока?
- Оцените результат вашей работы на уроке. В этом нам поможет «Древо творчества».
- Помните критерии оценивания? Слайд 11.
Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий урок, цветы – довольно неплохо.
* На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, на слайде указаны критерии оценивания. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок.
- Я очень рада, что на яблони только яблони и цветы. Значит, урок для вас был плодотворным.
*Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна