Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

0
2
Материал опубликован 30 October в группе

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе.


Составитель Киселева Татьяна Гелиевна- учитель начальных классов

МОУ «СОШ» с. Корткерос, республики Коми


Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Урок №2.

Класс:3

Предмет: УМК «Школа России» В.П. Канакина «Русский язык»

Тип урока: Урок рефлексии

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, тетрадь на печатной основе В.П. Канакина   (программа «Школа России»), словарь синонимов, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку.

Содержательная цель: создать условия для формирования у обучающихся умения применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Деятельностная цель: способствовать формированию у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм, т.е. учить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через понимание причин, вызывающих затруднение, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать, корректировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, умения составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, анализировать, сравнивать и обобщать, выполнять действий по алгоритму.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга и учителя, договариваться между собой, развивать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формирование умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применяя правило написания по алгоритму.


Ход урока.

Ι. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.


Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Урок русского языка сейчас.

- Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место». К уроку все готовы? Всё готово? Можете присаживаться на свои места.

- Прочитайте пословицу: «Перо пишет, а ум водит» Слайд 2.

- Как вы её понимаете? (Чтобы грамотно писать, надо сначала прислушаться к звучанию слова, подумать над его правописанием, а потом записать.)

- Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.


- Запишите число и классная работа.

- Выберите слово, которое у вас написано лучше других и постарайтесь писать также красиво до конца урока.

- Отгадайте загадку:

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- О какой новой роли ь мы узнали на предыдущем уроке? (ь в именах существительных после шипящих указывает на женский род имён существительных.)

- К какому выводу о правописании ь после шипящих на конце имён существительных мы пришли на прошлом уроке? Заполните пропуски в тексте, работая в паре.


*Работа в паре.

Карточка

Вывод: 1. Мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных _____________________

2. На конце имён существительных ___________________ рода после шипящих мягкий знак _______________.

- Проверим, что у вас получилось. Слайд 3

- Итак, ребята, правило написания ь на конце имён существительных после шипящих, вы знаете, а умеете ли его применять?

- Оцените свои умения в записи таких слов в «Листке успеха» в первом столбике «Я думаю».


Листок успеха по теме

«Мягкий знак на конце имён сущ. после шипящих»


Я думаю

Мой результат

Умеешь ли ты:

правильно писать имена существительные с шипящим на конце



С/Р

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Что надо сделать, чтобы узнать свой результат? Выполнить самостоятельную работу.

- Я буду читать вам предложения, ваша задача будет выписать слова. На какое правило? (ь на конце имён существительных после шипящих)

- Сможете ли вы выполнить это задание?

- Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

- Значит, вам надо не просто записать слова, а ещё определить, где пишется ь, а где нет.

- Определим последовательность ваших действий при записи слов. Слайд 4, анимация 1-2

Подчеркнуть ь, если он есть.

Прослушать предложение.

Записать слово.

Произнести все слова и прислушаться, в каком слове на конце слышится шипящий.


*В ходе фронтальной работы выстраивается план действий:

1. Прослушать предложение.

2. Произнести все слова и прислушаться, в каком слове на конце слышится шипящий.

3. Записать слово.

4. Подчеркнуть ь, если он есть.


- Слово, которое встретится два раза, во второй раз записывать не надо.

- Слушаем текст.

*Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся слушают предложение, определяют слово, которое надо записать и записывают его.


*Текст.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит. Из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот блеснул первый луч солнца.


- Проверим, что у вас получилось.

- Прочитайте про себя слова, которые вы записали?

- Сколько слов вы записали?

- Проверим, какие это были слова? (Ночь, тишь, шалаш, товарищ, вещь, ландыш, луч.)

- Сколько слов надо было записать? (7)

- Оцените с помощью шкалы ваше умение слушать и слышать. Подпишите первую шкалу буквой С и разделите её на семь отрезков. Если записаны все слова, то отметку ставим вверху. Если одного слова не хватает, чуть ниже и т.д.

- Подпишите вторую шкалу буквой А и оцените аккуратность вашей записи. Критерии оценки вы знаете.

- Послушайте ещё раз слова и дополните свою запись.


- Проверим, грамотность записи этих слов по образцу. Слайд 5.


*Ученики проверяют свою работу, пока без исправления ошибок.


- Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Есть ли у нас затруднения.)

- Заполните в «листке успеха» ваш результат.

- Поднимите руку, кто записал слова без ошибок? Поставьте себе плюс (+), а кто с ошибками – вопрос (?)


III. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий на изученные способы действий, правила и т.д.


- По вашему результату видно, что не все ребята записали слова верно.

- Давайте выясним почему?

- Какое задание вы выполняли? (Записывали слова с шипящим на конце и определяли, где пишется ь, а где нет.)

- Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных?

- Правило написания ь в таких словах вы знаете. Достаточно, ли только знать правило?

- Что ещё надо уметь делать? (Его применять)


IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Тема урока? (Правописание ь после шипящих на конце имён существительных)

- Какую цель поставим? (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих). Слайд 6.

- А что поможет вам научиться применять правило? (Алгоритм)

- Итак, чтобы решить эту проблему, что необходимо сделать? (Составить алгоритм.)

- Уточним цель. (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих с помощью алгоритма).


V. Реализация построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в само­стоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.


- Вчера на уроке вы получили задания по выбору. Одно из них было творческое. Какое? (Составить алгоритм)

- Кто из вас выполнил это задание?

- Поделитесь своими вариантами алгоритма.

- Проверим, чей алгоритм совпадёт с алгоритмом, составленным вместе на уроке.


- Составить алгоритм предлагаю в группе. Правила работы в группе помните?

- Выберите ведущего.

- Возьмите карточки. Что вы заметили в алгоритме? (Не хватает слов)

- Какая будет ваша задача? (Заполнить пропуски в предложениях.)

- Чтобы алгоритм составить верно, что надо сделать сначала? Потом? Слайд 7.

План:

1. Прочитать предложения.

2. Вспомнить правило.

3. Записать пропущенные слова.


- Который шаг в этой последовательности будет трудным, надо ли быть здесь внимательным?

- Приступаем к работе.


* Работа в группе.


Карточка.

Алгоритм «Как грамотно писать имена существительные с шипящим на конце»

1. ______________ слово.

2. Прислушиваюсь: есть ли ___________ согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю ________________.

3. Делаю вывод.

1) Если это имя существительное ______________, то после шипящего пишу __________.

2) Если это имя существительное ______________, то после шипящего ______________.


- Проверим, что у вас получилось? Слайд 8, анимация 1-7.

- Итак, алгоритм готов, теперь что необходимо выполнить? (Учиться применять правило по алгоритму.)


- Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны выполнить творческое задание или помочь кому-нибудь исправить ошибки.)

- Кто желает выполнить творческое задание?


*Учитель раздает учащимся карточки с творческим заданием.

Творческое задание.

Узнай слова по толкованию их значений. Напиши слова, докажи правильность написания, обозначь орфограмму.


Овощной суп со свёклой - _________.

Мелкий грызун (зверь) - __________

Предмет, круглой формы, с которым выступают гимнастки - ______________.

Бывает устная и письменная - _______

Строительный материал, из которого построена наша школа - ______________.


- Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Мы должны исправить ошибки, используя подробный образец для самопроверки, выполнить задание для выбора.)

- Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм)

- Пользуясь алгоритмом, докажите правильность написания слов и исправьте ошибки, допущенные в самостоятельной работе.


* Написание первого и второго слова обсуждается во фронтальной работе.


- Прочитайте слово. (Ночь, тишь)

- Какой звук слышим на конце? (Шипящий)

- Значит, что определяем? (Род) Какие слова вам помогут определить род? (Он, она, оно)

- Указываем над словом род.

- Делаем вывод.


* Дальше работа выполняется самостоятельно.

* Далее осуществляется проверка с проговариванием во внешней речи.


VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруд­нение.

- Итак, ребята, в решении какой орфографической задачи вам поможет составленный алгоритм ? (Когда писать ь, а когда нет после шипящих на конце имён существительных.)

- Откройте тетрадь на с. 26 упражнение 54. Прочитайте все задания. Сколько их? (3)

- Какое задание надо выполнить первым? (Прочитать)

- Прочитайте слова. Связаны ли эти слова с нашей темой? (Нет)

- Прочитайте второе задание. (Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное)

- Вспомним, какие слова называются однокоренными?

- Помогите друг другу подобрать такое слово. Работу выполните устно в паре.


* Работа в паре.


- Проверим, что у вас получилось. Назовите эти слова. (Помощь, пейзаж, сторож, печь, брошь, ёж.)

- Что объединяет эти слова? (Шипящий на конце)

- Какой вопрос возникает при записи этих слов? (Пишется ь или нет?) Слайд 9.

- Что поможет вам записать эти слова грамотно? (Алгоритм)


- Предлагаю вам провести «Консилиум» в группе.

- Как будете работать? (По очереди, пользуясь алгоритмом, объяснять правописание слова, а затем записать слова.)

* Работа в группе.


- Проверим вашу совместную работу по образцу. Слайд 10, анимация 1 -11.

- Есть ли ошибки в работе?

- Молодцы! Хорошо поработали.


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.


- Работая в группе, вы записали слова без ошибок.

- Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)

- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)

- Для этого выполните упражнение 57 в учебнике на с. 33.

- Прочитайте слова. Все слова понятны?

- 1 вариант записывает слова с ь, а второй без ь.

- Что вам поможет в работе? (Алгоритм)

- Как доказать правильное написание слова? (Указать род)


* По мере выполнения задания учащиеся выполняют самопроверку по образцу, используя для этого ручку с пастой зелёного цвета. Образец на карточке.


- Кто допустил ошибки в самостоятельной работе?

- В чем их причина?

- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе?

- Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)


VIII. Включение в систему знаний и повторения. 

Цель: является применение способов действий, вызвавших затруд­нения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


- Чтобы совсем справиться с затруднением, предлагаю выполнить упражнение 55 в учебнике на с. 32.

- Прочитайте первое задание. (Прочитайте)

- Прочитайте слова (День, правда, старт, смех, шум, полдень)

- Какое второе задание? (Подберите к каждому имени существительному антоним.)

- Какие слова называются антонимами?

- Заменим данные слова антонимами. (Ночь, ложь, финиш, плачь, тишь, полночь.)

- Что вам может помочь? (Словарь антонимов в конце учебника)

- Какое следующее задание надо выполнить? (Записать слова.)

- Запишем слова. Что поможет вам в записи слов? (Алгоритм)

- Кто желает поработать у доски с полным объяснением?


*Фронтальная работа у доски.

ΧΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.


- Какова была цель этого урока? (Научиться применять правило правописания ь на конце имён существительных после шипящих).

- Кто достиг этой цели?

- Кто нет?

- В чем причина ваших ошибок?

- Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм)

- Какие еще трудности остались на конец урока?

- Оцените результат вашей работы на уроке. В этом нам поможет «Древо творчества».

- Помните критерии оценивания? Слайд 11.

Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий урок, цветы – довольно неплохо.


* На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, на слайде указаны критерии оценивания. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок.


- Я очень рада, что на яблони только яблони и цветы. Значит, урок для вас был плодотворным.


*Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не нашла ссылки на презентацию, очень хотелось бы посмотреть...

30 October

И мне слайдов не хватило!

30 October

Похожие публикации