Методическая разработка урока русского языка "Виды языковых норм"

3
0
Материал опубликован 26 June

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Миасский геологоразведочный колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока
«Виды языковых норм»

Группа ПВ 1-1 Специальность 40.02.04 «Юриспруденция»




Разработчик:

Галиахметова Светлана Александровна,

преподаватель русского языка и

литературы

















Миасс, 2024

Пояснительная записка


Методическая разработка урока русского языка для специальности 40.02.04 «Юриспруденция» составлена на основе рабочей программы общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» и предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Тема «Языковые нормы современного литературного языка» в соответствии с календарно-тематическим планированием находится в 4 разделе «Особенности профессиональной коммуникации»


Тема: Виды языковых норм современного литературного языка.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений


Цели:

Образовательная: закрепление понятий: языковая норма, виды языковых норм литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические.


Развивающая: продолжить развитие речи обучащихся через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность); умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; продолжить формирование культуры речи студентов, обучающихся по специальности «Юрисруденция»


Воспитательная: воспитание бережного отношения к литературному языку, собеседнику и самому себе.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений


Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый


Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая

Время проведения: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут)

Место проведения: кабинет русского языка и литературы ГБПОУ «МГРК»

Средства обучения: раздаточный материал, презентации, интерактивная игра


Планируемые результаты:

Должны знать:

- понятие языковой нормы, виды норм литературного языка.

Уметь:

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие

трудности и стараться искать способы их преодоления;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Структура урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение целей и задач урока

Проверка домашнего задания

Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации

Домашнее задание

Подведение итогов урока
















Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Отметить присутствующих на уроке

Проверить готовность к уроку

Актуализация знаний:

Ответы на вопросы преподавателя: (слайд № 1. Презентация 1)

https://disk.yandex.ru/i/56GOfXnWpH8Jzw

Каждый урок мы начинаем с приветствия. Так и в жизни, мы встречаемся, здороваемся, спрашиваем: «Как дела?» И часто что слышим в ответ?

(Верно: «Хорошо». «Нормально»)

Нормально от слова норма.

А что такое норма? (слайд №2. Презентация 1)

Норма – это общепризнанное правило, порядок, образец…

Вот и в языке есть норма.

Попробуйте дать определение: что такое норма языка?

Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность  языковых средств, а также правила их отбора и использования.

Зачем нужна языковая норма?

Норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.


2.2 Просмотр фрагмента фильма «Доживем до понедельника (сцена, где учитель говорит « Не ложьте зеркало в парту….а они все равно ложат»

(Обсуждение: Какая норма нарушена учителем в фильме?)


Сообщение целей и задач урока (слайд № 3. Презентация 1)

Сегодня на уроке мы вспомним виды норм литературного языка, будем совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность).

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С.Лихачев)

Зачем вам, как будущим юристам, нужно знать нормы языка?

Безусловно, вы правы: правильную речь всегда приятно слушать. Но есть профессии, где специалист просто обязан владеть нормами языка.

Особое место в профессиональной деятельности юриста занимают язык и речь. Формулируя правовые нормы, юрист должен безупречно владеть нормами современного литературного языка.

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. Сегодня мы будем говорить о нормах русского языка, о нарушениях этих норм, будем учиться правильно говорить. В ходе работы вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Будем учиться бережно относиться к русскому языку.

4. Проверка домашнего задания (слайд № 4. Презентация 1)

4. 1. Опрос студентов

Дома я вас просила повторить виды норм языка и за что они отвечают.

Какие виды норм вы знаете?

Орфоэпические – нормы связаны со звуковой стороной речи, её произношением.

Орфографические- правильное написание слов.

Пунктуационные – регулируют постановку знаков препинания

Лексические – правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение норм приводит к искажению смысла высказывания.

Фразеологические регулируют употребление фразеологизмов в соответствии с их значением.

Словообразовательные требуют соблюдение правил образования новых слов

Грамматические связаны с соблюдением морфологических форм разных частей речи

Стилистические нормы регулируют соответствие речевых средств определенной ситуации, жанру, форме общения


4.2 Результаты тестирования (слайд № 5. Презентация 1)

Ещё 2 студента заранее провели небольшое тестирование. Владение нормами языка. (приложение 1)

Вам предложили выполнить несколько заданий на знание основных норм языка: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

(показана диаграмма на владение студентами в группе языковых норм)


5.Обобщение и систематизация знаний

Тема нашего урока для вас не нова, нормы языка вы изучали ещё в школе, но тестирование показывает, что в речи допускаете ещё ошибки.

Мы с вами поделились не 4 команды, посмотрим, какая команда владеет нормами языка лучше. ( Приложение 2)

Капитан команды определяет вид нормы и номер вопроса. Команда дает ответ на вопрос. Если ответ верный, команда получает 2 балла, если неверный право передается другим командам, которые могут тоже заработать балл за правильный ответ. Выигрывает та команда, которая набирает больше баллов.

(Интерактивная игра «Языковые нормы») (Презентация № 2)


https://disk.yandex.ru/i/dTTEJodwhODYGg

Все задания разбиты на 4 вида языковых норм:

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

(задания в приложении)

На доске фиксируются заработанные баллы командами.


Применение знаний и умений в новой ситуации (слайд № 6. Презентация 1)

6.1 Сообщение преподавателя о Постановлении Правительства


23 ноября 2006 г. вышло Постановление Правительства РФ №714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации». В нем был утвержден список грамматик, словарей и справочников, содержащий нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

6.2 Редактирование текста обвинительной речи

Задание: (слайд № 7. Презентация 1)

Вам, как будущим юристам, будет предложен текст обвинительной речи. В тексте нарушены нормы литературного языка.

Нужно найти в тексте нарушение норм языка, указать вид ошибки, исправить и во второй колонке написать отредактированное предложение.

Жюри, которое мы с вами заранее выбрали, проверит текст. Максимально за данное задание вы можете заработать 5 баллов, которые прибавятся к вашей команде.

(Приложение 3)

6.3 Интерактивная игра «Языковые нормы в современных песнях»

Пока жюри оценивает отредактированный вами текст, мы сыграем в интересную игру

Задание:

Все мы любим слушать современную музыку, но часто не замечаем, что в текстах современных песен нарушают нормы языка. Вам предлагается услышать ошибки в текстах песен и исправить их. (Презентация № 3)


https://disk.yandex.ru/i/Ln6Y6O1ruujVqQ

Домашнее задание

Составить орфоэпический словарь юриста. (не менее 15 слов). Подберите слова, часто используемые в речи юристами, в которых часто допускают ошибки в постановке ударения.


Подведение итогов

Итак, на экране вы видите отредактированный текст обвинительной речи.

Жюри подводит итоги, называет баллы каждой команды.

Объявляется команда, которая заняла 1, 2, 3, 4 место.

Я всех благодарю за работу на уроке.

Вы хорошо поработали. Я призываю вас любить русский язык, гордиться им и постоянно совершенствовать свою речь.

Завершить урок я хочу высказыванием о русском языке А.И Куприна:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».              












Технологическая карта занятия


Этапы

Дидактические

моменты уроков

Время

слайд

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент, сообщение темы

Готовность студентов к занятию

2 мин

Приветствие. Отмечает отсутствующих

Готовятся к уроку, садятся по группам, заранее разделены на 4 подгруппы

2

Актуализация знаний

Ответы на вопросы

5 мин

Презентация № 1

1 слайд

Задает вопросы:

А что такое норма?

Что такое языковая норма?

Зачем нужна языковая норма?

Просмотр фрагмента фильма «Доживем до понедельника

Какая норма нарушена в фильме?

Отвечают на заданные вопросы

3

Сообщение цели урока

Сообщение цели и задач

4 мин

2 слайд









Сообщение цели урока.

Цитата Д.С Лихачева

Вопрос:

А начать я хочу с вопроса: зачем вам нужно знать нормы языка?

Зачем это нужно вам, как будущим юристам?

Постановка задач урока



Осмысление целей урока





Ответы на вопросы

4

Проверка домашнего задания

Проверка устного домашнего задания

9 мин

3 слайд















Дома я вас просила повторить виды норм языка и за что они отвечают.

Воросы:

Какие виды норм вы знаете? За что они отвечают?

Ещё 2 студента заранее провели небольшое тестирование. Владение нормами языка.

Вам предложили выполнить несколько заданий на знание основных норм языка: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

Отвечают на вопросы, называют нормы языка и объясняют за что каждая норма отвечает.





Студенты подводят итоги тестирования, студентами построена диаграмма, показывающая владение нормами литературного языка.




5.

Обобщение и систематизация знаний

Задания на знания норм языка

Интерактивная

Презентация № 2

«Языковые нормы»

25 минут

Мы с вами поделились не 4 команды, посмотрим, какая команда владеет нормами языка лучше. ( по 6 вопросов каждой команде)

Капитан команды определяет вид нормы и номер вопроса. Команда дает ответ на вопрос. Если ответ верный, команда получает 2 балла, если неверный право передается другим командам, которые могут тоже заработать балл за правильный ответ. Выигрывает та команда, которая набирает больше баллов.

(Приложение 2)

Все задания разбиты на 4 вида языковых норм:

1.Орфоэпические нормы

2.Лексические нормы

3.Морфологические нормы

4.Синтаксические нормы

(задания в приложении)

На доске фиксируются заработанные баллы командами.

Студенты заранее садятся по командам, выбирают капитана команды. Капитан выбирает вид языковой нормы

Команды соревнуются, выполняя задания

6

Применение знаний в новой ситуации

Редактирования текста

обвинительной речи

Определение вида ошибки, редактирование предложений.


20 минут

Сообщение учителя о Постановлении Правительства РФ № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации».

Формулирует задание:

Нужно найти в тексте нарушение норм языка, указать вид ошибки, исправить и во второй колонке написать отредактированное предложение.

Максимально за данное задание вы можете заработать 5 баллов, которые прибавятся к вашей команде.

(Приложение 2)


Студенты получают карточку с заданием и записывают отредактированный текст обвинительной речи.




Жюри оценивает выполненное задание.

7

Применение знаний в новой ситуации

Музыкальная игра «Языковые нормы»

15 минут

Задание:

Все мы любим слушать современную музыку. Но часто не замечаем, что в текстах современных песен нарушают нормы языка. Вам предлагается услышать ошибки в текстах песен и исправить их.

Игра:

студенты прослушивают строчку из песни и называют ошибки

8

Домашнее задание

Орфоэпический словарь


3 минуты

Пока жюри оценивает ваше задание, мы с вами запишем домашнее задание.

Составить орфоэпический словарь юриста. (не менее 15 слов). Подберите слова, часто используемые в речи юристами, в которых часто допускают ошибки в постановке ударения.


Записывают домашнее задание

9

Подведение итогов

Итоги соревнования

7 минут

7 слайд

Итак, на экране вы видите отредактированный текст обвинительной речи.

Жюри подводит итоги, называет баллы каждой команды.

Объявляется команда, которая заняла 1, 2, 3, 4 место.

Учитель читает высказывание А. И Куприна


Читают отредактированные текст

Аплодируют друг другу



Приложение № 1

Уважаемые студенты, вам нужно выполнить задания на тему «Языковые нормы современного русского языка». Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Ваши искренние ответы важны для точности исследования.


Оцените знание норм языка:

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

избАлованный
принЯться
обеспЕчение
понЯвший
облегчИть

Ответ________________________________________________________
2. В приведенных ниже предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
2.История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
3.Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАНТОВ.
4.В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
5.Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.
ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В выделенных ниже словах допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ из школы
скучаем ПО ВАС
пушные ТОРГИ 
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
С ПЯТИСТАМИ братьями
Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________4.  Найдите ошибку в предложениях, запишите исправленный вариант.

1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
3) Когда я говорил о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
4) Жизненный путь героя тяжелый и трагичный. 
5) Большинство возражало против такой оценки его творчества. 
6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
7)  Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории.
8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10)   В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

Ответ: ____________________________________________________________________






ОБРАЗЕЦ

Оцените знание норм языка:

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

Ответ: избалОванный

2. В приведенных ниже предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
2.История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
3.Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАНТОВ.
4.В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
5.Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.
Ответ:

3. Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

5. Новый клуб – ГОРДОСТЬ поселка.
3. В выделенных ниже словах допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ из школы
скучаем ПО ВАС
пушные ТОРГИ 
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
С ПЯТИСТАМИ братьями
ответ:

По возвращенИИ из школы

С пяТЬЮстами братьями

4.  Найдите ошибку в предложениях, запишите исправленный вариант.

1) Согласно приказа субботник перенесли на апрель.
2) В торговом центре «Карнавале» сегодня распродажа.
3) Когда я говорил о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
4) Жизненный путь героя тяжелый и трагичный. 
5) Большинство возражало против такой оценки его творчества. 
6) Получив заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
7)  Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории.
8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющих за «Динамо».

9) Надо понимать, что насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10)   В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.

Ответ:

1)Согласно приказУ субботник перенесли на апрель.

2) В торговом центре «Карнавал» сегодня распродажа.

6) Когда мы получили заказное письмо, причины ошибки при оформлении документов стали понятны.
8) Я знаком с  ребятами из параллельного класса, болеющими за «Динамо».

9) Надо понимать, насколько важно всегда помнить о сохранении своего здоровья.

10)   В центре романа образ молодой любящей женщины, страдающей от неразделенной любви.



5. Исправьте речевую ошибку, исключив лишнее слово.

В пределах водной акватории велось исследование, запланированное еще в прошлом году.

Ответ: водной





















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Нормы литературного языка

Орфоэпические

Задание № 1

Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы языка.

Таможня начала свою работу.

Груз, поделенный на двоих, вдвое легче.

Подняв чемодан, положите его на транспортёр.

Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать.

Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя.

Проверка

ТамОжня уже началА свою работу.

Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче.

ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер.

ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать.

Железнодорожный состав прИбыл на станцию вОвремя

Задание № 2

В каком слове верно, выделена буква, обозначающая ударный звук?

кухОнный

докУмент

обОстришь

тОрты

Проверка

Правильный ответ: 4) тОрты

1) кУхонный

2) докумЕнт

3) обострИшь

Задание № 3

Прочитай, соблюдая правила орфоэпии

Проверка

Наша цель – углубить знания.

Призыв о помощи был услышан.

Процент успешно сдавших экзамен высок

Оценки высоки.

На покупку квартиры нужны средства.

Может, кто-нибудь одолжит?

Вчера сняла деньги со счета.

Фирма занимается оптовыми оставками

Груз следует опломбировать.

Проверка

Наша цель – углубИть знания.

ПризЫв о помощи был услышан.

ПроцЕнт успешно сдавших экзамен высок.

Оценки высокИ.

На покупку квартиры нужны срЕдства.

Может, кто-нибудь одолжИт?

Вчера снялА деньги со счёта.

Фирма занимается оптОвыми поставками.

Груз следует опломбировАть.

Задание № 4

В каком слове неверно, выделена буква, обозначающая ударный звук?

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый

Правильный ответ: 5) слИвовый (сок)

1) укрАла

2) клАла

3) звонИт

4) прИняли

Задание № 5

В каком слове неверно, выделена буква, обозначающая ударный звук?

свЕкла

повторИт

лекторОв

экспЕрт

профессорОв

Правильный ответ: лЕкторов

свЁкла

повторИт

экспЕрт

профессорОв

Задание № 6

В каком слове верно, выделена буква, обозначающая ударный звук?

бАловать

тортЫ

красивЕе

клАла

ичерпАв

Правильный ответ: клАла

баловАть

тОрты

красИвее

исчЕрпав



Лексические нормы

Задание № 1

Найдите и исправьте ошибки

Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

Успехами мы не блестим.

Задача, поставленная перед нами, достигнута.

Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками .

Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Проверка

Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

Успехами мы не блистаем.

Задача, поставленная перед нами, выполнена.

Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба .

Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

Задание 2

Найдите и исправьте ошибку

Мы испытываем летаргию по прошлому.

У моей сестры коричневые глаза.

Помещики жестко обращались со своими дворовыми.

Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

Он был мне подлинным другом.

Проверка

Мы испытываем ностальгию по прошлому.

У моей сестры карие глаза.

Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

Он был мне настоящим другом.

Задание 3

Найдите и исправьте ошибку

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

Проверка

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

Задание 4

Найдите предложение с ошибкой, исправьте пароним

Оказывать СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ врагу.

В новых ЖИЛЫХ кварталах вскоре зазвучит детский смех.

Это был крайне НЕУДАЧНЫЙ ход.

Какой-то мужчина, ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ, обаятельный, подал ей руку.

С трудом подавив в себе РАЗДРАЖЕНИЕ, девушка вошла в кабинет.

Проверка

Правильный ответ:

 Оказывать СОПРОТИВЛЕНИЕ врагу.

Задание 5

Найдите предложение с ошибкой, исправьте пароним

БОЛОТНЫЙ ил не является превосходным удобрением.

Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.

ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

Артистический по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей.

Учиться он не хотел, поэтому вырос НЕВЕЖДОЙ.

Задание 6

Найдите предложение с ошибкой, исправьте пароним

СЫТНЫЙ тетушкин суп понравился всем

Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.

На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад

Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что бублика аплодировала стоя.

В читальном зале хранятся ГОДОВЫЕ подшивки газет и журналов.

Проверка

Правильный ответ:

На краю города сохранился старый ЯБЛОНЕВЫЙ сад с раскидистыми деревьями.



Морфологические нормы

Задание 1

Прочитайте, употребляя числительные в нужной форме

На территории Эстонии около 430 рек.

Растительный и животный мир охраняется в 211 заповедниках

Из 580 вычесть 50.

Подъехал автобус с 60 пассажирами.

Проверка

На территории Эстонии около четырёхсот двадцати рек.

Растительный и животный мир охраняется в двухстах одиннадцати заповедниках.

Из восьмисот тридцати вычесть пятьдесят.

Подъехал автобус с шестьюдесятью пассажирами.

Задание 2

Найдите и исправьте ошибки

Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.

Возле его просвистела пуля.

Ихней радости не было предела.

С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.

У Любовь Андреевны Раневской нет никакого права...

Проверка

Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.

Возле него просвистела пуля.

Их радости не было предела.

С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.

У Любови Андреевны Раневской нет никакого права...

Задание 3

Найдите и исправьте ошибки

Окна закрыты прекрасной тюлью.

В московских автобусах работают кондуктора.

У него сейчас более худшее положение, чем раньше.

Книга с пятьсот тридцатью двумя страницами.

В классе двое мальчиков и двое девочек.

Проверка

Окна закрыты прекрасным тюлем.

В московских автобусах работают кондукторы.

У него сейчас более плохое положение, чем раньше.

Книга с пятьюстами тридцатью двумя страницами.

В классе двое мальчиков и две девочки.

Задание 4

Найдите ошибку и исправьте

Много ОБЛАКОВ
пара БОТИНОК

Хорошо ПРОПОАЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ к бабушке

С ДВУМЯСТАМИ бойцами

Проверка

Правильный ответ:

хорошо ПРОПОВЕДУЕТ

Задание 5

Найдите ошибку в форме слова и исправьте её

Пара ЯБЛОК

Несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЕЗЖАЙ быстрее

Около ПЯТИСТА километров

Несколько СОТЕН

Проверка

Правильный ответ:

около ПЯТИСОТ километров

Задание 6

Найдите ошибку в форме слова и исправьте её

ЛАЖУ по крышам

Часовые ПОЯСА

С СЕМЬЮСТАМИ метрами

РАЗОЖГЁТ костер

Несколько ГРАММОВ

Проверка

Правильный ответ:

РАЗОЖЖЁТ костёр

Форма «лажу» (по крышам) режет слух не только ученикам, но и многим носителям русского языка. Но эта форма часто встречается в заданиях ЕГЭ.

Форма «лазаю» разговорная, в заданиях верной быть не может.

Синтаксическая норма

Задание 1

Найдите и исправьте ошибки

Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернётся к праздникам.

Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф. Тютчевым в стихотворении «Весенних водах».

Проверка

Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.

Выбирая стиль одежды, подчеркиваешь индивидуальность.

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф. Тютчевым в стихотворении «Весенние воды».

Задание 2

Найдите и исправьте ошибки

Пока Сергей не нашёл там, где он мог ошибиться

По возвращению сына из армии мать постелила ему самую мягкую постель.

Используя краску «Снежок», ваш интерьер неповторимым.

Мы поинтересовались, что будет ли лекция.

Проверка

Пока Сергей не нашёл место, где он мог ошибиться

По возвращении сына из армии мать постелила ему самую мягкую постель.

Используя краску «Снежок», вы сделаете интерьер неповторимым.

Мы поинтересовались, будет ли лекция.

Задание 3

Найдите и исправьте ошибки

Чичиков говорил, что я давненько не брал в руки шашек.

Наш заведующий кафедры – человек строгий, требовательный, но справедливый.

Я не только люблю театр, но и кино.

Из газеты «Телегида» я узнал о телепередачах на эту неделю.

Проверка

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Наш заведующий кафедрой – человек строгий, требовательный, но справедливый.

Я люблю не только театр, но и кино.

Из газеты «Телегид» я узнал о телепередачах на эту неделю.

Задание 4

Определите вид грамматической ошибки

Создавая метеорический прогноз, учеными обрабатываются большой статический материал.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Проверка

Правильный ответ:

Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Задание 5

Соотнеси вид грамматической ошибки с примерами

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

А) Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б) Образовательных человек как хорошо знает литературу, так и историю.

В) Те, кто не смог осмотреть новый фильм, очень сожалеет об этом.

Проверка

Правильный ответ:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом

Задание 6

Соотнеси вид грамматической ошибки с примерами

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

А) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России

Б) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком берегу, отделявшей людей от города

В) Те, кто побывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

Проверка

Правильный ответ:

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшЕМ людей от города.





Приложение № 3

Карточка

Задание: найдите в тексте нарушение языковых норм языка. Укажите вид ошибки, исправьте, запишите отредактированное предложение.

Обвинительная речь

Вид ошибки

Отредактированное предложение

Обвинительная речь

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Перед вами человек, который совершил серьезное уголовное преступление.

В ходе судебного заседания я докажу виновность подсудимого.

Подсудимый ранее отбывал срок в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Уже находясь в местах лишения свободы, ему исполнилось 18 лет.

Подсудимый Петров Валентин Иванович обвиняется по статье 158 УКРФ, кража имущества у гражданина Сидорова. 

В ночь с 12 октября 2022 года Петров Валентин Иванович с неустановленным лицом (и неустановленное лицо) незаконно проник в жилое помещение гражданина Сидорова.

После этого они совершили кражу имущества, а именно – две золотые наградные медали за заслуги перед Отечеством и 5000 рублей.

Общая сумма имущества составила – 30000 руб.

Совершив кражу, подозреваемые скрылись из места происшествия.

В ходе расследования установили о причинах преступления.

Подсудимый Петров находился в дружественных (дружеских) отношениях с гражданином Сидоровым. Петров знал, где находится имущество.



Также при проведении экспертизы было установлены опечатки пальцев, принадлежащих подсудимому. Это, так сказать, указывает на вину подсудимого.

В подъезде подвешена камера наблюдения, на записи которой видно, как заходит и выходит человек. Лицо распознать невозможно, оно закрыто капюшоном. В доме подсудимого была изъята черная куртка с капюшоном.

В следствии было обнаружено, что Петров временно не работает. Это тоже, так сказать, мотив для совершения преступления.

Следовательно, из материалов дела следует, что Валентин Иванович Петров виновен.

В соответствии со статьей 158 частью 3 прошу назначить для подсудимого наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей с ограничением свободы на срок до полутора лет. У меня всё, ваша честь! 

















Карточка

Задание: найдите в тексте нарушение языковых норм языка. Укажите вид ошибки, исправьте, запишите отредактированное предложение.

Образец

Обвинительная речь

Нарушение языковых норм

Обвинительная речь

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Перед вами человек, который совершил серьезное уголовное преступление.

В ходе судебного заседания я докажу виновность подсудимого.

Подсудимый ранее отбывал срок в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Уже находясь в местах лишения свободы, ему исполнилось 18 лет.





Подсудимый Петров Валентин Иванович обвиняется по статье 158 УКРФ, кража имущества у гражданина Сидорова. 

В ночь с 12 октября 2022 года Петров Валентин Иванович с неустановленным лицом незаконно проник в жилое помещение гражданина Сидорова.



После этого они совершили кражу имущества, а именно – две золотые наградные медали за заслуги перед Отечеством и 5000 рублей.

Общая сумма имущества составила – 30000 руб.

Совершив кражу, подозреваемые скрылись из места происшествия.





В ходе расследования установили о причинах преступления.





Подсудимый Петров находился в дружественных (дружеских) отношениях с гражданином Сидоровым. Петров знал, где находится имущество.



Также при проведении экспертизы было установлены опечатки пальцев, принадлежащих подсудимому. Это, так сказать, указывает на вину подсудимого.







В подъезде подвешена камера наблюдения, на записи которой видно, как заходит и выходит человек. Лицо распознать невозможно, оно закрыто капюшоном. В доме подсудимого была изъята черная куртка с капюшоном.







В следствии было обнаружено, что Петров временно не работает. Это тоже, так сказать, мотив для совершения преступления.



Следовательно, из материалов дела следует, что Валентин Иванович Петров виновен.

В соответствии со статьей 158 частью 3 прошу назначить для подсудимого наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей с ограничением свободы на срок до полутора лет. У меня всё, ваша честь! 














Ему исполнилось 18 лет, когда он отбывал срок в воспитательной колонии. (синтаксическая ошибка, неправильно употреблен деепричастный оборот)





В ночь с 12 октября 2022 года Петров Валентин Иванович и неустановленное лицо незаконно проникли в жилое помещение гражданина Сидорова. (речевая ошибка)







Совершив кражу, подозреваемые скрылись с места происшествия. (грамматическая ошибка, неправильное употребление предлога)

В ходе расследования установлены причины преступления. (грамматическая ошибка. Нарушена норма управления)

Подсудимый Петров находился в дружеских отношениях с гражданином Сидоровым. (лексическая ошибка, смешение паронимов)

Также при проведении экспертизы было установлены отпечатки пальцев, принадлежащих подсудимому. (лексическая, смешение паронимов, синтаксическая, неправильно употреблен причастный оборот)

В подъезде установлена камера наблюдения, на записи которой видно, как заходит и выходит человек.

( есть глагол повесить и взвешать) (речевая, неправильно употреблено слово, не понимают значения)

Это мотив для совершения преступления. (речевая, слова-паразиты)



Из материалов дела следует, что Валентин Иванович Петров виновен.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.