Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе» (5 класс)
Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе»
Тихонова Ирина Анатольевна,
учитель географии и биологии
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
г.Няндома Архангельской обл.
Цель: обобщение знаний обучающихся о весенних изменениях в природе.
Задачи:
- Обобщить знания обучающихся о признаках весенних изменений в природе;
- Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения;
- Углубить и расширить знания обучающихся о некоторых видах растений и животных;
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
- Развивать внимание, любознательность, речь.
Подготовительная работа:
- Выбрать место проведения экскурсии, спланировать маршрут экскурсии.
- Выбрать способ прибытия на место экскурсии.
- Провести беседу с обучающимися об охране природы, о правилах поведения в природе.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, о правилах поведения во время экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Место проведения экскурсии: экосистема смешанного леса на территории городского парка.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы и задачи урока.
- Урок я хочу начать строками из стихотворения М.Пляцковского:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
- Как вы думаете, о каком времени года говорит поэт?
- По каким признакам вы догадались, что речь идёт о весне?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в природе.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
-Я желаю всем нам весеннего настроения. И начинаем урок-экскурсию.
- Сегодня наша задача провести наблюдения за признаками весны, за весенними изменениями в жизни растений и животных.
- Предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. В этом вам помогут загадки.
- Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
- Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел...(апрель)
- Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май)
Наблюдения.
Наблюдения за объектами неживой природы:
- Какое небо?
- Какая температура воздуха?
- Как светит солнце?
- Как отличается погода сегодняшнего дня от погоды в день зимней экскурсии?
- Что произошло со снегом?
- Остался ли где-нибудь снег, где именно?
- Почему он там остался, изменился ли он по окраске (тающий снег грязный) и плотности по сравнению с зимой?
Физкультминутка «Похлопали – потопали»
Если я говорю правду, вы хлопаете, если нет – топаете.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Наблюдения за растениями:
- Обратите внимание, почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки.
- Посмотрите на деревья и кустарники. Они цветут, хотя листья еще не успели распуститься, даже снег еще не полностью растаял.
- Рано цветут ива, ольха, орешник, тополь.
- Обратите внимание на землю. Появилась зеленая трава, раннецветущее травянистое растение: мать-и-мачеха. Один из первых цветков весны - мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху - твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».
Самостоятельная работа
- Найти мать-и-мачеху.
- Определить, где она растет.
- Сухая или влажная здесь земля?
- Есть ли у растения в это время листья.
- Как растения освещаются солнцем?
- Рассмотри выкопанное растение
- Определить его части. Запиши их названия.
- Где находится запас питательных веществ?
Наблюдения за насекомыми:
- Каких насекомых заметили?
- Что они делают? Как ведут себя?
Наблюдения за птицами:
- Какие птицы прилетели, чем они заняты?
- Как вы можете помочь птицам весной?
- Чьё гнездо лучше?
Итог
- Как одним словом можно описать изменения в природе весной? Природа пробуждается.
Рефлексия
- Какое настроение дарит нам весна?