12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Ирина Анатольевна698
Россия, Архангельская обл., няндома

Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе»

Тихонова Ирина Анатольевна,

учитель географии и биологии

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

г.Няндома Архангельской обл.

Цель: обобщение знаний обучающихся о весенних изменениях в природе.

Задачи:

- Обобщить знания обучающихся о признаках весенних изменений в природе;

- Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения;

- Углубить и расширить знания обучающихся о некоторых видах растений и животных;

- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

- Развивать внимание, любознательность, речь.

Подготовительная работа:

- Выбрать место проведения экскурсии, спланировать маршрут экскурсии.

- Выбрать способ прибытия на место экскурсии.

- Провести беседу с обучающимися об охране природы, о правилах поведения в природе.

- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, о правилах поведения во время экскурсии, об одежде, о программном содержании.

- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Место проведения экскурсии: экосистема смешанного леса на территории городского парка.

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы и задачи урока.

- Урок я хочу начать строками из стихотворения М.Пляцковского:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

- Как вы думаете, о каком времени года говорит поэт?

- По каким признакам вы догадались, что речь идёт о весне?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в природе.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!

-Я желаю всем нам весеннего настроения. И начинаем урок-экскурсию.

- Сегодня наша задача провести наблюдения за признаками весны, за весенними изменениями в жизни растений и животных.

- Предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. В этом вам помогут загадки.

- Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (март)

- Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел...(апрель)

- Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (май)

Наблюдения.

Наблюдения за объектами неживой природы:

- Какое небо?

- Какая температура воздуха?

- Как светит солнце?

- Как отличается погода сегодняшнего дня от погоды в день зимней экскурсии?

- Что произошло со снегом?

- Остался ли где-нибудь снег, где именно?

- Почему он там остался, изменился ли он по окраске (тающий снег грязный) и плотности по сравнению с зимой?

Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Если я говорю правду, вы хлопаете, если нет – топаете.

Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

Внутри деревьев течет сок.

На нашем лесу много разных деревьев.

Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Наблюдения за растениями:

- Обратите внимание, почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки.

- Посмотрите на деревья и кустарники. Они цветут, хотя листья еще не успели распуститься, даже снег еще не полностью растаял.

- Рано цветут ива, ольха, орешник, тополь.

- Обратите внимание на землю. Появилась зеленая трава, раннецветущее травянистое растение: мать-и-мачеха. Один из первых цветков весны - мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху - твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».

Самостоятельная работа

- Найти мать-и-мачеху.

- Определить, где она растет.

- Сухая или влажная здесь земля?

- Есть ли у растения в это время листья.

- Как растения освещаются солнцем?

- Рассмотри выкопанное растение

- Определить его части. Запиши их названия.

- Где находится запас питательных веществ?

Наблюдения за насекомыми:

- Каких насекомых заметили?

- Что они делают? Как ведут себя?

Наблюдения за птицами:

- Какие птицы прилетели, чем они заняты?

- Как вы можете помочь птицам весной?

- Чьё гнездо лучше?

Итог

- Как одним словом можно описать изменения в природе весной? Природа пробуждается.

Рефлексия

- Какое настроение дарит нам весна?




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.