12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яблочкина Марина Ивановна594
Награждена нагрудным знаком "Почетный работник воспитания и просвещения РФ" (2021г.). Победитель конкурса на присуждение премий Губернатора Иркутской области «Лучший учитель» (2020г.). Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ (2013г.).
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Город Ангарск Иркутская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"
















Методическая разработка виртуальной экскурсии по географии

«Уникальные кладовые Сибири»

для обучающихся 8-9 классов











Автор:

Яблочкина Марина Ивановна,

учитель географии,

МБОУ «СОШ №6»,

высшей квалификационной категории











г. Ангарск


Аннотация


В данной методической разработке рассмотрены и представлены вопросы, связанные с проведением занятий по географии «Уникальные кладовые Сибири» в форме виртуальной экскурсии для 8-9 классов. Методическая разработка создана в помощь учителям географии, краеведения, экологии при проведении как урочных, так и внеурочных занятий, связанных с изучением недр и систематизации знаний о полезных ископаемых России и своего края. Кроме этого методическая разработка направлена на деятельность школьников, которые интересуются изучением геологии и недрами Земли. Таким образом, экскурсия выступает в роли мотиватора к выбору учениками будущей профессии.

Методическая разработка «Уникальные кладовые Сибири» содержит:

1. Теоретические задания, которые включают вопросы теоретического курса, выполнять которые необходимо с использованием Интернет-ресурсов, учебной и дополнительной литературы, картографического материала.

2. Практические задания. Поиск, описание и выполнение практических заданий, заполнение предложенных таблиц, оформление маршрутного листа по станциям, на основе полученных знаний.

3. Оформление презентаций по выбранной станции.

4. Отчета и выступление о проделанной работе.

5. Рефлексия.

Занятия «Уникальные кладовые Сибири» целесообразно строить на основе обсуждения проблем, выдвижения гипотез, организации учебных исследований, дискуссии: «Выскажите свою точку зрения…», «Как вы считаете…?», «Оцените ситуацию…», «Что будет, если…?».

При выпуске данной методической разработки в основу положены реальные задания, из опыта учителя МБОУ «СОШ №6» города Ангарска, Иркутской области. Настоящие рекомендации по проведению виртуальной экскурсии могут быть использованы при проведении уроков и дополнительных занятий по географии, географии Иркутской области, экологии, при проведении мероприятий в рамках «Дня Земли» (ежегодно отмечается в апреле).

Автор методической разработки «Уникальные кладовые Сибири»: Яблочкина Марина Ивановна, учитель географии МБОУ «СОШ №6», высшей квалификационной категории.





















Введение

Методическая разработка «Уникальные кладовые Сибири» является продолжением в изучении и систематизации информации о полезных ископаемых России на примере своего края. Данное мероприятие построено в форме виртуальной экскурсии, которая направляет обучающихся на поиск ответов на вопросы, нахождению дополнительной и интересной информации. Экскурсия проводится в рамках декады «Дня Земли» (апрель). Актуальность данной методической разработки подкрепляется тем, что убран региональный компонент (география Иркутской области) по ФГОС.

Одними из эффективных форм интеграции в школе - является интегрированное занятие. Межпредметная интеграция - это один из важнейших акцентов современного обучения в школе, который позволяет составить целостную картину мира обучающегося, кроме этого способствует повышению мотивации к обучению, формирует познавательный интерес, углубляет представление о предмете. Данная методическая разработка направлена на всестороннее развитие обучающихся через связь с различными образовательными областями: естественнонаучными (география, геология, биология) и политехническими (информатика).

В ходе данной экскурсии не только развивается познавательный интерес к предмету и воспитывается бережное отношение к окружающей среде, но и создается положительная мотивация к выбору будущей профессии.

Оборудование для проведения виртуальной экскурсии.

Материально-технические: кабинет информатики с доступом в глобальную сеть Интернет (от 10Мбит/с);

Информационные ресурсы: платформа для создания виртуальной экскурсии AutoPlay Menu Builder 8.0, электронные географические карты (физическая, тектоническая, геологическая), маршрутные листы поисковых групп, таблица «свойства горных пород», гиперссылки (видеоматериалы, сайты музеев, статей).

Для обучающихся: тетрадь (блокнот) для записи, ручка и карандаши, желательно атлас России (8 класс, любое издание), атлас ГИО.


Цель: углубление и закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых и тектоническом строении России на примере своего края, создания положительной мотивации к выбору будущей профессии.

Задачи:

вовлечение школьников в активную практическую деятельность по изучению минеральных ресурсов своего края;

формирование познавательной, творческой активности у обучающихся к окружающему миру, экологическим проблемам и путям их решения;

развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании навыков исследования природы;

совершенствование умения работать с различными источниками информации, в том числе с картографическим материалом, с компьютерными платформами и редакторами;

совершенствование исследовательских и личностных компетенций для получения конкурентоспособного профессионального образования;

развитие коммуникативных навыков по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Целевая аудитория: 8-9 классы (в том числе и для детей с ОВЗ)

Научная новизна состоит в том, что теоретически обоснована и практически доказана необходимость и возможность использования виртуальной экскурсии для повышения качества знаний, уровня сформированности практических умений учащихся и развития интереса к предметам естественнонаучного цикла в целях их профессиональной самоориентации;

Экскурсия – один из способов конкретного и предметного изучения, которому во все времена придавали большое значение, она расширяет кругозор знаний родного края! Виртуальная экскурсия выбрана неслучайно, так как многие виды полезных ископаемых находятся в малоосвоенных и труднодоступных районах, поэтому эта форма занятия позволяет получить информацию о полезных ископаемых своего края в интересной и познавательной форме. Кроме этого в условиях пандемии, когда возможность проводить внеурочные мероприятия становится сложным, данная разработка является особо актуальной (см. Приложение 1).

Методическая составляющая разработки основывается на двух подходах:

Изменение количественных характеристик содержания, которые включают стратегию ускорения и стратегию интенсификации.

Изменение качественных характеристик содержания, которые включают стратегию обогащения, углубленное обучение, исследовательское, проблемное и междисциплинарное обучение.

Принципы:

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности;

доступности изложения;

сознательности и активности учащихся в обучении;

краеведения;

научности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные и групповые.

Формы организации учебного занятия: виртуальная экскурсия.

Оптимально выбранные средства и формы системно-деятельностного подхода развивают познавательно-мотивирующий потенциал, что требует ФГОС (см.Приложение 2).

Планируемые результаты обучения

Предметные: получение знаний о тектонических структурах, рельефе, полезных ископаемых России на примере своего края и об особенностях их размещения; выявления экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых; развитие картографических умений (география); освоение эффективных приёмов поиска и хранения информации в информационной среде; приобретение навыка формирования и организации собственного информационного пространства (информатика).

Метапредметные: формирование умений:

1) работать индивидуально и в группе;

2) принимать участие в обсуждении выступлений сверстников;

3) анализировать и систематизировать информацию и заполнять таблицы;

4) подготавливать материалы (аналитическую справку, сообщение или доклад, и т. д.) о полезных ископаемых и проблемах их рационального использования;

Личностные: развитие умений самостоятельного поиска информации в книгах, Интернете и на различных тематических картах. Понимание значимости сохранения невозобновимых природных ресурсов и бережному отношению к ним.

Этапы занятия (Приложение 3):

Эмоционально-установочный: ученикам предлагается проблемно-игровая ситуация, вступление в межличностный контакт для решения практических задач;

Пропедевтический (подготовительный): создание условий для успешного включения в деятельность, проблемная ситуация, подготовка к деятельности и выбор способов еѐ реализации (мотивационная, интеллектуальная);

Деятельностный: методы и приемы взаимодействия – исследование, проект, экскурсия, практическая работа;

Эмоционально-рефлексивный (оценочный): защита полученных результатов. Комментирование. Презентация результатов групповой творческой деятельности, критериальное оценивание: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Ход проведения виртуальной экскурсии

Проводится инструктаж по техники безопасности.

1. Учитель знакомит с мероприятием, которое ежегодно проводится в рамках декады «День Земли». Призывая побудить школьников быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде нашей планеты. Напоминается о том, что в «День Земли» учёные со всего мира собираются и обсуждают те или иные экологические проблемы, которые, безусловно, необходимо решать. Одна из актуальных проблем современного мира связана с добычей и переработкой полезных ископаемых.

2. Недра Иркутской области содержат богатейшие природные ресурсы. По разнообразию и запасам полезных ископаемых область занимает одно из первых мест в стране. На её территории выявлены и разведаны более 700 месторождений. Есть среди этого многообразия и уникальные месторождения полудрагоценных и поделочных камней их ребята можете увидеть в Ангарском музее минералов. Предлагаю изучить эти чудо камни Сибири, используя Интернет ресурсы.

3. Обучающиеся делятся на четыре группы (по количеству станций) по 4-6 человек, каждая группа получает задание по описанию минерала и отправляются по маршруту, где добывается данный минерал (см. Приложение 1).

4. В ходе изучения заполняется маршрутный лист и таблица свойств горных пород, на основе изучения физической, тектонической и геологической карт, а также информационной системы Google Earth. Готовится отчет (презентация), в котором особое внимание уделяется экологическим проблемам и путям их решения (см. Приложение 4).

5. Подведение итогов, выступление с опорой на задания в маршрутном листе и обсуждение современного экологического состояния изученных месторождений. Для закрепления приготовлены блиц – вопросы.

6. Рефлексия. Предлагается участникам оценить свою деятельность

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь себя похвалить?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…


Список литературы:

Алексеев А. И., Николина В. В., Лишкина Е.К., География. 8 класс. Учебник. ФГОС. – М: Просвещение, 2019.

Бояркин В. М. География Иркутской области.- Иркутск: Восточно-Сибирская компания, 2017.

Бранд Л. Чары камней. - СПб.: Наука и Техника, 2007.

География. Атлас. 8-9 класс. УМК Полярная звезда Матвеев А.В.,2017.

Атлас Иркутск и Иркутская область.- Издательство: ВостСибАГП,2019.

Григорьев В.М., Немков Г.И. Учителю географии о геологии и минеральных ресурсах СССР. - М.: Просвещение,1984.

http://encyclopedia-stones.ru/ - энциклопедия драгоценных и поделочных камней

https://bigenc.ru/geology/text/2630634 - большая российская энциклопедия

https://abc-jewels.ru/entsiklopediya.php - энциклопедия драгоценных камней





Приложение 1


Форма организации занятия - виртуальная экскурсия


t1679155107aa.png



t1679155107ab.png




Приложение 2

Реализация системно - деятельностного подхода


t1679155107ac.png



t1679155107ad.png




Приложение 3

Этапы занятия «Уникальные кладовые Сибири»


t1679155107ae.pngt1679155107af.png


t1679155107ag.png


t1679155107ah.png



Приложение 4


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Используя физическую, тектоническую и геологическую карту, информационную систему Google Earth, а также полученную информацию в ходе экскурсии, заполните маршрутный лист.

станции

Географическое положение

Форма рельефа

Тектоническая структура

Геологический возраст

Уникальность камня

1








2








3








4








Экологические проблемы и пути их решения:






Свойства горных пород и минералов


Название

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Особые свойства

чароит






аметист






гагат






нефрит






лазурит









Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Панов Егор Игоревич, 18.03.23 в 19:14 2Ответить Пожаловаться
Интересная и познавательная экскурсия! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.