Внеклассное мероприятие в форме игры-соревнования «Любите физику, друзья!»
БПОУ РК «ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший сценарий внеклассного мероприятия «Наука – это интересно!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
игра-соревнование «Любите физику, друзья!»
подготовила:
преподаватель физики
Покидова Л.Г.
г.Элиста, 2021 г
Пояснительная записка
Развитие научной мысли теснейшим образом связано с развитием культуры, частью которой она является, и со всей жизнью общества в целом. Наука, являясь с одной стороны, функцией общественного развития, с другой стороны представляет одной из самых мощных сил, которые это развитие направляют и определяют. Процесс познания природы никогда не протекал и не мог протекать гладко, поступательно и планомерно. В его развитии были бурные взлёты, чередующиеся с периодами затишья. Человеческое общество очень долго не уделяло необходимого внимания не только материальной, идеологической и моральной поддержке научных исследований, но и важнейшей проблеме преумножению научных богатств, обеспечения их преемственности, поддержке научных школ и традиций.
В наше время современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана за рубежом. Поэтому не случайно Президент России В.В.Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий. Одна из задач Года – рассказать населению страны о том, какими достижениями и учеными может гордиться наша страна.1
Внеклассное мероприятие «Любите физику, друзья!» составлено с учетом возрастных особенностей обучающихся, поэтому теоретическая часть дается в виде выступления, а практическая – в виде игровой, соревновательной программы. В итоге студенты получают и проверяют свои знания о физике в интересной и занимательной форме, а также получают положительный эмоциональный заряд. Большой и разнообразный материал физики может быть осознанно усвоен лишь тогда, когда обучение происходит при оживлённом участии самих студентов, когда у них развиты навыки самостоятельной работы. Только при этих условиях мы можем воспитать инициативных, умелых, творческих, энергичных людей.
Цель: в интересной игровой форме повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла.
Задачи:
познакомить студентов с учеными физиками Калмыкии;
продолжить развивать и закреплять навыки постановки экспериментов;
развивать познавательный интерес, логическое мышление, расширять кругозор;
воспитывать информационную культуру;
учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
Оборудование:
компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном и лицензионным программным обеспечением;
компьютерная презентация;
фонограммы песен;
видеозапись из YouTube, в которой демонстрируется эксперимент с МКС.2
Формы и методы реализации:
Внеклассное мероприятие «Любите физику, друзья!» рекомендуется проводить в форме викторины в тематически оформленном классе. Данное мероприятие выдержано в документально-поэтической композиции в сочетании с игрой-соревнованием, ведущими которой становятся как преподаватель, так и обучающиеся. Игровой метод помогает обучающимся конкурировать, моделировать; позволяет обучающимся на высоком эмоциональном уровне провести данное мероприятие. Игра-соревнование дополняется заранее подготовленными индивидуальными выступлениями – сообщениями и музыкальными номерами в исполнении обучающихся. Для этого мероприятия подготовлена электронная презентация, которая включает в себя иллюстративные материалы: фотоматериалы, репродукции, музыкальные произведения, что в целом помогает созданию зрительного образа.
Ожидаемые результаты:
Формирование познавательного интереса к физике. Формирование нравственных качеств – патриотизма, любви к родному краю, Родине, приобщение к традициям и богатейшей научной культуре страны.
Расширение кругозора, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Предполагается, что в результате данного мероприятия, обучающихся узнают много нового о физике, получают навыки работы с научной литературой, интернетом, навыки публичного выступления. Данное внеклассное мероприятие будет способствовать самоутверждению обучающихся, его работа будет содействовать самореализации каждого обучающегося.
Правила игры:
В игре-соревновании принимают участие 3 команды в составе 4-5 обучающихся из групп разных специальностей. Задача команд – выполнять задания конкурсов и заработать как можно большее число очков. Игрой руководят ведущие – обучающиеся старших курсов. Членами жюри могут быть как педагоги колледжа, так и подготовленные заранее старшекурсники. Время длительности каждого конкурса определяется перед началом каждого конкурса. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды. В случае неверного ответа вторая команда имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Победителем игры объявляется та команда, которая по итогам набрала наибольшую сумму очков.
Ход внеклассного мероприятия:
Вступительное слово преподавателя.
Учёные физики Калмыкии.
Игра-соревнование.
Конкурс № 1. Представление команд «Зелёные учёные» (домашнее задание «Наука – это интересно!)
Конкурс № 2. Литературный.
Конкурс № 3. Поиск информации в Интернете.
Конкурс № 4. Конкурс капитанов.
Конкурс № 5. Повтори опыт и ответь на вопросы.
Игра со зрителями.
Итоги игры.
Приложения:
Электронная презентация
Таблицы для членов жюри
Содержательная часть
Преподаватель слайд 1:
Добрый день, дорогие друзья! Наше внеклассное мероприятие называется «Любите физику, друзья!» и посвящено оно Дню российской науки, который был учреждён указом президента России Б. Н. Ельцина 7 июня 1999 года [12]. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет), учреждённых по повелению императора Петра I указом правительствующего сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года.
Сегодня мы поговорим о моих учителях, которых я встретила в стенах калмыцкого университета, научивших меня думать, понимать и чувствовать физику. Кандидаты физико-математических наук, доценты и профессора Калмыцкого государственного университета сыграли очень важную роль в моей жизни, задали вектор развития, вдохновили на выбор профессии «учитель» и привили такие ценности, как упорство, трудолюбие, уважение к себе и окружающим, решительность и ответственность.
Во второй части пройдёт игра-соревнование, где мы попробуем поэкспериментировать, найдем ответы на вопросы, познаем жажду удивительных открытий в естественных науках, литературе и многих других сферах.
Мы начинаем.
Звучит песня 3
Без науки не прожить в двадцать первом веке.
Стоит ею дорожить, как учили греки.
Чтоб открытья совершать, надо быть ученым,
Той наукой навсегда очень увлеченным.
Припев:
Знанья – сила, а незнанье – слабость.
Колледж ждёт, там учеба в радость.
Там открытья, там азы наук.
Это наше будущее, друг.
О науке с детских лет думал Ломоносов.
Этот гений осветил множество вопросов.
Он историк и поэт, физик и геолог,
И художник, и эстет, химик и филолог.
Припев.
Сделать сказку былью в жизни может каждый,
Если к знаниям всерьез не проходит жажда.
Если думать и решать сложные задачи,
То ученым сможешь стать. Милый друг, удачи!
Припев.
Ведущий 1 слайд 2:
Шаповалов Владимир Николаевич – кандидат физико-математических наук, доцент. Преподаёт в Калмыцком государственном университете на Факультете математики, физики и информационных технологий: Кафедра теоретической физики. Профессиональные приоритеты в области математической физики, симметрийных свойств уравнений.
Ведущий 2:
Им систематически изучаются симметрийные свойства основных уравнений движения релятивистской и нерелятивистской квантовой физики, описывается как классическая симметрия этих уравнений, так и новые операторы симметрии и интегралы движения. Исследуются релятивистские и галилеевские инвариантные уравнения движения частицы произвольного спина во внешнем электромагнитном поле, получены точные решения ряда задач о движении таких частиц в полях специальных конфигураций.
Ведущий 1 слайд 3:
Батырев Александр Сергеевич – кандидат физико-математических наук, доцент. Преподаёт в Калмыцком государственном университете на Факультете математики, физики и информационных технологий: Кафедра теоретической физики. Научные приоритеты в области оптической и фотоэлектрической спектроскопии полупроводников, включая экситонную спектроскопию поверхности и приповерхностного слоя полупроводника. Создал в КалмГУ учебно-научную лабораторию по исследованию оптических и фотоэлектрических свойств полупроводниковых материалов.
Ведущий 2:
Александр Сергеевич имеет более 100 научных публикаций, в том числе свыше 30 статей в ведущих отечественных и зарубежных научных журналах (Письма в ЖЭТФ, Физика твердого тела, Phys Stat Sol, Поверхность, Физика и техника полупроводников, Журнал прикладной спектроскопии, Оптика и спектроскопия, Журнал технической физики, Вестник СПбГУ (серия «Физика»)).
Полученные результаты имеют важное значение для понимания механизмов формирования в полупроводниках несобственных переходных экситонных слоев и учета их в теории экситонов. Они являются существенным развитием экситонной спектроскопии полупроводников – нового раздела кристаллооптики, обладающего большими прикладными возможностями.
Ведущий 1 слайд 4:
Михаляев Бадма Борисович – кандидат физико-математических наук, доцент. Преподаёт в Калмыцком государственном университете на Факультете математики, физики и информационных технологий: Кафедра теоретической физики, заведующий кафедрой. Область научных интересов: математическая физика, магнитная гидродинамика, астрофизика, физика Солнца, компьютерное моделирование в физике.
Ведущий 2:
Ученая степень кандидата физико-математических наук присвоена за диссертационное исследование по теме «Симметрии и точные решения некоторых уравнений механики сплошных сред» (1990 г.). Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по теме «Теоретические исследования колебаний корональных магнитных петель» (2006 г.).
В Калмыцком госуниверситете работает с 1977 г. Занимал должности ассистента кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений, старшего преподавателя и доцента кафедры теоретической и экспериментальной физики, директора Естественно-математического института. В настоящее время – профессор, заведующий кафедрой теоретической физики.
Удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2015 г.).
Ведущий 1 слайд 5:
Соловьев Александр Анатольевич – известный астрофизик, доктор физико-математических наук, профессор, поэт, переводчик, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, заведующий лабораторией физики Солнца Пулковской астрономической обсерватории, член Союза российских писателей.
Область его научных интересов: теоретическая физика, физика Солнца (солнечная магнитогидродинамика, моделирование солнечных пятен, волокон, выбросов и вспышек), методология научного естествознания, педагогика.
Сочетая поэтическую деятельность с преподавательской работой, А. Соловьев в 1998 году написал в стихах уникальное учебное пособие по концепциям современного естествознания («Примеры, поученья, назидания из опыта творцов естествознанья»).
Ведущий 2:
Стихи А. Соловьева отличаются проникновенной лиричностью, глубиной философской мысли и отточенностью формы. Он – автор пяти венков сонетов, объединенных в «Корону венков», а также многих десятков поэтических подборок, опубликованных в центральной российской прессе, на Урале, в Башкирии, и, главным образом, в Калмыкии.
Особенно многогранна и плодотворна переводческая деятельность Александра Соловьева. Он на высоком литературном уровне перевел стихи и поэмы народных поэтов Калмыкии Д. Н. Кугультинова. С. К. Каляева, Л. О. Инджиева, Е. А. Буджалова, В. Д Нурова. А Соловьев перевел многие произведения поэта Э. Эльдышева.
Звучит фоновая музыка и слайд 6.
Чтец 1:
Теоретик (Соловьев А.А.)
Я – теоретик. Верую в модели,
В игру и блеск раскованных идей,
Я верую в любимых мной людей –
Ряды их так обидно поредели!
Я знаю уйму разных теорем,
Украшенных витийством доказательств,
Я знаю цену дружеских приятельств
И логику расчётливых измен...
Я понимаю: мир суров... И труден
В нём каждый шаг, направленный вперёд,
В нём черепашья перевалка буден
Надёжнее, чем птичий перелёт!..
Но... надоело жить по-черепашьи
И клясть судьбу за неразвитье крыл!..
И я – лечу!.. – как шар с Пизанской башни,
Что Галилею истину открыл!..
Я – теоретик. Рассчитать орбиту –
Нетрудная задача, если знать,
Куда лететь и где упасть, разбиту,
И как в полёте с миром связь держать...
Преподаватель слайд 7:
Часто говорят, что образование – это фундамент, на котором строится прогресс страны. Задача учителя – помочь раскрыть таланты и потенциал обучающихся, что очень влияет на дальнейшее развитие человека. Вы готовы на самостоятельный поиск нового и неизведанного? Вы готовы стереть границы и разрушить барьеры? Вы готовы на поиск ответов на вопросы? Вы готовы сделать первый шаг навстречу физике?..
Ведущий 1:
Да, мы готовы! Мы начинаем нашу игру «Любите физику, друзья!»
Ведущий 2 слайд 8:
А оценивать наши команды будут уважаемые члены жюри.
Объявляются имена членов жюри.
Ведущий 1:
Мы начинаем нашу игру. И первым конкурсом будет представление команд. «Зелёные учёные», занять свои места!
Ведущий 2:
Командиры, представьте свои команды!
Выполнение первого задания включает в себя представление команд (название команд, девиз, эмблема) и презентации домашнего задания «Наука – это интересно! (в виде КВН на 5 минут)
Ведущий 1 слайд 9:
Вот мы и познакомились с «зелёными учёными»! А теперь пришло выяснить их профессиональный вес, качества и навыки, присущие настоящим учёным.
Ведущий 2:
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно. Ученые должны уметь донести суть своей работы до широкой публики.
Ведущий 1:
Умение общаться и поддерживать социальные связи помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время – часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Чтец 2:
(Л. Мартынова)
Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.
Любят слушать звёздные хоры
Физики – смешные человеки.
Микро- , макро- и т. д. миры
Поселились в душах их навеки
В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.
Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.
Ведущий 2:
Как Вы уже догадались, впереди Вас ждёт «литературный» конкурс, который будет хорошей тренировкой ораторских навыков «зелёных учёных».
Ведущий 1:
Командиры команд выбирают закрытые конверты с литературными призывами к изучению физики и через три минуты команда должна продекламировать эти стихотворения. Творчество приветствуется.
1 Д. Кочкина Физику знай – всегда пригодится, Люди изучали, надо научиться. Кто такой Джеймс, не Бонд, а Максвелл, Что он открыл? Был нем? Много веществ, физических тел, Вода от водорода отличается чем. Знаешь молекулы, атомы знай, В физике частицы веществ изучай. Знай единицы в системе СИ, Много читай, немало учи! Сила упругости, тяжести, вес – Знанья на голову не свалятся с небес. Если ты знаешь как скорость искать, Время и путь надо узнать. Формулы выведи сам, Из того, что изучено очень давно. В физике много узнаешь ты тем, Задачи решишь без всяких проблем. Но, если ты просто с доски все списал, Сам не понял, сам не решал, Знания золото ты не найдешь, Если не учишь, то не поймешь! | 4 Н. П. Тихомиров Мир физических явлений Необъятен и могуч: Тут картины звёзд скоплений, Водопады с горных круч, Океанские приливы, Рябь от ветра на воде, Колебанья веток сливы, Пузырьки в сковороде, Солнца тёплое дыханье, Жар подземного огня, Лёгкой бабочки порханье, Неизбежность смены дня, Поворот магнитной стрелки, Расщепление ядра, След летающей тарелки, Звук упавшего ведра, Вид полярного сиянья И небес голубизна, Тайны нашего сознанья, Факты памяти и сна. Каждый быстро и беспечно Назовёт примеров тьму, Но плодить их бесконечно, Прямо скажем, ни к чему. Варианты всех явлений Здесь, увы, не перечесть. Для начала обсуждений Хватит нам того, что есть. Цель у физики прекрасна – Мир научно объяснить, И работа не напрасна: Крепко свита знаний нить. Правда, мне один философ Говорил, что знанье – шар В окружении вопросов, Как во тьме ночной пожар. У кого объём познаний, Мягко скажем, невелик, У того соприкасаний С неизвестным – тоже пшик. Ну а если знаний куча, В кулаке её не сжать, В голове вопросов туча И потребность их решать. Без причины нет событий В нашем лучшем из миров: Нет вопросов, – нет открытий; Вывод точен и суров. Тот, кто хочет быть умнее, Знаменитее других, Должен двигаться быстрее К неизвестному для них. Согласимся, нет ли, с этим Утверждением спеца, Мысль наглядней вряд ли встретим У учёного жреца. Видим мы, явлений много, Фактов – более того. Где же к истине дорога, Начинать поход с чего? За столетия наукой Много троп пробито в тьму, И немыслимо со скукой Повторять всё самому. Есть для этого учитель, Есть учебник, школа, ВУЗ, Но поход в наук обитель Может вылиться в конфуз. Если нет своих стараний Да ничтожен интерес, Не найдёшь в обрывках знаний Даже что такое вес. |
2 Марк Львовский Кто мир пытается познать В моей душе раздался крик: «Наш мир огромен, многолик, Неизмерим, неисчерпаем, Когда так много мы не знаем!» Кто мир пытается познать, Умом постигнуть, описать, Или в стихах его воспеть, Не хватит жизни, чтоб успеть! Один, казалось, преуспел, И даже свой достиг предел, Но я б собой хотел остаться, Не уставая, удивляться! | |
3 Марк Львовский Любите физику, друзья, Без космоса никак нельзя, Без света не прожить и дня, Как в древнем мире без огня. Учёный сильно удивлён, В магнитном поле электрон, И лазер – квантовый прибор, Идей талантливых простор. Машина или самолёт, Большой корабль колет лёд, И атом служит нам сейчас, Всё это физика для нас! Без физики не только свет, Компьютер или Интернет, Мы не могли бы получить, Давайте физику учить! |
Ведущий 2 слайд 10:
Спасибо командам за литературные чтения и ораторское мастерство! А мы объявляем новый конкурс «Поиск информации в Интернете».
Ведущий 1:
Уинстон Черчилль – британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из самых выдающихся британцев в истории говорил, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром».
Ведущий 2:
А Билл Гейтс – основатель компании «Майкрософт» заявил: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете».
Ведущий 1:
Каждый член команды, получив и прочитав четверостишие о неком учёном физике, должен найти в интернете следующую информацию о нём: ФИО учёного, годы жизни, его главные научные достижения. Записать эту информацию на листочках и сдать членам жюри. Время выполнения задания 3 минуты.
Ведущий 2:
Шутливые и иронические стихотворения, обыгрывающие событие из жизни великого учёного, особенности его подхода к науке и жизни, его научные достижения написаны А.А..Соловьёвым.4
Нам понятен восторг Черенкова: Он, заметив свеченье в воде, Громко крикнул какое-то слово, Что потом не печатал нигде! | Вы не слышали про Мандельштама? Это физик такой – не поэт, Он любил формулировать прямо, Что без физики – лирики нет! |
Вавиловы… - трагический момент! Два брата, два естествоиспытателя: Один был академик – Президент, Другой – погиб под именем предателя!.. И все это – не в средние века, В двадцатый век науки и прогресса… Диктатора кровавая рука Неумолима, как железо прогресса… | Он собак приучал по звоночку Выделять ферменты, и сок, Направляя все опыты в точку, Где хозяйничать мог только Бог… В тайны мозга и нервной системы, Словно в ларчик закрытый он влез, Нет важнее для Павлова темы, Чем великий УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС! |
Не берите с Чижевского Саши Ни страховки, ни платы за риск: Его «люстры» - ионные чаши,- Факт науки, - не чижика писк! | Век прославил мечту Константина, Что в Калуге глухой проживал, Надоела земная рутина,- Он ко звездам лететь пожелал! |
Судьбоносен прорыв Королева, Что ракеты пускал в пустоту, Жаль, свободы заветное слово Не успел начертать на борту! | Курчатов долго атом укрощал, И бомбы все взрывались как положено, Не потому, что Берия стращал, А потому, что физика – надежная! |
Тамм и Сахаров поле магнита Завернули в устойчивый тор, Только плазма в магнитное сито Протекала, как лужа – во двор!.. | Боголюбов заумнее Фока? Или Фок его в чем-то сложней? Знать, такой стала наша эпоха – Чем ученее, тем мудреней! |
Вот блестящий пример Капицы: Он умел охлаждать вещества, И студентки – замерзшие птицы – Осыпались, как с дуба листва! | Прохоров и Басов получили В излученье лазерный эффект, Когерентным светом облучили Каждый незначительный дефект! |
Подражайте космистов примеру: Вернадский средь множества сфер Обнаружил разумную сферу И нашел ее точный размер! Он измерил объем своей шапки И, главою внедрившись туды, Оценил ноосферы остатки, Как торчащий клочок бороды! | К дуракам беспощаден Ландау, Теорминимум – строгий отсев, «Патологию» - вздорную Даму – Он гонял, словно истинный лев! Говорили друзья про Ландау: Он над физикой ночью не чах, Знал он толк (чем гордился по праву!) В твердых, жидких и… женских телах! |
Пригожин и Хакен всё бьются Поведенье систем описать Так, что сами собой создаются, Стоит только энергию дать! Синэргетика – гордо назвали Они эту науку наук, Тайну жизни познаем едва ли Мы без синэргетических мук! | Не включайте прибор А. Попова Был без радио чище наш мир: Сорвалось непослушное слово И пошло непечатно в эфир! |
Ведущий 1:
Закончился очередной конкурс, «зелёные учёные» сдали свои научные записки членам жюри.
Ведущий 2 слайд 11:
Ученый – это человек, профессионально ответственный за объяснение реальности человечеству, создающий и внедряющий инновации.5
Ведущий 1:
В науке нет пустяков, «зелёным учёным» необходимо быть внимательным к мелочам. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Ведущий 2:
С такой ситуацией столкнулся Джанибеков Владимир Александрович – лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Общая продолжительность полётов – 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос – 8 часов 34 минуты. Командир корабля во всех пяти своих полётах, по состоянию на 2015 год за 30 лет этот рекорд лишь однажды повторён, но не превзойдён.
Ведущий 1:
Объявляется конкурс для капитанов команд: Эффект Джанибекова в невесомости.
Внимание на экран!
Для всех капитанов с помощью YouTube демонстрируется эксперимент на МКС.6 Через 2 минуты 34 секунды демонстрация видео прерывается и задаётся вопрос капитанам:
Ведущий 2:
Через 1 минуту Вы объясните эффект Джанибекова.
после прослушивания ответов капитанов, видеофильм просматривается до конца, в котором космонавты дают исчерпывающий ответ.
Ведущий 1 слайд 12:
Капитаны команд прекрасно справились с очередным заданием. А какими ещё профессиональными качествами должен обладать молодой ученый?
Ведущий 2:
Критическим мышлением. Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Ведущий 1:
Альберт Эйнштейн – физик-теоретик, получивший Нобелевскую премию в области физики в 1921 году, написавший свыше трехсот научных работ по физике и почти две сотни книг на исторические и философские темы 7 говорил: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом».
Ведущий 2:
Объявляем конкурс «Повтори опыт и ответь на вопросы». Время выполнения 10 минут.
На внеурочном мероприятии появляются запакованные конверты с вопросами и заданиями от Почемучки, капитаны команд по очереди тянут конверты. Далее команды подходят к соответствующим столам, где поводят эксперимент.
Вопрос от Почемучки: Объясните причину странной походки (привычку ступать, широко расставив ноги) старых “морских волков”? Приведите свои примеры.
Проводя всю жизнь на качающемся судне, где отвесная линия из центра тяжести их тела ежесекундно может выйти за пределы пространства, занятого ступнями, моряки вырабатывают привычку ступать так, чтобы основание их тела (т.е. широко расставленные ноги) захватывало возможно большее пространство. Это придает морякам необходимую устойчивость на колеблющейся палубе; естественно, что та же привычка сохраняется при ходьбе по твердой земле.
Задание от Почемучки: тарелка на острие иглы.
Опыт 1: установить тарелку на острие иглы.
Опыт 2: осторожно раскрутить тарелку.
Оборудование: бутылка с водой, 5 пробок, 4 вилки, 1 швейная игла.
Инструкция: бутылку с водой закрыть пробкой со швейной иглой по центру. В остальных пробках-креплениях сделать надрезы и насадить с четырёх сторон по краям тарелки. Далее в эти пробки-тарелки воткнуть вилки на равном расстоянии так, чтобы вилки играли роль противовесов.
Объяснить проделанные опыты и сделать выводы.
Вопрос от Почемучки: Почему масляные и эмалевые краски перед использованием надо обязательно перемешивать? А как можно получить нефть?
При перемешивании жидкости с твёрдым нерастворимым веществом получается суспензия, если её перестать перемешивать, то через некоторое время частички твёрдого вещества осядут вниз. Типичный пример суспензии – масляные и эмалевые краски. Их перед использованием надо обязательно перемешивать.
Ректификация – это разделение жидкости на более простые составляющие. В промышленных масштабах ректификацию используют для получения из нефти бензина, керосина, гудрона в специальных ректификационных колоннах.
Задание от Почемучки: Радуга в стакане.
Опыт 1: налить в стакан несмешиваемые цветные жидкости.
Опыт 2: осторожно опустить в стакан различные предметы.
Оборудование: высокий прозрачный стакан, мёд, молоко, жидкое мыло, подкрашенная вода, растительное масло, спирт, гайка, рисовое зернышко, пробка, виноград, пластмассовая пуговица.
Инструкция: в стакан в форме цилиндра аккуратно наливаем мёд, молоко, жидкое мыло, подкрашенную воду, растительное масло и спирт. Далее можно опускать разные предметы, которые застынут в толще жидкостей на разном уровне.
Объяснить проделанные опыты и сделать выводы.
Вопрос от Почемучки: Почему воздушный шарик сам стягивается в банку? Благодаря чему некоторые представители животного мира, обитающие в воде, приспособились к жизни на разных глубинах?
При поднятии в горы атмосферное давление уменьшается, при опускании оно увеличивается. В жизни приходится наблюдать примеры уравновешивания атмосферного давления и гидростатического давления воды.
Задание от Почемучки: Шарик в банке.
Опыт 1: поместить слегка надутый шарик во внутрь банки двумя способами.
Оборудование: банка, воздушный шарик, лист бумаги, спички, кипяток.
Инструкция: Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины двух- или трёхлитровой стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.
Поджечь листок бумаги и бросить в банку. Положить шарик на горловину банки. Наблюдать. Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.
Налить в пустую банку горячей воды из чайника. Вылить воду и тут же положить шарик с водой на горловину банки. Наблюдать. Шарик забавно втягивается в банку.
Объяснить проделанные опыты и сделать выводы.
Ведущий 1:
Пока «зелёные учёные» ставят опыты, старшекурсники поддержат ребят.
поэтический коллаж А.А.Соовьева .8
про воспитание
Если науку, талант, упражнение
Смог подружить с воспитанием прочно,
То пенсионное ты накопление
Сам себе к старости сделал досрочно.
про учеников
Ученикам чтоб в жизни преуспеть,
Не нужно ждать тех, кто плетётся сзади,
Вперёд идти им быстро надо, ради
Того, чтобы за первыми поспеть.
про работу
Нам в деле любом никогда не мешало
Припомнить слова мудреца одного:
«Раз много работы, то знай, что начало,
Есть более чем половина всего».
про умного
Умный не тот, кто всего много знает,
Чей кругозор необычно широк.
Умный, кто знания те применяет
В жизни своей, чтобы был от них прок
про вещи
Мы в жизни зажали себя сами в клещи,
Забыв назначенье поступков людских.
"Самим создавать надо новые вещи,
А не покупать тупо их у других!"
про мудрость
В поисках правды, познав много мук,
В жизни открылась мне странная штука:
Мудрость, из всех нам известных наук,
Самая точная в мире наука.
Звучит песня Владимир Высоцкий – Товарищи ученые (1972).9
- Товарищи ученые! Доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню.
Ох, вы там добалуетесь! Ох, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниет, заплесневет картофель на корню!
Автобусом до Сходни доезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой ее намять!
Вы можете прославиться почти на всю Европу, коль
С лопатами проявите здесь свой патриотизм.
А то вы всем кагалом там набросились на опухоль,
Собак ножами режете, а это - бандитизм.
Товарищи ученые, кончайте поножовщину.
Бросайте ваши опыты, гидрит и ангидрит!
Садитесь вон в полуторки, валяйте к нам, в Тамбовщину,
А гамма-излучение денек повременит.
Автобусом к Тамбову подъезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой ее намять!
К нам можно даже с семьями, с друзьями и знакомыми.
Мы славно здесь разместимся, и скажете потом,
Что бог, мол, с ними, с генами! Бог с ними, с хромосомами!
Мы славно поработали и славно отдохнем.
Товарищи ученые, Эйнштейны драгоценные,
Ньютоны ненаглядные, любимые до слез!
Ведь лягут в землю общую остатки наши бренные,
Земле - ей все едино: апатиты и навоз.
Автобусом до Сходни доезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сольцой ее намять!
Так приезжайте, милые, рядами и колоннами.
Хотя вы все там химики и нет на вас креста,
Но вы ж там все задохнетесь, за синхрофазотронами, -
А здесь места отличные, воздушные места!
Товарищи ученые! Не сумневайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот эффект, -
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денечек покумекаем - и выправим дефект.
Ведущий 2:
Уважаемые «зелёные учёные»! Время на подготовку опыта подошло к концу. Пожалуйста, по очереди продемонстрируйте свои опыты и ответьте на вопросы Почемучки.
Ведущий 1:
Спасибо ребята за ваши полные и увлекательные ответы. Пока жюри подводит итоги нашей игры «Любите физику, друзья!», давайте узнаем новости из мира науки с сайта Новая наука new-science.ru.10
Ведущий 2:
Но это будут не просто новости, а новости сопровождаемые сурдопереводом. А сурдопереводчиками будете Вы уважаемые зрители. Желающие выходят на сцену, слушают новость из мира науки и с помощью языка жестов (пантомимы) осуществляет перевод.
Игра со зрителями, слайд 13.
Ведущий 1:
Новость от 05.01.2020: Ученые находят группу практически бессмертных частиц.
Ничто не вечно, ни люди, ни Земля, ни планеты, ни звезды, возможно, даже сама Вселенная не вечна. Однако ученые, возможно, обнаружили исключение, которое происходит из квантового мира: квазичастицы. Эти странные объекты могут быть бессмертными. Многие частицы распадаются, то есть превращаются в одну или несколько частиц, отличных от исходных. Даже квазичастицы проходя этот эффект, после того, как они распались, они в состоянии воссоздать себя, потенциально до бесконечности. Квазичастицы – это не частицы, скорее, это возмущения или возбуждения в твердом теле, вызванные электрическими или магнитными силами, которые в совокупности ведут себя как частицы.
Исследователи, участвовавшие в этом исследовании, разработали численную модель для расчета взаимодействий между квазичастицами, их моделирование воспроизводило распады. «Результаты моделирования допускают распад квазичастиц, однако из останков появляется идентичная новая частица», – объясняет физик Рубен Верресен из Технического университета Мюнхена и Института физики сложных систем им. Макса Планка. «Если распад – очень быстрый процесс, обратная реакция произойдет через определенный период, и останки снова соберутся вместе. Этот процесс может происходить бесконечно, и возникает колебание между распадом и возрождением». Хотя эта работа в настоящее время носит только теоретический характер, исследователи считают, что это бессмертие можно использовать для создания очень долговечных систем памяти для использования с квантовыми компьютерами.
Ведущий 2:
Новость от 19.02.2021: марсоход Perseverance успешно приземлился на Марсе, и сделал селфи!
НАСА объявило, что марсоход Perseverance успешно приземлился в кратере Езеро, совершив новый невероятный подвиг! 30 июля прошлого года была запущена миссия NASA Марс-2020. Ее цель: высадить марсоход Perseverance на поверхность Марса. После почти семи месяцев путешествия и более 470 миллионов километров, пройденных в космосе, Персеверанс приземлился в кратере Езеро. Фактический процесс входа, спуска и посадки занял всего семь минут (самый рискованный этап миссии).
В 23:38 по московскому времени, когда капсула вездехода отделилась от зонда. Примерно через десять минут капсула начала свое путешествие по атмосфере Марса со скоростью почти 20 000 км/ч, после чего начала замедляться. Затем огромный парашют открылся, чтобы еще больше затормозить капсулу. Наконец, ступень спуска успешно отделилась от парашюта, когда он приблизился к поверхности, после чего марсоход подвесили на трех тросах на высоте 21 метр над землей. Затем эти три кабеля были перерезаны, как только колеса марсохода коснулись поверхности и через несколько секунд отправил фото. Задачи марсохода: изучить геологию Марса, измерить атмосферные и метеорологические свойства планеты, найти следы микробной жизни.
Ведущий 1:
Новость от 16.02.2021: Носимые «умные» датчики определяют степень тяжести раны, не снимая повязки.
«Умные» датчики для перевязки ран, которые могут контролировать сами раны, ускорять и улучшать заживление, были разработаны группой исследователей из Сколтеха и Техасского университета в Остине. Этот переносной датчик особенно подходит для заживления хронических ран, язв и кожных ран и позволяет во многих случаях не снимать даже повязки, чтобы проверить тяжесть ран.
Умные повязки, разработанные исследователями, вместо этого представляют собой носимые датчики, которые могут отслеживать определенные биомаркеры, которые очень важны в процессе заживления ран. Электроаналитический датчик состоит из набора ультрамикроэлектродов из углерода и расположен на подложке из полиэтилентерефталата (ПЭТ).
Используя моделированную среду раны, исследователи протестировали новый датчик, отслеживая три конкретных биомаркера: пиоцианин, вещество, которое вырабатывается бактерией Pseudomonas aeruginosa на хронических ранах, оксид азота, вещество, вырабатываемое клетками иммунной системы, когда ей приходится бороться с бактериальными инфекциями, и уровень мочевой кислоты, метаболит, который связан с уровнем тяжести раны.
Это три электроактивных соединения: они действуют в зависимости от электрической активности и поэтому могут быть обнаружены датчиком. Эксперименты показали, что эти датчики действительно можно эффективно использовать для отслеживания ран и степени их тяжести.
Ведущий 2 слайд 14:
Это были новости науки, а теперь мы передаём слово жюри для подведения итогов игры.
Члены жюри подводят итоги игры.
Звучит композиция Свиридова – Время, вперёд. Происходит награждение команд.
Финальная песня Исаака Дунаевского – Марш энтузиастов (из кф Весна) Слайд 15
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла родимая, необозримая,
Несокрушимая моя!
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Нам ли стоять на месте?
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься –
Мечта прекрасная, еще не ясная,
Уже зовет тебя вперед.
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Создан наш мир на славу,
За годы сделаны дела столетий.
Счастье берем по праву
И жарко любим и поем как дети.
И звезды наши алые
сверкают небывалые
Над всеми странами, над океанами
Осуществленною мечтой.
Нам нет преград ни в море ни на суше,
Нам не страшны, ни льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века.
Список литературы:
Александр Соловьев Примеры, поучения, назидания из опыта творцов естествознания / Элиста, 1998 г // стр. 64
Бляхер, П. Л. Каким должен быть настоящий ученый / П. Л. Бляхер. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 15.1 (119.1). – С. 7-9. – URL: https://moluch.ru/archive/119/33073/ (дата обращения: 22.02.2021)
https://biographe.ru/uchenie/albert-einshtein
https://stihi.ru/avtor/alasol&book=2#2
https://www.youtube.com/watch?v=c3damjZKXxY
https://www.kalmgu.ru Калмыцкий госуниверситет
https://ru.wikipedia.org/wiki/День_российской_науки Википедия
Приложение 1
презентация
Приложение 2
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЖЮРИ
Табель подведения итогов для каждого члена жюри
№ | Название конкурсов | Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 |
1 | Представление | | | |
название команд | | | | |
девиз | | | | |
эмблема | | | | |
домашнее задание | | | | |
2 | Литературный | | | |
3 | Поиск информации в Интернете | | | |
1 член команды | | | | |
2 член команды | | | | |
3 член команды | | | | |
4 член команды | | | | |
5 член команды | | | | |
4 | Конкурс капитанов | | | |
5 | Повтори опыт | | | |
ИТОГО | | | |
Каждый конкурс оценивается:
«отлично» – 3 балла; «хорошо» – 2 балла; «удовлетворительно» – 1 балл.
Сводная ведомость
№ | ФИО членов жюри | Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
| ИТОГО | | | |
Любите физику, друзья!
PPTX / 7.73 Мб