ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 имени А.М. ГОРЬКОГО»



                                                                    План

работы с одаренными детьми повышенных учебных возможностей

по русскому языку и литературе

на 2021-2022 учебный год


                                                                             Нагорной Светланы Григорьевны,

                                                                                   учителя русского языка и литературы


Цель: создать благоприятные условия для развития одаренных детей в интересах личности, общества, республики; уделять особое внимание поддержке одаренных детей; ранней диагностики интеллектуальной одаренности, усилить научно-методическое сопровождение по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.

Задачи:

воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи;

прививать любовь к русскому языку;

совершенствовать важнейшие речевые умения;

углублять сведения по фонетике, интонации, лексике, синтаксису;

развивать навыки лингвистического анализа, выразительного чтения художественных произведений;

ознакомить с основами стихосложения;

научить работать над исследовательскими проектами.


Направления работы:

Подготовка к участию:

олимпиадах;

конкурсах;

предметных неделях.


                    Талант – это развитие природных склонностей.

                                                                                               О.Бальзак

    В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении русского языка и литературы. Перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, чтобы она была направлена на максимальное развитие способных детей.

       Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, видится выход в обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. При работе берем за основу развивающую систему обучения, во главу которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.

         Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие  ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

обучение на высоком уровне трудности;

быстрый темп изучения программного материала;

осознанное обучение;

преобладание теоретических знаний над практическими навыками и

умениями;

общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

          Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

          Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.

              Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. На уроке развивается не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

         Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому,      К. Коффке), являются:

1) Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.

2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.

3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития

("могу сам") — в зону ближайшего развития ("могу с учителем").

4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

5) Реализация принципа относительной успешности обучения.

6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ

деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.

       При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

         На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

              Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него

познавательную проблемную ситуацию;

б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до

осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

          Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя

торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайда. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

        Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление. Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в

высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, создаю дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться бразцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволяет каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём  информации. Укрепляется авторитет одарённых детей, повышается интерес к предмету, выростает ответственность в подготовке к урокам

        Это обучение, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение, направленные на повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

       Разрабатываю индивидуальный план по работе с одаренными детьми, провожу индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время.

      Учащиеся принимают участие в ежегодном конкурсе «Мой город – мои герои», литературном конкурсе "Живая классика",  олимпиадах по русскому языку и литературе, привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках Недели русского языка и литературы.

                                                                ПЛАН

работы с детьми повышенных учебных возможностей


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми

в течение года

учитель

2

Создание банка данных по одаренным детям по программе «Развитие творческих способностей учащихся»

сентябрь

учитель

3

Работа с дополнительной литературой в школьной библиотеке

в течение года

учитель

библиотекарь

4

Активизация работы по участию детей в конкурсах по русскому языку и литературе

в течение года

учитель

5

Подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам

в течение года

учитель

6

Участие в Неделе русского языка и литературы

март

учитель, библиотекарь

7

Беседа с родителями одаренных детей

март

учитель

8

Участие в конкурсе чтецов

октябрь

учитель

9

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития

в течение года

психолог

10

Индивидуальные консультации с одаренными детьми

в течение года

учитель

11

Участие в создании стенгазеты учащихся «Творческие работы по русскому языку и литературе

апрель-май

учитель



          Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.