Работа с одарёнными детьми
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 имени А.М. ГОРЬКОГО»
План
работы с одаренными детьми повышенных учебных возможностей
по русскому языку и литературе
на 2021-2022 учебный год
Нагорной Светланы Григорьевны,
учителя русского языка и литературы
Цель: создать благоприятные условия для развития одаренных детей в интересах личности, общества, республики; уделять особое внимание поддержке одаренных детей; ранней диагностики интеллектуальной одаренности, усилить научно-методическое сопровождение по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.
Задачи:
воспитывать чуткость к красоте и выразительности родной речи;
прививать любовь к русскому языку;
совершенствовать важнейшие речевые умения;
углублять сведения по фонетике, интонации, лексике, синтаксису;
развивать навыки лингвистического анализа, выразительного чтения художественных произведений;
ознакомить с основами стихосложения;
научить работать над исследовательскими проектами.
Направления работы:
Подготовка к участию:
олимпиадах;
конкурсах;
предметных неделях.
Талант – это развитие природных склонностей.
О.Бальзак
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении русского языка и литературы. Перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, чтобы она была направлена на максимальное развитие способных детей.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, видится выход в обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. При работе берем за основу развивающую систему обучения, во главу которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:
•обучение на высоком уровне трудности;
•быстрый темп изучения программного материала;
•осознанное обучение;
•преобладание теоретических знаний над практическими навыками и
умениями;
•общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.
Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. На уроке развивается не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:
1) Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.
3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития
("могу сам") — в зону ближайшего развития ("могу с учителем").
4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
5) Реализация принципа относительной успешности обучения.
6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ
деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него
познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до
осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя
торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайда. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление. Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в
высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, создаю дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться бразцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволяет каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации. Укрепляется авторитет одарённых детей, повышается интерес к предмету, выростает ответственность в подготовке к урокам
Это обучение, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение, направленные на повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
Разрабатываю индивидуальный план по работе с одаренными детьми, провожу индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время.
Учащиеся принимают участие в ежегодном конкурсе «Мой город – мои герои», литературном конкурсе "Живая классика", олимпиадах по русскому языку и литературе, привлекаются к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках Недели русского языка и литературы.
ПЛАН
работы с детьми повышенных учебных возможностей
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми | в течение года | учитель
|
2 | Создание банка данных по одаренным детям по программе «Развитие творческих способностей учащихся» | сентябрь | учитель
|
3 | Работа с дополнительной литературой в школьной библиотеке | в течение года | учитель библиотекарь |
4 | Активизация работы по участию детей в конкурсах по русскому языку и литературе | в течение года | учитель
|
5 | Подготовка учащихся к школьным и городским олимпиадам | в течение года | учитель
|
6 | Участие в Неделе русского языка и литературы | март | учитель, библиотекарь |
7 | Беседа с родителями одаренных детей | март | учитель
|
8 | Участие в конкурсе чтецов | октябрь | учитель
|
9 | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития | в течение года | психолог
|
10 | Индивидуальные консультации с одаренными детьми | в течение года | учитель
|
11 | Участие в создании стенгазеты учащихся «Творческие работы по русскому языку и литературе | апрель-май | учитель
|
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.