Методическая разработка внеурочного занятия с региональным компонентом.Тема:«Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»

9
0
Материал опубликован 12 April






Методическая разработка

внеурочного занятия с региональным компонентом



Тема:«Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»





автор Ибрагимова Насиба исмаиловна-учитель истории МАОУ"Гимназия"Новоскул" г.Великий Новгород


Содержание.

Аннотация___________________________________________________-         3 стр.

1. Введение ___________________________________________________       4 стр.

Основная часть:

2.1. Характеристика темы________________________________________ 4 стр.

2..2. Планирование темы_________________________________________ 5 стр.

3.Рекомендации по организации

и методике изучения темы______________________________________ 5-6 стр.

4.Технологичесая карта урока__________________________________  6-10

5.Заключение. ___________________________________________________ 11 стр.

6.Список литературы. ___________________________________________ 12 стр.

5.Приложения___________________________________________________ 13-21стр.



Аннотация

В данной методической разработке на тему: «Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр» представлены материалы для проведения внеурочного занятия духовной направленности по программе «Новгородская мозайка» и раскрываются такие вопросы как:

1.Изучение топонимики как науки.

2.Происхождение названия рек и озёр Новгородского края.

2.Раскрытие опыта проведения занятий с использованием раздаточного материала и на основе разработанной авторской программы внеурочной деятельности и рабочих листов.

3.Подборка игр и упражнений.

Адресная направленность опыта: Методическая разработка направлена на повышение качества проведения индивидуальных и групповых занятий внеурочной деятельности для учащихся 8 класса. Разработка занятия может быть использована учителями географии, истории, педагогами дополнительного образования, классными руководителями.


1.Введение

1.1. Характеристика темы.

Проблема духовно-культурного воспитания подрастающего поколения сегодня выступает в качестве приоритетной для нашего государства.

В проекте федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании».

Актуальность методической разработки состоит в приобщении учащихся к духовному наследию, к бережному отношению к истокам и культуре родной земли. Очень важно сохранять традиции, обычаи народов, проживающих на территории нашей страны, изучать историю, ремесла и промыслы родного края.

Тема данного практического занятия соответствует содержанию программы внеурочной деятельности «Новгородская мозайка» и календарному планированию. Тема занятия очень актуальна. Откуда произошли названия рек и озёр? Как они связаны с историей Новгородского края? Изучение топонимики как науки даёт учащимся импульс проводить самостоятельные исследования, изучать большой круг информационных ресурсов.

Практическая значимость. Занятие по программе внеурочной деятельности направлено на приобщение учащихся к истокам культуры своего края, изучение топонимики, возрождение духовного наследия.

Форма проведения занятия. Данное занятие проводится в виде практикума. Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность.

Занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикуме, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа информации. Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах: поиск информации в сети Интернет , изучение деятельности экологических организаций,   поиск и анализ правовых документов по теме практической  работы; разработка индивидуальных или групповых проектов;  проведение мини-исследований;  поиск информации для написания эссе;  составление и решение кроссвордов,ребусов,аннаграм.


1.2. Планирование темы.

Цель написания методической разработки: -организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной и исследовательской деятельности на практическом занятии;

через изучение топонимики водных объектов помочь учащимся ближе и глубже познать Новгородский край, проявить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов.

Задачи:

Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как развивающей науке.

Развивающая: формировать навыки научно-познавательной деятельности по изучению родного края.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к историческим названиям, как залог сохранения национальных традиций.

Основная идея педагогической деятельности и новизна.

Основная идея методической разработки занятия состоит в том, чтобы адаптировать рабочую тетрадь и программу внеурочной деятельности «Новгородская мозайка», которые были мной разработаны как единый методический комплект для проведения внеурочных занятий в 8 классе.

Новизна состоит в том, что методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые познавательные элементы и исследовательские приёмы в учебный материал по истории Новгородского края.

3.Рекомендации по организации и методике изучения темы.

3.1. Ключевые слова: топонимика, топонимы

3.2. Тема занятия: «Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»

3.3. Класс: 8

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное направление

3.4. Тип занятия. Практикум.

3.5. Планируемые результаты:

Предметные: научиться:

-уметь самостоятельно искать информацию и применять ее в практической деятельности.

- применять ранее полученные знания при решении комбинированных задач

Метапредметные:

1.Развивать информационную компетентность.

2.Развивать предметную компетенцию: навыки грамотной устной речи.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки, самостоятельность.

5.Развивать творческие способности учащихся.

- Коммуникативные: развивать умение членов группы обмениваться знаниями между собой, аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения;

- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, искать и выделять необходимую информацию; высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации;

- Познавательные: работать с информацией, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определение понятий; вырабатывать алгоритм действий определять основную и второстепенную информацию

-Личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

3.6. Технологии: игровые и проблемные

Методы: практические (выполнение заданий)

Приемы обучения: презентация, анализ заданий различного уровня.

3.7. Формы организации познавательной деятельности: групповая

3.8. Средства обучения: основные: материалы для учащихся (рабочий лист), карточки-задания, видеоматериал, справочный материал.

3.9. Учебно-методическое обеспечение занятия: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рабочие листы.

3.10. Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые результаты

1.Самоопределениек деятельности, целеполагание.

Совместное определение цели

и задач занятия, этапов и форм работы.

Цель: включение детей в деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие

Послушаем красивые звуки.

Психологический настрой:
Желаю(соприкасаться большими пальцами);

успеха(указательными);

большого(средними);

во всём(безымянными)

и везде(мизинцами)

Здравствуйте!

(всей ладонью)






Слушают речь учителя; психологически настраиваются на продуктивную работу.

Во время психологического настроя могут соединять пальцы рук с сидящим рядом учеником (парный настрой)

или выполнять самостоятельно

(индивидуальный настрой)


Звук реки и психологический настрой:

t1744456095aa.gif


Личностные:

-принятие социальной роли учащихся.

-положительное отношение к процессу учения.

Регулятивные:

-умение слушать в соответствии с целевой установкой.

-умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.


2.Этап актуализация знаний.



Цель: формулирование темы занятия

1.Вы слушали звуки воды. С чем у вас ассоциируется вода?

2.Прежде чем определить тему нашего занятия, предлагаю вам перейти по QR коду по ссылке рабочем листе и ознакомится с информацией.




Обучающиеся переходят по ссылке по QR-коду в рабочем листе, определяют тему занятия:

«Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр».


t1744456095ab.gif

Статья «Топонимика: важнейшая наука или ненужные исследования.»

Познавательные

Сформулируют тему

Регулятивные:

Обработают информацию используя QR-код.

3.Постановка проблемы, цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.









4.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Практическое выполнение заданий.

1.Дайте определение что такое топонимика?

2.Топонимика –важнейшая наука или ненужные исследования?

Презентация. (интересные названия рек)

На занятии мы будем с вами говорить о реках и озёрах Новгородского края. Выберем несколько рек и озёр и проведем практическую работу.

Предлагаю вам разделиться на 5 групп.

Формулирует задание: каждая команда получает 3 задания.

Далее уточняет задание:

Задание 1. Решить ребус.

(определить название реки или озера)

Задание2.Оформить паспорт реки.

Задание 3. Привести интересные факты

Обращает внимание на инструкции,

раздаточный материал,

информационные листы и дополнительную литературу.

На протяжении всего занятия вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради.

Учащиеся формулируют определение гидроним, используя иллюстрацию в рабочем листе. Записывают формулировку

Учащиеся делятся на группы. Выбирают руководителя, изучают информацию, выполняют задания на карточках, и работают в

Слушают задание.

Читают инструкцию.

Изучают предложенный материал.

Распределяют обязанности внутри группы. Поэтапно выполняют задания.



1.Решают ребус и узнают название реки(озера)

2.Составляют паспорт, вносят необходимые записи.

3.Приводят интересные факты из истории, литературы, искусства про реки и озёра Новгородского края.



t1744456095ad.jpg

Иллюстрация в рабочем листе. (приложение 5.)



Познавательные

Уметь работать с информацией, анализировать.

Коммуникативные-участвовать в диалоге, обсуждении, работать в группе.

Регулятивные:

Учиться договариваться и приходить к общему мнению.



Вспоминают способы эффективного выполнения и организации деятельности во время практических занятий.





Умение составлять план действий.







Умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Развитие навыков работы с текстом, отработка техники скорочтения.


Приложение 1.

Задание 1


t1744456095af.png













Информационный вспомогательный материал

(Приложение 7)










t1744456095ah.jpg

(Приложение 1)







t1744456095aj.jpg








t1744456095al.jpg






t1744456095an.jpg






t1744456095ap.jpg







(Приложение 1.)

Задание 2.

Составить паспорт реки(озера)

(Приложение 1.)

Задание 3.

Работа с текстом с переставленными буквами.


4.Представление результатов.

Подведем первые итоги.

1.Что вы узнали о реках и озёрах Новгородского края?

2.Представьте в виде мини-докладов выполненные задания


Учащиеся выступают с докладами о проделанной работе по 3 заданиям.

На доске оценочная таблица «Оценка работы групп», где за каждое задание команда получает баллы.

(Приложение 2.)

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Учащиеся умеют осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

5.Закрепление новых знаний и умений

Формулирует задание: для вас вторая часть нашего практикума будет связана с поэзией. Вам предстоит собрать из «облака слов «стихотворные строки и выразительно их прочитать

Работают в группах, разбирают задания, представитель группы выразительно читает стихи.


(Приложение 3.)

Работа по заданию «облако слов»

Познавательные

Учатся работать со структурированием слов.

Регулятивные

Работают с источниками информации.

Коммуникативные

Слушают собеседника, учатся аргументировать свою точку зрения.

6.Представление результатов

1.Представьте продукт своей работы.

2.Сделайте вывод по практической работе.

3.Подводим итоги, считаем баллы. Объявляем результаты.


1.Учащиеся представляют ответы.

2.В таблицу оценки групп вносятся результаты.



Умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников.

Умеют устно оформлять свои мысли.

7.Подведение итогов.


Подводим итоги занятия. Каждая группа получает оценочный лист на команду.

Приложение 4.

Обратите внимание на рабочий лист. Домашнее задание-это задание 2.


Необходимо ознакомиться с критериями и оценить свою работу.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

Учащиеся оценивают свою работу на практическом занятии.

(Приложение 4.)

Оценочный лист.

Просматривают домашнее задание.

(Приложение 5.)

Самооценка результатов деятельности группы; свои достижения, степень самостоятельности

инициативности, причины неудач.

8.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся сделать «фото» на память.Обвести кружком смайлик. который соответствует настроению его на уроке.



Учащиеся обводят смайлик

Приложение 6



4.Заключение.

Методическая разработка проведения практического занятия интегрирует метапредметные связи по таким предметам как история, география, литература, изо. Учащиеся в результате учебной и проектно-исследовательской деятельности расширяют и обогащают свои знания о топонимике, этнографии, истории, географии родного края. Оценивая результаты индивидуальной и групповой работы развивают коммуникативные навыки, умение выстраивать диалог, работать в команде.

5.Список литературы.

1.Попов А.И. «Следы времён, минувших» (Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей), Ленинград, Издательство «Наука» 1981 год.

2.Смирнов В.Г. «Озеро Ильмень». Словенское море. -М; Вече.201

Интернет ресурсы.

Статья «Звуки природы. Музыка для релаксации» https://world-psychology.ru/zvuki-prirody-muzyka-dlya-relaksacii/

Статья «Топонимика –важнейшая наука или ненужные исследования?» https://statusname.ru/articles/nazvaniya/toponimika/toponimika-vazhneyshaya-nauka-

Приложение 1.

Карточка 1(группа 1)

t1744456095ah.jpg



Карточка 2(группа 2)

t1744456095ap.jpg





Карточка 3(группа3)

t1744456095al.jpg



Карточка 4(группа4)

t1744456095au.jpg



Карточка 5(группа 5)

t1744456095an.jpg



Задание №2

(для всех групп)



Паспорт реки или озера

1.Название(топонимика)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Местоположение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Размер озера(реки)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Цвет, прозрачность и др. характеристики воды. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Животный и растительный мир_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Хозяйственное использование________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание№ 3

(для всех групп)

Задание 3.

Текст с переставленными буквами.


Ркеа Ввхоло: Место пыревх своткнелиной славян и враяг Река Вхолво, ивзсвяиаь по днрвеей зеелм, оояиецвртлет вжыанй эатп в итосири Роиисс. Сжлуа водным путем и сщузяиювм зноевм мжеду омазери Илньемь и Лксдожеоа, она сатла мтеосм пыверх скеропсииононвй свиакляснх пмелен с вгаияамр. Эти снеилнкоовтя виисллыь в исритсчкиеое сыибяот, пвлпршидеоиеерде бщеууде ндрооав, нишвляасех эти зилем. Вохолв не тлкьоо очипавбсеел таронвркоптисру троавов по знимаоенмту тгоомвроу пути

«из ваярг в геирк», но и ссввпсоботаол онбмеу кулурть, таиицдрй и знианй. Его знничеае для деоувскнрсерй иотсрии нмоенвжозо пецниреоеть, здсеь пислдоихори ключывее стбяиоы, вищяюиле на раиитвзе рниеога на прятножеии.

Исходный текст.

Река Волхов: Место первых столкновений славян и варяг Река Волхов, извиваясь по древней земле, олицетворяет важный этап в истории России. Служа водным путем и связующим звеном между озерами Ильмень и Ладожское, она стала местом первых соприкосновений славянских племен с варягами. Эти столкновения вылились в исторические события, предопределившие будущее народов, населявших эти земли. Волхов не только обеспечивал транспортировку товаров по знаменитому торговому пути

«из варяг в греки», но и способствовал обмену культур, традиций и знаний. Его значение для древнерусской истории невозможно переоценить, здесь происходили ключевые события, влияющие на развитие региона на протяжении веков.


Приложение 2.

«Оценка работы групп»


Задания

1

2

3

4

5

Решение ребуса







Оформление паспорта







Задание

«Облако слов»







Текст







Итог










Задание для 3 группы



Стихи Облако слов

Приложение 4.

«Самооценка работы в группе»

Оценочный лист

Задание: Оцените умения, которые проявила ваша группа в работе на практикуме:



Критерии оценивания

Баллы

1.

Определили цель работы


2.

Спланировали общую работу


3.

В выполнении заданий принимали участие все члены группы


4.

Следовали плану


5.

Сотрудничали в группе(слушали друг друга, распределили ответственность)


6.

Помогали друг другу


7.

Нашли, отобрали и обработали нужную информацию


8.

Пришли к общему результату



Всего


Примечание: по каждому критерию выставляется 3 балла.

Сделайте вывод о работе своей группы. Запишите, что вашей группе удалось

лучше всего, а чему ещё нужно учиться.

 

Приложение 5.


Рабочий лист к урокуDOCX / 807.65 Кб



Приложение 6.

Рефлексия.

«Общее фото»



t1744456095co.jpg


Приложение 7.

Информационный материал.



презентацияPPTX / 3.99 Мб

Справочный материал к урокуDOCX / 48.41 Кб




презентацияPPTX / 3.99 МбпрезентацияPPTX / 3.99 МбРабочий лист к урокуDOCX / 807.65 КбРабочий лист к урокуDOCX / 807.65 КбСтихи "Облко слов"DOCX / 329.91 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.