Методическая разработка внеурочного занятия с региональным компонентом.Тема:«Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»
Методическая разработка
внеурочного занятия с региональным компонентом
Тема:«Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»
автор Ибрагимова Насиба исмаиловна-учитель истории МАОУ"Гимназия"Новоскул" г.Великий Новгород
Содержание.
Аннотация___________________________________________________- 3 стр.
1. Введение ___________________________________________________ 4 стр.
Основная часть:
2.1. Характеристика темы________________________________________ 4 стр.
2..2. Планирование темы_________________________________________ 5 стр.
3.Рекомендации по организации
и методике изучения темы______________________________________ 5-6 стр.
4.Технологичесая карта урока__________________________________ 6-10
5.Заключение. ___________________________________________________ 11 стр.
6.Список литературы. ___________________________________________ 12 стр.
5.Приложения___________________________________________________ 13-21стр.
Аннотация
В данной методической разработке на тему: «Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр» представлены материалы для проведения внеурочного занятия духовной направленности по программе «Новгородская мозайка» и раскрываются такие вопросы как:
1.Изучение топонимики как науки.
2.Происхождение названия рек и озёр Новгородского края.
2.Раскрытие опыта проведения занятий с использованием раздаточного материала и на основе разработанной авторской программы внеурочной деятельности и рабочих листов.
3.Подборка игр и упражнений.
Адресная направленность опыта: Методическая разработка направлена на повышение качества проведения индивидуальных и групповых занятий внеурочной деятельности для учащихся 8 класса. Разработка занятия может быть использована учителями географии, истории, педагогами дополнительного образования, классными руководителями.
1.Введение
1.1. Характеристика темы.
Проблема духовно-культурного воспитания подрастающего поколения сегодня выступает в качестве приоритетной для нашего государства.
В проекте федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании».
Актуальность методической разработки состоит в приобщении учащихся к духовному наследию, к бережному отношению к истокам и культуре родной земли. Очень важно сохранять традиции, обычаи народов, проживающих на территории нашей страны, изучать историю, ремесла и промыслы родного края.
Тема данного практического занятия соответствует содержанию программы внеурочной деятельности «Новгородская мозайка» и календарному планированию. Тема занятия очень актуальна. Откуда произошли названия рек и озёр? Как они связаны с историей Новгородского края? Изучение топонимики как науки даёт учащимся импульс проводить самостоятельные исследования, изучать большой круг информационных ресурсов.
Практическая значимость. Занятие по программе внеурочной деятельности направлено на приобщение учащихся к истокам культуры своего края, изучение топонимики, возрождение духовного наследия.
Форма проведения занятия. Данное занятие проводится в виде практикума. Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность.
Занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикуме, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа информации. Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах: поиск информации в сети Интернет , изучение деятельности экологических организаций, поиск и анализ правовых документов по теме практической работы; разработка индивидуальных или групповых проектов; проведение мини-исследований; поиск информации для написания эссе; составление и решение кроссвордов,ребусов,аннаграм.
1.2. Планирование темы.
Цель написания методической разработки: -организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной и исследовательской деятельности на практическом занятии;
через изучение топонимики водных объектов помочь учащимся ближе и глубже познать Новгородский край, проявить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов.
Задачи:
Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как развивающей науке.
Развивающая: формировать навыки научно-познавательной деятельности по изучению родного края.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к историческим названиям, как залог сохранения национальных традиций.
Основная идея педагогической деятельности и новизна.
Основная идея методической разработки занятия состоит в том, чтобы адаптировать рабочую тетрадь и программу внеурочной деятельности «Новгородская мозайка», которые были мной разработаны как единый методический комплект для проведения внеурочных занятий в 8 классе.
Новизна состоит в том, что методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые познавательные элементы и исследовательские приёмы в учебный материал по истории Новгородского края.
3.Рекомендации по организации и методике изучения темы.
3.1. Ключевые слова: топонимика, топонимы
3.2. Тема занятия: «Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр»
3.3. Класс: 8
Внеурочная деятельность: духовно-нравственное направление
3.4. Тип занятия. Практикум.
3.5. Планируемые результаты:
Предметные: научиться:
-уметь самостоятельно искать информацию и применять ее в практической деятельности.
- применять ранее полученные знания при решении комбинированных задач
Метапредметные:
1.Развивать информационную компетентность.
2.Развивать предметную компетенцию: навыки грамотной устной речи.
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.развивать учебно-познавательные компетенции: исследовательские навыки, самостоятельность.
5.Развивать творческие способности учащихся.
- Коммуникативные: развивать умение членов группы обмениваться знаниями между собой, аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения;
- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, искать и выделять необходимую информацию; высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации;
- Познавательные: работать с информацией, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определение понятий; вырабатывать алгоритм действий определять основную и второстепенную информацию
-Личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
3.6. Технологии: игровые и проблемные
Методы: практические (выполнение заданий)
Приемы обучения: презентация, анализ заданий различного уровня.
3.7. Формы организации познавательной деятельности: групповая
3.8. Средства обучения: основные: материалы для учащихся (рабочий лист), карточки-задания, видеоматериал, справочный материал.
3.9. Учебно-методическое обеспечение занятия: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рабочие листы.
3.10. Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые результаты |
1.Самоопределениек деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач занятия, этапов и форм работы. Цель: включение детей в деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие Послушаем красивые звуки. Психологический настрой: успеха(указательными); большого(средними); во всём(безымянными) и везде(мизинцами) Здравствуйте! (всей ладонью) | Слушают речь учителя; психологически настраиваются на продуктивную работу. Во время психологического настроя могут соединять пальцы рук с сидящим рядом учеником (парный настрой) или выполнять самостоятельно (индивидуальный настрой) | Звук реки и психологический настрой: | Личностные: -принятие социальной роли учащихся. -положительное отношение к процессу учения. Регулятивные: -умение слушать в соответствии с целевой установкой. -умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2.Этап актуализация знаний. Цель: формулирование темы занятия | 1.Вы слушали звуки воды. С чем у вас ассоциируется вода? 2.Прежде чем определить тему нашего занятия, предлагаю вам перейти по QR коду по ссылке рабочем листе и ознакомится с информацией. | Обучающиеся переходят по ссылке по QR-коду в рабочем листе, определяют тему занятия: «Топонимика как наука. Отражение истории Новгородского края в названиях рек и озёр». | Статья «Топонимика: важнейшая наука или ненужные исследования.» | Познавательные Сформулируют тему Регулятивные: Обработают информацию используя QR-код. |
3.Постановка проблемы, цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Практическое выполнение заданий. | 1.Дайте определение что такое топонимика? 2.Топонимика –важнейшая наука или ненужные исследования? Презентация. (интересные названия рек) На занятии мы будем с вами говорить о реках и озёрах Новгородского края. Выберем несколько рек и озёр и проведем практическую работу. Предлагаю вам разделиться на 5 групп. Формулирует задание: каждая команда получает 3 задания. Далее уточняет задание: Задание 1. Решить ребус. (определить название реки или озера) Задание2.Оформить паспорт реки. Задание 3. Привести интересные факты Обращает внимание на инструкции, раздаточный материал, информационные листы и дополнительную литературу. На протяжении всего занятия вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради. | Учащиеся формулируют определение гидроним, используя иллюстрацию в рабочем листе. Записывают формулировку Учащиеся делятся на группы. Выбирают руководителя, изучают информацию, выполняют задания на карточках, и работают в Слушают задание. Читают инструкцию. Изучают предложенный материал. Распределяют обязанности внутри группы. Поэтапно выполняют задания. 1.Решают ребус и узнают название реки(озера) 2.Составляют паспорт, вносят необходимые записи. 3.Приводят интересные факты из истории, литературы, искусства про реки и озёра Новгородского края. | Познавательные Уметь работать с информацией, анализировать. Коммуникативные-участвовать в диалоге, обсуждении, работать в группе. Регулятивные: Учиться договариваться и приходить к общему мнению. Вспоминают способы эффективного выполнения и организации деятельности во время практических занятий. Умение составлять план действий. Умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Развитие навыков работы с текстом, отработка техники скорочтения. | |
Приложение 1. Задание 1 Информационный вспомогательный материал (Приложение 7) (Приложение 1.) Задание 2. Составить паспорт реки(озера) (Приложение 1.) Задание 3. Работа с текстом с переставленными буквами. | ||||
4.Представление результатов. | Подведем первые итоги. 1.Что вы узнали о реках и озёрах Новгородского края? 2.Представьте в виде мини-докладов выполненные задания | Учащиеся выступают с докладами о проделанной работе по 3 заданиям. | На доске оценочная таблица «Оценка работы групп», где за каждое задание команда получает баллы. (Приложение 2.) | Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации Учащиеся умеют осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
5.Закрепление новых знаний и умений | Формулирует задание: для вас вторая часть нашего практикума будет связана с поэзией. Вам предстоит собрать из «облака слов «стихотворные строки и выразительно их прочитать | Работают в группах, разбирают задания, представитель группы выразительно читает стихи. | (Приложение 3.) Работа по заданию «облако слов» | Познавательные Учатся работать со структурированием слов. Регулятивные Работают с источниками информации. Коммуникативные Слушают собеседника, учатся аргументировать свою точку зрения. |
6.Представление результатов | 1.Представьте продукт своей работы. 2.Сделайте вывод по практической работе. 3.Подводим итоги, считаем баллы. Объявляем результаты. | 1.Учащиеся представляют ответы. 2.В таблицу оценки групп вносятся результаты. | Умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников. Умеют устно оформлять свои мысли. | |
7.Подведение итогов. | Подводим итоги занятия. Каждая группа получает оценочный лист на команду. Приложение 4. Обратите внимание на рабочий лист. Домашнее задание-это задание 2. | Необходимо ознакомиться с критериями и оценить свою работу. Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников | Учащиеся оценивают свою работу на практическом занятии. (Приложение 4.) Оценочный лист. Просматривают домашнее задание. (Приложение 5.) | Самооценка результатов деятельности группы; свои достижения, степень самостоятельности инициативности, причины неудач. |
8.Рефлексия | Учитель предлагает учащимся сделать «фото» на память.Обвести кружком смайлик. который соответствует настроению его на уроке. | Учащиеся обводят смайлик Приложение 6 |
4.Заключение.
Методическая разработка проведения практического занятия интегрирует метапредметные связи по таким предметам как история, география, литература, изо. Учащиеся в результате учебной и проектно-исследовательской деятельности расширяют и обогащают свои знания о топонимике, этнографии, истории, географии родного края. Оценивая результаты индивидуальной и групповой работы развивают коммуникативные навыки, умение выстраивать диалог, работать в команде.
5.Список литературы.
1.Попов А.И. «Следы времён, минувших» (Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей), Ленинград, Издательство «Наука» 1981 год.
2.Смирнов В.Г. «Озеро Ильмень». Словенское море. -М; Вече.201
Интернет ресурсы.
Статья «Звуки природы. Музыка для релаксации» https://world-psychology.ru/zvuki-prirody-muzyka-dlya-relaksacii/
Статья «Топонимика –важнейшая наука или ненужные исследования?» https://statusname.ru/articles/nazvaniya/toponimika/toponimika-vazhneyshaya-nauka-
Приложение 1.
Карточка 1(группа 1)
Карточка 2(группа 2)
Карточка 3(группа3)
Карточка 4(группа4)
Карточка 5(группа 5)
Задание №2
(для всех групп)
Паспорт реки или озера
1.Название(топонимика)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Местоположение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Размер озера(реки)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Цвет, прозрачность и др. характеристики воды. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Животный и растительный мир_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Хозяйственное использование________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№ 3
(для всех групп)
Задание 3.
Текст с переставленными буквами.
Ркеа Ввхоло: Место пыревх своткнелиной славян и враяг Река Вхолво, ивзсвяиаь по днрвеей зеелм, оояиецвртлет вжыанй эатп в итосири Роиисс. Сжлуа водным путем и сщузяиювм зноевм мжеду омазери Илньемь и Лксдожеоа, она сатла мтеосм пыверх скеропсииононвй свиакляснх пмелен с вгаияамр. Эти снеилнкоовтя виисллыь в исритсчкиеое сыибяот, пвлпршидеоиеерде бщеууде ндрооав, нишвляасех эти зилем. Вохолв не тлкьоо очипавбсеел таронвркоптисру троавов по знимаоенмту тгоомвроу пути
«из ваярг в геирк», но и ссввпсоботаол онбмеу кулурть, таиицдрй и знианй. Его знничеае для деоувскнрсерй иотсрии нмоенвжозо пецниреоеть, здсеь пислдоихори ключывее стбяиоы, вищяюиле на раиитвзе рниеога на прятножеии.
Исходный текст.
Река Волхов: Место первых столкновений славян и варяг Река Волхов, извиваясь по древней земле, олицетворяет важный этап в истории России. Служа водным путем и связующим звеном между озерами Ильмень и Ладожское, она стала местом первых соприкосновений славянских племен с варягами. Эти столкновения вылились в исторические события, предопределившие будущее народов, населявших эти земли. Волхов не только обеспечивал транспортировку товаров по знаменитому торговому пути
«из варяг в греки», но и способствовал обмену культур, традиций и знаний. Его значение для древнерусской истории невозможно переоценить, здесь происходили ключевые события, влияющие на развитие региона на протяжении веков.
Приложение 2.
«Оценка работы групп»
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Решение ребуса | |||||
Оформление паспорта | |||||
Задание «Облако слов» | |||||
Текст | |||||
Итог |
Задание для 3 группы
Стихи Облако слов
Приложение 4.
«Самооценка работы в группе»
Оценочный лист
Задание: Оцените умения, которые проявила ваша группа в работе на практикуме:
Критерии оценивания | Баллы | ||
1. | Определили цель работы | ||
2. | Спланировали общую работу | ||
3. | В выполнении заданий принимали участие все члены группы | ||
4. | Следовали плану | ||
5. | Сотрудничали в группе(слушали друг друга, распределили ответственность) | ||
6. | Помогали друг другу | ||
7. | Нашли, отобрали и обработали нужную информацию | ||
8. | Пришли к общему результату | ||
Всего |
Примечание: по каждому критерию выставляется 3 балла.
Сделайте вывод о работе своей группы. Запишите, что вашей группе удалось
лучше всего, а чему ещё нужно учиться.
Приложение 5.
Рабочий лист к урокуDOCX / 807.65 Кб
Приложение 6.
Рефлексия.
«Общее фото»
Приложение 7.
Информационный материал.
презентацияPPTX / 3.99 МбпрезентацияPPTX / 3.99 МбРабочий лист к урокуDOCX / 807.65 КбРабочий лист к урокуDOCX / 807.65 КбСтихи "Облко слов"DOCX / 329.91 Кб