Методическая разработка занятия учебной практики профессионального модуля «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия учебной практики
профессионального модуля ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
(программа подготовки специалистов среднего звена)
на тему: «Определение объёмов выполняемых строительных работ»
Выполнила:
мастер производственного обучения
Шишкина Л.Н.
Алчевск, 2022год
Шишкина Людмила Николаевна, мастер производственного обучения Обособленного структурного подразделения «Алчевский строительный колледж» Государственного образовательного учреждения высшего образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический институт» г. Алчевска
Адрес электронной почты: shishkina_lyudmila@mail.ru
Методическая разработка занятия учебной практики профессионального модуля ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (программа подготовки специалистов среднего звена) на тему: «Определение объёмов выполняемых строительных работ»
Аннотация
Методическая разработка предусмотрена для проведения занятия учебной практики профессионального модуля ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (программа подготовки специалистов среднего звена) на тему: «Определение объёмов выполняемых строительных работ». Методическая разработка может быть использована для проведения занятий практической подготовки мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций строительного профиля.
Ключевые слова: объем строительных работ, строительные материалы, здание, части здания, смета.
Введение
Одним из элементов для определения сметной стоимости строительства здания или сооружения служат объемы строительных работ. Определение объемов отдельных видов работ, предусмотренных проектами, производится в случаях исчисления сметной стоимости по единичным расценкам. Ведомость подсчета объемов работ является исходным документом для определения сметной стоимости объекта строительства. Объемы работ подсчитываются к сметам технических (техно-рабочих) проектов и для рабочих чертежей в единицах измерения сметных норм. Точный подсчет объемов работ, а также четкое определение характеристики конструкций дает возможность наиболее точно определить сметную стоимость строительства.
Новые социально-экономические условия требуют значительного повышения качества обучения студентов организаций профессионального среднего образования. Подготовка технических кадров должна соответствовать современным нормам и требованиям. Необходимо, чтобы будущий специалист уверенно ориентировался в обширном круге разнообразных вопросов, был нацелен на непрерывное повышение своих знаний и умений. Качество профессиональной подготовки выпускников определяется степенью их конкурентоспособности на рынке труда.
Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной работы со студентами, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.
В основу государственных образовательных стандартов, положен компетентностный подход, который определяет степень овладения профессией. Этот вид контроля стимулирует у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебных дисциплин, междисциплинарного курса, овладению профессиональными и общими компетенциями. Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства будущих специалистов в определенной области деятельности (строительстве), развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.
Основная часть
Планируемый результат: в результате данного занятия студент должен получить профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода
материальных ресурсов.
Во время проведения практического занятия студенты должны получить практический опыт:
- определения и учета выполняемых объемов работ и списанию материальных ресурсов;
- осуществления мероприятий по контролю качества выполняемых работ.
Должны уметь:
проводить обмерные работы;
определять объемы выполняемых работ;
должны знать:
- правила исчисления объемов выполняемых работ;
- нормы расхода строительных материалов, изделий и конструкций по выполняемым работам.
Краткий конспект материала занятия
Определение объемов строительных работ — наиболее трудоемкая и ответственная часть сметной работы, от которой зависит качество сметной документации.
К работе по расчету объемов работ надо подготовиться. Студент должен ознакомиться с проектом во всем объеме предстоящих расчетов. Все проектные материалы следует разобрать и разместить на рабочем месте в порядке, обеспечивающем удобство и быстроту их нахождения и использования. Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным. Расчеты объемов работ следует вести по таблицам.
Одним из исходных документов для определения сметной стоимости объекта строительства является ведомость расчета объемов работ. Ведомость объёмов работ – это документ, который позволяет перейти от расчёта объёмов работ в отдельных позициях локальных смет к расчёту по конструктивным элементам. Правильное определение объемов работ имеет первостепенное значение, от этого зависит качество всей документации. В Технической части любого сметного документа приводятся «Правила исчисления объемов работ». Прежде, чем приступить к подсчету объемов работ, необходимо разобраться в чертежах, изучить текстовый материал проекта в пояснительной записке.
При расчете объемов строительных работ необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- определение объемов строительных работ осуществляется на основании рабочих чертежей;
- определение объемов работ производится с заданной точностью;
- сведения об объеме данной работы заносятся в соответствующие ведомости;
- определение объемов работ ведется по законченным конструктивным элементам и видам работ;
- рекомендуется расчет объемов работ производить в определенной последовательности, соответствующей технологии выполнения работ;
- округлять физические объемы работ по проектным данным не следует;
- при расчетах следует максимально использовать проектный материал, данные таблиц спецификаций конструкций, материалов, изделий.
При подсчете объемов работ следует соблюдать элементарные правила:
- максимально использовать проектный материал, в первую очередь данные таблиц, спецификации материалов, спецификации на железобетонные, металлические и другие изделия;
- подсчеты по работам без чертежей (земляные) должны подтверждаться эскизами;
- формулы должны быть короткими, для подсчета по определенным помещениям, а не по зданию в целом;
- определять объемы конструкций или видов работ в единицах измерения, принятых в соответствующем нормативном справочнике, при помощи которого будет исчисляться сметная стоимость объекта строительства;
- все линейные размеры указывать с двумя знаками после запятой.
В целом определение объемов работ рекомендуется проводить по приведенным схемам и формулам, позволяющим наглядно представить ход расчетов и последовательность их выполнения, что облегчает проверку расчетов.
Определение объемов работ по разделам локальной сметы:
А. Подземная часть здания:
- Земляные работы здания;
- Фундаменты;
- Стены подвала;
- Перекрытия;
Б. Надземная часть здания:
- Каркас здания;
- Стены здания;
- Перегородки;
- Кровля;
- Внутренняя отделка;
- Заполнение проемов;
- Полы;
- Внутренняя отделка;
- Наружная отделка;
- Прочие работы.
Определение строительного объема здания
Строительный объём здания с чердачным перекрытием (V1) определяется по формуле:
V1 = S1 x H,
где S1 – площадь горизонтального сечения здания по внешнему обводу на уровне первого этажа выше цоколя;
H – высота по разрезу от отметки чистого пола первого этажа до верха засыпки чердачного перекрытия.
Строительный объём здания без чердачного перекрытия (V2) определяется по формуле:
V2 = S2 x L,
где S2 – площадь вертикального разреза здания по наружному обводу стен (верхнее очертание кровли и верх чистого пола первого этажа);
L– длина здания по наружным граням торцевых стен на уровне первого этажа выше цоколя.
В обоих случаях из объёма здания исключается объём проездов, но добавляются объёмы лоджий, ниш, эркеров, веранд, тамбуров, световых фонарей. В то же время к объёму здания не добавляется объём портиков, балконов (открытых и крытых).
Если здание имеет разные по площади этажи, то для каждой части здания строительные объёмы определяются отдельно, а затем суммируются.
Чердачное помещение, приспособленное для технических целей, в объём здания не включается. Объём мансардного помещения учитывается.
Строительный объём здания с подвалом или полуподвалом определяется суммарными данными об объёме надземной и подземной его частей.
Строительный объём подземной части определяется по формуле:
V3 = S3 x H1,
где S3 – площадь горизонтального сечения подвала (полуподвала), измеренная на уровне первого этажа выше цоколя;
H1– высота от отметки верха чистого пола первого этажа.
Результаты выполненных расчетов объемов работ можно использовать для последующего выполнения сметных расчетов.
Практическое занятие проводится со студентами группы № 46 по специальности: 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Тема занятия определена рабочей программой учебных и производственных практик.
Данное мероприятие проводится в аудитории для проведения учебных занятий участка ремонта и сервисного обслуживания филиала №1 «Алчевский металлургический комбинат» ООО «Южный горно-металлургический комплекс», требует тщательного планирования и организации, т.к. студентам предстоит продемонстрировать практические навыки работы с чертежами и произвести расчет объемов работ, что требует определённых интеллектуальных усилий.
Предварительная подготовка со стороны мастера производственного обучения включает в себя подготовку вариантов заданий; обеспечение студентов чертежами и бланками «Ведомость объемов работ».
Мастер производственного обучения вместе со студентами подводят итоги (оценки правильности выполнения практического задания).
Данное мероприятие создает условия для формирования у студентов ряда профессиональных и общих компетенций и способствует повышению уровня профессиональной подготовки специалистов строительного профиля.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема занятия: Определение объёмов работ
Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков
Вид занятия: Занятие комплексного применения знаний и умений на практике
Цель занятия:
Обучающая: сформировать и выработать у студентов практические навыки и умения самостоятельно определять объемы работ строящихся зданий, обеспечить профессиональную подготовку специалистов на уровне, соответствующем ФГОС СПО.
Развивающая: развить умение выбирать способы решения производственных задач, содействовать принятию самостоятельных решений, развивать навыки применения теоретических знаний на практике, развивать умение анализировать и делать выводы, создать условия для раскрытия творческого потенциала студентов.
Воспитательная: формировать профессиональную заинтересованность,
чувство коллективизма и взаимопомощи, развивать умение работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение.
Здоровьесберегающая: способствовать созданию благоприятной эмоциональной климата на занятии; проявление толерантности по отношению друг к другу.
Методическая: совершенствовать методику проведения учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02.
Форма проведения: практическое занятие.
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, практический.
Методы мотивации интереса к обучению:
- словесные: (объяснение, беседа), опрос;
- наглядные: метод учебного сотрудничества (показ трудовых приемов и операций):
- стимулирования: создание ситуации познавательной новизны, поощрение.
Методы практические: Умение работать с чертежами, умение выполнять расчеты по формулам.
Репродуктивный: метод формирования умений (под наблюдением преподавателя).
Продуктивный: метод применения полученных знаний и умений (самостоятельно).
Методы контроля:
- самоконтроль студентов;
- взаимоконтроль;
- контроль мастера производственного обучения.
Рефлексия:
- рефлексия деятельности (представление расчетов);
- настроения и эмоционального состояния (диалог при представлении расчетов).
Средства обучения и оборудование: ручка, карандаш, линейка, ластик,
писчая бумага, калькулятор, ведомость объемов работ. Продолжительность занятия: 6 часов
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.
ПК2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть (3 – 5 мин.)
- прием рапорта дежурного;
- отметка отсутствующих студентов;
- проверка готовности студентов к занятию.
2. Вводный инструктаж (30 – 60 мин.)
- сообщение темы и цели урока;
- мотивация предстоящей деятельности;
- актуализация опорных знаний и умений:
1. Что входит в техническое обследование зданий?
Техническое обследование зданий - это целый комплекс мероприятий и исследований строительных конструкций, в результате которых определяется фактическое техническое состояние здания (сооружения) и его элементов (обследование несущих конструкций и ограждающих), физический износ строительных конструкций, фактические значений характеристик конструкций (прочность, сопротивление теплопередаче и др.) с учетом эксплуатационных изменений.
2.Что такое обмерные работы?
Обмерные работы (обмерно-обследовательские работы) — это комплекс мероприятий, направленных на определение реальных геометрических параметров исследуемого объекта (здания, сооружения, отдельного помещения, земельного участка и т. д.).
3.Цель обмерных работ?
Цель обмерных работ — определение или уточнение фактических геометрических характеристик и параметров строительных конструкций или их отдельных элементов.
4. Как провести обмерные работы?
Обмерные работы проводятся в несколько этапов:
-подготовительный этап;
-визуальное ознакомление с объектом;
-проведение точных обмеров;
-составление чертежной документации;
-обобщение результатов и составление заключения.
Мастер производственного обучения демонстрирует видео: «Мастер - класс по обмерам квартиры https://www.youtube.com/watch?v=ep3UAeix2Ag (см.рис.1.)
Рис.1. Видео: «Мастер - класс по обмерам квартиры
4. Группа разбивается на 3 бригады, выбирается бригадир.
5. Выдаются задания на текущий инструктаж.
Задание для первой бригады:
Определить объемы помещений и здания в целом
Высота этажа- 2850мм.
Задание для второй бригады:
Определить объемы помещений и здания в целом
Высота этажа- 2750мм.
Задание для третьей бригады:
Определить объемы помещений и здания в целом
Высота этажа- 270мм.
6. Инструктирование по выполнению практического задания.
При подсчете объемов работ необходимо придерживаться следующего порядка:
1. Ознакомиться с проектными материалами и разместить их на рабочем месте в порядке, удобном для рационального использования;
2. Разработать и подготовить табличные формы;
3. Составить вспомогательные таблицы подсчетов на типовые изделия, конструкции и детали, а также на конструктивные элементы и части здания;
4. Подсчитать объемы работ с использованием проектных спецификации;
5. Подсчитать объемы работ по конструктивным элементам и видам работ, не охваченным при подсчете спецификациями.
Для упрощения и облегчения работ рекомендуется:
иметь заранее изготовленные вспомогательные таблицы с готовыми сметными данными для типовых и часто повторяющихся конструктивных элементов, видов работ и частей зданий, а также для типовых и стандартных изделий;
максимально использовать типовые бланки локальных смет с перечнем основных видов работ и конструктивных элементов, шифрами единичных расценок и стоимостными показателями;
подсчет по конструктивным элементам и видам работ вести на готовых бланках смет или в таблицах в таком порядке.
ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМОВ РАБОТ
№ п/п | Наименование работ и затрат | Единица измерения | Количество единиц измерения | Формула расчета объемов работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | |||
| | |||
| ||||
| ||||
| | |||
| | | |
7. Разбор типичных ошибок, рассмотрение путей их предупреждения и устранения.
Обмерные чертежи основных проекций здания, т.е. планов, фасадов и разрезов, обычно выполняются в масштабе 1:50. Этим определяется необходимая точность обмера — до 0,5 см, что дает в масштабе чертежа 0,1 мм — предельно мелкую, ощутимую на глаз величину. Для деталей здания, если они вычерчиваются в крупном масштабе, обмер производится с точностью до 1 мм.
С целью определения площади отведённой под жилую, нужно иметь размеры всех зон, предназначенных для жилья в данном доме.
Для того, чтобы выяснить, какие именно зоны в конкретном частном домовладении необходимо считать жилыми, достаточно развернуть и внимательно изучить проект дома и его технический паспорт.
В экспликации к техпаспорту можно конкретно увидеть как величину площади, так и категорию каждой из комнат.
К комнатам, предназначенным для жилья можно отнести: зал-гостиную, комнаты – спальни, гардеробную.
Для того, чтобы правильно замерить жилую площадь помещения, требуется тщательно замерить длину и ширину всех имеющихся стен в каждой из комнат, предусмотренных для постоянного в них нахождения. Это можно сделать при помощи строительной рулетки. Все измерения рекомендуется делать точно и аккуратно.
Удобнее будет если перед снятием замеров вынести из комнат все ненужное, чтобы место у каждой из стен было в свободном доступе и после этого произвести измерения вдоль полового плинтуса. Все полученные результаты измерений с обязательной пометкой зоны, в которой они производились надо зафиксировать.
Когда измерения жилых помещений подойдут к концу и все точно записано, можно заняться подсчётом необходимой величины. Для её точного вычисления можно применить следующую формулу:
Д (длина) одной комнаты х Ш (ширина) одной комнаты =П (площадь) одной комнаты.
3. Текущий инструктаж – 4часа
- выдача практического задания бригадирам бригад;
- выполнение практического задания и заполнение Ведомости объемов работ.
- плановые обходы мастером производственного обучения рабочих мест студентов с целью:
готовности к работе;
проверки правильной организации рабочих мест;
контроля за правильностью составления ведомости объемов работ;
соблюдения студентами правил техники безопасности;
оказание консультативной помощи в ходе выполнения задания.
- при обходе рабочих мест бригад мастер производит опрос.
Опрос бригад «по цепочке»:
В каких единицах измерения необходимо рассчитывать объемы работ?
Ответ: Единицы измерения в подсчетах объемов отдельных конструкций и видов работ должны точно соответствовать единицам измерения, принятым в сметных нормах и приведенным в технических частях соответствующих глав СНиПов.
С какой целью подсчитываются объемы работ?
Ответ: Объемы работ для составления смет.
Какая документация необходима для расчета объемов строительных работ?
Ответ: Объемы работ рекомендуется подсчитывать по типовым схемам, эскизам и таблицам, позволяющим наглядно представить ход расчетов и их последовательность, единицы измерения в подсчетах объемов отдельных конструкций и видов работ должны точно соответствовать единицам измерения, принятым в сметных нормах и приведенным в технических частях соответствующих глав СНиПов.
В какой последовательности рекомендуется вести подсчеты объемов работ?
Ответ: Подсчеты объемов работ рекомендуется начинать с фундаментов и стен подвалов, затем определять объемы земляных работ. (Отдельно рекомендуется вести подсчет объемов по подземной части здания или сооружения, а также по жилой и нежилой чисти дома.
4. Заключительный инструктаж (15-30 мин.)
- сообщение о достижении цели урока;
- подведение итогов работы бригад;
- демонстрация лучших работ;
- сообщение оценок, полученных на занятии;
- рефлексия:
Вопросы преподавателя:
- все ли понятно при выполнении задания?
- чему научились сегодня?
- у кого тема вызвала затруднения? Почему?
- кому было некомфортно на уроке? Почему?
- как работать лучше самостоятельно или в бригаде?
- как вы оценили работу своей бригады?
- кого из бригады нужно отметить?
- выдача домашнего задания (И.И. Чичерин «Общестроительные работы» (учебник, 1999 год, стр.61-63).
Критерии оценивания выполненных работ:
- оценка «отлично» выставляется, если студент при выполнении задания показал практические навыки учета объемов работ, умение проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов, пользоваться нормативно-технической документацией; не допустил неточностей в вычислениях.
- оценка «хорошо» выставляется, если студент при выполнении задания показал практические навыки учета объемов работ, умение проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов, пользоваться нормативно-технической документацией, но при этом допустил неточности в оформлении «Ведомости объемов работ».
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент при выполнении задания показал практические навыки учета объемов работ, умение проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов, пользоваться нормативно-технической документацией, но при этом нарушил технологическую последовательность выполнения задания; допустил неточности в оформлении «Ведомости объемов работ»; допустил неточности в вычислениях.
Вопросы определения объёмов строительных работ более подробно изложены в «Справочнике по сметному делу в строительстве», ч. 1 и в справочнике Б. И. Голубева «Определение объёмов строительных работ».
Для справки
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ ЖИЛЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
1. Строительный объем здания (жилого или общественного) определяется как сумма объемов надземной и подземной частей.
Строительный объем определяется в пределах ограничивающих поверхностей с включением ограждающих конструкций, световых фонарей, куполов, эркеров, веранд, тамбуров, лоджий без учета выступающих архитектурных деталей и конструктивных элементов – портиков, террас, балконов, объема проездов и пространств под зданием на опорах, а также проветриваемых подполий под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах. Строительный объем определяется раздельно для каждой из частей зданий, различающихся объемно-планировочными решениями (высотой, этажностью, шириной и др.), зданиями с поворотными секциями и т. п.
Строительный объем надземной части здания рекомендуется определять умножением площади вертикального поперечного сечения на длину здания.
V надз = S в х L зд, где:
V надз – строительный объем надземной части здания, м3;
S в – площадь вертикального поперечного сечения здания, которая
ограничивается наружной поверхностью стен, верхним очертанием кровли и чистым полом первого этажа, м2;
L зд – измеренную между наружными поверхностями торцовых стен
в направлении, перпендикулярном площади сечения на уровне первого
этажа выше цоколя.
Объем подвала (V п) рекомендуется определять умножением площади горизонтального сечения подвала в уровне первого этажа выш ецоколя (S г) на высоту (Н п) от уровня чистого пола подвала до отметки чистого пола первого этажа.
V п = S г x H п
2. Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части. Площадь под зданием, расположенным на столбах, а также проезды под ним включаются в площадь застройки.
3. При определении этажности надземной части здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли, но не менее, чем на 2 м. Подполье для проветривания под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых фунтах, в число надземных этажей не включается. При различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания.
Технический этаж, расположенный над верхним этажом, при определении этажности здания не учитывается.
В жилом здании различают площадь квартир, общую площадь квартир и площадь жилого здания.
4. Площадь квартир следует определять как сумму площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
5. Общую площадь квартир следует определять как сумму площадей
их помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий – 0,5, для балконов и террас – 0,3, для веранд и холодных кладовых -1,0. Площадь, занимаемая печью, в площадь помещений не включается. Площадь под маршем внутри квартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в площадь помещений, где расположена лестница.
6. Общую площадь помещений общежитий следует определять как сумму площадей жилых комнат, подсобных помещений, помещений общественного назначения, а также лоджий, балконов и веранд, подсчитываемых согласно указанию п. 5.
7 Общую площадь квартир жилых зданий следует определять как сумму общих площадей квартир этих зданий, определяемую согласно п. 5, общая площадь помещений общественного назначения, встроенных в жилые дома, подсчитывается отдельно согласно СНиП 2.08.02-89*
Площади подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в. общую площадь квартир жилых зданий не включаются.
8. Площадь жилого здания следует определять как сумму площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий.
Площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.
Площадь чердаков и хозяйственного подполья в площадь здания не включается.
9. Площадь помещений жилых зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов).
При определении площади помещения мансардного этажа учитывается площадь этого помещения с высотой до наклонного потолка 1,5 м при наклоне 30° к горизонту, 1,1м – при 45° 0,5 м – при 60° и более.
При промежуточных значениях высота определяется по интерполяции.
Площадь помещения с меньшей высотой следует учитывать в общей площади с коэффициентом 0,7, при этом минимальная высота стены должна быть 1,2 м при наклоне потолка 30° 0,8 м – при 45° 0,3 м – при 60°, не ограничивается при наклоне 60° и более.
10. В общественном здании различают общую площадь здания, полезную и расчетную площади.
Общая площадь общественного здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технические, мансардный, цокольный и подвальные).
Площадь этажей зданий следует измерять в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Площадь антресолей, переходов в другие здания, остекленных веранд, галерей и балконов зрительных и других залов следует включать в общую площадь здания. Площадь многосветных помещений следует включать в общую площадь здания в пределах только одного этажа. Площадь мансардного этажа измеряется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака.
При наклонных наружных стенах площадь этажа измеряется на уровне пола.
11. Полезная площадь общественного здания определяется как сумма площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т. п. за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц и пандусов.
12. Расчетная площадь общественных зданий определяется как сумма
площадей всех размещаемых в нем помещений, за исключением коридоров, тамбуров, переходов, лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц, а также помещений, предназначенных для размещения инженерного оборудования и инженерных сетей.
Площадь коридоров, используемых в качестве рекреационных помещений в зданиях учебных заведений, а в зданиях больниц, санаториев, домов отдыха, кинотеатров, клубов и других учреждений, предназначенных для отдыха или ожидания обслуживания, включается в нормируемую площадь.
Площади радиоузлов, коммутационных, подсобных помещений при эстрадах и сценах, киноаппаратных, ниш шириной не менее 1 м и высотой 1,8 м и более (за исключением ниш инженерного назначения), а также встроенных шкафов (за исключением встроенных шкафов инженерного назначения) включаются в нормируемую площадь здания.
13. Площадь подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также лоджий, тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую, полезную и расчетную площади зданий не включается.
14. Площадь помещений зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов). Площадь помещения мансардного этажа учитывается с понижающим коэффициентом 0,7 на участке в пределах высоты наклонного потолка (стены) при наклоне 30°- до 1,5 м, при 45°- до 1,1м, при 60° и более – до 0,5 м.
При подсчетах максимально использовать типовые бланки локальных смет с перечнем основных видов работ и конструктивных элементов, шифрами единичных расценок и стоимостными показателями.
Список использованных источников:
1.РДС 82-201-96 Правила разработки норм расхода материалов в строительстве;
2.РДС 82-202-96 Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве;
3.Сборник типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве дополнение к РДС 82-202-96) 1.
4.Соколов Г.К. Технология и организация строительства PDF. М.: Академия, 2015. – 528 с
5.СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства
6.СНиП 3.01.01-85 (с изм. 1 1987, 2 1995) Организация строительного производства