Методическая разработка занятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в школе» в 8 классах

5
0
Материал опубликован 4 October 2019 в группе

Методическая разработка занятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в школе» в 8 классах.



Презентация к уроку
PPTX / 3.64 Мб


Аннотация

Тема

Управление личными финансами

Цель

Способствовать формированию у учащихся представления о важности контроля за своими финансами;

Задачи

Воспитательная

Развивающая

Образовательная


Побудить интерес к изучению основ финансовой грамотности;

Обеспечить развитие способности делать оценочные суждения;

Знакомство с основными правилами контроля за личными финансами, их усвоение.

Методы и приемы

Словесный, наглядный, практический, метод проблемного обучения (через case технологию)

Формы работы

Групповые, фронтальные

Технические требования

Проектор, экран, раздаточный материал

Итог занятия

Занятие проводилось среди выборочной группы учащихся 8 классов, посещающих кружок. Учащиеся из выборки были разного уровня подготовки и успеваемости по обществознанию.

Учащиеся показали высокий уровень активности на уроке, материал был им интересен. Они выразили заинтересованность в теме, осознали ее важность.

На занятии был создан элемент успешности каждого участника, что еще больше с подвигло их заниматься.

Ключевые слова: личные финансы, доход, дефицит, финансовая подушка, обязательные расходы, кредит

Сценарий занятия

Основные этапы:

Организационный момент

Определение темы урока. Актуализация

Постановка проблемы.

Решение проблемы. Получение новых знаний.

Закрепление.

Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Подготовка к занятию. Приветствие. Формирование у детей дружелюбного настроя. Определение основной формы работы.

Определяют спикера в группе. Назначают лидера команды.

2

Учитель обращает внимание на экран.

- Кто изображен на экране?

-Нужно ли его представлять?

- Чем о н прославился?

- Можно ли считать его советы о достижении успеха правильными?

Вот, что говорит о основе успеха Билл Гейт.

«Главное вложение средств для того, чтобы стать богатым, это вложение в себя и свое образование»

(слайд 1)

- Билл Гейтс не закончил Гарвард. Тогда что он имеет ввиду говоря об образовании?


- В какой области мы будет сегодня узнавать это новое? Давайте взглянем на экран.

Быть было беде, да деньги на бедре

Дурак легко с деньгами расстаётся

За тем дело стало, что денег мало

За тем дело стало, что денег мало

Неистраченные деньги – приобретение

Копейка рубль бережет

О чем говорит народная мудрость? Чему она нас учит?

Посмотрите, пожалуйста на экран. Знаете ли вы понятие, которые на нем изображены: доход, расход, дефицит, избыток (профицит)?

На какой ступени находитесь вы?

Устраивает ли вас такая схема или что-то нужно изменить?

Что нужно сделать, чтобы этого достичь?

(слайд 2,3,4)


- Билл Гейтс.


- Самый богатый человек в мире, в США, основатель Майкрософт, бизнесмен и т.д.

- Можно.



- о способности всегда узнавать что-то новое.


Дети читают поговорки и пословицы о деньгах.

- Деньги, богатство, финансы.

(изучают график на экране)


Детство и юность

(опрос детей)

Вывод: чтобы в старости и молодости не было недостатка в средствах.

Нужно правильно обращаться с деньгами, планировать, управлять.

Дети формулируют тему занятия.

3

Почему на экране этапы жизни начинаются с 18 лет?



Знаете ли вы что-нибудь о том, как управлять финансами?

Как вы думаете, есть ли какие-то правила?

Какая проблема перед нами стоит?

(слайд 5,6)

Это период, когда мы можем начать зарабатывать, совершеннолетие.



Узнать эти правила, вывести их самостоятельно, запомнить их.

4

Прежде чем мы начнем свой путь, давайте проверим, какие ресурсы у нас есть. Пробное задание. Индивидуальное.

(слайд 7)

Учитель озвучивает задачу на экране.

Верных решений нет.






Возьмите пожалуйста приложение 2. Это карточка с будущими правилами правильного управления финансами. Сейчас мы с вами рассмотрим несколько ситуаций. Каждая группа работает отдельно. Затем спикер сообщает нам решение команды.

Ситуация 1.

Определите ошибку в управлении финансами.

Ситуация 2.

Почему денег всегда не хватает. Грамотный шопинг.

Ситуация 3.

В чем главный недостаток кредитов. Берешь чужие – отдаешь свои.

Ситуация 4.

Алексей молодец, а Николай нет. Поле Чудес в стране дураков.







(слайды 8-15)

Учитель хвалит всех участников дискуссии. Особенно отмечает верные ответы.

В конце детям предлагается дополнить памятку самостоятельно, если у них появились идеи как еще можно улучшить финансовое положение.

Дети самостоятельно решают задачу на экране.

(перед детьми лежат раздаточные материалы по теме) (прил.1)

Несколько учеников высказывают свое мнение и аргументируют его. Говорят о плюсах и минусах.

Работают в группах. По бланкам ситуаций (приложение 3).

Индивидуально заполняют памятку о правилах.

Ситуация 1.

Знакомятся с понятием финансовая подушка. Делают первые записи в памятку.

Ситуация 2.

Решают проблему. Делают выводы. Формулируют в памятку правила грамотного шопинга.

Ситуация 3.

Анализируют ситуацию. Высказывают свое мнение. Приходят к мысли, что кредиты вредны. В памятку вносят правила поведения с кредитами.

Ситуация 4.

Пытаются понять, в чем ошибка Николая. И почему Алексей более успешен. Выводят правило о том, что деньги должны работать и приносить доход. Так же, как и собственность. Делают последние записи в памятку.


Дается 2 минуты. Затем озвучивают свои пункты.

5

Давайте теперь поиграем в одну игру. Знаете ли вы детского писателя Григория Остера? Чем он прославился. (если дети не могут вспомнить, можно зачитать одно, два маленьких стихотворения)

(слайд 16)

Он написал книгу «Вредные советы». Это советы на оборот.

Задание для каждой команды, за 3 минуты написать три вредных совета по финансовой грамотности. (Если получится в стихах).

Лидеры команд выходят и зачитывают, что у них получилось.

6

Возьмите пожалуйста приложение 4. Это оценочный лист вашей работы. Отметьте кружочком тот квадрат в каждой строке, который соответствует вашему поведению на уроке.

(слайд 17,18)

На заполнение 30 секунд.

Затем на экране дети могут увидеть результат и оценить себя.

Приложения

Приложение 1.

Учащиеся 7А кл. на весенних каникулах отправились на экскурсию в г. Санкт-Петербург. Экскурсионная программа: питание и проживание были оплачены заранее. На родительском собрании было принято решение: все учащиеся должны иметь равные финансовые возможности, поэтому родители дали каждому ребенку с собой 2 тысячи рублей. Возвращаясь с экскурсии, Петя, Маша, Света, Оля и Наташа делились впечатлениями и обсуждали, кто и как потратил деньги.

Петя купил себе футболку с символикой Санкт-Петербурга и сладкие сувениры.

Маша купила подарки родным и друзьям.

Света купила себе новое платье и сумочку.

Оля сэкономила большую часть денег, чтобы добавить к накоплениям на новый телефон.

Наташа сидела молча и пыталась вспомнить, куда она потратила деньги.

Определите, кто управляет своими финансами лучше, а кто хуже?

Приложение 2.

Памятка о правилах управления финансами

Правило





Приложение 3.

Ситуация 1. После окончания учебы Евгений сумел найти хорошо оплачиваемую работу. Он зарабатывал в месяц до 60 тысяч рублей. Молодой человек считал, что пока он молод, нужно многое увидеть и успеть. В отпуск ездил за границу и тратил деньги без счета. Однако неожиданно с ним случилась беда – он серьезно заболел и был вынужден уйти на больничный. Ему потребовалась операция и длительное лечение и реабилитация.

Определите, какую ошибку в управлении своими финансами совершил Евгений?


Ситуация 2. Хорошие подруги Лена и Катя работают в одной фирме, на одинаковых должностях и с одинаковой зарплатой. Обе девушки заядлые модницы и очень любят обновки. Но в конце месяца Лена всегда остается без денег и просит Катю одолжить ей до зарплаты. Катя же, хотя и покупает не меньше вещей, всегда остается при деньгах.

Определите в чем разница между девушками?

Ситуация 3. Молодой человек по имени Александр очень любил брендовые и модные вещи. Но зарабатывал недостаточно, чтобы позволить их себе купить и недостаточно, чтобы можно было накопить на них. На помощь пришли кредиты. Телефон, телевизор, автомобиль. Однако доходы не росли. И вскоре чтобы покрыть кредиты пришлось брать еще. Через некоторое время платежи стали составлять более 80% от доходов.

В чем риски такого поведения? Где закралась главная ошибка?

Ситуация 4. Николаю от бабушки досталась квартира. У него с женой было свое жилье. Через некоторое время, чтобы не тратить дополнительные средства они продали ее приятелю Алексею. И уехали отдыхать в Испанию. Через год Алексей сумел купить новую машину и поехать на отдых. А у Николая не было больше ни квартиры, ни денег.

Подумайте, как удалось Алексею, потратив деньги на покупку квартиры, остаться в плюсе?

Приложение 4.

Усвоение материала

Не знаю, не понял

1 балл

Понял 

2 балла

Понял, могу объяснить заболевшему товарищу

3 балла

Активность на уроке

Спал

1 балл

Активен

2 балла

Сделал все, что смог

3 балла

Применение 

Не делал и не буду

1 балл

Попробую применить

2 балла

Применю обязательно

3 балла

3-5 баллов - "бедный студент"

6-7 баллов - "уверенный специалист"

8-9 баллов - "будущий магнат" 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации