Методическая разработка занятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в школе» в 8 классах
Методическая разработка занятия в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в школе» в 8 классах.
Презентация к уроку
PPTX / 3.64 Мб
Аннотация
Тема | Управление личными финансами | ||
Цель | Способствовать формированию у учащихся представления о важности контроля за своими финансами; | ||
Задачи | Воспитательная | Развивающая | Образовательная |
| Побудить интерес к изучению основ финансовой грамотности; | Обеспечить развитие способности делать оценочные суждения; | Знакомство с основными правилами контроля за личными финансами, их усвоение. |
Методы и приемы | Словесный, наглядный, практический, метод проблемного обучения (через case технологию) | ||
Формы работы | Групповые, фронтальные | ||
Технические требования | Проектор, экран, раздаточный материал | ||
Итог занятия | Занятие проводилось среди выборочной группы учащихся 8 классов, посещающих кружок. Учащиеся из выборки были разного уровня подготовки и успеваемости по обществознанию. Учащиеся показали высокий уровень активности на уроке, материал был им интересен. Они выразили заинтересованность в теме, осознали ее важность. На занятии был создан элемент успешности каждого участника, что еще больше с подвигло их заниматься. | ||
Ключевые слова: личные финансы, доход, дефицит, финансовая подушка, обязательные расходы, кредит |
Сценарий занятия
Основные этапы:
Организационный момент
Определение темы урока. Актуализация
Постановка проблемы.
Решение проблемы. Получение новых знаний.
Закрепление.
Рефлексия.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Подготовка к занятию. Приветствие. Формирование у детей дружелюбного настроя. Определение основной формы работы. | Определяют спикера в группе. Назначают лидера команды. |
2 | Учитель обращает внимание на экран. - Кто изображен на экране? -Нужно ли его представлять? - Чем о н прославился? - Можно ли считать его советы о достижении успеха правильными? Вот, что говорит о основе успеха Билл Гейт. «Главное вложение средств для того, чтобы стать богатым, это вложение в себя и свое образование» (слайд 1) - Билл Гейтс не закончил Гарвард. Тогда что он имеет ввиду говоря об образовании? - В какой области мы будет сегодня узнавать это новое? Давайте взглянем на экран. Быть было беде, да деньги на бедре Дурак легко с деньгами расстаётся За тем дело стало, что денег мало За тем дело стало, что денег мало Неистраченные деньги – приобретение Копейка рубль бережет О чем говорит народная мудрость? Чему она нас учит? Посмотрите, пожалуйста на экран. Знаете ли вы понятие, которые на нем изображены: доход, расход, дефицит, избыток (профицит)? На какой ступени находитесь вы? Устраивает ли вас такая схема или что-то нужно изменить? Что нужно сделать, чтобы этого достичь? (слайд 2,3,4) | - Билл Гейтс. - Самый богатый человек в мире, в США, основатель Майкрософт, бизнесмен и т.д. - Можно. - о способности всегда узнавать что-то новое. Дети читают поговорки и пословицы о деньгах. - Деньги, богатство, финансы. (изучают график на экране) Детство и юность (опрос детей) Вывод: чтобы в старости и молодости не было недостатка в средствах. Нужно правильно обращаться с деньгами, планировать, управлять. Дети формулируют тему занятия. |
3 | Почему на экране этапы жизни начинаются с 18 лет? Знаете ли вы что-нибудь о том, как управлять финансами? Как вы думаете, есть ли какие-то правила? Какая проблема перед нами стоит? (слайд 5,6) | Это период, когда мы можем начать зарабатывать, совершеннолетие. Узнать эти правила, вывести их самостоятельно, запомнить их. |
4 | Прежде чем мы начнем свой путь, давайте проверим, какие ресурсы у нас есть. Пробное задание. Индивидуальное. (слайд 7) Учитель озвучивает задачу на экране. Верных решений нет. Возьмите пожалуйста приложение 2. Это карточка с будущими правилами правильного управления финансами. Сейчас мы с вами рассмотрим несколько ситуаций. Каждая группа работает отдельно. Затем спикер сообщает нам решение команды. Ситуация 1. Определите ошибку в управлении финансами. Ситуация 2. Почему денег всегда не хватает. Грамотный шопинг. Ситуация 3. В чем главный недостаток кредитов. Берешь чужие – отдаешь свои. Ситуация 4. Алексей молодец, а Николай нет. Поле Чудес в стране дураков. (слайды 8-15) Учитель хвалит всех участников дискуссии. Особенно отмечает верные ответы. В конце детям предлагается дополнить памятку самостоятельно, если у них появились идеи как еще можно улучшить финансовое положение. | Дети самостоятельно решают задачу на экране. (перед детьми лежат раздаточные материалы по теме) (прил.1) Несколько учеников высказывают свое мнение и аргументируют его. Говорят о плюсах и минусах. Работают в группах. По бланкам ситуаций (приложение 3). Индивидуально заполняют памятку о правилах. Ситуация 1. Знакомятся с понятием финансовая подушка. Делают первые записи в памятку. Ситуация 2. Решают проблему. Делают выводы. Формулируют в памятку правила грамотного шопинга. Ситуация 3. Анализируют ситуацию. Высказывают свое мнение. Приходят к мысли, что кредиты вредны. В памятку вносят правила поведения с кредитами. Ситуация 4. Пытаются понять, в чем ошибка Николая. И почему Алексей более успешен. Выводят правило о том, что деньги должны работать и приносить доход. Так же, как и собственность. Делают последние записи в памятку. Дается 2 минуты. Затем озвучивают свои пункты. |
5 | Давайте теперь поиграем в одну игру. Знаете ли вы детского писателя Григория Остера? Чем он прославился. (если дети не могут вспомнить, можно зачитать одно, два маленьких стихотворения) (слайд 16) | Он написал книгу «Вредные советы». Это советы на оборот. Задание для каждой команды, за 3 минуты написать три вредных совета по финансовой грамотности. (Если получится в стихах). Лидеры команд выходят и зачитывают, что у них получилось. |
6 | Возьмите пожалуйста приложение 4. Это оценочный лист вашей работы. Отметьте кружочком тот квадрат в каждой строке, который соответствует вашему поведению на уроке. (слайд 17,18) | На заполнение 30 секунд. Затем на экране дети могут увидеть результат и оценить себя. |
Приложения
Приложение 1.
Учащиеся 7А кл. на весенних каникулах отправились на экскурсию в г. Санкт-Петербург. Экскурсионная программа: питание и проживание были оплачены заранее. На родительском собрании было принято решение: все учащиеся должны иметь равные финансовые возможности, поэтому родители дали каждому ребенку с собой 2 тысячи рублей. Возвращаясь с экскурсии, Петя, Маша, Света, Оля и Наташа делились впечатлениями и обсуждали, кто и как потратил деньги.
Петя купил себе футболку с символикой Санкт-Петербурга и сладкие сувениры.
Маша купила подарки родным и друзьям.
Света купила себе новое платье и сумочку.
Оля сэкономила большую часть денег, чтобы добавить к накоплениям на новый телефон.
Наташа сидела молча и пыталась вспомнить, куда она потратила деньги.
Определите, кто управляет своими финансами лучше, а кто хуже?
Приложение 2.
Памятка о правилах управления финансами
№ | Правило |
| |
| |
Приложение 3.
Ситуация 1. После окончания учебы Евгений сумел найти хорошо оплачиваемую работу. Он зарабатывал в месяц до 60 тысяч рублей. Молодой человек считал, что пока он молод, нужно многое увидеть и успеть. В отпуск ездил за границу и тратил деньги без счета. Однако неожиданно с ним случилась беда – он серьезно заболел и был вынужден уйти на больничный. Ему потребовалась операция и длительное лечение и реабилитация.
Определите, какую ошибку в управлении своими финансами совершил Евгений?
Ситуация 2. Хорошие подруги Лена и Катя работают в одной фирме, на одинаковых должностях и с одинаковой зарплатой. Обе девушки заядлые модницы и очень любят обновки. Но в конце месяца Лена всегда остается без денег и просит Катю одолжить ей до зарплаты. Катя же, хотя и покупает не меньше вещей, всегда остается при деньгах.
Определите в чем разница между девушками?
Ситуация 3. Молодой человек по имени Александр очень любил брендовые и модные вещи. Но зарабатывал недостаточно, чтобы позволить их себе купить и недостаточно, чтобы можно было накопить на них. На помощь пришли кредиты. Телефон, телевизор, автомобиль. Однако доходы не росли. И вскоре чтобы покрыть кредиты пришлось брать еще. Через некоторое время платежи стали составлять более 80% от доходов.
В чем риски такого поведения? Где закралась главная ошибка?
Ситуация 4. Николаю от бабушки досталась квартира. У него с женой было свое жилье. Через некоторое время, чтобы не тратить дополнительные средства они продали ее приятелю Алексею. И уехали отдыхать в Испанию. Через год Алексей сумел купить новую машину и поехать на отдых. А у Николая не было больше ни квартиры, ни денег.
Подумайте, как удалось Алексею, потратив деньги на покупку квартиры, остаться в плюсе?
Приложение 4.
Усвоение материала | Не знаю, не понял 1 балл | Понял 2 балла | Понял, могу объяснить заболевшему товарищу 3 балла |
Активность на уроке | Спал 1 балл | Активен 2 балла | Сделал все, что смог 3 балла |
Применение | Не делал и не буду 1 балл | Попробую применить 2 балла | Применю обязательно 3 балла |
3-5 баллов - "бедный студент"
6-7 баллов - "уверенный специалист"
8-9 баллов - "будущий магнат"