Методическая разработка «Методическая система работы учителя на уроках химии в кадетской школе»

5
0
Материал опубликован 5 April 2021

Методическая система

работы учителя на уроках химии в кадетской школе.

Мартынова Анна Александровна

Учитель химии

ГБОУ «Нижегородская кадетская школа»

Актуальность:

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетской школе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.

В связи с этим важно показать кадетам, какова роль химии в формировании военного потенциала страны и в современном военном деле.

Отличительной чертой контингента воспитанников кадетской школы является повышенный интерес к военному искусству, воинскому делу, поэтому применение нетрадиционных для естественных дисциплин межпредметных связей с военным делом помогает решить проблему более глубокого и прочного усвоения программы, т. к. интерес к изучаемому материалу стимулирует познавательную и мыслительную деятельность кадет, удерживает их внимание, то есть обеспечивает мотивацию к обучению.

Основной задачей образовательного и воспитательного процесса в ГБОУ «Нижегородской кадетской школе» является формирование личности на основе духовных, культурных и военных традиций.
Опираясь на эти традиции, учебно-воспитательный процесс в кадетской школе направлен на развитие высоких гражданских патриотических качеств кадет, их готовности выполнить свой воинский долг перед Родиной.

Цель курса «химия и военное дело»:

показать роль химии в формировании военного потенциала страны и в современном военном деле.

Задачи:

ознакомление воспитанников с химическими веществами, применяемыми в военном деле, их свойствами, что позволит выделить ту ответственность, которая ложится на человечество, обладающее мощными средствами разрушения;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание высоких нравственно - гуманистических качеств личности, убежденности в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; ответственности за безопасность личную, общественную и государственную;

показать достижения науки в военной технике, технологиях;

Программа курса включает разделы:

Введение

Химия металлов

Химия неметаллических элементов

Химические реакции в военном деле

Химическое оружие

Органическая химия

Виды работы:

включение в урок текстов кадетской тематики, фрагментов фильмов, иллюстраций;

решение задач, выполнение упражнений, диктантов, заданий кадетской тематики;

домашние задания, в том числе требующие обращения к Интернету, к справочникам, к дополнительной литературе кадетской тематики;

включение кадет в проектную деятельность, интегрирующую предметную и кадетскую тематику.

Традиционные методы и приемы преподавания курса:

рассказ

беседа

практические методы обучения

наглядные методы обучения

работа с книгой

работа в малых группах с последующим обсуждением

методы контроля (устный, письменный, тестирование).

Содержание курса:

Введение

Предмет химии. Вещества. Значение химии в формировании военного потенциала государства. Открытие изотопов и их использование. Явление радиоактивности. У истоков великих открытий.

ПЗ Д.И.Менделеева. ПСХЭ. Свойства урана и заурановых элементов. Ядерное и водородное оружие. Заражение окружающей среды радиоактивными компонентами.

Химия металлов

Химия металлических элементов. Легкие сплавы – авиационные материалы. Стали ружейные, орудийные, жаропрочные, режущие для производства боеприпасов, брони. Производство сверхлегких сплавов. Пиротехника. Металлическое оружие. Главный металл: железо. Авиационные металлы. Алюминий. Титан, молибден, вольфрам. Сплавы. Стали ружейные и орудийные. История создания сплавов на основе различных металлов. П.П.Аносов – автор учения о стали. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

Химия неметаллических элементов

«Греческий огонь». Оксиликвиты. Дыхательные аппараты замкнутого цикла. Ракетное топливо. Порох. Аэростаты. Гидриды металлов как источник водорода. Загрязнение природных вод при ОВ. Способы очистки воды. Боевые ОВ на основе галогенов. Роль серной и азотной кислот в производстве ВВ. Черный порох. Фосфорные снаряды, мины, зажигательные бомбы. Огнетушитель.

2

ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ

6




2.1

Химия металлических элементов.

Легкие сплавы – авиационные материалы. Стали ружейные, орудийные, жаропрочные, режущие для производства боеприпасов, брони

1

Состав легких сплавов, их основные параметры, компоненты трассирующих пуль, сигнальных ракет, зажигательных бомб.

Знать: вклад ученых в разработку легких сплавов; значение для создания новых типов вооружения.

Оценка самостоятельной работы с дополнительной литературой; участие в дискуссии.

2.2

Щелочные металлы.

1

Производство сверхлегких сплавов. Пиротехнка. Металическое оружие.

Знать: роль щелочных металлов в военной промышленности.

Проверка решения задач. Ответы на вопросы.

2.3

Главный металл: железо.

1

История открытия и применения железа. Особые химические свойства: пассивация. Сплавы на основе железа.

Знать: основные области применения же-леза и его сплавов в военной промышленности.

Проверка решения задач. Ответы на вопросы.

2.4

Авиационные металлы. Алюминий. Титан, молибден, вольфрам.

1

История открытия и применения. Особые физические и химические свойства. Сплавы на основе этих металлов.

Знать: основные области применения этих металлов и их сплавов в военной промышленности

Проверка решения задач. Оценка выступлений учащихся по индивидуальным темам.

2.5

Сплавы. Стали ружейные и орудийные. П.П.Аносов.

1

История создания сплавов на основе различных металлов. Создание универсальных сплавов. Аносов П.П. – автор учения о стали.

Знать: роль сплавов в военном потенциале страны. Ученые – химики – основоположники металлографии.

Оценка выступлений учащихся по индивидуальным темам.

2.6

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

1

Характеристики веществ. Правила техники безопасности при обращении с этими веществами.

Знать: правила обращения с опасными веществами.

Ответы на вопросы. Тест по ПТБ.











Задания.

Химия металлических элементов.

1. Оружейников древности и даже средневековья прочностные характеристики этого металла вполне устраивали. Во-первых, нагрузка, которую испытывал щит при ударе копьем или секирой, куда меньше пробивной силы винтовочного выстрела. Во-вторых, у древних металлургов не было другого металла, прочного и доступного, как этот. Не случайно античный бог-кузнец Гефест выковал непобедимому Ахиллесу щит …. Из какого металла? (Из меди)

1). Этот металл встречается в виде соединений очень часто. Особенно в виде сульфидов: Cu2S – медный блеск, CuFeS2 – медный колчедан (халькопирит).

- Определите массовую долю этого металла в каждом из соединений.

Получение идет по схеме:

2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2

2Cu2O + Cu2S = SO2 + 6Cu

- Расставьте коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса, укажите СО, окислитель и восстановитель.

- Рассчитайте массу полученной меди, если исходное вещество Cu2S, массой, содержало 45% примесей, а выход первой реакции составил 65%, второй – 36%.

Авиационные металлы. Алюминий.

Титан, молибден, вольфрам.

1. Титан обладает уникальными свойствами: почти вдвое легче железа, всего лишь в полтора раза тяжелее алюминия. При этом он превосходит в полтора раза сталь по прочности и плавится при более высокой температуре, обладает высокой коррозийной стойкостью. Идеальный металл для реактивных самолетов.

Впервые был получен в 1910г. американцем М. Хантером:

TiCl4 + 4Na = Ti + 4NaCl

Спустя 30 лет химиком Вильгельмом Кролем в качестве восстановителя было предложено использовать вместо натрия магний. С 1948г. в СССР началось промышленное получение титана по технологии, предложенной Кролем.

1). Запишите уравнение химической реакции получения титана по способу Кроля.

2). Рассчитайте, необходимое количество TiCl4 для получения титана, если примеси в сырье составляют 20%, выход готового металла составляет 45%.


2. Демонстрационный пиротехнический опыт «Алюминий», «Катализ».

При производстве взрывчатых веществ горючей добавкой часто служит порошкообразный алюминий. Например, в состав аммонала входят тринитротолуол и порошок алюминия.

Смесь порошкообразного алюминия и кристаллического йода поместить на керамическую плитку и капнуть несколько капель воды (вода служит катализатором процесса). Происходит бурная химическая реакция (тяга обязательна!). H2O

2Al + 3I2 ---→ 2AlI3 + Q



Практическая работа

Вода. Водные растворы.

1. Практическая работа: Очистка питьевой воды от вредных веществ и ее обеззараживание».

Цель: научиться очищать питьевую воду в походных условиях.

Оборудование: две емкости для воды, ткань или марля, активированный уголь, перманганат калия., вода.

1. Очистить воду от взвешенных частиц фильтрованием .

2. Если вода не является бесцветной, то в нее добавить растолченный активированный уголь, взболтать и отфильтровать.

3. Если вода имеет «затхлый» запах или застойный привкус, то в нее следует добавить немного раствора перманганата калия (до бледно- розовой окраски).

4. Прокипятить.

Хранить питьевую воду в походных условиях лучше всего в сосудах из высушенных декоративных тыкв, которые своим внутренним слоем волокнистой клетчатки очищают воду от мелкодисперсных взвесей и адсорбированных на них вредных примесей. Так хранили воду в походах казаки, которые называли эти сосуды «калабашками».


Способы контроля и оценивания результатов учащихся:

Оценка личностных результатов проводится на основе соответствия обучающегося следующим требованиям:

знание основных правил обращения с химическими веществами, в том числе и взрывоопасными;

сформированность основных познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение химии;

интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать);

формирование личностных представлений о ценности знаний, осознание значимости глобальных проблем человечества.

Оценивание метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ (текущий контроль).

Итоговый контроль – защита итогового индивидуального проекта.

Основной объект оценки предметных результатов – способность обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого материала.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗД - ВО

3

Алексинский В.Н.

Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей.

1980

М.: Просвещение

5

Будников М.А.

Взрывчатые вещества и пороха.

1955

М.: Наука

6

Енякова Т.М.

Внеклассная работа по химии.

2004

М.: Дрофа

7

Казарян П.Е.

Химики в годы Великой Отечественной войны

1995

Химия в школе, №4

8

Князева Р.Н., Бородихина А.М.

Ознакомление с химическими веществами, применяемыми в военном деле.

1989

Химия в школе, №3

10

Смирнов Ю.И.

Мир химии: Занимательные рассказы о химии.

1995

ИКФ «М и М-Экспресс»

11

Соловьев Ю.М.

История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца 19 в. пособие для учителя.

1983

М.: Просвещение

12

Червонная С.Д.

Элементы в военном деле

1997

Химия. При-ложение к га-зете «1 сен-тября», №39

14


Химия в бою: Сборник статей.

1970

М.: Воениздат


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.