Статья на тему «Методическая сказка как способ объяснения нового материала»
Методическая сказка как способ объяснения нового материала
Проблема активности форм обучения школьников в настоящее время становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Одним из главных целей учителя – выявить задатки каждого ученика. Перед учителем стоит задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – раскрыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. Одним из методов для раскрытия творческого потенциала ребенка является сказка. Сказка дает возможность обучающимся принять участие в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Учитель может использовать сказку как инструмент для исправления беспокоящей ребенка ситуации, корректировать модель его поведения.
Сказка — это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия и понимания. Это древнейший инструмент в воспитании и развитии ребенка. Сказка - универсальный учитель и ей можно использовать при объяснении нового материала. Объяснение нового материала - один из основных элементов урока. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость учащихся, результат обучения. Задача учителя - сделать объяснение активным процессом, способствующий запоминанию материала, развитию мышления и самостоятельности учеников. Урок, на котором при объяснении нового материала используют сказку всегда проходит с большим эмоциональным подъёмом детей. Ученики стараются, не боятся сделать ошибку. У детей обогащается словарный запас, происходит исследовательская работа. Исчезает страх перед школой.
О значении сказок говорят педагоги и психологи: Е. А. Усатова, Н.Я. Большунова, В.В.Волина, Т.И.Ерофеева, Т.Л.Попова, Л.А.Левинова, А.П.Листопад, Е.И. Гуменюк, Н.А.Рыжова, Л.В.Кнышова, Е.Г.Карельская О.И.Меньшикова, Т.В.Александрова, Н.А. Слисенко - они убедительно доказали, что сказка положительно влияет и на общее развитие ребенка. Психологи выделяют такие виды сказок, как народные сказки, художественные, авторские, психокоррекционные, психотерапевтические и дидактические сказки.
Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения.
Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели. Ярким примером одной из таких дидактических сказок Толстого является произведение «Муравей и голубка».
Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Эффективность данного метода объясняется тем, что он максимально приближён к игре, вызывает эмоциональный отклик у детей, что определяет успешное понимание материала и увлеченность учебной деятельностью, которая зачастую не может быть вызвана исключительно изучением теоретический сведений, изобилующих терминами, непонятными и неинтересными школьнику. Помимо этого, использование дидактических сказок при объяснении нового материала позволяет объединить класс совместной увлекательной учебной деятельностью, что улучшает микроклимат в группе, стимулирует протекание мыслительных процессов. Дидактическая сказка эффективна и в воспитательных целях: через конфликтные ситуации между героями учениками осмысливаются этические нормы, нравственные ценности.
Из моего опыта приведу фрагмент урока - методической сказки, проведенной в 1 классе по математике по теме «Сложение однозначных чисел». Учащиеся сформируют навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Урок математики, 1 класс
Тема: «Геометрические фигуры».
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А с кем мы встретимся, вы узнаете, отгадав загадку:
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (Фигуры)
Учитель: Правильно, мы с Вами познакомимся с фигурами.
В некотором царстве, в некотором геометрическом государстве жили-были Круг, Треугольник и Квадрат. Они часто спорили, кто из них важнее. «Без меня, - говорил Круг, - ни одна машина не поедет: колеса-то - круглые!». «А из меня, - не отставал Квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им Треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они долго-долго, пока не наступила поздняя осень. Холодно стало Кругу, Треугольнику и Квадрату, и решили они построить себе домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У Квадрата дом был квадратный и без крыши. Когда шел дождь, Квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились Круг, Треугольник и Квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника - крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике. (Взято из сайта : https://infourok.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-i-muzykalnaya-skazkoterapiy4434413.html)
- Вам понравилась сказка? Тогда возьмите карандаши и попробуйте нарисовать для них домик.
Вместе с детьми можно придумать свои дидактические обучающие сказки.
Дидактическая сказка создаете по следующему алгоритму:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Рассказать о правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые»
сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т. д., стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Можно по иллюстрациям, героям, отрывкам узнавать сказки. Также включаю в свои уроки инсценирование отрывка или всей сказки детьми.
В современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время целесообразно использовать компьютерные технологии. Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.
Таким образом, дидактическая сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.
Список использованной литературы:
Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие / Р.С. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии: практическое пособие/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Москва : Эксмо-Пресс, 2005. - 80 с.
Колдина Д.. «Cочиняем дидактические сказки « [Электронный ресурс] / Д. Колдина// Сайт «Школа семи гномов» - 2013 – Режим доступа: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/829/
Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд. 3-е.М: ЦГЛ, 2006. 128 с. (8 пл.)
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.