Статья на тему «Методическая сказка как способ объяснения нового материала»

8
2
Материал опубликован 30 October 2021 в группе

                                                                 Никитина Елена Валентиновна, воспитатель

                                                  МОУ «Детский сад №32 Дзержинского района Волгограда»



МЕТОДИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СПОСОБ ОБЪЯСНЕНИЯ

НОВОГО МАТЕРИАЛА


                                                                                          Сказка ложь, да в ней намек!

                                                                                          Добрым молодцам урок.


Мой опыт создания насыщенной театральной среды начался с работы в старшей компенсирующей группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Приоритетным направлением своей работы я выбрала театрализованную деятельность. Требовалось повысить речевую активность детей и сделать так, чтобы дети стали активными участниками процесса познания нового материала. Сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает, способствует быстрой адаптации ребенка. С учетом требований ФГОС ДО: игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых.

Издавна житейский опыт передавался через образные истории – сказки. В нашей группе сказки задействованы практически во всех темах, в каждом центре активности. В каждом центре нашей группы есть свои герои, которые помогают детям понять и узнать новое. И каждое занятие превращается в сказочное, театрализованное представление, где сказочные герои делятся с малышами своими знаниями и умениями.

Так экологический центр нашей группы был пополнен сказочными тростевыми куклами в образе деревьев, произрастающих в нашей Волго-Ахтубинской пойме (Волгоградская область). С их помощью используется региональный компонент в совместной работе родителей, воспитателей и детей. Родители помогают в изготовлении данных кукол, воспитатели и дети с удовольствием принимают участие в совместном представлении, несущем образовательную функцию.

Сложная тема экологического воспитания детей с помощью сказки была раскрыта в интересной, игровой форме.

Сначала дети вместе с воспитателем отправляются в заочное путешествие в лес, где сказочный персонаж Лесовичок знакомит детей с дубами, которые растут в Волго-Ахтубинской пойме и знакомит детей с новым понятием «дубрава». Затем, после путешествия в лес, дети слушают сказку о бережном отношении к природе, учатся любить и оберегать природу родного края.

Приложения:

1. Конспект занятия «В гостях у дуба»;

2. Экологическая сказка «Сказка о маленьком дубе»


ТЕМА: «В гостях у дуба»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие». «Ознакомление с окружающим миром».

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы образовательной деятельности: использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы, анализ.

Формы организации: подгруппа 8 чел.

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить полученные знания о дубе.

Формировать понятия о взаимосвязях в природе.

Пополнять словарный запас.

Развивающие:

Обеспечить развитие умения формулировать ответы на вопрос.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Стимулировать речевую активность детей.

Воспитательные:

Побудить чувство любви и бережного отношения к родной природе и осознание значимости деревьев в жизни живых существ.

Воспитывать культуру поведения в природе.

Воспитание интереса детей к природе родного края.


Словарь новых слов: «Дубрава».

Предварительная работа: Цикл подготовительной работы по накоплению представлений о лесе и его обитателях: наблюдение на прогулках и экскурсиях, беседа о деревьях, рассматривание иллюстраций, картин с изображением леса, чтение стихов: И.Токмаковой: «Дуб», Л.Эрадзе: «Желудь и дуб», А.С.Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый», Н.Субботина: «Могучий, сильный…», лепка, аппликация, чтение художественных произведений, загадки.

Оборудование и материалы: корзина, жёлуди, макет дуба без листьев, листья дуба, экран, проектор, изображение дубравы, коврограф; фигурки кабана, барсука, лисы, белки, сойки, мышки, гусеницы, аудиозапись звука кабана.

Последующая работа: для закрепления, уточнения представлений полученных и освоенных на занятии способствует на занятии способствует выезд - экскурсия в Волгог-Ахтубинскую пойму.


Список методической литературы:

 

Т. Д. Нуждина. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду .- Ярославль: «Академия развития», 1997г.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2004г.

https://ped-kopilka.ru/


Ход организованной образовательной деятельности

Введение в ситуацию.

- Ребята, я предлагаю вам послушать и отгадать загадку:

У меня плоды в корзине,

Очень гладенькие спинки.

На дубах все лето зрели,

Шляпки круглые надели.

(Ответы детей).

- Молодцы, ребята, правильно отгадали, у меня в корзине лежат жёлуди. И сегодня мы с вами поговорим о жёлуде. Скажите мне, а на каком дереве он растёт? (Ответы детей).

- Правильно, жёлуди растут на дубах.

- А что вы знаете о дубе? Что бы вы хотели узнать? А где бы мы могли эти знания добыть? (Предположения детей)

- Как много вариантов. На чем же остановиться?

- Ой, мне кажется, я кого-то слышу… (в группе появляется Лесовичок). Это наш старый знакомый! Кажется, он хочет нам что-то сказать.

- Ребята, давайте отправимся в лес.

Физкультурная минутка

«На поляне дуб зелёный»

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил.

(Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала, здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились, и на травку опустились!

Актуализация знаний.

/На экране появляется слайд с изображением дубравы/

- Вот мы и пришли. Что вы видите? Посмотрите, какие могучие, раскидистые дубы здесь растут. Когда лес состоит из одних дубов, такой лес называется дубрава.

Дубы - деревья-долгожители. Издавна у людей дуб считается символом долговечности, огромной жизненной силы, красоты. На Руси с удовольствием сажали дубы возле самого дома - они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы. Когда - то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Но сейчас чистых дубрав осталось очень мало. Много дубов вырубили и у нас, в Волгоградской области.

Теперь люди восстанавливают дубравы, высаживают саженцы дубов. У нас в Волго-Ахтубинской пойме, есть такое природное место в посёлке Ахтуба за Волгой, добровольцы, люди не равнодушные к природе, регулярно собираются и высаживают маленькие деревца, чтобы они смогли вырасти в могучие дубы. Называется дуб, растущий в Волго-Ахтубинсмкой пойме дуб черешчатый. Назван он так, потому что желуди сидят на длинных ножках - черешках. Дуб черешчатый живет в лесу долго - до 250 лет. Возраст некоторых дубов, как можно прочитать в книгах, достигает 500 и даже 800 лет.

Воспитатель обращает внимание на макет дуба без листьев на коврографе.

- Чего не достает дереву? У меня как раз есть листья дуба, но они не простые, а волшебные. Каждый лист – это слово. По этому, перед тем, как подарить нашему дереву листочек, нужно будет сказать дубу, какой он, подобрать слово-описание.

(Дети выполняют задание)

- Ребята, мне тоже хочется подарить дубу листочек. (Воспитатель подбирает свое слово).

- Интересно, а кто из вас знает для чего дуб сбрасывает жёлуди? (Предположения детей).

- Если в лесу сидеть тихо-тихо, то можно много увидеть и услышать? (Крик кабана). Кто издает такие звуки? Для чего кабан пришел к дубу? (Далее появляется барсук, лиса, белка, сойка, мышка, гусеница). Дети аналогично устанавливают взаимосвязи между деревом и животным.

- Ребята, а что объединяет этих зверей?

- Это друзья дуба. Здесь должна быть тишина, чтобы не спугнуть их. Надо соблюдать правила поведения в лесу.

Игра «Можно - Нельзя»

Ломать деревья и ветки. (Нельзя)

Ходить только по тропинкам. (Можно)

Оставлять мусор в лесу. (Нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать. (Можно)

В лесу шуметь. (Нельзя)

Разжигать костры в лесу. (Нельзя)

Беречь лес от пожара. (Можно)

- Ребята, посмотрите на друзей дуба, и почему они дружат с дубом?

- Как вы думаете, почему эти животные, птицы, насекомые дружат с дубом? (Эти животные питаются желудями, листьями, древесиной дуба).

- Дуб своими плодами обеспечивает благополучное существование многим обитателям леса. От урожайности дуба зависит очень многое. Чем больше урожайность желудей, тем больше численность потомства растительноядных животных. Чем больше численность потомства растительноядных животных, тем больше численность потомства хищников.

- В дубовой роще с каждым деревом связано огромное количество насекомых. Одни используют дуб в качестве «дома» - место обитания, другие – в качестве «столовой».

- Рядом с макетом вы найдете изображения различных птиц, зверей и насекомых. Выберете тех, которые дружат с дубом и прикрепите их к макету.

Игра ТРИЗ «Что будет, если исчезнут все дубы?»

- А теперь давайте представим, что будет, если исчезнут все дубы. Как вы думаете, что произойдет? (ответы, рассуждения детей)

Не будет желудей – меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, белок). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей – из-за уменьшения старых дубов в лесу (жуки питаются соком старых дубов). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями.

Поскольку дуб создает тень, после его вырубки резко изменятся световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша. Уменьшится количество ландыша – уменьшится количество насекомых, которые его опыляют, и значит, уменьшится количество птиц.

Вы уже знаете, что деревья живые: они растут, питаются, спят, размножаются и дышат. Все растения выделяют кислород – «живой воздух», которым мы с вами дышим. Без растений мы бы просто задохнулись.

- Вот почему мы должны беречь каждое деревце, каждую травинку.

Итог ОД. Самооценка деятельности детей.

- Ребята вы сегодня очень старались!

- Скажите, куда мы сегодня путешествовали? (ответы детей)

- Что нового мы узнали об этом месте? (ответы детей)

- А сейчас давайте поблагодарим Лесовичка за такую познавательную экскурсию и попрощаемся с ним до новых встреч.

Сказка о маленьком дубе

Экологическая сказка

Я хочу рассказать Вам одну интересную сказку, которую услышала в лесу, собирая грибы.

Однажды в дубраве разодрались две белки из-за жёлудя, и уронили его.

Когда жёлудь упал, из него выпало семя. Оно провалилось в мягкую и душистую листву. Долго лежало там семя, и вот однажды оно превратилось в дубовый росточек. Он был гордый и думал, что он много узнал за то время, которое он пролежал в земле. Но старый клён, который рос рядом, объяснил ему, что он ещё совсем маленький. И показал на высокие дубы.

«Ты будешь таким же и проживешь еще триста лет»! – сказал клён ростку дуба. И дуб стал прислушиваться к клёну, учиться у него. Много интересного за лето узнал Дубёнок. Перестал бояться зайца, который часто пробегал мимо. Радовался солнышку, которое проглядывало сквозь огромные ветви больших дубов.

Но однажды произошел страшный случай. Как то утром, Дубёнок увидел, что все птицы и звери бегут мимо него. Они были чем то страшно напуганы. Дубёнку казалось, что сейчас его обязательно затопчут, но он не знал, что самое страшное еще впереди. Вскоре появился белый удушливый дым. Клён объяснил Дубёнку, что это лесной пожар, который убивает все на своем пути.

«Неужели я так и не вырасту большим дубом»? — подумал Дубёнок.

И вот уже были близко красные языки огня, которые ползли по траве и деревьям, оставляя за собой только черные угольки. Уже повеяло жаром! Дубёнок стал прощаться с клёном, как вдруг услышал громкое жужжание и увидел в небе огромную птицу. Это был вертолет службы спасения. Из вертолета в тот же миг полилась вода.

«Мы спасены»! – обрадовался Дубёнок. И правда, вода остановила огонь. Дубёнок не пострадал, а у клёна, подпалилась одна веточка.

Вечером Дубёнок спросил у клёна, «а откуда взялся этот страшный огонь»?

Клён объяснил ему, что эта беда случается из-за невнимательности людей, которые приходят в лес по грибы и по ягоды. Люди разжигают в лесу костер и оставляют угольки, которые потом разгораются от ветра.

«Как же так»? – удивился дубёнок. «Ведь лес кормит их, угощает ягодами, грибами, а они губят его».

«Когда каждый человек задумается об этом, вот тогда может быть и не будет пожаров в наших лесах» – сказал старый и мудрый клён.

«А пока у нас одна надежда, что нас вовремя спасут».

И я, услышав эту сказку, очень захотела, чтоб все люди бережно относились к природе, которая угощает их своими дарами. И надеюсь, что главный персонаж моей сказки «Дубёнок» вырастет большим дубом, и проживет 1500, а может быть и больше лет!

b1635597879.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Валентиновна, поздравляю с победой в конкурсе! Дальнейших творческих успехов!

10 December 2021

Похожие публикации