Статья на тему «Методическая сказка как способ объяснения нового материала»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57» г. Энгельс Саратовской области
Методическая сказка
как способ объяснения нового материала
(в работе воспитателя детского сада)
Старший воспитатель:
Максимова Светлана
Вопрос о применении активных форм обучения детей дошкольного возраста в настоящий момент является одним из важных направлений педагогической теории и практики. Формирование интереса к обучению, желания узнавать новое, расширение кругозора воспитанников, реализация творческого потенциала детей – важные задачи педагога. Облегчить решение этих задач поможет методическая сказка. Будучи хорошей базой для развития воображения и фантазии, вызывая активный интерес у ребенка, сказка направлена на то, чтобы в игровой форме донести до воспитанников нежные знания.
В ФГОС ДО говорится о том, что ребёнок является субъектом образовательной деятельности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Проектирование непрерывной образовательной деятельности с применением методической сказки, в которой педагог демонстрирует ребенку разные способы освоения нового материала и стимулирует его к поиску новых способов действия, непременно ведет к развитию его познавательной активности.
Сказка является один из жанров либо литературы или фольклора. Она является оптимальным способом, который помогает объяснить дошкольнику фактически любой материал легко и быстро
Сказка – более подходящая и удобная форма объяснения нового материала как неотъемлемой части занятий в ДОУ. Уровень усвоения материала и результат обучения дошкольников зависит от качества объяснения. И, конечно же, их заинтересованность является необходимым условием для успешного усвоения нового материала.
В начале занятий дети, как часто бывает, стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя неловко. Сказка же способствует преодолению скованности, раскрепощению детей, способствует быстрой адаптации.
На протяжении многих лет одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях занимает вопрос организации условий, эффективных для формирования познавательной активности в дошкольном возрасте.
Ведущими педагогами выделяется особый вид – дидактическая сказка. В ней заключены разнообразные умственные действия, мыслительные операции, знания, которые дети должны освоить.
По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, дидактические сказки «являются продуктами нашего времени». Это сказки, придуманные педагогами для создания мотивации к учебной деятельности. Данная категория сказок способна передавать в доступной форме дидактический материал, а также учебные инструкции и задания.
В дидактической сказке учебная задача не ставится перед детьми прямо, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольно, что повышает интерес детей, повышает эффективность освоения учебным материалом, стимулирует, помогает социально адаптироваться, так как осваиваемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях предметы и символы, к которым нужно вызвать интерес, попадают в сказочный образ мира и одушевляются. То есть учебные информация и задания преподносятся в форме дидактических сказок.
Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.
По мнению ведущих педагогов и психологов, умственное развитие дошкольников наиболее перспективно только тогда, когда им сопутствует увлечённость чем-то. А сказка, где есть граница между волшебством и картиной мира народа, к которому они принадлежат, служит источником эмоций, закладывает в душе каждого ребенка понятия об этических и моральных ценностях, учит сопереживать, верить, взаимодействовать с окружающими, воспитывает всесторонне развитую личность ребенка, что позволяет расширить его познавательную и волевую сферу.