Статья на тему «Методическая сказка как способ объяснения нового материала»
Ласкина Л.Д.,
учитель начальных классов
Методическая сказка как способ объяснения нового материала
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К.Д. Ушинский
Одной из актуальных задач педагогики является формирование познавательного интереса учащихся. Ребенок в состоянии интереса усваивает материал прочнее. Объяснение нового материала в начальной школе должно быть полным по содержанию, но при этом чётким и ясным. Для реализации цели хорошо подойдёт методическая сказка. Она сразу же приковывает внимание детей к теме, помогает им увидеть основное и запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный в начале, обеспечивает активное восприятие, поскольку дети ищут в ней ответ.
Существует множество приёмов использования сказок на уроках. Я расскажу о некоторых из них, которые чаще всего применяю на уроках.
В этом учебном году у меня первый класс. Учимся по УМК «Перспектива». Учебник «Математика. 1 класс» (в двух частях), авторы Г. В. Дорофеева, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Приведу примеры использования сказок на уроках математики при объяснении нового материала, постановке проблемного вопроса при изучении первых тем (со 2-ой по 7):
* «Разговор о величине» предлагаю ученикам вспомнить сказку К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
- Рассмотрите животных, которых лечил Айболит. Можно ли каждого из них вылечить одинаковой пилюлей?
Дети отвечают: «Нет». Объясняют: «Есть большие и маленькие животные, высокие и низкие».
- При лечении доктор использовал такие понятия как «больше/меньше, шире/уже, выше/ниже, длиннее/короче». А где нам с вами могут понадобиться в жизни эти величины?
- (рассуждения детей).
- Молодцы. Кто попробует сформулировать тему урока?
Далее, с опорой на рисунки, учащиеся знакомятся с понятиями больше/меньше (медведица и медвежонок), шире/уже (нужен бинт для разных животных), выше/ниже (растения в Африке), длиннее/короче(шеи у жирафа, гуся)
* «Расположение предметов». В русской народной сказке «Волк и семеро козлят» козлята открыли дверь Волку. Рассмотрите рисунок.
- Где находились козлята, когда Волк зашел в дом? /Ученики пытаются объяснить, используя слова на, под, в, за, перед/.
- Спасибо. Какие слова помогли лучше понять, где находятся козлята?
- (Ответы детей).
- Когда в повседневной жизни нам точно надо знать расположение предметов?
- (Ответы учащихся)
Используя тесную связь темы урока с жизнью работаем дальше.
* «Количественный счет предметов».
- Вспомним сказку о Козлёнке, который научился считать до 10.
- Откройте учебник по закладке, с. 10. Рассмотрите картинки.
- Чего опасался капитан парусника? /Парусник может утонуть, если пассажиров больше 10/
- Посмотрим, как верный счет помог герою. /Включаю мультфильм «Козлёнок, который умел считать» на 06.45 минуте до 07-50/.
- Какие слова использовал Козленок при счете пассажиров? /Один, два, три, …/
- А кто знает, как называется счет предметов, при котором используют слова один, два, три…?
- (Ответы детей).
- Тема нашего урока «Количественный счет предметов».
- Какую цель поставим перед собой? /Постараемся правильно вести счёт предметов/.
- Кто знает, может быть и мы кого-нибудь выручим с помощью верного счета.
* «Порядковый счет предметов». Рассмотрите рисунок.
- Какую сказку вспомнили? /РНС «Теремок»/
- Кто первым стал жить в теремке? /Мышка-норушка/.
- Кто второй? / Лягушка-квакушка/
- Кто третий? / Зайчик-побегайчик/.
- Какой по счету была Лисичка-сестричка? /Четвертой/.
- А Волчок — серый бочок? /Пятый/
- А Медведь косолапый каким по счету был? /Шестым/
- Какие слова мы использовали при героев? /Первый, второй, третий, …/
- Мы считали животных по порядку. Кто знает, как называется счет предметов, при котором используют слова Первый, второй, третий, …/?
- (Ответы детей).
- Кто назовет тему нашего урока?
- Умнички!
* «Чем похожи? Чем различаются?». Предлагаю детям: «Закройте глазки. Представьте: вы идете по узкой дорожке, под ногами тихо шуршат осенние листочки».
- Откройте глазки. К нам в класс заглянула Осень. (Открываю доску).
- Чем похожи осенние листочки?
- (Ученики отвечают, используя слова цвет, размер, форма).
- Чем они различаются?
- (Ответы детей).
- Над какой темой урока будем работать. Кто попробует сформулировать?
- (Учащиеся пытаются сказать тему урока, учитель помогает).
- Какую цель поставим перед собой?
- (Ставим цель).
- Золотая Осень на своих листочках приготовила для нас задания. Выполним все задания, достигнем поставленной цели. Вперед, за работу!
* «Расположение предметов по размеру». Начинаю урок со слов: «В выходные я посетила музей «Шоколадушка». Мне очень понравились фигурки сказочных персонажей из шоколада».
- Сегодня, героиня сказки Ш. Перро «Золушка», обратилась к нам с просьбой: «Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить чашки по размеру, а то мне без вас никак не успеть до бала».
- По одному ученики выходят к доске, расставляют чашки по размеру.
- Спасибо. Золушке помогли.
- Как мы расположили чашки? /По размеру/
- Кто попробует назвать тему урока?
- (Ученики пытаются, учитель помогает).
- Чему будем учиться на уроке?
- (Ответы детей).
- Молодцы.
- Посмотрите на чашки. Они стоят в порядке увеличения размера или уменьшения? /Увеличения/
- А как поставить чашки по размеру, но в другом порядке? /От большой до маленькой/
Далее идет работа над темой урока.
*«Столько же. Больше. Меньше». Рассмотрите рисунок.
- Герои какой сказки изображены? /РНС «Репка»/
- Посчитайте, сколько человек тянули репку? (3).
- А сколько животных им помогали? (3).
- Кого было больше? Меньше? /Дети отвечают: «Их было одинаково»/.
- Молодцы. Какие слова (понятия) будем использовать сегодня на уроке при сравнении предметов? /Столько же. Больше. Меньше/
- Верно. Значит, какая тема нашего урока?
- (Дети отвечают).
Работая по теме урока, учитель задает вопросы по рисунку, а ученики отвечают, используя слова столько же, больше, меньше.
На других уроках:
мудрая тетушка Сова помогла нам выполнить трудные задания;
золотая Рыбка, которая исполняла желания в сказке, наоборот, к нам обратилась с просьбой: «Распределите предметы в два множества»;
солнечные лучи (берут своё начало от солнышка и разносят тепло в самые отдаленные уголки нашей планеты) помогли лучше представить геометрическую фигуру луч, у которой есть начало, но нет конца.
Таким образом, сказка помогает вовлечь ребенка в тему урока, увидеть основное и запомнить главное.
Интернет источники /изображения/
https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/
поисковая система yandex.ru