Статья на тему «Методическая сказка как способ объяснения нового материала»

6
0
Материал опубликован 3 November 2021 в группе

Ласкина Л.Д.,

учитель начальных классов



Методическая сказка как способ объяснения нового материала

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский

Одной из актуальных задач педагогики является формирование познавательного интереса учащихся. Ребенок в состоянии интереса усваивает материал прочнее. Объяснение нового материала в начальной школе должно быть полным по содержанию, но при этом чётким и ясным. Для реализации цели хорошо подойдёт методическая сказка. Она сразу же приковывает внимание детей к теме, помогает им увидеть основное и запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный в начале, обеспечивает активное восприятие, поскольку дети ищут в ней ответ.

Существует множество приёмов использования сказок на уроках. Я расскажу о некоторых из них, которые чаще всего применяю на уроках.

В этом учебном году у меня первый класс. Учимся по УМК «Перспектива». Учебник «Математика1 класс» (в двух частях), авторы Г. В. Дорофеева, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Приведу примеры использования сказок на уроках математики при объяснении нового материала, постановке проблемного вопроса при изучении первых тем (со 2-ой по 7):

 * «Разговор о величине» предлагаю ученикам вспомнить сказку К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

- Рассмотрите животных, которых лечил Айболит. Можно ли каждого из них вылечить одинаковой пилюлей?

t1635889774aa.jpg

Дети отвечают: «Нет». Объясняют: «Есть большие и маленькие животные, высокие и низкие».

- При лечении доктор использовал такие понятия как «больше/меньше, шире/уже, выше/ниже, длиннее/короче». А где нам с вами могут понадобиться в жизни эти величины?

- (рассуждения детей).

- Молодцы. Кто попробует сформулировать тему урока?

Далее, с опорой на рисунки, учащиеся знакомятся с понятиями больше/меньше (медведица и медвежонок), шире/уже (нужен бинт для разных животных), выше/ниже (растения в Африке), длиннее/короче(шеи у жирафа, гуся)

* «Расположение предметов». В русской народной сказке «Волк и семеро козлят» козлята открыли дверь Волку. Рассмотрите рисунок.

t1635889774ab.jpg

- Где находились козлята, когда Волк зашел в дом? /Ученики пытаются объяснить, используя слова на, под, в, за, перед/.

- Спасибо. Какие слова помогли лучше понять, где находятся козлята?

- (Ответы детей).

- Когда в повседневной жизни нам точно надо знать расположение предметов?

- (Ответы учащихся)

Используя тесную связь темы урока с жизнью работаем дальше.

* «Количественный счет предметов».

- Вспомним сказку о Козлёнке, который научился считать до 10.

- Откройте учебник по закладке, с. 10. Рассмотрите картинки.

t1635889774ac.jpg

- Чего опасался капитан парусника? /Парусник может утонуть, если пассажиров больше 10/

- Посмотрим, как верный счет помог герою. /Включаю мультфильм «Козлёнок, который умел считать» на 06.45 минуте до 07-50/.

- Какие слова использовал Козленок при счете пассажиров? /Один, два, три, …/

- А кто знает, как называется счет предметов, при котором используют слова один, два, три…?

- (Ответы детей).

- Тема нашего урока «Количественный счет предметов».

- Какую цель поставим перед собой? /Постараемся правильно вести счёт предметов/.

- Кто знает, может быть и мы кого-нибудь выручим с помощью верного счета.

* «Порядковый счет предметов». Рассмотрите рисунок.

t1635889774ad.jpg

- Какую сказку вспомнили? /РНС «Теремок»/

- Кто первым стал жить в теремке? /Мышка-норушка/.

- Кто второй? / Лягушка-квакушка/

- Кто третий? / Зайчик-побегайчик/.

- Какой по счету была Лисичка-сестричка? /Четвертой/.

- А Волчок — серый бочок? /Пятый/

- А Медведь косолапый каким по счету был? /Шестым/

- Какие слова мы использовали при героев? /Первый, второй, третий, …/

- Мы считали животных по порядку. Кто знает, как называется счет предметов, при котором используют слова Первый, второй, третий, …/?

- (Ответы детей).

- Кто назовет тему нашего урока?

- Умнички!

* «Чем похожи? Чем различаются?». Предлагаю детям: «Закройте глазки. Представьте: вы идете по узкой дорожке, под ногами тихо шуршат осенние листочки».

- Откройте глазки. К нам в класс заглянула Осень. (Открываю доску).

t1635889774ae.gif

- Чем похожи осенние листочки?

- (Ученики отвечают, используя слова цвет, размер, форма).

- Чем они различаются?

- (Ответы детей).

- Над какой темой урока будем работать. Кто попробует сформулировать?

- (Учащиеся пытаются сказать тему урока, учитель помогает).

- Какую цель поставим перед собой?

- (Ставим цель).

- Золотая Осень на своих листочках приготовила для нас задания. Выполним все задания, достигнем поставленной цели. Вперед, за работу!

* «Расположение предметов по размеру». Начинаю урок со слов: «В выходные я посетила музей «Шоколадушка». Мне очень понравились фигурки сказочных персонажей из шоколада».

t1635889774af.gif

- Сегодня, героиня сказки Ш. Перро «Золушка», обратилась к нам с просьбой: «Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить чашки по размеру, а то мне без вас никак не успеть до бала».

t1635889774ag.jpg

- По одному ученики выходят к доске, расставляют чашки по размеру.


- Спасибо. Золушке помогли.

- Как мы расположили чашки? /По размеру/

- Кто попробует назвать тему урока?

- (Ученики пытаются, учитель помогает).

- Чему будем учиться на уроке?

- (Ответы детей).

- Молодцы.

- Посмотрите на чашки. Они стоят в порядке увеличения размера или уменьшения? /Увеличения/

t1635889774ah.jpg

- А как поставить чашки по размеру, но в другом порядке? /От большой до маленькой/

Далее идет работа над темой урока.

Столько же. Больше. Меньше». Рассмотрите рисунок.

- Герои какой сказки изображены? /РНС «Репка»/

t1635889774ai.jpg

- Посчитайте, сколько человек тянули репку? (3).

- А сколько животных им помогали? (3).

- Кого было больше? Меньше? /Дети отвечают: «Их было одинаково»/.

- Молодцы. Какие слова (понятия) будем использовать сегодня на уроке при сравнении предметов? /Столько же. Больше. Меньше/

- Верно. Значит, какая тема нашего урока?

- (Дети отвечают).

Работая по теме урока, учитель задает вопросы по рисунку, а ученики отвечают, используя слова столько же, больше, меньше.

​​​​​​​ На других уроках:

t1635889774aj.gifмудрая тетушка Сова помогла нам выполнить трудные задания;

t1635889774ak.gifзолотая Рыбка, которая исполняла желания в сказке, наоборот, к нам обратилась с просьбой: «Распределите предметы в два множества»;


t1635889774al.jpgсолнечные лучи (берут своё начало от солнышка и разносят тепло в самые отдаленные уголки нашей планеты) помогли лучше представить геометрическую фигуру луч, у которой есть начало, но нет конца.


Таким образом, сказка помогает вовлечь ребенка в тему урока, увидеть основное и запомнить главное.



Интернет источники /изображения/

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/

https://www.culture.ru/storage/images/a7c6d9547c0a108424bbd7f46af984fa/d2151b55372220146 041372fd6bccd92.jpeg

поисковая система yandex.ru


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации