12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дорош Светлана Викторовна569
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Дошкольники»
2

Методическая сказка как способ объяснения нового материала (на примере сказки про Зубную щетку и Зубную пасту для детей младшего дошкольного возраста)

Методическая сказка как способ объяснения нового материала (на примере сказки про Зубную щетку и Зубную пасту для детей младшего дошкольного возраста)

Для развития умственных познавательных способностей в последние годы чаще всего используется дидактическая сказка, чтобы расширять познавательный интерес детей дошкольного возраста.

Как правило, дидактическую сказку чаще всего используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является передача ребёнку новых знаний, умений и навыков.  Учебная задача в  сказке не раскрывается прямым текстом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, повышает интерес ребенка, стимулирует эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В историях дидактических сказок символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и создают настоящий сказочный мир. Таким образом, новая информация в познании окружающего мира  «подается» в форме дидактических сказок.

Методическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их познавательную деятельность.

Дидактические сказки позволяют снять психоэмоциональную напряженность, возникающую в процессе занятия, повышают уровня мотивации в процессе получения новых знаний; привлекают внимание к изучаемым объектам, повышения интерес к учебному материалу.

Для успешного осуществления технологии использования дидактической сказки важно поэтапное использование в работе с детьми; учёт возрастных возможностей детей; грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой; обеспечение восприятия сказки и оценка действий персонажей; обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога к доверительному общению с детьми; побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия; рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.

Создание дидактической сказки осуществляется по алгоритму:

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой)Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Драконы, Феи, Кощей и т. д., злое колдовство, психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

Обязательным условием для создания сказки является внесение в нее проблемного элемента. Дети предлагают решения, как исправить сложившуюся ситуацию. Слушая сказку, ребенок становится действующим лицом в мире событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

Еще одна особенность методической сказки – созданные сказочные образы (персонажи и предметы).

Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Дети сопереживают героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия.

ФГОС ДО говорит о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, как ни что другое, в дошкольном возрасте завораживает, увлекает, ведет за собой и запоминается на всю жизнь.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой. Ко мне подошли родители с вопросом о том, что дети отказываются чистить зубы. При тематическом планировании мы решили внедрить элементы методической сказки, чтобы в такой форме приучать детей к чистке зубов. Предлагаю конспект познавательного занятия «Сказка о зубной щетке».

«Сказка о зубной щетке »

Цель: формировать навыки заботы о зубах, расширять представление детей о вредных и полезных продуктах для зубов. Воспитывать привычку ежедневного ухода за зубами, формировать навыки здорового образа жизни

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу сказку о зубной пасте и зубной щетке, которые жили у куклы Кати. Она не любила по утрам и вечерам чистить зубы, обижала свою зубную щетку. И даже выдернула половину волосков, а у зубной пасты отвинтила колпачок и пастой нарисовала вместо красок на бумаге. Но однажды, когда наступила ночь и Катя уснула (воспитатель кладет куклу Катю в кровать) произошло нечто необычное.

(Воспитатель показывает из-за ширмы)

Зубная щетка горько плачет, её утешает Зубная паста.

Зубная щетка: Как же мне не плакать, Катя меня не любит, бросает, обижает, не хочет чистить зубки

Зубная паста: Давай убежим от нее! И убегают.

Воспитатель: Расскажу вам дальше про Катю. Утром, когда она проснулась и мама попросила ее почистить зубы, Катя расплакалась, сказала, что не будет чистить зубки. Она даже не заметила, что зубной щетки и зубной пасты нет. Прошло несколько дней. Катя не чистила зубы, ела много конфет. И вот, в один прекрасный день, у Кати сильно разболелись зубы. Пришлось идти к врачу. Посмотрев на Катины зубы, врач сказал, что она не чистила зубки каждый день, вот они и заболели!

Катя побежала домой, но не нашла ни щетки, ни пасты.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, давайте поможем вернуть Кате ее друзей!

Отгадайте загадки:

По утрам и вечерам

Чистит - чистит зубы нам,

А днем отдыхает,

В стаканчике скучает (зубная щетка)

Я не сахар, не мука,

Но похожа на них слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю. (Зубная паста).

Ребята отгадывают. Молодцы! Загадки отгадали правильно.

Воспитатель: Вот какой-то сундучок, а в нем - зубные щетки(на каждого ребенка). Всем ли хватит зубной щетки, чтобы почистить зубы? (Дети считают, не хватает одной зубной щетки для куклы Кати).

Катя: - Не беда, подумаешь, одной не хватает, можно ведь и поделиться.

Воспитатель: Можно ли чистить зубы чужой зубной щеткой? Почему?

Воспитатель проводит дидактическую игру “Предметы индивидуального пользования”. Дети классифицируют предметы в 2 корзины: этими предметами можно делиться и предлагать друг другу, а это предметы индивидуального пользования и личной гигиены, ими может пользоваться только тот, кому они принадлежат. (Предметы: зубная пастазубная щетка, расческа, кукла, полотенце, машина, мячик, носовой платок, карандаши, стакан, ложка, вилка, бусы, шляпа, губка, мыло,машинка).

Воспитатель: А теперь Даниил расскажет Кате, как надо правильно ухаживать за зубами. Ребенок надевает халат врача и рассказывает, показывая:

- Зубы надо чистить не меньше двух раз в день, движениями вверх. Утром и вечером зубы чистят, а днем, после еды, надо обязательно полоскать рот от остатков пищи, чтобы во рту не было микробов и не заболели зубы.(И все ребята своей щеткой повторяют движения)

Воспитатель продолжает сказку: пришла Катя домой, но зубной щетки и пасты там не нашла. В стакане, где раньше они стояли, лежала записка: “Ушли в царство Мойдодыра”.

- Не плачь, Катя, мы очень любим приключения и новые знакомства, мы поможем тебе найти Зубную пасту и Зубную щетку. Давайте вместе отправимся по сказочной дорожке.

Ходьба по массажной дорожке. Дети видят дерево с висящими на нем зубками, здоровыми и больными.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Здоровые Зубки». Если ответ правильный - звенит колокольчик, а если нет, то он молчит. Воспитатель демонстрирует детям картинки с продуктами питания – «полезными» и «вредными» для зубов. Картинки с продуктами питания воспитатель прикрепляет к зубам с помощью детей: на одной прикреплена картинка с плохим (подверженными кариесу) зубом, на другой – картинка с красивым, белым зубом.

- Кажется, мы успешно справились с этим заданием. А вот и наши беглецы!

Сценка за ширмой:

Катя просит прощения у зубной щетки и пасты, Просит вернуться домой и обещает чистить зубки каждый день. Зубная паста и Зубная щетка простили Катю и вернулись к нему домой. Они стали верными друзьями и теперь Катя каждое утро и вечер не забывает чистить зубы.

Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, как важно и нужно ухаживать за зубами, (еще раз проговариваем, кто были герои сказки, что случилось, какие продукты вредные и полезные).

И предлагает артикуляционную гимнастику

«Почистим зубки язычком». Цель: развитие артикуляционного аппарата и активизация внимания детей к внешнему виду собственных зубов.














Список использованных источников

1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с. 9. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии / Н. В. Бордовская. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с

2 Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2010. – 508с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с

4.Запорожец. А. В. Психология восприятия сказки ребёнком дошкольником. М, 1986.

5. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л. Д. Короткова. – М., 2008. – 25 с. 37.

6.Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд. 3-е.М: ЦГЛ, 2006. 128 с. (8 пл.)

7. Рубинштейн С. «Основы общей психологии»/С. Рубенштейн - Спб, издательство «Питер», 2000

8. Самошкина Л. Н. Пособие по подготовке к "Спецпрактикуму". Дидактическая сказка. г. Днепропетровск 2012г.



Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 05.10.21 в 22:11 2Ответить Пожаловаться
Чужая статья https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-skazka-v-obrazovatelnom-procese-detskogo-sada.html и чужая сказка (с.346-348 сборника) https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjYjbaq-rPzAhVLkMMKHYzMDKMQFnoECAMQAQ&url=http%3A%2F%2Feduidea.ru%2Ffile%2Fdocument%2F9397&usg=AOvVaw3f1Tz7C1qrgAWepah6xgQr

Отредактировано 05-10-2021 22:11

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.