Методическая статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка с целью повышения мотивации учащихся.
Методическая статья «Использование современных методов обучения на уроке английского языка с целью повышения мотивации учащихся.
Автор: Шишкина Наталья Александровна
учитель английского языка
МОУ СОШ № 5 УКМО
Существуют приемы, о которых я хочу вам рассказать - это приёмы интерактивных и игровых технологий при изучении диалогической речи на уроках иностранного языка. В современной жизни мы часто сталкиваемся и контактируем с огромным количеством людей. С самого раннего детства мы учимся разговаривать и общаться с близкими нам людьми, а также с незнакомыми людьми. Без умения вести диалог невозможно представить полноценное общение. Очень часто в нашей жизни происходит непонимание друг друга. В этих условиях возникает потребность в поиске метода решений, методов и приёмов, которые направлены на максимальное включение каждого учащегося в процесс взаимодействия на иностранном языке. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Целью применения игровых форм обучения на уроках – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения. Современные методические инновации обращены к интерактивным и игровым технологиям, которые помогают реализовать наши цели. И сейчас хочу вам доказать, что даже без специального изучения мы можем понять английскую речь и даже попробовать заговорить на английском языке.
Я хочу рассказать вам одну историю: «Один всемирно известный путешественник проводил пресс-конференцию, на которой присутствовало множество журналистов из разных стран. Молодая американская журналистка поднялась и сказала ему: «Я из США. Вы, наверное, были в моей стране. Она вам понравилась?» На что путешественник ей ответил: «Я никогда не был в Соединенных Штатах, поскольку по-английски знаю всего несколько слов – здравствуйте, спасибо, мне ветчину и яйца». Журналистка посмотрела на него и сказала: «Вы знаете, этого достаточно, чтобы объехать всю страну».
А вы согласны с этим высказыванием?
На уроке по определенной теме, например «Путешествие», создается ситуация, которая пробуждает интерес обучающихся. Им предлагается совершить путешествие из России в. Англию, в течение которого необходимо преодолеть некоторые трудности:
- умение представиться;
- умение купить продукты в магазине;
- умение собрать чемодан.
Уважаемые пассажиры! Итак, сегодня мы совершим перелет из России в Англию. Просьба занять места и пристегнуть ремни. Приглашаю наших пассажиров (выходят трое учащихся).
- Я рада приветствовать вас на борту нашего самолета.
Предлагаю посмотреть видеоролик и попробовать понять, о чем идёт речь (видеоролик «Знакомство»). Итак, догадайтесь, о чем идёт речь в этом диалоге? Мальчик Тони и девочка Дженни знакомятся с незнакомцем, который появился в их доме. Вам понадобится всего несколько фраз. Для того, чтобы познакомиться нужно сказать Hello! (Привет!). В этом видео очень часто звучит фраза How are you? (Как у тебя дела?) Обычно она используется при разных встречах. И конечно вежливые люди всегда говорят спасибо Fine, thank you! (Хорошо, спасибо!) Или so-so (так себе). Чтобы дальше поинтересоваться у собеседника, как у него дела, используем фразу And уоu! (А у тебя как дела?) Давайте повторим еще раз! И сейчас я вам предлагаю озвучить это видео. (Учащиеся озвучивают видеоролик).А сейчас мы попробуем проговорить эти фразы, используя, который называется "Карусель". Повернитесь к друг другу и попробуйте приговорить эти фразы по очереди (учащиеся отрабатывают прием «Карусель» и закрепляют этап «Знакомство»)
Следующий прием, который мотивирует учеников на обучение - это метод проблемного обучения на уроках английского языка – это методика, которая ставит перед обучающимися реальные проблемы или задачи, требующие активного исследования, обдумывания, и предоставляет им возможность разработки собственных стратегий решения. Уроки такого типа обычно ориентированы на развитие УУД, а также развивают метапредметные компетенции обучающихся
Проблемное обучение способствует достижению ряда познавательных результатов:
Развитие критического мышления: Обучающиеся учатся анализировать информацию, выделять ключевые аспекты задачи и принимать информированные решения.
Умение решать проблемы: Обучение через реальные или моделированные проблемы обеспечивает приобретение практических навыков и опыта в поиске решений.
Способность к сотрудничеству: Работа над проблемами в группе развивает навыки командной работы, обмена идеями и взаимопомощи.
Самостоятельность в обучении: Обучающиеся учатся самостоятельно исследовать тему, искать информацию и применять ее в контексте решения задачи.
Стимулирование интереса и мотивации: Решение реальных проблем может быть стимулирующим и мотивирующим фактором, углубляя интерес к предмету.
Развитие коммуникативных навыков: Взаимодействие с партнерами при решении проблем способствует развитию устной и письменной коммуникации.
Формирование системного мышления: Обучающиеся учатся рассматривать проблему в контексте системы, понимать взаимосвязи и влияние различных факторов.
Эти результаты способствуют формированию у обучающихся комплексных навыков, необходимых для успешного решения задач в различных сферах жизни и профессиональной деятельности.
В продолжение изучения темы «Путешествие» перед учащимися стоит задача – сходить в магазин и купить продукты по списку, в этом списке всего два продукта: bread и pineapple (хлеб и ананас). Но проблема состоит в том, что купить товары они смогут только тогда, когда назовут код этих продуктов. В данном случае кодом будет являться перевод названий этих продуктов.
Итак, подумайте, как решить эту проблему (ученики самостоятельно находят пути решения проблемного вопроса).
Еще одним продуктивным методом я считаю метод развития ассоциативного мышления.
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:
тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).
Для актуализации лексики очень полезны мнемонические карточки.
Продолжая изучение темы «Путешествие», учащиеся собирают чемодан. Используя ассоциативные карточки, они слаживают вещи и предметы по одному в чемодан, называя по-английски.
Итак, наш полет подходит к концу. Надеюсь все готовы к путешествию.
Использование данных методов, отличающихся нестандартностью и новизной раскрывают личностный потенциал каждого учащегося, помогает организовать высокую познавательную активность. На протяжении последних лет я использую данные методики и можно отметить положительную динамику.