12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Куценко Надежда Ильинична39 Россия, Волгоградская обл., Волгоград |
Методические приёмы установления междисциплинарных связей на занятиях астрономии
Методические приёмы установления междисциплинарных
связей на занятиях астрономии
Куценко Н. И. преподаватель физики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,
г. Волгоград
Реализация междисциплинарных связей выступает как средство развития познавательного интереса на занятиях астрономии.
В современном образовании появляется необходимость вырабатывания
у обучающихся обобщенных знаний, имеющих свойство свободного переноса:
знания, будучи образованными в процессе изучения какой – либо дисциплины, свободно
применяются обучающимися при изучении материала на других занятиях и в повседневной
деятельности.
С содействия многогранных междисциплинарных связей на новом
качественном уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся,
закладывается основа для системного изучения и решения сложных задач реальности.
Междисциплинарные связи представляются важным решением комплексного
образования для создания единой картины мира природы в сознании студента.
В процессе изучения материала по дисциплине само собой прослеживаются связи
астрономии с математикой, географией, физикой, историей, химией, биологией, литературой.
Как, правило, обучающиеся всегда могут подчеркнуть или обозначить соответствующими цветами или знаками те понятия, величины, графы, сравнительные характеристики, которые касаются сопутствующих дисциплин.
Приёмы установления междисциплинарных связей могут быть разные: предметно-
символьные, предметно-понятийные, проектные, предметно - модульные и другие.
Такие занятия, как небезызвестный вариант советского образования, носят, как правило,
интегрированный характер.
Достижение результатов обучения осуществляется на основе совмещения деятельностного и компетентностного подходов, которые позволяют вырабатывать представления методов познания и астрономических исследований, законов движения небесных тел и существования Вселенной в целом.
Методические приёмы установления междисциплинарных связей на занятиях
астрономии определяют механизмы отбора содержания дисциплины с учетом
профессиональной направленности.
Методический приём: выполнение модульных заданий.
Предметное содержание ОД | Образовательные результаты | Наименование ПМ, МДК | Варианты междисциплинарных заданий |
Движение небесных тел. | ПРб.02, ЛР 13, МР 03. | МДК05.04.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. | Творческие проекты: «Идеальные булочки для невесомости», к первому полёту космонавта в космос. |
Физическая природа и эволюция небесных тел | ПРб.02, ЛР13, МР 03. | МДК05.04.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. | Правила безопасности при выпечке хлеба для космонавтов: «Как увеличить |
Небесная сфера, особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя | ПРб.02, ПРб.04, ЛР 13, МР 03. | МДК05.05.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента | Технология создания десерта "Белое солнце пустыни" |
Спектры, цвет и температура звёзд | ПРб.01, ПРб.04, ЛР 13, МР 03, ОК 2, ОК 3 | МДК05.05.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента | Технология приготовления праздничных блюд «Использование цвета спектра звёзд для украшения кондитерских изделий для встречи дня весеннего равноденствия» |
Природа тел Солнечной системы | ПРб.01, ПРб.03, МР 03, ЛР 13, ОК 2, ОК 3 | МДК05.04.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. МДК05.05.Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента | Технология оформления мучных кондитерских изделий «Использование астрономических знаков в оформлении кондитерских изделий к новогоднему столу»
|
Астрономия вносит существенный вклад в развитие "земных" наук - физики, химии,
географии, посредством углубления содержания без усложнения восприятия, но с возможностью принятия материала для раскрытия некоторых жизненных реалий.
Методический приём: решение интегрированных заданий.
Задание: Определить максимально возможную высоту гор на поверхности планеты Марс.
Решение: Максимально возможная высота гор на поверхности планет определяется предельным давлением в основании горы, при котором начинает разрушаться кристаллическая решетка горных пород. Метод размерностей позволяет получить формулу: , где ρ – средняя плотность вещества, е – заряд электрона, m - масса атома элемента, входящего в состав горной породы. Считая максимальную высоту гор на Земле hЗ » 9 км, ускорение свободного падения на Марсе gM » 4 м/c2, можно оценить максимально возможную высоту марсианских [венерианских, лунных и т.д.] гор.
Решение: Написав выражения для условий Земли и Марса и разделив их друг на друга, получим: или . Исходя из вероятной тождественности химического состава и средней плотности горных пород на Земле и Марсе [можно усложнить решение, сообщив ученикам более точные сведения » 22 км.
Решение этой задачи имеет большое значение потому, что выводы из нее способствуют формированию понятия о том, что сила тяготения обусловливает шарообразную форму массивных космических тел – планет и звезд. Причины шарообразности формы планет можно объяснить как на уроке географии, так и на уроках физики и астрономии.
Методический приём: Кейс-задача – обучающиеся исследуют ситуацию (реальную или, возможно, максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
Кейс-задача Космонавты с борта Международной космической станции обратили внимание на два острова и огибающую их с севера в виде вытянутого шрама крупную форму донного рельефа. Обсуждая увиденное, они не смогли прийти к однозначному выводу о зафиксированных объектах. Используя карты географического атласа, помогите им определить по представленному фрагменту космоснимка запечатленные на нем важнейшие природные объекты, которые собственно и обсуждали космонавты. В каком из океанов Земли располагаются данные объекты?
Методический приём: практические задания
Практическое задание: Долгота Новосибирска λ2 = 5h 31m, долгота Москвы λ1 = 2h 30m. Новосибирск находится в V часовом поясе. Определить:
1) Если днем в Новосибирске часы показывают 12:00, то, что показывают в этот момент часы в Москве?
2) Если истинное солнечное время в Новосибирске 12:00, то каково оно в этот момент в Москве?
Решение:
1) Москва находится во втором часовом поясе, Новосибирск – в пятом. Разница во времени между городами составляет 5h – 2h = 3h. Когда в Новосибирске полдень, в Москве 12h – 3h = 9h (9 часов утра).
2) Разность любых двух времен (звездных, истинных солнечных, средних солнечных) равна разности долгот:
Тλ2 – Тλ1 = λ2 – λ1 = 3h01m.
Если истинное солнечное время в Новосибирске 12 часов, то в Москве оно 12h – 3h01m = = 8h59m.
Практическое задание: Флаг корабля привязан к мачте на высоте 30 метров над уровнем моря. На каком расстоянии l он будет виден на горизонте?
Решение: Выполним рисунок
Здесь h – высота флага над уровнем моря, R – радиус Земли. Ясно, что (R + h)2 = R2 + l2. Тогда
если принять за R, например, средний
экваториальный радиус Земли.
Ответ: l ≈ 19,56 км
Методический приём: индивидуальные проекты
Индивидуальный проект рассматривается как особая форма организации деятельности обучающегося. Индивидуальный проект это деятельность исследовательская или проектная, направленна на развитие познавательного мышления и даже предпрофессионального мышления.
Возможные темы проектов междисциплинарного содержания:
Влияние перемены поясного времени на товарооборот предприятий.
Изменения в технологиях хлебопечения для космонавтов.
Сезонный маркетинг.
Связь весенне-осенних температурных колебаний с калорийностью сезонных продуктов питания
Тактика употребления хлеба на борту МКС.
В зависимости от поставленной цели обучения, когда преемственность предметных результатов дисциплины с результатами общепрофессионального цикла и профессиональных модулей выдвигается на передний план, методические приёмы обучения выстраиваются с позиций системного подхода и деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели.
Информационные источники:
1. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М.:Просвещение, 2018.
2. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М.: Либроком, 2013.
3. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии /Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).
Интернет-ресурсы:
1.Министерство просвещения Российской Федерации (
2.Федеральный портал "Российское образование" (
3.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (
4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (
5.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
6.Астрономия. РФ: общероссийский астрономический портал/ - Москва,
2009-2019. – URL: