12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куценко Надежда Ильинична39
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Методические приёмы установления междисциплинарных

связей на занятиях астрономии


Куценко Н. И. преподаватель физики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,

г. Волгоград


      Реализация междисциплинарных связей выступает как средство развития познавательного интереса на занятиях астрономии.

В современном образовании появляется необходимость вырабатывания

у обучающихся обобщенных знаний, имеющих свойство свободного переноса:

знания, будучи образованными в процессе изучения какой – либо дисциплины, свободно

применяются обучающимися при изучении материала на других занятиях и в повседневной

деятельности.

      С содействия многогранных междисциплинарных связей на новом

качественном уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся,

закладывается основа для системного изучения и решения сложных задач реальности.

      Междисциплинарные связи представляются важным решением комплексного

образования для создания единой картины мира природы в сознании студента.

В процессе изучения материала по дисциплине само собой прослеживаются связи

астрономии с математикой, географией, физикой, историей, химией, биологией, литературой.

      Как, правило, обучающиеся всегда могут подчеркнуть или обозначить соответствующими цветами или знаками те понятия, величины, графы, сравнительные характеристики, которые касаются сопутствующих дисциплин.

      Приёмы установления междисциплинарных связей могут быть разные: предметно-

символьные, предметно-понятийные, проектные, предметно - модульные и другие.

Такие занятия, как небезызвестный вариант советского образования, носят, как правило,

интегрированный характер.

      Достижение результатов обучения осуществляется на основе совмещения деятельностного и компетентностного подходов, которые позволяют вырабатывать представления методов познания и астрономических исследований, законов движения небесных тел и существования Вселенной в целом.

      Методические приёмы установления междисциплинарных связей на занятиях

астрономии определяют механизмы отбора содержания дисциплины с учетом

профессиональной направленности.

      Методический приём: выполнение модульных заданий.


Предметное содержание ОД

Образовательные

результаты

Наименование ПМ, МДК

Варианты междисциплинарных заданий

Движение небесных тел.


ПРб.02, ЛР 13, МР 03.

МДК05.04.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

мучных кондитерских изделий

разнообразного ассортимента.

Творческие проекты: «Идеальные булочки для невесомости»,

к первому полёту космонавта в космос.

Физическая природа и

эволюция небесных тел

ПРб.02, ЛР13, МР 03.

МДК05.04.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

мучных кондитерских изделий

разнообразного ассортимента.

Правила безопасности при выпечке хлеба для космонавтов: «Как увеличить срок годности хлеба для космонавтов?»


Небесная сфера, особые точки

небесной сферы.

Небесные координаты.

Связь видимого расположения

объектов на небе и

географических координат

наблюдателя

ПРб.02, ПРб.04, ЛР 13, МР 03.

МДК05.05.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

пирожных и тортов

разнообразного ассортимента

  Технология создания десерта "Белое солнце пустыни"

Спектры, цвет и

температура звёзд

ПРб.01, ПРб.04, ЛР 13, МР 03, ОК 2,

ОК 3

МДК05.05.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

пирожных и тортов

разнообразного ассортимента

Технология приготовления праздничных блюд «Использование цвета спектра звёзд для украшения кондитерских изделий для встречи дня весеннего равноденствия»

Природа тел Солнечной системы

ПРб.01, ПРб.03, МР 03, ЛР 13, ОК 2, ОК 3

МДК05.04.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

мучных кондитерских изделий

разнообразного ассортимента.

МДК05.05.Изготовление,

творческое оформление,

подготовка к реализации

пирожных и тортов

разнообразного ассортимента

Технология оформления мучных кондитерских изделий

«Использование

астрономических знаков в оформлении кондитерских изделий к новогоднему столу»


Астрономия вносит существенный вклад в развитие "земных" наук - физики, химии,

географии, посредством углубления содержания без усложнения восприятия, но с возможностью принятия материала для раскрытия некоторых жизненных реалий.

      Методический приём: решение интегрированных заданий.


Задание: Определить максимально возможную высоту гор на поверхности планеты Марс.

Решение: Максимально возможная высота гор на поверхности планет определяется предельным давлением в основании горы, при котором начинает разрушаться кристаллическая решетка горных пород. Метод размерностей позволяет получить формулу: t1637645447aa.gif, где ρ – средняя плотность вещества, е – заряд электрона, m - масса атома элемента, входящего в состав горной породы. Считая максимальную высоту гор на Земле hЗ » 9 км, ускорение свободного падения на Марсе gM » 4 м/c2, можно оценить максимально возможную высоту марсианских [венерианских, лунных и т.д.] гор.

Решение: Написав выражения для условий Земли и Марса и разделив их друг на друга, получим: t1637645447ab.gif или t1637645447ac.gif. Исходя из вероятной тождественности химического состава и средней плотности горных пород на Земле и Марсе [можно усложнить решение, сообщив ученикам более точные сведения t1637645447ad.gif » 22 км.

Решение этой задачи имеет большое значение потому, что выводы из нее способствуют формированию понятия о том, что сила тяготения обусловливает шарообразную форму массивных космических тел – планет и звезд. Причины шарообразности формы планет можно объяснить как на уроке географии, так и на уроках физики и астрономии.

      Методический приём: Кейс-задача – обучающиеся исследуют ситуацию (реальную или, возможно, максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

Кейс-задача Космонавты с борта Международной космической станции обратили внимание на два острова и огибающую их с севера в виде вытянутого шрама крупную форму донного рельефа. Обсуждая увиденное, они не смогли прийти к однозначному выводу о зафиксированных объектах. Используя карты географического атласа, помогите им определить по представленному фрагменту космоснимка запечатленные на нем важнейшие природные объекты, которые собственно и обсуждали космонавты. В каком из океанов Земли располагаются данные объекты? t1637645447ae.jpg

       Методический приём: практические задания

Практическое задание: Долгота Новосибирска λ2 = 5h 31m, долгота Москвы λ1 = 2h 30m. Новосибирск находится в V часовом поясе. Определить:

1) Если днем в Новосибирске часы показывают 12:00, то, что показывают в этот момент часы в Москве?

2) Если истинное солнечное время в Новосибирске 12:00, то каково оно в этот момент в Москве?

Решение:

1) Москва находится во втором часовом поясе, Новосибирск – в пятом. Разница во времени между городами составляет 5h – 2h = 3h. Когда в Новосибирске полдень, в Москве 12h – 3h = 9h (9 часов утра).

2) Разность любых двух времен (звездных, истинных солнечных, средних солнечных) равна разности долгот:

Тλ2 – Тλ1 = λ2 – λ1 = 3h01m.

Если истинное солнечное время в Новосибирске 12 часов, то в Москве оно 12h – 3h01m = = 8h59m.

Практическое задание: Флаг корабля привязан к мачте на высоте 30 метров над уровнем моря. На каком расстоянии l он будет виден на горизонте?


Решение: Выполним рисунок

t1637645447af.gif


Здесь h – высота флага над уровнем моря, R – радиус Земли. Ясно, что (R + h)2 = R2 + l2. Тогда


t1637645447ag.gif

если принять за R, например, средний

экваториальный радиус Земли.

Ответ: l ≈ 19,56 км


       Методический приём: индивидуальные проекты

       Индивидуальный проект рассматривается как особая форма организации деятельности обучающегося. Индивидуальный проект это деятельность исследовательская или проектная, направленна на развитие познавательного мышления и даже предпрофессионального мышления.

Возможные темы проектов междисциплинарного содержания:

 Влияние перемены поясного времени на товарооборот предприятий.

Изменения в технологиях хлебопечения для космонавтов.

Сезонный маркетинг.

Связь весенне-осенних температурных колебаний с калорийностью сезонных продуктов питания

Тактика употребления хлеба на борту МКС. 

        В зависимости от поставленной цели обучения, когда преемственность предметных результатов дисциплины с результатами общепрофессионального цикла и профессиональных модулей выдвигается на передний план, методические приёмы обучения выстраиваются с позиций системного подхода и деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели.


         Информационные источники:

   1. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М.:Просвещение, 2018.

    2. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М.: Либроком, 2013.

    3. Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии /Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).

        Интернет-ресурсы:

1.Министерство просвещения Российской Федерации (https://edu.gov.ru/);

2.Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

3.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);

4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

5.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

(http://fcior.edu.ru/);

6.Астрономия. РФ: общероссийский астрономический портал/ - Москва,

2009-2019. – URL: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/ – форма доступа: свободная.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.