12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное
1

Методические рекомендации и разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль «Основы православной культуры». Тема «Отношение христианина к природе».

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Дивное

Апанасенковского муниципального округа

Ставропольского края





Урок по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль «Основы православной культуры».


Тема «Отношение христианина к природе».


4 класс




















Автор: Шарко Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории

МБОУ СОШ № 2 с. Дивное




2023 г.

 

Ведение.

Духовное воспитание – это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должна служить этой цели. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма, любви к природе, к ближнему.

Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ православной культуры и экологических знаний в обучение школьника - это необходимость нашего времени. Становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. И перед нами стоит важная задача - подготовить высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы.

Говоря об актуальности выбора темы урока «Отношение христианина к природе», необходимо сказать, что люди перестали видеть в природе храм Божий. Они стали смотреть на природу как на средство обогащения и утоления своих потребностей. Человек стал губительно воздействовать на природу, бессердечно относиться к ней, загрязнять, уничтожать.

Цель урока: углубить и расширить знания обучающихся о христианских заповедях, помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе, формировать ценностное отношение к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности.

Не дать детской душе стать черствой, злобной, безразличной - вот первоочередная задача воспитания. Нужно научить каждого ребёнка не бояться задавать вопросы, добывать информацию, выдвигать гипотезы, анализировать собранные материалы, наблюдать, делать выводы, оценивать результаты своей работы. Дать почувствовать каждому ребёнку свою значимость, как личности, привить интерес к природе своей Малой Родины, к её истокам, заповедным местам.

Основная часть.

Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе, формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности.

Задачи урока:

Образовательная:

- Освоение христианского представления о сотворении мира, понимание служения природе как творению Божиему.

- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

- Помочь детям осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающая:

- Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом.

- Развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

Воспитательная:

- Создать условия для понимания сути христианского отношения к природе.

- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

- Воспитывать потребность в общении с природой.

- Воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- слушать и понимать других;
- договариваться о правилах общения в паре и соблюдать их.

Личностные:

- формировать личную ответственность за сохранение природы;

- уметь работать в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Воспитательный компонент:

- Формирование бережного отношения к христианским духовным ценностям.

- Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

- Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).

- Формирование основ экологической грамотности тесно связано усвоение правил нравственного поведения в мире природы и людей.

- Установление доверительных отношений между учителем и обучающимися;

- Формирование культуры общения.

- Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

- Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.

Форма работы: урок.

Длительность: 45 минут.

Место проведения: учебная аудитория.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок на основе групповой технологии.

Образовательные технологии:

- воспитательные;

- технология развивающего, проблемного обучения;

- проблемно-диалоговые;

- частично-поисковые;

- здоровосберегающие;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнение, анализ, частично-поисковые, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: самостоятельная работа, тестирование, разгадывание кроссворда.

Ключевые понятия: природа, ковчег, ответственность, экология, милосердие.

Подготовка к уроку родителей и детей:

1. Исследовательская работа «Тайны озера Маныч». (Приложение 3.1)

2. Конкурс сочинений и «Живительная сила природы Ставропольского края". (Приложение 3.2.)

3. Конкурс стихотворений «Старополье край родной!» (Приложение 3.3)

4. Экологический кл. час «По страницам Красной книги». (Приложение 2.1)

5. Экологический классный час «Чудо планета Земля!» (Приложение 2.2)

6. Экологический квест «Мир заповедной природы». (Приложение 2.3)

7. Виртуальная экскурсия «Люблю тебя, мой край родной!» (Приложение 3.4)

https://youtu.be/ze2CaUyZEVQ

8. Экологическая акция учащихся и родителей «Наше чистое село Дивное». (Приложение 4.1)

9. Экологическая выставка «Вторая жизнь ненужных вещей». (Приложение 4.2)

10. Семейный проект «Покормите птиц зимой»: изготовление кормушек из бросового материала, ежедневная подкормка птиц, записи в «Дневнике наблюдений». (Приложение 4.3)

11. Конкурс рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили». (Приложение 4.4)

12. Сбор макулатуры «Спасём природу вместе!». (Приложение 4.5)

Оборудование:

- презентация к урокуhttps://cloud.mail.ru/public/pnHi/Yt29iVY8K

(скачать с облака) (Приложение 1.1)

- задания для работы в группах (Приложение 1.2)

- тест «Отношение христианина к природе» (Приложение 1.3)

- кроссворд «Христианское отношение к природе» (Приложение 1.4)

- документ камера (для создания и демонстрации мультфильма);

- учебник А. В Кураев «Основы православной культуры»;

- детские Библии;

- медиапроектор;

- тест по теме «Отношение христианина к природе»;

- кроссворд «Христианское отношение к природе»;

- глобус;

- музыка «Маленький принц» М. Таривердиева, Н. Добронравова;

- музыка А. Рыбникова из к/ф «Усатый нянь»;

- И. Айвазовский репродукция картины «Всемирный потоп»;

- аудиозапись песни А. Савельева М. Пляцковского «Если добрый ты».

Оформление кабинета:

- из собранных детских работ и рисунков оформить стендовые презентации.

План урока:

I. Организационный момент. (10 сек.)

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (3 мин.)

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Выведение темы и целей урока.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (4 мин.)

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Работа по материалам учебника.

IV. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Арт-терапевтическое упражнение-игра «Ветер» (Физкультминутка) (50 сек.)

V. Построение проекта и его реализация. (6 мин.)

"Открытие" детьми нового знания. Работа в творческих группах над созданием канала «Достучаться до сердец» на ютьюб. Изучение нового материала. Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме как выполнить задания. Обучающиеся осмысливают услышанное и увиденное. Читают текст, анализируют, делают выводы. Анализируют эмоциональные впечатления от картин, стихов. Слушают друг друга, рассуждают.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (20 мин.) Выступления творческих групп:

1 блог. Экологический калейдоскоп «Живительная сила природы»;

2 блог. Творческая мастерская «Экодизайн»;

3 блог. «Хранители природы»;

4 блог. «Библейские сюжеты».

VII. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин.)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

1. Физкультминутка – игра «Правила христианина».

2. Самостоятельная работа.

1-2 ряд выполнят тестирование по теме «Отношение христианина к природе»;

3 ряд – работа в парах – разгадывание кроссворда «Христианское отношение к природе»

VIII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

IХ. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин.)

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Х. Информация о домашнем задании, инструктаж. (1 мин.)

Обсуждение дифференцированного домашнего задания, инструктаж и запись домашнего задания.

Конспект урока

Эпиграф:

«Научи своё сердце доброму!»

I. Организационный момент. (Поздороваться с гостями, проверить готовность к уроку)

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, а вы любите путешествовать? (Слайд 2)

- А как можно путешествовать?

- А вы когда-нибудь летали на машине времени?

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени?

- Возьмитесь за руки…. В путь! (Слайд 3, мелькают годы 2022 -2029-….2069!)

Учитель читает стихотворение:

- Вперед, навстречу будущим годам

Стремительно несется время.

Летит планета по своей орбите,

Сменяя годы, судьбы, поколенья.

И мы несемся вместе с ней,

Чтоб заглянуть на миг в наш день грядущий.

И с этим знаньем будем мы мудрей,

И с этим знаньем станем лучше.

- Ребята, мы переходим в другое измерение, закрываем глаза! Приготовились 3-2-1! (звучит музыка приземления)

- Открываем! (На экране появляются кадры: кругом голая земля, болота, нет растений, птиц, животных. Звучит тревожная музыка.)

- Где мы? (В будущем!) (Слайд 4)

- Что пострадало на планете Земля? (Природа)(на доску вывешиваем слово «ПРИРОДА»)

- Нравится вам здесь? (нет)

- Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты? (Горькое; страшно; я бы не хотел здесь жить.)

- Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту! (на доску вывешиваем слово «ХРИСТИАНИН»)

- Почему так стало на планете, спустя столько лет? (Слайд 5)

(Предположения детей: Может быть, экологическая катастрофа, связанная с неразумной деятельностью людей.)

- Может ли отношение человека повлиять на красоту природы, изменить ее? (на доску вывешиваем слово «ОТНОШЕНИЕ»)

-Ребята, попробуйте, по опорным словам, сформулировать тему урока. («Отношение христианина к природе»)

- Появилось ли у вас желание вернуться в наше время? Для чего?

(Хочется вернуться в наше время и сделать всё, чтобы будущее было иным.)

- Итак, чтобы ответить на этот вопрос, как христианин должен относиться к природе, мы возвращаемся назад в наше время – в 2022 год.

- Вы готовы? Возьмемся за руки. В путь! (Слайд 6. На экране кадры в обратном порядке.)

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, обратимся к учебному материалу на с. 84, абзац 1, 2, 3 – прочитайте!

(Обучающиеся читают материал учебника, осмысливают текстовый материал, отвечают на вопросы учителя.) (Слайд 7)

- Как вы понимаете слова ученого М. Ломоносова «В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»? (Слайд 8-9)

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа?

- Почему изучать законы природы – это христианское служение?

- Как вы думаете, кто несет ответственность за наше будущее?

- Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад? (Слайд 10)

- Что же могут делать и делают школьники (Например, спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)

- Школьники могут многое. Их помощь природе очень разнообразна.

Арт-терапевтическое упражнение-игра «Ветер»

(Физкультминутка)

- Ребята, христиане считают, что люди должны ответственно относиться к природе, а ещё они должны ответственно относиться своему здоровью, поэтому прежде, чем приступить дальше к работе, давайте проведём физкультминутку:

Осторожно ветер за калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо-влево.)

Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.)

Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.)

Покачал тихонько ветками черемух,

(Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево.)

Пожурил за что-то воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.)

И, расправив гордомолодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.)

Полетел куда-то в перемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.)

V. Построение проекта и его реализация. (Работа в творческих группах. Изучение нового материала.)

- Чтобы сохранить благоприятные условия жизни на нашей планете, человек должен любить природу, изучать и познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека. (Слайд 11)

- Сегодня мы с вами начнём работать над сохранением природы прямо сейчас, для этого я предлагаю посетить сайт ютюб, на котором вам предстоит создать свой канал «Достучаться до сердец» и выступить в роли блогеров.

- Ребята, создайте 4 группы. (обучающиеся разбиваются на 4 группы)

- Каждая группа получают своё задание и работают над его выполнением (Слайд 12. Обучающиеся выполняют задания, фоном служит музыка «Маленький принц» М. Таривердиева, Н. Добронравова)

ЗАДАНИЯ:

1 блог

Экологический калейдоскоп «Живительная сила природы».

Вам дано стихотворение с пропущенными словами.

Задание: 1. Вставить по смыслу подходящие слова;

2. Придумать название;

3. С выражением прочитать это стихотворение.

Мой _______________ край!

Мой ____________ родной, о дивный край,

Природы край _______________ ,

Здесь по утрам от птичьих стай

Наполнен ______________ песней.


Здесь мир, весной преображаясь,

Цветочным ______________ налит,

Природа, звонко ________________ ,

Красою Маныча манит.


Здесь лето _____________ разлито

В полях меж кленов и ____________

И разноцветьем трав расшита

Под куполом из ярких ____________ .


И это всё – мой край _____________ ,

И лучше нет на свете!

Здесь тёплой, ____________ весной

Поёт _________________ о лете!


Слова для справок:

берёз

соловушка

чудесный

запахом

солнечной

дивный

воздух

родной

звёзд



2 блог

Творческая мастерская «Экодизайн».

Задание: 1. Прочтите стихотворение.

2. догадайтесь о чём идёт речь, о какой поделке.

3. Соберите поделку, насыпьте в неё корм. (Детям дается материал для изготовления кормушки для птиц)

4. Продемонстрируйте поделку, читая красиво и выразительно стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Александр Яковлевич Яшин


3 блог

«Хранители природы».

Группа создаёт «Экологический мультфильм». (Группе даётся текст мультфильма, ребята распределяют роли: лидер группы выразительно читает текст, а остальные по смыслу подставляют под веб камеру нужные картинки и на экране тут же идёт демонстрация картинок, на глазах у окружающих, создаётся мультфильм).

Задание: 1. Прочитать текст мультфильма;

2. Придумать название мультфильму;

3. Попробовать, потренироваться читая текст, совершать нужные действия.

Мультфильм «_________________________________________»

Меня зовут планета Земля, меня создал великий и мудрый Творец – Бог. (появляется планета Земля)

Я планета, на которой ты живёшь.(постепенно появляются над планетой солнце и луна) (появляются деревья, радуга, облака)

За пять дней Бог создал мир, полный гармонии и красоты. (появляются деревья, радуга, облака)

Я состою из лесов, гор, морей, океанов, рек, здесь живёт множество животных и растений. (постепенно появляются на земле животные, рыбы, бабочки)

Я живу уже очень давно, и на моей поверхности было всё для счастливой жизни. (появляются цветы и бабочки, радуга)

На шестой день по Своему образу и подобию сотворил Бог человека. (появляется на планете человек)

Бог наделил человека разумом, совестью, свободой. (возле человека появляется книга, компьютер)

Но человек забыл, что у него есть образ Божий и на нём лежит ответственность за природу! Человек стал рубить деревья, (рубят деревья), загрязнять природу. (трактор, сносит деревья).

Стали умирать животные и растения. (животные и растения падают с планеты, исчезают).

Появилось много мусора. Если это продолжиться, то я скоро погибну! (дети меняют красивую планету Земля на загрязнённую)

А если погибнет планета Земля, то погибнет и все человечество. Христиане, одумайтесь, природа — это наш родной дом и Божий храм! Будьте милосердными! Берегите природу!

Дети меняют планету Земля на ту, на которой дети взялись за руки и говорят хором: «Наше будущее – в наших руках»


4 блог

«Библейские сюжеты».

Задание: 1. Прочитать текст «Всемирный потоп»;

2. Изучить иллюстрации.

3. Ответьте на вопросы:

- Как же Бог наказал людей за их грехи?

-Что помогло Ною и его семье спастись?

4. Сделать вывод «Как христианин должен относиться к природе»?


Библейская история

«Всемирный потоп».

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Всё человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей за их грехи потопом. Он спас только одну семью – семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег (то есть прибежище). Он звал людей на помощь, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Ему помогала только его семья.

Ной заполнил свой ковчег животными. Он брал каждой твари по паре, чтобы они смогли продолжить свой род. Кроме того, Ной собрал семена многих растений, чтобы спасти их от исчезновения. И начался всемирный потоп. Сорок дней шел сильный дождь. Вода смыла все живое с лица земли…

Причиной же катастрофы были бездумные поступки людей.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Выступления творческих групп.) (Слайд 13)

- 1 группа блогеров Экологический калейдоскоп«Живительная сила природы» изучала природу родного края. (Слайд 14)

- Вам было дано стихотворение нашей Дивенской поэтессы Марии Репкиной, с пропущенными словами, в котором нужно вставить по смыслу подходящие слова, придумать название, затем с выражением прочитать это стихотворение. (Слайд 15. Выступление группы под клип об озере Маныч.)

Мой дивный край!

Мой дом родной, о дивный край,

Природы край чудесный,

Здесь по утрам от птичьих стай

Наполнен воздух песней.


Здесь мир, весной преображаясь,

Цветочным запахом налит,

Природа, звонко пробуждаясь,

Красою Маныча манит.


Здесь лето золотом разлито

В полях меж кленов и берёз

И разноцветьем трав расшита

Под куполом из ярких звёзд.


И это всё – мой край родной,

И лучше нет на свете!

Здесь тёплой, солнечной весной

Поёт соловушка о лете!

- Ребята, а как вы думаете, нашему прекрасному озеру Маныч ничего не угрожает? (ответы детей) (Слайд 16)

- Посмотрите, сколько мусора мы собрали на берегу нашего озера, и это только маленькая его часть. (Учитель выставляет коробку с мусором) (Слайд 17)

2 группа блогеров Творческая мастерская «Экодизайн». (Слайд 18)

Учитель: Сегодня 2 группа блогеров «Творческая мастерская Экодизайн» изучала важную экологическую проблему и попробовала сделать нашу планету чище и прекраснее, превращая отходы жизнедеятельности человека в полезные и нужные вещи. (Слайд 19)

(Выступления детей)

- Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. (Слайд 20) За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. (Слайд 21) И как человек поступит с ним зависит от его культуры и воспитанности. (Слайд 22-23)

Автобусный билет – 1 месяц,

Бумажный стаканчик – до 5 лет,

Консервная банка – 10 лет,

Шерстяной носок – 1 год,

Алюминиевые, пластиковые бутылки – 500 лет,

Стеклянные бутылки – никогда! (Слайд 24)

- если природный материал, перегнивая, даёт плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, материала, созданного человеком, не перегнивают в почве. Их нельзя сжигать, так как при сжигании они выделяют ядовитые вещества! Поэтому такие материалы называют бросовыми! (Слайд 25)

- А ведь с каждым годом мусора становится всё больше и поэтому ученые и экологи ищут пути вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их очень мало. (Слайд 26) И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки. Мы сегодня превратились в таких умельцев и сделали кормушку для птиц. (Слайд 27)

(обучающиеся показывают кормушку и читают стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Покормите птиц зимой» под музыкальный клип)

Учитель: Пластик – проблема мирового масштаба. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным. (учитель вновь обращает внимание детей на коробку с мусором). И это всего лишь маленькая часть угрозы! Наша природа в опасности! (Слайд 28)

- Давайте посмотрим, что нам приготовила наша3 группа блогеров - «Хранители природы», которые создавали «Экологический мультфильм», и дали ему название…___________________________________________.

- Посмотрим, что у них получилось! (Слайд 29. Демонстрация мультфильма под музыку А. Рыбникова из к/ф «Усатый нянь»)

- Молодцы ребята!

4 блог «Библейскиесюжеты». (Слайд 30)

- А как вы считаете, было ли уже человечество на грани вымирания?

- Православные христиане считают, что однажды Бог наказал людей за их грехи. Об этом рассказано в Ветхом завете. Давайте послушаем 4 группу блогеров «Библейские истории», которая занималась изучением этого вопроса.

(Слайд 31. Выступление обучающихся, рассказ о «Всемирном потопе»)

- Как же Бог наказал людей за их грехи? (Слайд 32)

-Что помогло Ною и его семье спастись?

- Какие выводы вы сделали? (Слайд 33) (Бог выше человека, но человек выше природы, поэтому христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных, природу.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Физкультминутка – игра «Правила христианина».

- Ребята, если считаете, что это неправильно, то грозите пальцем «Нельзя!», если считаете, что верно, то хлопаете в ладоши:

- оставлять после себя мусор;

- заботиться о домашних животных;

- посадить деревце;

- выгнать из дома старого кота;

- покормить бездомного котёнка;

- бросать фантики от конфет где придётся,

- найти нового хозяина брошенному котёнку;

- стрелять в птиц из рогатки;

- насыпать в кормушку для птиц корм;

- морить голодом домашнего питомца;

- ломать ветки деревьев;

- заступиться за щенка, которого обижают другие ребята

2. Самостоятельная работа.

1-2 ряд выполнят тестирование по теме «Отношение христианина к природе»;

3 ряд – работа в парах – разгадывание кроссворда «Христианское отношение к природе».

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 34)

- Как вы думаете, сможем ли мы воздействовать на будущее сегодня? (Если каждый человек задумается о сохранении природы сегодня и приложит свои усилия, то мы сможем изменить мир к лучшему)

- Если каждый год каждый человек будет сажать по 1 дереву, то через 20-30 лет на всей планете зашумят леса.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе?

- А теперь, пришло самое время, выбирать, на какой планете вам хотелось бы жить.

-Какую планету выбирает каждый из вас? Прикрепите по своему выбору на планету фигурку человека. (Дети выбирают, на какую планету им прикрепить фигуру человека: на грязную и искорёженную планету или на чистую, красивую.)

Учитель под красивую музыку читает стихотворение, на экране красивые виды природы на планете Земля:

Вперёд, навстречу будущим годам

Стремительно несётся время.

Растут большие города,

И строит их людское племя,

Порой не думая о том,

Что будет с нашей природой.

Так сбережём „зелёный дом”

Животных, птиц, растенья, воду!

Планета быть живой должна,

И чистой атмосфера.

Она для всех для нас одна,

Дары используй в меру.

Зависит многое от нас,

Какой планета будет.

И в этот день и в этот час

Спасём её, мы, люди!

- Я верю, что будущее планеты Земля в наших надёжных руках! (Слайд 35) (дети становятся в круг, учитель поднимает вверх глобус). Исполнение песни А. Савельева М. Пляцковского «Если добрый ты».

- Молодцы Вы сегодня хорошо работали!

Х. Информация о домашнем задании, инструктаж. (Слайд 36)

Общее:

Изучить материал учебника на с. 84-85, ответить на вопросы в конце параграфа.

Дополнительно по выбору:

- Найти пословицы, поговорки, стихи о природе или сочинить свои. Прием «Синквейн».

(Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием).

- Подготовить сообщение об экологическом кризисе.

- Составить кроссворд «Будь природе другом!»


Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для подготовки и проведения урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», по теме «Отношение христианина к природе», 4 класс для общеобразовательных учреждений.

Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе, формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности.

Задачи урока:

Образовательная:

- Освоение христианского представления о сотворении мира, понимание служения природе как творению Божиему.

- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.

- Помочь детям осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающая:

- Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом.

- Развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

Воспитательная:

- Создать условия для понимания сути христианского отношения к природе.

- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

- Воспитывать потребность в общении с природой.

- Воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ключевые понятия: природа, ковчег, ответственность, экология, милосердие.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, тестирование.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: самостоятельная работа, тестирование, разгадывание кроссворда.

Общие методические указания:

Перед проведением урока, проводится ряд мероприятий с включением родителей и детей. Заранее даются задания отдельным группам учащихся:

Задание 1. Подготовить исследовательские работы по изучению и сохранению памятников природы Апанасенковского муниципального округа.

Задание 2. Написать сочинение на тему: «Живительная сила природы Ставропольского края".

Задание 3. Сочинить стихотворения на тему: «Старополье край родной!»

Задание 4. Нарисовать рисунок на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Задание 5. Создать виртуальную экскурсию «Люблю тебя, мой край родной!»

Задание 6. Принять участие в экологической выставке «Вторая жизнь ненужных вещей».

Задание 7. Принять участие в семейном проекте «Покормите птиц зимой», изготовить кормушки из бросового материала, ежедневно подкармливать птиц в зимний период.

Для учителя:

1. Провести классный час «По страницам Красной книги».

2. Провести классный час «Чудо планета Земля!»

3. Провести экологический квест «Мир заповедной природы».

Организовать участие в акциях:

1.Акция «Наше чистое село Дивное».

2. Акция по сбору макулатуры «Спасём природу вместе!»

Оборудование:

- презентация к урокуhttps://cloud.mail.ru/public/pnHi/Yt29iVY8K

(скачать с облака)

- документ камера (для создания и демонстрации мультфильма);

- учебник А. В Кураев «Основы православной культуры»;

- детские Библии;

- медиапроектор;

- раздаточный материал для работы в группах;

- тест по теме «Отношение христианина к природе»;

- кроссворд «Христианское отношение к природе»;

- глобус;

- музыка «Маленький принц» М. Таривердиева, Н. Добронравова;

- музыка А. Рыбникова из к/ф «Усатый нянь»;

- И. Айвазовский репродукция картины «Всемирный потоп»;

- аудиозапись песни А. Савельева М. Пляцковского «Если добрый ты».

Место проведения: учебная аудитория.

Оформление кабинета:

- из собранных детских работ и рисунков оформить стендовые презентации.


Материально-техническое обеспечение:

- - презентация к урокуhttps://cloud.mail.ru/public/pnHi/Yt29iVY8K

(скачать с облака)

- документ камера (для создания и демонстрации мультфильма);

- учебник А. В Кураев «Основы православной культуры»;

- детские Библии;

- медиапроектор;

- раздаточный материал для работы в группах;

- тест по теме «Отношение христианина к природе»;

- кроссворд «Христианское отношение к природе»;

- глобус;

- музыка «Маленький принц» М. Таривердиева, Н. Добронравова;

- музыка А. Рыбникова из к/ф «Усатый нянь»;

- И. Айвазовский репродукция картины «Всемирный потоп»;

- аудиозапись песни А. Савельева М. Пляцковского «Если добрый ты».


Список использованной литературы

Зиар-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

Кураев А. В. Основы православной культуры. 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2019. (Основы религиозных культур и светской этики.).

Обернихина Г.А. Электронное пособие к учебнику Кураева А.В. Основы православной культуры.

Обернихина Г.А. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева Основы православной культуры).

Соколов А. Библия для детей. М. Столица, 1990.


Приложение.

Приложение 1.

Презентация к уроку для учителя:

1. презентация к урокуhttps://cloud.mail.ru/public/pnHi/Yt29iVY8K

(скачать с облака)

2. Задания для работы в группах.

3. Тест «Отношение христианина к природе».

4. Кроссворд «Христианское отношение к природе».


Приложение 2.

Методические разработки учителя:

1. Экологический классный час «По страницам Красной книги».

2. Экологический классный час «Чудо планета Земля!»

3. Экологический квест «Мир заповедной природы».


Приложение 3.

Творческие работы учащихся:

1. Исследовательская работа «Тайны озера Маныч».

2. Сочинение на тему: «Живительная сила природы Ставропольского края".

3. Стихотворение «Старополье край родной!»

4. Виртуальная экскурсия «Люблю тебя, мой край родной!»

https://youtu.be/ze2CaUyZEVQ


Приложение 4.

Фотоматериалы:

1. Экологическая акция учащихся и родителей «Наше чистое село Дивное».

2. Экологическая выставка «Вторая жизнь ненужных вещей».

3. Семейный проект «Покормите птиц зимой».

4. Конкурс рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили».

5. Экологическая акция по сбору макулатуры «Спасём природу вместе!»

Опубликовано


Комментарии (2)

Пермякова Ольга Анатольевна, 28.03.23 в 08:56 0Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, заинтересовала и очень понравилась Ваша разработка занятия! Занятие тщательно продумано, подобран прекрасный материал, выполнена большая подготовительная работа! Спасибо! Сохраню в избранном!
Пермякова Ольга Анатольевна, 28.03.23 в 09:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезные методические рекомендации и за подробный, аккуратно оформленный конспект урока по модулю "Основы православной культуры"!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.