Методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Но чтобы работать с такими детьми, педагог должен соответствовать определенным позициям:
- быть непременно талантливым;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть передовыми педагогическими технологиями;
- быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- иметь широкий мировоззренческий кругозор.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать по специальному учебному плану;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
- регулировать и улаживать конфликты;
- уменьшать стрессы учащихся.
Этапы выявления одаренных детей и работы с ними:
1-й этап - анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности (на этом этапе продуктивно взаимодействие учителей-предметников и учителей начальной школы);
2-й этап - диагностический – на этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;
3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.
На 2-м этапе диагностики, возможно, использовать очень простой способ выявления интереса к предмету и желание узнать больше. Это работа с художественной литературой, стихами, художественными и публицистическими фильмами. Работая по определенной теме, учитель в пример приводит художественное произведение или фильм. С этими произведениями познакомится больше половины класса, но только одаренные дети выявят нюансы, посмотрят дополнительную информацию, увидят исторические ошибки. Именно на этих детей и стоит делать упор в своей работе.
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Чтобы разнообразить учебные будни, необходимо использовать различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применять разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны.
Формы работы на уроке.
1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.
- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.
- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе работы с одаренными детьми лежит идея многоуровневого анализа документа.
Уровни анализа | Вопросы для анализа |
1. Атрибуция (паспортизация) документа. | 1. К какому виду источников относится документ? |
2. Работа с информацией, которая заложена в тексте. | 1. Какая основная информация в этом источнике? 2. Какие правила и обычаи выделяются в документе? |
3. Аксиологический уровень. | 1. Как вы думаете, с какой целью автор включил в свое повествование эту информацию? Какие идеи он хотел донести до потомков? |
4. Критический уровень. | 1. Предположите, какие источники мог использовать автор? Свое мнение аргументируйте. |
5. Праксеологический уровень. | 1. Что нового помог узнать вам этот документ ? |
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения .
План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.
Пример:
1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?
2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
4).Формирование хронологических знаний и умений.
5). Работа с картой на уроке
Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….
В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
Г) Игры по картографии:
по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, индиго, арабески, техасы).
6). Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
7). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
8). Применение интерактивных форм работы.
А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Б) Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету.
В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эта работа проходит в 3 этапа:
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.
Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему. )
Д) Прием «Лесенка»
Пример: история 10 класс.
Составить иерархию ценностей и, аргументировано, представить свою позицию:
А) первобытного человека
Б) античного
В) средневекового
Г) человека нового времени
Д) современного человека.
9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
При работе с одаренными детьми желательно вести тематический контроль по следующей схеме:
Фамилия имя ученика | Работа с глоссарий | Хронология | Творческие задания | Работа с картой | Устные ответы | Письменные работы, работы с документами | Итоговая работа (зачетная для 10-11 класса) |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
10. Проведение зачетов.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.
- Прием «три уровня домашнего задания».
Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк.
Одной из форм работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня, научно-исследовательских конференциях. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей необходимо вовлекать учащихся участвовать в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая систему подготовки к олимпиадам, определяются следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.
Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, проводятся индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.