Статья «Методическое обеспечение интерактивного урока английского языка по теме "Victory Day" с применением гаджетов» (7 класс)
А.С. Филипченко
УДК 372.881.111.1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «VICTORY DAY» С ПРИМЕНЕНИЕМ ГАДЖЕТОВ
Ключевые слова: методическое обеспечение, интерактивный урок, «День Победы», гаджет.
Статья посвящена обоснованию возможностей использования на уроках в общеобразовательной школе гаджетов для развития познавательного интереса к изучаемой теме, повышения уровня мотивации учащихся к освоению изучаемого материала. Представлена методика проведения такого урока.
Тема Великой Отечественной войны в год 75-летия Победы одна из значимых в арсенале учебно-воспитательной работы педагогических коллективов общеобразовательных школ. Создание условий для развития у учащихся познавательного интереса к теме великого подвига старшего поколения в годы Великой Отечественной войны, воспитания патриотизма является задачей и направлением деятельности каждого учителя.
Цель данной статьи – представить методику проведения урока английского языка по теме «Victory Day», обозначить потенциал применения гаджетов для повышения уровня активности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
Универсальность представляемой методической разработки заключается, во-первых, в том, что приемы, использованные нами, применимы на уроках в других предметных областях и, во-вторых, в качестве гаджетов могут использоваться как компьютеры, ноутбуки, так и планшеты, смартфоны. Следует отметить, что одним из необходимых условий применения гаджетов является возможность их подключения к сети Интернет.
Обозначим основные дидактические принципы, положенные в основу урока:
Принцип сознательности – данный принцип реализуется путем создания условий для развития речемыслительной деятельности и заключается в определении каждым учащимся (самостоятельно) основных, значимых для себя целей урока и понимании общей цели; умении выражать свои мысли на английском язык [1]. Ученик овладевает знаниями на уроке и учится применять их в искусственно-созданной речевой ситуации для развития речевой компетенции. В будущем ученик сможет применить полученные знания на практике в новых условиях.
Принцип активности предполагает, что ученик активно высказывается в ходе урока; он выражает три вида активности – интеллектуальную, эмоциональную, речевую, что помогает ему лучше усвоить языковой материал.
Принцип наглядности обучения – активирование и поддерживание внимания учеников с помощью языковых и неязыковых форм выражения; наглядность способствует закреплению знаний, повышает интерес учащихся.
Принцип прочности – данный принцип способствует сохранению нового материала в памяти учащихся; реализация изложения материала происходит доступно, используются различные упражнения для закрепления.
Принцип межпредметной координации предполагает согласование тем разных предметов для того, чтобы формировать в сознании учащегося целостное восприятие окружающего мира.
Принцип минимизации языка – этот принцип реализуется в отборе языковых и речевых средств для занятия.
Принцип связи обучения с жизнью – эта тема тесно связана с жизнью; несмотря на то, что связь между поколением, пережившим войну, и современным поколением истончается, тема Великой Отечественной войны затронула практически каждую семью, так что дети хорошо с ней знакомы.
Ведущими технологиями, используемыми на уроке, являются технология проблемного обучения и информационно-коммуникативная технология. Основным методом – коммуникативный. Данный метод обеспечивает формирование умения ведения монологической речи. Отметим, что в процессе проектирования и проведения урока автор использует англоязычный онлайн-сервис Wizer.me [4]. Данный интернет-ресурс вбирает в себя комплекс интерактивных упражнений, выстроенных в виде рабочего листа, который можно представить на любом языке, несмотря на то, что интерфейс у сервиса англоязычный [3].
Представим некоторые элементы технологической карты урока английского языка «Victory Day» для учащихся 7 класса.
Тема урока: «Victory Day» – «День Победы»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка с помощью гаджетов.
Этапы урока и задачи, на них решаемые:
Организационный этап – подготовка детей к работе, создание эмоционального настроя на урок, сформировать положительное отношение к изучению английского языка.
Этап определения темы и цели урока с элементами речевой зарядки– определить тему и цель урока на основе видеофрагмента «Объявление о победе в Великой Отечественной войне», развить умение самостоятельно обнаружить проблему.
Этап актуализация знаний по теме урока – актуализировать знания по теме урока с помощью вопросов, интерактивных заданий на онлайн-сервисе Wizer.me, развитие коммуникативной компетенции, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
Этап введения новых лексических единиц, связанных с целью урока – изучить новую лексику, необходимую для коммуникации, сформировать умение употреблять новые ЛЕ в известных ситуациях.
Этап выполнения текстовых заданий с использованием новых лексических единиц – закрепление и систематизация новых лексических единиц, формирование коммуникативной компетенции, мотивации к изучению английского языка, работы с ИКТ.
Этап совершенствования навыков монологической речи –формирование и совершенствование навыка составления монологических высказываний, формирование коммуникативной, риторической и информационной компетенции.
Рефлексия – узнать, что вызвало затруднение; какое эмоциональное отношение к уроку было сформировано; какой вывод ученики для себя сделали, развить умение определения области знаемого и незнаемого, формирование стремления к лучшему сознанию культуры своего народа.
Домашнее задание – закрепление материала, изученного на уроке, умение работать с ИКТ.
Ход урока1
Организационный этап
Учитель/Teacher: Good morning, dear students! I`m glad to see you. Please sit down. Let`s begin our lesson.
Доброе утро. Я рада вас видеть. Присаживайтесь. Давайте начнем наш урок.
Этап определения темы урокаcэлементами речевой зарядки.
T: The topic of this lesson is extremely important. I ask you to be very attentive. Let us watch the video and try to guess the topic of our lesson. (Просмотр видеоролика «Советский народ празднует День Победы 9 мая 1945 года»).What theme, in your opinion, are we going to discuss during the lesson?
Тема нашего урока очень важна. Поэтому прошу вас быть очень внимательными. Давайте посмотрим видеоролик и попробуем сами сформулировать тему. Что, по вашему мнению, мы будем сегодня обсуждать?
Ученик/Student: I believe that the topic of our lesson is (different variants)… Victory Day.
Я думаю, что тема нашего урока…(ученики предлагают различные варианты)… День Победы.
T: Yes, you`re absolutely right. But why the topic is so unusual?
S: Варианты возможных ответов: On May 9, there will be the 75th anniversary of the Great Patriotic War. It’s the greatest holiday for all Russian people and people in the world. We should always remember about it, so our lesson is devoted to the celebration of the great anniversary.
9 мая состоится празднование 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Это знаменательный праздник для русского народа и всех людей в мире. Мы всегда должны помнить об этом, поэтому наш урок и посвящен празднованию этой годовщины.
Актуализация знаний по теме урока
T: It`s important to remember and appreciate past events. So now I want to know how well you know the history of our country. Take your smart phones and find your first task. It`s a short quiz about The Great Patriotic War. (task 1)
Важно помнить и ценить события прошлого. И сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете историю нашей страны. Возьмите в руки смартфоны и найдите первое задание. Это мини-викторина о Великой Отечественной войне. Ученики приступают к индивидуальной работе с гаджетами. На уроке они заходят в личный кабинет на сайте Wizer.me, где находятся ранее отправленные учителем интерактивные упражнения. Все выполняемые в ходе урока задания размещены по ссылке: https://app.wizer.me/learn/NO6KPU. Для просмотра и выполнения заданий необходимо предварительно зарегистрироваться. Мини-викторина представляет собой 5 вопросов с вариантами ответов:
When did the German invasion of the Soviet Union begin? (Когда произошло вторжение Германии в СССР?)
Who was the Head of the USSR during the war? (Под чьим руководством находился СССР в течение войны?)
How long did the Siege of Leningrad last? (Сколько длилась Блокада Ленинграда?)
Who raised the Sovier Flag over the Reichstag? (Кто поднял советский флаг над Рейхстагом?)
When is Victory Day? (Когда празднуется День Победы?)
Учитель автоматически получает ответы обучающихся, анализирует их, обсуждает самые частые ошибки.
T: Good job! Young generations know about the Great Patriotic War only from books and films. But we should never forget those who gave their lives for our Motherland. I still have several questions! Look at the screen please and listen to my questions attentively.
Молодцы! Молодое поколение знает о Великой Отечественной войне лишь из книг и фильмов. Номы не должны забывать подвиг тех, кто отдал жизни за нашу Родину. У меня все еще есть к вам несколько вопросов.
What do you know about the Partisan movement? What heroes of war do you know? How do people celebrate the Victory Day? Do you have relatives who took part in the war?
S: Ученики тренируются строить корректные монологические высказывания на английском языке, отвечая на поставленные вопросы.
Введение новых лексических единиц
T: It turned out that you know a lot about the Great Patriotic War. Thanks for your answers. Take these sheets of paper. Here are some words which refer to the topic of our lesson. Let`s read the words. Listen and repeat after me: front line, partisan movement, self-sacrifice, The USSR, to defend, to be in a rear, comrade, weapon, to stay alive, battle rewards, the peaceful sky, heroism, bravery, the Red Army.
T: Оказывается, вы знаете так много о Великой Отечественной войне! Спасибо за ваши ответы. Возьмите раздаточный материал. На листочках находятся новые для вас слова, относящиеся к теме урока. Давайте прочитаем их. Слушаем и повторяем за мной.
T: And now let`s try to guess the translation of these words. Work in pairs. Discuss the meaning and the translation of words. Put down your guesses, and then we will discuss it together.
T: А сейчас давайте попробуем догадаться о значении этих слов. Работаем в парах. Обсудите значения и перевод новых слов. Запишите свои предположения, и потом мы обсудим это вместе.
Выполнение текстовых заданий с использованием новых лексических единиц.
T: Is everything clear? Do you have any questions? All right, let`s come back to your smart phones. Now you see the letter of front line soldier. Read it attentively and complete the text using our new words (task 2).
Вам все понятно? Есть вопросы? Хорошо, тогда продолжаем работы с вашими смартфонами. Перед вами письмо фронтовика. Прочитайте его очень внимательно и дополните текст недостающими словами.
Ученики продолжают работу со смартфонами. Их вниманию предлагается письмо фронтовика. Однако они должны не просто ознакомиться с текстом, но и провести работу с новыми лексическими единицами, дополняя ими текст. Учитель автоматически получает ответы учеников, анализирует их, работает с предложениями, вызвавшими наибольшие трудности.
T: Are you ready to check the task? Was it difficult for you? Let`s read the text. (The name of the student), start please!
Готовы проверить задание? Оно показалось вам сложным? Давайте прочитаем текст. (Имя ученика), пожалуйста, начинай!
S: (Read the letter in turn). – Ученики читают письмо по очереди.
Совершенствование навыков монологической речи
T: The next task isn’t common for you, but I`m sure that you can do it. On your screens you see 2 pictures, you`re to describe one of them. You have a plan of description. Remember, you`re to use as many words as possible (task 3).
Who wants to begin?
Ученик готовит устное монологическое высказывание, заключающееся в описании одной из предложенных картинок. Задача учителя на этом этапе – исправление грамматических и лексических ошибок. Так как время урока ограничено, ответить могут не все ученики, поэтому им предоставляется возможность зафиксировать свои ответы на сайте Wizer.me в специальной графе. Отметим, что применение современных информационно-коммуникативных технологий в подобные задания, направленных на развитие устной речи ученика, способствует повышению мотивации и эффективности учебного процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетенции [2].
Рефлексия
T: The peoples of the USSR sacrificed the lives of 27 million sons and daughters to the victory. The state suffered huge damage which amounted to 2,469 billion rubles (in pre-war prices). The war left its mark on the lives of millions of people not only in our country, but in the whole world as well.
What can you say about the Great Patriotic War? Are you proud of victory? Is it possible to escape such things in our future? What should we do for it? Thanks for your answers! I hope you don`t forget the feat of previous generations for the peaceful sky above our heads!
Домашнее задание
T: Now write down your homework. You are to create a mind map of the phrase «Victory day». Use indmeister.com and e-mail me the results. Thank you for your work! It`s a pleasure working with you! The most active students will get a mark. The lesson is over, you may be free. Goodbye! Have a nice day!
Пожалуйста, запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет составить ментальную карту понятия «День Победы». Сделать это будет можно на сайте indmeister.com, затем отправьте мне получившиеся карты на почту. Спасибо за вашу работу на уроке! Самые активные ученики получат оценку. Урок окончен, можете быть свободны. До свидания, хорошего дня!
Таким образом, в организационно-методическом обеспечении представленного в статье урока нами сделан акцент на использовании интерактивных заданий и современных технических средств. Мы постарались создать особую атмосферу, обеспечивающую оптимальный стиль педагогического общения для самовыражения и самореализации каждого учащегося [1]. В условиях реализации национального проекта «Образование», в частности, цифровизации образовательного процесса и достаточно высокого уровня владения обучающимися навыками работы с современными гаджетами и онлайн-сервисами, считаем необходимым актуализировать образовательный потенциал этих навыков для повышения уровня мотивации и познавательной активности школьников.
В заключении отметим, что представленная в статье авторская методическая разработка получила высокую оценку педагогического сообщества и жюри на региональном конкурсе «Педагогический дебют 2020», удостоена Диплома I степени.
Литература
Глебова Г.Ф. Оптимизация обучения на основе риторизации педагогического общения // Непрерывное образование: XXI век. 2018. №4 (24).
Краснощекова Г.А., Янкаускас Е.С. Развитие soft skills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12.
Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В. Использование мультимедийных интерактивных средств при обучении учащихся школ // Известия ВГПУ. 2019. №10 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-interaktivnyh-sredstv-pri-obuchenii-uchaschihsya-shkol (дата обращения: 18.05.2020).
Табачук Н.П. Сервис Wizer.me как средство развития информационной компетенции у студентов // Современные тенденции развития науки и технологий.2017.№1-9. С. 114-116.
Ангелина Сергеевна Филипченко
A.S. Filipchenko
METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE INTERACTIVE ENGLISH LESSON «VICTORY DAY» WITH USE OF GADGETS
Key words: methodological support, interactive lesson, «Victory Day», gadget.
The article is devoted to the rationale of the possibilities of using gadgets during lessons at comprehensive school to develop a cognitive interest in the discussed topic and to increase the level of students' motivation to master the material studied. The technique of such lesson is presented.
1Текст диалога «учитель – ученик» представлен на английском языке, перевод на русский язык выделен курсивом.