Статья «Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста с ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 6 September 2020

Долженко Галина Викторовна

воспитатель дошкольного отделения

ГОУ «Донецкая специальная школа-интернат №17»



Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста с ОВЗ

t1599411501aa.pngВызвать интерес ребенка

к предмету обучения — это и есть

лучший педагогический метод. Масару Ибука

Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для других – «трудной». Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей, которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия необходимо включать специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей.

По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей с ОВЗ являются палочки, разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером (1952 г), которые я использую на своих занятиях по формированию элементарных математических представлений. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка. В педагогической практике современного коррекционного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Использование палочек Дж.Кюизенера не противоречит никаким другим методиками, а потому они могут быть использованы как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с ОВЗ : развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь, приучают к порядку. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике коррекционного детского сада. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной, коррекционной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у детей элементарных математических представлений.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Исходя из вышесказанного, целью своей работы считала создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью палочек Кюизенера.

Реализацию поставленной цели решала с помощью следующих задач:

формирование познавательной мотивации обучения;

формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

развитие вариативного и образного мышления, фантазии, моделирования, творческого воображения;

развитие коммуникативных навыков ;

развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» способствует развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

при отборе и структурировании содержания материала ориентироваться на психофизическое развитие ребёнка;

обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку;

реализовывать личностно-ориентированный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер. Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, передо мной открылась универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;

осваивать прямой и обратный счет;

познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа;

научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации,

воссоздавать модели по образцу;

познакомить со свойствами геометрических фигур;

развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности;

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с палочками Кюизенера выделяют несколько этапов.



Этапы работы

Содержание работы

I этап - игровой

- Ознакомление с палочками (пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть освоение сравнений и понятия части и целого. позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая…)

- Освоение сравнений и понятия части и целого.

- Разложите палочки по длине и цвету.

- Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

- Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Малыш должен догадаться, какая палочка пропала.

- Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.

- С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.

- Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же.

- Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

- На сколько одна палочка длиннее другой?

- Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

II этап - математический

- Возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой?

- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.

- Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

- Помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы.

- Возьми самую короткую палочку . Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».

- К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

III этап - мониторинг

- подвести итоги;

- сделать выводы;

- определить перспективу.



Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей , способными на творческий , креативный подход в работе.



Список литературы:

1. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 1991 — 80 с.

2. Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет / А.З Зак. — М.: Новая школа, 1996. — 288 с.

3.Ильясова, К. К. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера / К. К. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23399/ (дата обращения: 18.07.2020).

4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л.Д. Комарова. – М.: Гном и Д, 2008. – 64 с.

5. Математика от трех до шести: Учебн. метод. пособие дня воспитателей детских садов / Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 19с.

6. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.

7. Непомнящая Р.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду / Р.А. Непомнящая, З.А. Михайлова. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. – 2003.

8. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.А. Непомнящая. . - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 94 с. - (Б-ка программы "Детство").

9. Сумина И.В. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов / И.В. Сумина, З.А. Михайлова, З.А. Серова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - с. 39-41.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации