Статья «Методика и организация выставки изобразительного искусства как средства развития творческой деятельности обучающихся»

1
0
Материал опубликован 13 January 2023

Методика и организация выставки изобразительного искусства

как средства развития творческой деятельности обучающихся

(из опыта народной изостудии «Диво»

Дворца детского и юношеского творчества г.Донецка)


Махонина Елена Валерьевна, методист;

Легостаева Лариса Петровна, руководитель

народной изостудии «Диво»

Введение

Для многих детских студий и кружков изобразительного, декоративно-прикладного, фотоискусства традиционной формой творческого отчета является выставка. Выставка – одно из самых интересных коммуникативных средств, обладающее безграничным потенциалом и являющееся стимулом для развития творческой деятельности учащихся. Она дает возможность наиболее полно представить знания и навыки, приобретенные в результате обучения, и четко отразить прогресс развития способностей юных творцов.

Выставка детских художественных работ – это своего рода образовательный проект, ориентирующий участников на активное и творческое освоение не только новых способов художественной деятельности, но и опыта формирования и развития культуры. Поэтому выставку творческих произведений детей можно рассматривать как праздник – ожидаемый, и при этом неожиданный, радостный, внезапный, объединяющий всех участников общим делом и настроением.

Для каждого юного автора участие в выставке является возможностью увидеть результаты своего труда, подтверждение их принятия и признания обществом. Это глубокое переживание своей причастности к общему делу – большому и важному, осознание значимости и уникальности своей личности. На художественной выставке дети приобретают опыт общения со зрителями, учатся адекватно реагировать на зрительское восприятие и оценку своего произведения. У них начинает формироваться способность к рефлексии и самооценке. Важно и то, что самооценка формируется в сопоставлении ребенком результатов своего творчества с творчеством других детей, поэтому взрослые (педагоги и родители) помогают юным дарованиям понять, что талант нужно развивать постоянно и неустанно, не превозносить результаты своей деятельности, стремиться к дальнейшему саморазвитию. И в то же время, поддерживают чувство радости и удовольствия от художественного творчества.

Дети-зрители с удивлением и радостью воспринимают на выставке творчество сверстников; эмоционально и непосредственно выражают свое отношение к увиденному; оживленно общаются и обсуждают с друзьями то, что привлекло их внимание – понравилось, удивило, заинтересовало. У них бурно «включается» воображение, возникает желание творить и самим участвовать в подобных выставках. Каждый ребенок-зритель, посетивший выставку и увидевший работы других детей, находит в них много интересного, близкого, понятного, знакомого и в то же время открывает возможность собственной интерпретации представленных сюжетов.

В течение учебного года в образовательных учреждениях организуется множество выставок детского творчества, но методика и практические действия по оформлению выставки изложены в литературе недостаточно глубоко.

Достоинства предлагаемых методических материалов состоят в разработке авторами последовательных действий практической деятельности по организации выставки на примере выставки рисунков «Мой Есенин», организованной в народной студии изобразительного искусства «Диво» и фотовыставки «На пути к успеху» в народной фотостудии «Миг» Дворца детского и юношеского творчества г.Донецка.

Актуальность данных методических рекомендаций обусловлена тем, что выставки художественного творчества не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность зрителей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание. Это увлекательный и трудоёмкий процесс. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое автора, произведение и зрителя.

Область применения

Данные разработки можно использовать в учреждениях дополнительного образования для проведения выставок по направлению «Изобразительное искусство», «Фотоискусство», «Декоративно-прикладное творчество».

Этапы организации и проведения выставки:

1. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. Составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. Подбор и оформление экспонатов выставки;

4. Оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. Открытие выставки;

6. Проведение выставки;

7. Закрытие выставки;

8. Последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные тематические даты учебного года, задачи творческого коллектива и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах, выставочных конструкциях и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

При подготовке выставки и создании экспозиции необходимо учитывать такие особенности детского творчества, как оптимизм, повышенная эмоциональность, динамичность, искренность и даже наивность, непосредственность, символическая образность. Помимо этого, для организации обзора выставленных работ на расстоянии и вблизи важно учитывать, как размеры самих работ, так и масштаб изображений.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: афиша, музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

- работы могут быть выполнены учащимися детского объединения специально для проведения выставки;

- может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

- можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставки: следует придерживаться одного стиля в оформлении творческих работ, каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление. Желательно подготовить, каталог, книгу отзывов, буклет. Общий информационный блок можно дополнить и другими элементами, связанными с темой выставки: стихотворениями, небольшими рассказами, детскими высказываниями.

Чтобы увеличить охват аудитории предстоящей выставки, она должна быть проанонсирована. Лучше всего это сделать с помощью афиши, которую можно разместить на информационном стенде в учреждении, в школах, в интернете.

Основные принципы, которых следует придерживаться при оформлении выставок, это:

стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;

стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих учащихся до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по техникам деятельности, жанрам или направлениям.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

Дополнением к открытию выставки могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

Открытие выставки можно и желательно осветить с помощью интернет-ресурсов, СМИ (школьная стенгазета, периодические издания и телеканалы города).

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

• подготовить экскурсии по выставке;

• онлайн-трансляция.

7 этап. Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения), памятная фотосессия на фоне выставки.

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения или любое другое поощрительное мероприятие.


Практический опыт организации и проведения выставки рисунков

«Мой Есенин»

в народной студии изобразительного искусства «Диво»

Дворца детского и юношеского творчества г.Донецка

В союзе с изобразительным искусством поэзия скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит его желанием действовать.

Чаще всего благодаря иллюстрации, возникает первый интерес ребенка к книге. Она открывает перед читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы. Иллюстрация будит воображение, формирует представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и красок. Позднее отношение к иллюстрации делается все более осознанным и оценочным.

Иллюстрация дает возможность детям лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, как складывается его жизнь, учащиеся постепенно входят и во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании и постигать художественный смысл структурных компонентов произведения. Зрительные, наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих новых для них слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека.

Возраст обучающихся

Выставка рисунков «Мой Есенин» рассчитана на детей и подростков в возрасте от 9 до 15 лет.

Цель – популяризация и развитие детского творчества, выявление и поддержка одаренных детей, обмен опытом, популяризация произведений С.А. Есенина среди обучающихся.

Задачи выставки:

-развитие навыков образно-эмоционального освоения действительности, художественного вкуса;

- демонстрация творческих достижений юных художников;

- приобщение молодежи к классике русской поэзии;

- поднятие престижа изобразительного искусства в общественном самосознании;

- создание условий для познавательного, культурного и художественно-эстетического развития детей;

- пробуждение интереса к созданию оригинальных, неповторимых работ;

- формирование ответственности, самостоятельности;

- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям и культурному наследию нашей родины.

Идея выставки рисунков «Мой Есенин» пришла руководителю народной изостудии «Диво» в связи с юбилейной датой русской литературы – 125-летием со дня рождения Сергея Есенина. К этой дате в учреждении планировалось провести много мероприятий: конкурс чтецов, литературный вечер, концерт. Так почему бы юным художникам не нарисовать поэзию? Детские рисунки – особый способ художественного отражения действительности, созданный ребёнком мир, который являет собой синтез реальности и фантазии.

Планируя массовые мероприятия на следующий учебный год, полезно учитывать «календарь знаменательных дат». Юбилеи действительно значимых личностей и событий, как правило, вызывают общественный интерес и отмечаются различными мероприятиями.

Поскольку поэзия неразрывно связана с изобразительным искусством, очень часто красивые, глубокие, особенно пронзительные картины получаются именно по произведениям поэтов. С детства дети учатся видеть и чувствовать окружающий мир. С младших классов в школе дети знакомятся с поэзией, воспевающей красоту родной природы. Среди множества поэтов особым образом выделяется Сергей Есенин. Такого тонкого отношения к родной земле нет, пожалуй, ни у кого из его коллег.

Учитывая личное отношение педагога к творчеству поэта, желание побудить в детях интерес к образности, лирике и особенному видению – было принято решение сделать большую выставку к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина.

При планировании творческой работы с детьми продумывалась концепция выставки, возможность привлечь обучающихся разного возраста, ориентация на широкую зрительскую аудиторию.

Восприятие одного и того же стихотворения всегда немного различно у людей, а дети тем более, в силу своих познаний мира, степени эрудированности, рефлексии, по-разному реагируют на прочитанное. Тем и интереснее, многограннее должна получиться в конечном итоге выставка.

Первым этапом стал отбор педагогом стихотворений Есенина, которые, возможно, дети выберут для последующей работы. И первая трудность – очень мало произведений у поэта, которые бы точно передавали материальность мира. Почти все его произведения полны образности, переносного смысла, многодействия в одном сюжете. Для детей младшего возраста количественный состав произведений резко сократился.

Как поощрение к действию, детям было предложено самим поискать, почитать произведения Есенина, попробовать представить, понять, насколько им близки темы и образы, описанные поэтом. Для ребенка это своего рода отбор души – вник, окунулся, ясно представляешь, переживаешь. Или наоборот, не зацепило, не представляется и т.п.

Как оказалось, действительно, Есенин сложно иллюстрируется, при трактовке его произведений необходимо образное мышление, и особенно сложно детям передать все его сравнения и метафоры.

Вторым этапом работы над иллюстрациями стал процесс выполнения эскизов. Разработка композиций, наиболее ярко передающих смысл, сюжет, образы героев. Это, пожалуй, самый сложный этап в рисовании, когда от задумки, формата листа бумаги, расположения главного и второстепенного, размера и ритма масс зависит, воспримет ли зритель идею, заинтересуется ли, проникнется или останется равнодушным.

Композиционные сложности возникли и при иллюстрировании произведений Есенина, в которых он совмещает образы, описывает воспоминания, превращения. К примеру, как нарисовать разговор с березой, которая в то же время и девушка?

Третий этап – работа непосредственно над рисунками. Это и прорисовка композиции на выбранном формате – здесь внимание уделялось правильности расположения, грамотности прорисовки фигур, элементов пейзажа, передачи глубины пространства и т.п., в зависимости от тематики выбранного произведения. Далее работа шла в цветовом разборе. Достаточно сложный цветовой строй работ обусловлен теми картинами, что описывает Есенин в своих произведениях – в одной ситуации и луна светит, и тут же заря, солнце встает. Или, ясно - солнечно, но надвигается буря. Поэтому дети применяли все свои знания о цвете, сталкивая контрасты и нюансы в своих работах. Также характерны для есенинских описаний большие пространства, многоплановость, что с успехом отражено в детских работах.

Особое место в коллекции рисунков по произведениям Есенина занимают графические работы. Здесь не передашь разливы цвета. Поэтому и произведения были выбраны такие, где поэтом описаны чувства: боль утраты, страх и растерянность, одиночество. Кропотливая работа над композицией, тональным решением привела к поразительным результатам: мы сочувствуем собаке, которая потеряла детенышей, находимся в растерянности и страхе от первого залпа Авроры…

Наконец, рисунки сделаны. Наступил следующий этап – оформление выставки. Все работы немного «разношерстные», так как выполнены разными детьми, да еще разновозрастными. На предварительном просмотре происходит планирование размещения рисунков по тематике, смыслу, цвету. Далее работы оформляются в паспарту и рамы, еще раз просматривается общий вид будущей выставки.

В процессе формирования внешнего вида выставки было решено добавить к рисункам тексты стихотворений или отрывки из них. Таким образом решались две задачи – восполнить в памяти зрителя, а, возможно, и познакомить с конкретным произведением Есенина, и дать возможность зрителю оценить видение ребенка-художника, сравнить со своим вариантом представления.

Монтаж выставки происходит вместе с детьми. Во-первых, дух взаимопомощи сплачивает коллектив. Во-вторых, дети в предвкушении открытия выставки волнуются, как отреагирует зритель на их работы. Момент критического осмысления очень важен в процессе обучения. В третьих, навык красиво оформить выставку, увидеть детали, подправить, подровнять, - всегда пригодится в дальнейшей деятельности, это еще один шаг в эстетическом воспитании.

Итог всей проделанной работе – открытие и проведение выставки, посвященной жизни и творчеству талантливого поэта Сергея Есенина. Действительно, выставка вызвала неподдельный интерес у зрителя, самых разных людей. Ею любовались и дети, и подростки, взрослые и пожилые люди, все, кто был гостем на протяжении месяца. Самые добрые и восторженные слова были сказаны в адрес юных художников. Выставка удалась!

Самые серьезные работы детей участвовали в Международном конкурсе «Мой Есенин» в городе Новосибирске, Россия. Все поданные на конкурс работы заняли призовые места. Это является хорошей мотивацией на дальнейшую работу и создание многих творческих проектов.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации