12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Арсентьева Наталия Витальевна48

ПРОВЕДЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ


«Фольклор – не просто кладовая, где лежат, хранятся сокровища. Это родник, живой источник, который утолит жаждущего, даст жизнь растущему, молодому»

Мария Николаевна Мордасова

Фольклорные занятия, проводимые со слепыми и слабовидящими детьми в условиях коррекционной школы, закла­дывают базу для развития личностных качеств учащихся. Дети, получившие в раннем детстве азы фольклора, себя чувству­ют более свободно и раскрепощено, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию.

Цели и задачи фольклорных занятий:

- ознакомить учащихся с народными обычаями, традициями, праздниками;

- развивать слуховые навыки детей; чувства ритма;

-выработка навыков певческого дыхания, звукообразования и дикции;
- учить слушать и слышать себя и товарищей;

- развитие музыкально-творческих способностей восприятия, внимания, певческого голоса, мышления, памяти, воображения;

- воспитание у детей интереса и любви к подлинной народной музыке, потребности общения с ней;

-воспитание навыков ансамбля и строя в унисонном и многоголосном пении;

-воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, нравственных качеств личности и мировоззрения.

Народные песни по красоте, выразительности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. Народное пение более доступно по звукообразованию, так как формируется на основе

привычной речи и строится преимущественно в одном регистре. В народном

пении голос не перестраивается резко и поэтому не подвержен порче.

Звучание народных голосов яркое, звонкое, полетное, способное передавать неограниченное богатство красок и душевных состояний.

«Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания», - говорил К. С. Станиславский.

«Дыхание – основа пения. От него зависит качество, сила и продолжительность звука. Уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч, - одно из главных правил пения» ¹.

В начале занятий с детьми провожу упражнения для активного и правильного дыхания.

На первых занятиях нужно определить певческий диапазон учащихся, отыскать свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое возникает легко, свободно, без всяких мышечных усилий.

Бывает, что у некоторых детей голосовые данные слабо выражены. В таких случаях нужно найти наиболее удобные звучащие ноты. Хорошо помогают простые попевки: на определенном высоте меняя и акцентируя поем гласные буквы: я – е – ё – ю – я.

От детей требую твердого и упругого пения. Эти же гласные можно петь в разных ритмах. Таким образом, определяется наиболее звучная гласная, звук.

Можно менять попевку, находя наиболее удобные последования гласных, ставя перед учеником каждый раз конкретную задачу: чтобы тянулся звук, как бы вычлененный из разговорного контекста.

Например: я – ли – я – ли – я, е - ли – е – ли – е, ё – ли – ё – ли – ё.

Наработав конкретные навыки звукообразования на попевках, можно перейти к наиболее доступному песенному материалу.

Дети должны овладеть навыками свободного пения без крика, научиться правильно открывать рот, держать голову, корпус, не отставать и не опережать друг друга в пении, петь песни без инструментального сопровождения и с сопровождением.

Учу детей правильному цепному дыханию, отчетливому и выразительному

произношению слов песен, пению.

Для «гудошников», с еще не установившейся координацией слуха и голоса, очень важно, чтобы они почувствовали свободу речевого движения голоса. В таких случаях помогают ритмо - декламационные упражнения.

Сначала мы с детьми осваиваем ритмотекст песни. Дети декламируют его ритмически четко, выразительно. Декламация ритмотекста необходима для формирования естественного звучания каждого голоса и для выработки единой звуковой позиции, дающей возможность слаженно петь в ансамбле.

При декламации ритмотекста нет точной фиксации высоты звука, как в пении, потому что если задать точную высоту, дети все свои усилия направят на ее поиски. Здесь становится важным индивидуально проявленный, эмоционально окрашенный голос каждого ученика. Основопологающее правило: каждое слово, слог, звук должны произноситься осмысленно.

Особенно полезны ритмо – декламационные упражнения для детей с еще не установившейся координацией слуха и голоса. Четко ритмизованная декламация текста приучает ребят к ощущению временной протяженности песенной речи, что является чрезвычайно важной исполнительской проблемой. Ритмическая точность и упругость в пении должны сочетаться с характерной для русской песни особой связностью, плавностью, текучестью песенной речи. А это означает, что на занятиях особое внимание необходимо уделить дыханию. Народом широко применяется прием цепного дыхания. Особенно тщательно «перекрываются» соединения концов и начал различных построений, в том числе строф. Такую текучесть, плавность, связность звука начинаем формировать также в речевом звуке, нужно только объяснить детям, что берем дыхание не одновременно с соседом, а тогда, когда его голос звучит. Причем, не расходовать собственное дыхание до «полного изнеможения», а брать его почаще и незаметно.

Можно долго тянуть всей группой: «ой – ёй – ёй», «ай – яй – яй» - свободно

перемещаясь вверх и вниз по всему диапазону или останавливаясь на одном месте. Затем усложнить упражнение, подключив скороговорки, любые подходящие тексты прибауток, считалок, потешек и так далее. Например: Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Ровность звучания, полученного с помощью цепного дыхания, сравниваем с нитью, вытягиваемой пряжей.

Так закладываются основы певческого воспитания, которые необходимы для развития и укрепления голосов обучаемых детей.

Такие фор­мы детского фольклора, как считалки, прибаутки, потешки - способству­ют не только развитию дыхания, речи, певческих навыков, но и также развива­ют умственные способности детей.

А народные игры являются одним из средств формирования психологических процессов слепых и слабовидящих детей, крайне необходимых для обучения - мышления, внимания, памяти и так далее.

В хорошо организованной игре слабовидящие и незрячие дети многое узнают, приобретают осмысленные знания и, упражняясь, овладевают полезными навыками.

Слепой школьник, как и любой ребенок, стремится к движению. «В работе по развитию движений нужно опираться на мышечное чувство слепого ребенка, - пишет Л. И. Солнцева. - Слепому ребенку нужно словесно правильно и точно описать движение, чтобы он мог сохранить его в памяти. Речевое описание движения и способа его выполнения активизирует мышление, приводит к двигательным действиям» ².

Музыкальные игры дисциплинируют детей, вырабатывают у них ритм, точность движений, улучшают координацию, развивают и воспитывают ряд других необходимых качеств и навыков слепых и слабовидящих детей. Слабовидящие и слепые дети в игровой форме выражают свои впечатления,

становятся активными. Их интерес к музыке, фольклору возрастает.

Игру надо рассматривать творчески. Это не просто физическая игра. Это создание образов, ролевое общение. Игре должно способствовать особое, игровое настроение, и руководителю необходимо уметь улавливать его, создавать и развивать в детях. Существуют множество музыкальных фольклорных игр, персонажи которых очень близки и понятны детям. Исполняя их они раскрывают тайники своих душ, способности к творчеству.

Много усидчивости, терпения и внимания нужно со стороны слепых и слабовидящих детей, когда работаем над новой песней, разучиваем на два голоса. Каждый голос учим отдельно, а потом соединяем. Это очень кропотливая работа. «Сложность освоения двухголосных песен не в пении этих голосов, а в слышании их»³- пишет О. А. Апраксина.

Песня лишь тогда воспитывает эстетические чувства, если она исполняется художественно: выразительно, эмоцио­нально. «Выразительность исполнения зависит от умения певцов «обыграть» текст песни мимикой, взглядом»4.

Перед детьми ставлю конкретные цели, к чему стремиться, над чем

работать, чего добиваться.

Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору, мы чаще

стараемся выступать, принимать активные участия на фестивалях, конкурсах, также выезжаем в другие школы.

Слепые дети также наравне с другими детьми водят хоровод: делают круги, шаги налево, направо, «змейку». Хороводные движения развивают мускулатуру, коор­динацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Как правило, у таких детей неразвитые, скованные движения.

Легкость, скоординированность движений у слепого ребенка вырабатываются в результате специальных занятий. Во время занятий

особое внимание следует уделять осанке детей, не склонять голову к груди

(это особо характерно для осанки слепых детей).

«Фольклорные игры, песни, хороводы помогают учащимся не только

прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и


красоту русских обычаев и обрядов, но и самим участвовать в них» 5.

Занятия в кружке организуют, воспитывают усидчивость, духовно обогащают и творчески развивают слабовидящих и слепых детей.

В нашем детском фольклорном ансамбле «Ручеек» начали проявляться

также отдельные «звездочки» - солисты. С ними работаем индивидуально.

Дети на глазах растут внутренне, преображаются.

«По народной традиции певцы «действуют» в песне. Они — не посто­ронние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в са­мой песне. И движение, жест, непосредственно вытекающие из на­строения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении»6.

Каждый ребенок может найти свое место в исполнении песни, в игре,

действии, выразить себя индивидуально теми средствами, которые наиболее


свойственны его природе.

Самое главное, необходимо создать спокойную обстановку, способствующую максимальному раскрытию творческих и исполнительских возможностей слепых и слабовидящих детей.

Хотелось бы, чтобы фольклор занял достойное место среди музыкальных занятий, проводимых в специальных – коррекционных школах и как метод, и как синкретическое искусство, объединяющее в себе слово, музыку, движения, театрализация.


¹ Музыка в школе. I класс. Пособие для учителя. Авторы – составители Бейдер Т. А., Критская Е. Д. - М.: Музыка, 1975. – С. 5.

² Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. – М.: Логос, 2005. – С. 31.

3 Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.

4 Н. Калугина. Методика работы с русским народным хором. - М.: Музыка,1977. - С.132.

5 Театральная площадка: Рекомендации режиссеру - постановщику. Сценарии // Молодежная эстрада. - 2004. - № 11 - 12. - С. 4.

6 Н. Калугина. Методика работы с русским народным хором. - М.: Музыка,1977. - С. 15.

t1609108084aa.jpg

t1609108084ab.jpg




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.