Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Речь — необходимое средство коммуникации любого человека. Нарушения речи очень многообразны по своим проявлениям. Существуют недостатки, касающиеся лишь произношения, другие захватывают процессы фонемообразования и выражаются в затруднениях звукового анализа[1]. А есть нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, оно получило название общее недоразвитие речи1[3].
Данное нарушение может выступать как самостоятельная патология, так и являться следствием других, более сложных дефектов: ринолалия, дизартрия, алалия. Предпосылками речевых патологий являются различные факторы, как биологического, так и социального характера.
Неблагоприятные факторы, приводящие к речевой патологии, могут действовать в разных периодах: перинатальном (токсикоз беременности, хронические заболевания матери, заболевания матери во время беременности, воздействие лекарственных препаратов и химических веществ, резус-конфликты и другие); натальном (затяжные обезвоженные роды, быстрые стремительные роды, асфиксия, черепно-мозговые травмы и другие); постнатальном (биологические - менингиты, энцефалиты, опухоли головного мозга и социальные – педагогическая запущенность, дефицит общения с взрослым, неблагоприятная речевая среда и другие)[7].
Нельзя сказать о влиянии одной причины на развитие речи ребенка, как правило, это целый комплекс причин.
На протяжении долгого времени, теоретическое изучение общего недоразвития речи являлось объектом внимания многих ученых. Данной проблемой занимались ведущие исследователи в области логопедии: Р. Е. Левина, Т. В. Туманова [3], Т. Б. Филичева [3,5,6], Г. В. Чиркина [1].
Несмотря на различную природу дефекта, у детей с ОНР отмечаются типичные особенности речевой деятельности: более позднее начало речи, аграмматизмы, отставание экспрессивной речи, недостаточная речевая активность.
Общее недоразвитие речи может быть разной степени выраженности. Р. Е. Левина различает три уровня, Т. Б. Филичева выделила четвертый.
Первый характеризуется почти полным отсутствием речевых средств общения. Активный словарь ограничен небольшим количеством нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При восприятии же обращенной речи, доминирующим оказывается лексическое значение. Для передачи информации дети пользуются жестами, мимикой. Речь понятна окружающим лишь в конкретной ситуации. Ограничено восприятие и воспроизведение слоговой структуры слова.
Для второго уровня характерна возросшая речевая активность. Появляется фразовая речь, ребенок много говорит, но нет согласованности слов между собой, искаженность в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный, но он все равно отстает от возрастной нормы. В речи дети используют только простые предложения, состоящие из двух, трех слов. Пассивный словарь развивается за счет различия некоторых грамматических форм.
Наиболее подробно охарактеризуем третий уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное значение и употребление многих слов, недостаточная сформированность грамматических форм и категорий языка, встречающаяся в ошибках согласования и управления.
Проявляются недостатки произношения отдельных звуков и слогов, особенно со стечением согласных. Из-за пробелов в грамматике, фонетике и лексике происходит недостаточно полное понимание литературных произведений.
При построении произвольной связной речи дети не могут связно излагать свои мысли, так как отсутствует правильная грамматическая связь, не передается логика событий. Сложные предложения заменяются более простыми.
Происходит замена слов как по звуковым, так и смысловым признакам. Наибольшую часть речевого запаса составляют существительные и глаголы. Из прилагательных употребляются преимущественно качественные, а относительные и притяжательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Дети активно употребляют местоимения, но речь обедняется редким употреблением наречий.
На этом уровне возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети ищут правильное применение того или другого из них.
Бедность словарного запаса обуславливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечаются ошибки в словоизменении, нарушается синтаксическая связь слов в предложении [3].
В работах многих авторов (В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, Н. В. Рыжова, Н. А. Стародубова, Г. Р. Шашкина) указывается, что у детей с ОНР III уровня имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития.
Характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-логического мышления, моторики. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в неточности, слабости, ограниченности движений, это приводит к дефектному произношению, смазанности речи. Словесно - логическое мышление ниже возрастной нормы, наблюдаются затруднения при классификации предметов и признаков. Умозаключения не связаны друг с другом и бедны. Нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность[4].
В познавательно- личностном общении с взрослыми некоторые дети начинают отвлекаться, говорить на посторонние темы, другие же, наоборот, ведут себя спокойно, тихо, но на вопросы взрослых не отвечают, а иногда даже не слушают.
В общении между собой одни дети чрезмерно возбудимы, подвижны, трудно управляемы, другие вялы, не проявляют интереса к играм [2].
В начале XX века Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. Он характеризуется развернутой фразовой речью, остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. На первый взгляд речь производит вполне благоприятное впечатление, дети охотно вступают в диалог, но остаточные явления аграмматизмов присутствуют [3].
Итак, при ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, но в зависимости от уровня варьируется степень тяжести. При третьем уровне общего недоразвития обиходная речь детей развернута, грубых лексических и грамматических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя. На первый взгляд, они несущественны, но их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение в школе. Степень усвоения учебного материала низкая, несмотря на внешнюю сформированность речи. Правила усваиваются плохо, поэтому ОНР III уровня необходимо вовремя диагностировать и устранять.
Библиографический список
1.Волкова, Л.С.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. педвузов [Текст] / под ред.: Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-480с.
2.Кузменкова,Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня[Текст]/Л.Н. Кузменкова//Логопед в детском саду.-2015.-№3.-С.24-29.
3.Логопедия. Теория и практика[Текст] / под ред..: Т.Б. Филичевой.-изд.2-е, испр.и доп.- Москва: Эксмо,2018.-608с.
4. Микляева, Н. В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников [Текст] / Н. В. Микляева. – М.: Инфра-М, 2019. – 313 с.
5.Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / Т.Б. Филичева,Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.-М.:Дрофа,2010.-189с.
6. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
7.Хватцев, М.Е. Логопедия[Текст]/ М. Е. Хватцев.- М.:Владос,2009.-293с.
1Далее общее недоразвитие речи- ОНР