Методическое пособие «Методология подготовки к индивидуальному проекту в образовательной сфере»
Стрельникова Оксана Петровна
Методология подготовки к индивидуальному проекту в образовательной сфере
Методическое пособие
Уважаемый друг!
Данное пособие предназначено для учащихся общеобразовательных школ, которые интересуются исследовательской деятельностью и хотят научиться создавать собственные проекты.
В нём подробно описаны все этапы работы над проектом: от выбора темы до презентации результатов. Пособие содержит теоретические основы проектно-исследовательской деятельности, а также практические рекомендации и советы по созданию и защите индивидуального проекта.
Особое внимание уделяется развитию у школьников навыков критического мышления, творческого подхода к решению задач и умения работать в команде. В конце пособия представлены примеры успешных проектов, которые могут послужить источником вдохновения для собственных исследований.
Пособие будет полезно как учащимся, так и учителям, которые хотят помочь своим ученикам освоить навыки проектно-исследовательской деятельности.
Раздел 1. Как работать над долгосрочным проектом
Шаг 1. Спланируй сроки
Календарь подготовки проекта
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
Декабрь/январь |
||
Выбрать направ- ленность про- екта, его тему и научного руко- водителя. Подбор рабочей группы (если это группо- вой проект) |
Определить вме- сте с научным ру- ководителем цели и задачи проекта. Определить про- дукт (результат) проекта. Выбрать методы исследо- вания. Распре- делить обязан- ности в группе (если групповой проект) |
Подготовить паспорт про- екта. Поработать с источниками информации (библиотеки, архивы, Интер- нет, опросы и т. д.). Опреде- лить полезность проекта |
Написать вве- дение. Описать теоретическую часть проекта |
Декабрь/ январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Провести прак- тическую часть проекта. Сфор- мировать общий текст работы и учесть требова- ния к структуре проекта |
Сформулировать выводы по про- екту. Скоррек- тировать текст работы с учетом замечаний руко- водителя |
Окончательно оформить работу. Подготовить пре- зентацию к про- екту и тезисы для выступления |
Отрепетировать своё выступление на защите. Защи- тить проект |
Шаг 2. Определи руководителя
Кто может быть твоим руководителем:
учитель-предметник;
классный руководитель;
педагог-организатор;
педагог дополнительного образования;
педагог-психолог;
социальный педагог
.
Шаг 3. Определи направленность проекта и его результат
Какая направленность подходит для тебя
Какая направленность |
Как выполнить ученику |
Какой продукт сделать |
Исследовательский |
Собирает информацию о каком-то объекте, анализирует ее, обобщает факты, чтобы представить их аудитории. Доказывает, корректирует или опро- вергает гипотезу |
Примеры экспериментов Цикл стенгазет Буклеты Публикация в СМИ Паб- лик в Интернете Сайт по проекту Учебные пособия Макеты и модели Инструкции Рекомендации Программа действий Наглядное пособие Проект закона |
Практический |
Реализует идею на прак- тике, объясняет, почему можно эту идею реализо- вать |
|
Информационный |
Использует разные методы получения инфор- мации (литература, биб- лиотечные фонды, СМИ, базы данных, методы анкетирования и интер- вьюирования) и обраба- тывает её |
|
Социальный |
Подбирает информацию по актуальной социально значимой тематике, ана- лизирует ее и представ- ляет |
Справочный материал по поводу социальных или природоохранных проблем |
Творческий |
Привлекает интерес пуб- лики к проблеме проекта, использует нестандарт- ный подход к оформле- нию результатов работ |
Видеофильмы Акции Постановка спектакля Подготовка выставки Видеофильм |
Инженерный (экс- периментальный) |
Разрабатывает конструк- торское изделие и его ма- кет с полным описанием и научным обоснованием, для чего его изготовлять, и применяет |
Схемы конструирования Комплект чертежей по разработке |
Какой результат проекта ты можешь продемонстрировать
Вид результата |
Пример |
Электронные |
Web-сайт Электронная газета Электронный номер журнала Мультимедийный продукт – аудиокнига, фильм, мультфильм Виртуальная дискуссия Компьютерная графика Презентации Программное обеспечение Новое приложение для телефона Компакт-диски с мультимедийным продуктом Тематический паблик в социальной сети |
Печатные |
Сценарии мероприятий. Печатные статьи. Альбомы. Буклеты. Брошюры. Проект книги. Публикация на сайте. Статья. Сборник сочинений. Сборник эссе. Цикл стенгазет. Главы из несущест- вующего учебника (уч. пособия). Интервью. Обзор материалов по конкретной теме. Сказка. Стихи. Рассказ. Рекламный проспект. Постер. Проект настольной игры |
Творческие |
Видеофильм, документальные фильмы, мульт- фильмы. Видеоклип. Буктрейлер. Дизайн-макет. Конструкторская модель. Музыкальное произведе- ние. Серия иллюстраций. Дневник путешествий. План ролевой тематической игры. Разработка выставки. Мероприятие (концерт, праздник, состя- зание, викторина, экскурсия, театральная поста- новка, пресс-конференция, литературное кафе, тематический вечер, КВН). Поделки, рукоделие. Организация акции |
Аналитические |
Реконструкция событий. Обработка архивов и ме- муаров. Научный доклад. Анализ данных социо- логического опроса. Результаты исследовательских экспедиций. Схемы. Бизнес-план. Модель. Макет. Прогноз. Срав- нительно-сопоставительный анализ. Памятка. Дебаты. Отчёт о работе экспедиции |
Систематизирующие |
Схемы. Чертежи. План карты. Тематический атлас. Законопроект. Коллекция. Пакет рекомендаций. Инструкция. Путеводитель. Справочник. Словарь. Отчёт об исследовании (эксперименте). Рабочие установки. Проект лабораторной работы |
Шаг 4. Сформулируй тему
Как ученику выбрать тему самостоятельно
Вопросы |
Материал для размышлений |
О чём вы мечтали? Что вас когда-ли- бо удивляло? О чем спорили вы или близкие люди? Чем вы любите зани- маться в свободное время? В чём вы сомневаетесь? Что часто обсуждаете с друзьями, с семьей? Какая наука нравится вам больше всего? |
Обратить внимание на житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Обратиться к потребностям людей в разных сферах – понаблюдайте за жизнью людей с разными профес- сиями. Анализируйте фильмы или книги. Подумайте, как ваш проект может помочь другим людям. Сде- лать их жизнь удобнее (интереснее, понятнее, радостнее и т. п.) |
Как действуют ученик и учитель, чтобы подготовить проект
Ученик |
Учитель |
Этап 1. Выбор материала |
|
Формирует задачи проекта. Выра- батывает план действий. Выбирает и обосновывает свои критерии успеха проектной деятельности |
Предлагает идеи, высказывает пред- положения. Наблюдает за работой учащихся |
Этап 2. Подготовка материала |
|
Собирает информацию, устраивает мозговой штурм, поэтапно выполняет исследовательские задачи проекта |
Наблюдает, советует, косвенно руко- водит деятельностью учащихся |
Этап 3. Подготовка к защите |
|
Формулирует выводы. Оформляет проект по требованиям и презента- цию |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Этап 4. Защита проекта |
|
Готовит отчет о ходе проекта с объ- яснением полученных результатов. Представляет проект, участвует в его коллективном самоанализе и оценке. Проводит анализ выполнения про- екта, достигнутых результатов (успе- хов и неудач) и причин этого |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креа- тивность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Шаг 5. Схема, чтобы подготовить проект
Когда выполняешь проект, проверяй по схеме, не забыл ли чего сделать:
Выбор темы.
Постановка проблемы.
Поиск информации и анализ необходимости и полезности этой информации.
Примерный образ результата.
Реализация плана и представление результата проекта (продукта).
План действий (методы, ресурсы, сроки).
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТАЭтап 1. Выбор материала
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Дорогой друг!
Ты выполняешь учебный проект или учебное исследование. Чтобы планировать содержание проекта или исследования, воспользуйся рекомендациями и подготовь паспорт проекта.
Таблица, чтобы сформулировать содержание паспорта проекта
Описание |
Конкретика |
1. Укажи тему учебного проекта или исследования, информацию об авто- ре(ах) проекта или исследования, класс |
|
2. Укажи фамилию, имя, отчество и должность научного руководителя проекта или исследования |
|
3. Напиши об актуальности проекта или исследования |
|
Ты проводишь исследование, чтобы решить проблему. Проблема может быть важной лично для тебя, для группы людей |
Актуальность – это расхождение между спросом и неудовлетвори- тельными предложениями решить конкретную проблему. То есть ты выявил спрос на решение проблемы, а предложений, которые помогут решить проблему, не нашел. Если ты представишь в проекте такой спо- соб, то проект будет актуален |
4. Определи ключевые понятия |
|
Понятие – это логически оформ- ленная мысль или образ, который фиксирует общие и существенные признаки и свойства предметов, явлений и отношения между ними |
С понятиями ты знакомился на школьных предметах. Например, ты изучил на уроках литературы понятие «метафора», на математике – «арифметический квадратный корень» и др. |
|
Ключевые понятия помогают напи- сать, на основе каких теоретических знаний ты решишь проблему |
5. Сформулируй проблему |
|
Тебе надо понять, в чем разница между трудностями людей и спосо- бами, которые помогут решить эти трудности. Проблема – это не просто трудноразрешимая задача. Про- блема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества |
Есть проблема, которую трудно решить тебе, – это субъективная проблема. Есть проблема, которую трудно решить всем людям, – объ- ективная проблема. Подумай, какая проблема будет в твоем проекте |
6. Расскажи о цели проекта или исследования |
|
Цель – это результат, который ты ждешь от проекта и достиг- нешь к определенному времени. Ты можешь рассказать о качестве результата (написать его качествен- ную характеристику) или о количе- стве (определить количественную характеристику) |
Когда формулируешь цель, исполь- зуй глаголы «доказать», «обосно- вать», «разработать». Последний глагол употреби в том случае, если конечный продукт проекта получит материальное воплощение, напри- мер ты подготовишь видеофильм, действующую модель или макет чего-либо, компьютерную про- грамму и т. п. Используй подсказки, чтобы определить цель своей работы |
Подсказка 1. Ты изучил литературу и понял, что ученые или исследователи не решили полностью проблему. Расскажи, что планируешь усовершенствовать, – это и будет твоя цель. Подсказка 2. Ты проанализировал методы (см. пункт 11) исследования авторов, которые уже писали об этой проблеме. Предложи свой метод, который позволит лучше решить проблему. Подсказка 3. Ты изучил литературу и другие источники и увидел, что исследователи после решения проблем формулируют новые проблемы. Ученые рассказывают о дальнейших исследованиях, которые можно про- вести. Воспользуйся их предложениями и сформулируй свою цель |
|
7. Продумай гипотезу |
|
Гипотеза – это предположение, как решить проблему. |
Когда формулируешь гипотезу, поду- май, как ее проверить. |
В своем проекте или исследовании ты ищешь идею, которая помо- жет решить проблему с момента постановки проблемы. Такая идея возникает из противоречий и назы- вается гипотезой. Ты решаешь проблему, когда создаешь объект, новый способ действия. Когда ты придумываешь гипотезу, то предпо- лагаешь части или свойства объекта или планируешь способ действия, чтобы решить проблему |
Гипотезу подтверди с помощью ме- тодов исследования (см. пункт 11). Помни, что гипотезу необходимо в проекте реально опровергнуть или доказать. Если во время работы над проектом или исследованием ты подтверждаешь гипотезу, то она пре- вращается в истинное утверждение и прекращает свое существование. Если ты опровергаешь гипотезу, то она становится ложной и опять- таки перестает быть гипотезой. Чтобы сформулировать гипотезу, используй такие грамматические конструкции, как: «если… то…»; «так, как…»; «при условии, что…», т. е. обороты речи, которые помогут установить причины явлений и их следствия |
8. Определи задачи |
|
Задачи – это конкретные способы достичь цели. Поэтому сумма задач должна равняться цели. Когда формулируешь задачи, при- меняй глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «опреде- лить», «установить» |
Сопоставь формулировки темы, цели и задач. Избегай ошибок, когда: цель проекта или исследования не связана с темой; цель сформулирована так, что нельзя понять конечный результат; практическая значимость твоей работы отсутствует или непонятна; задачи повторяют цель, т. е. ты просто пересказал цель другими словами |
9. Перечисли результаты учебного проекта или исследования |
|
Учитывай, что результаты проектной и исследовательской деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт). |
Результаты, которые ты получил, должны быть полезными, готовыми к использованию на уроке, в школе, в повседневной жизни. |
Внутренний результат – это успеш- ный опыт решения проблемы, это знания и способы действия, кото- рые ты приобрел, это новые цен- ности, новая точка зрения. Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много |
Если ты решал теоретическую про- блему, то предложи конкретное ре- шение, например информационный продукт. Если решал практическую проблему, то разработай конкретный продукт, готовый к потреблению |
10. Расскажи о практической значимости проекта или исследования |
|
Практическая значимость – это воз- можность решить проблему в быту, учебе, науке, производстве |
Ты рассказываешь, как людям использовать продукт проекта или исследования в деятельности |
11. Выбери и внедри разные методы исследования |
|
Метод – это способ достичь цели исследования. От выбора методов зависит все исследование, начиная с его организации и включая резуль- тат |
Краткая характеристика основных методов исследования – в следую- щей таблице |
Основные методы исследования, которые ты можешь использовать в проекте
Характеристика |
Дополнительная информация |
Эмпирические (можно проверить опытным путем) |
|
Метод 1: Наблюдение |
|
Структурированное наблюдение – это наблюдение по плану. Неструктуриро- ванное наблюдение – это наблюдение, когда выбран только объект наблю- дения. Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке. Лабораторное наблюдение – объект находится в искусственно созданных условиях. |
План наблюдения: 1. Определить цель наблюдения (зачем наблюда- ешь?). 2. Выбрать объект наблю- дения (за кем наблюдаешь?). 3. Выбрать способ достижения цели наблюдения. 4. Выбрать способ регистрации получен- ной информации. 5. Обработать информацию |
Непосредственное наблюдение – в ходе наблюдения объект воздействует на органы чувств наблюдателя. Опосре- дованное наблюдение – объект воздей- ствует на органы чувств наблюдателя с помощью прибора |
|
Метод 2: Эксперимент |
|
Изменение объекта, чтобы получить знания, которые невозможно выявить в результате наблюдения |
Программа эксперимента: 1. Акту- альность. 2. Проблема. 3. Объект и предмет. 4. Цель. 5. Гипотеза. 6. Задачи. 7. Этапы эксперимен- тальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов. 8. Основные методы. 9. Научная новизна |
Метод 3: Моделирование |
|
Материальное (предметное) моделиро- вание: физическое моделирование; аналоговое моделирование. Мысленное (идеальное) моделирование: интуитивное моделирование; знаковое моделирование |
Материальное моделирование: физическое: модель (умень- шенная или увеличенная копия) замещает реальный объект, чтобы изучить его свойства; аналоговое: это моделирование по аналогии явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описывае- мые формально (одними и теми же математическими уравнениями, схемами и т. п.). Мысленное моделирование: – ин- туитивное: это моделирование основано на интуитивном пред- ставлении об объекте исследова- ния, которое не поддается или не требует формализации; знаковое: моделью служит знако- вое преобразование: схема, график, чертеж, формула, набор символов |
Метод 4: Анкетирование |
|
Метод опроса. Респондент (опраши- ваемый) самостоятельно заполняет опросный лист (анкету) по правилам. Виды вопросов: – закрытые – в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Респондент читает вопрос, вы- бирает ответ и помечает номер ответа; полузакрытые – респондент может выбрать вариант ответа и предложить свой; открытые – респондент высказывает свое мнение без подсказок со стороны составителя анкеты. Учитывайте, что открытые вопросы трудно обобщить |
Требования к анкете: 1. Придумать 15–20 вопросов. 2. Определить время ответов. Респондент отве- чает на вопросы не более 30 минут. 15 минут – допустимо. 3. Помнить, что оперативный социологический опрос включает 19 вопросов. 4. Сформулировать вопросы, в которых респондент поймет все слова. 5. Расположить вопросы от простых («контакт- ных») в начале анкеты к сложным в середине и простым («разгру- зочным») в конце. 6. Исключить влияние предшествующих вопро- сов на последующие. 7. Избегать большого количества однотипных вариантов ответов. 8. Превра- тить при необходимости закры- тые вопросы в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» со свободными строч- ками для высказываний респон- дента. 9. Проверить и исправить опечатки в тексте анкеты |
Метод 5: Интервьюирование |
|
Беседа по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц. Ответы на вопросы служат исход- ным источником информации |
Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано деталь- но разработанными вопросником и инструкцией. Свободное интер- вью проводится без подготовлен- ного опросника, определяется только тема беседы |
Теоретические |
|
Метод 1: Анализ и синтез |
|
Анализ – это способ познания объекта, когда изучают его части и свойства. Синтез – это способ познания объекта, когда объединяют в целое части и свой- ства, выделенные в результате анализа |
Методы дополняют друг друга |
Метод 2: Сравнение |
|
Способ познания, когда устанавливают сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отлича- ется от другого |
Общий алгоритм сравнения: Определить объекты сравне- ния. Выбрать признаки, по кото- рым сопоставишь объекты. Если не знаешь, какие выбрать, проведи синтез и анализ, а потом сформулируй признаки. Сопоставить признаки объек- тов, т. е. определить общие и/или отличительные признаки. Определить различия у общих признаков. Подготовить вывод. Предста- вить общие и/или отличительные важные признаки сравнивае- мых объектов и указать степень различия общих признаков. Объяснить причины сходства и различия сравниваемых объектов, если необходимо |
Метод 3: Обобщение |
|
Мысленное выделение, фиксирование общих существенных свойств, при- надлежащих только данному классу предметов или отношений. Обобщение устанавливает не только общие суще- ственные признаки, но и родо-видовые отношения |
Род – это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода. |
|
Например, мы изучили в про- екте лук и арбалет и установили общие важные признаки: стрелы метают с помощью пружиня- щей дуги, стянутой тетивой. На основании знания признаков мы можем сделать обобщение: и лук, и арбалет являются руч- ным оружием для метания стрел. Таким образом, ручное оружие для метания стрел – род, а лук и арбалет – виды |
Метод 4. Классификация |
|
Предполагает деление рода (класса) на виды (подклассы) на основе установ- ления признаков объектов, составляю- щих род |
Алгоритм классификации: Установить род объектов для классификации. Определить признаки объ- ектов. Выделить общие и отличитель- ные существенные признаки объектов. Определить основание для классификации рода, т. е. отли- чительный признак, по которому будет делиться род на виды. Распределить объекты по ви- дам. Определить основания класси- фикации вида на подвиды. Распределить объекты на под- виды |
Метод 5: Определение понятий |
|
Понятие – это слово или словосоче- тание, которое обозначает отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства |
Всякое понятие имеет содержа- ние и объем. |
|
Содержанием понятия называют важные признаки объекта или объектов, отраженных в понятии. Объемом понятия называют объ- ект или объекты, существенные признаки которых зафиксиро- ваны в понятии (например, объем понятия «планета Земля» исчер- пывается одной планетой) |
Этап 2. Подготовка материала
ПАМЯТКА
«Как подготовить текст проекта или исследования»
Содержание работы.
Обратись к учителю, который поможет структурировать проектные работы и ознакомит с требованиями к оформлению текста работы.
Подготовка к защите.
Напечатай текст работы – это главное условие участия в школьной конференции.
Руководитель проекта передает его экспертам перед началом кон- ференции. Если выполняешь стендовый доклад, то текст – рядом со стендом.
Оформление.
Обрати внимание на обязательное оформление работы.
К примеру, текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интер- вала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки.
Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы.
Уточни требования к оформлению у руководителя.
Просмотри готовую работу, чтобы исключить возможность оши- бок.
Распространенные ошибки:
сильно превысил установленный объем;
забыл определить цели и задачи, методы, выводы – структура работы отсутствует;
сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть;
не определил практическую ценность работы (реферативный ха- рактер);
необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.
Таблица, по которой важно проверить структуру и содержание проекта
Часть работы |
Что в ней должно быть |
Титульный лист |
Название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество руководителя |
Второй лист |
Оглавление |
Введение. Объем введения по отношению ко всей работе – 2 страницы |
Введение – все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых автор посвятил иссле- дование. Введение включает: актуальность исследования; проблему исследования; объект (вариативно) и предмет (вариативно); цель и задачи; гипотезу; методы исследования; практическую значимость; экспериментальную базу (при необходимости) |
Глава 1* |
Обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование. Структура главы: 1.1. … 1.2. … Выводы по первой главе |
Глава 2 |
Содержит практические этапы работы, анализирует результаты в ходе эксперимента или исследования. Структура главы: 2.1. … 2.2. … Выводы по второй главе |
В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.
Заключение. Объем заключе- ния – 1–2 страницы |
Написать заключение помогут фразы: «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Ученик комментирует выводы, кото- рые сделал в главе 1 по актуальности и степени изучен- ности проблемы; «Результаты нашего проекта показали…» . На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень достиже- ния цели, подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу; «Таким образом, …». Ученик формулирует утверж- дение, которое сделал в результате подтверждения или опровержения гипотезы; «Полученные результаты исследования дают возмож- ность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую значимость продукта иссле- дования |
Список литературы |
Список источников информации |
Приложения |
Если приложений несколько, то каждое приложение нумеруется отдельно |
Этап 3. Подготовка к защите
РЕКОМЕНДАЦИЯ
«Как подготовить текст для выступления на защите проекта»
Текст защиты пиши заранее. Кратко, в виде тезисов сформулируй положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирай доказательства: факты, примеры, цифры.
Учитывай основной тезис, цели и задачи, которые ставили в про- екте. Текст выступления свяжи с проблемами, интересами аудитории, перед которой будешь выступать.
Заинтересуй аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.
Воспользуйся тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.
Учитывай рекомендации к речи автора проекта:
на все выступление отводится не более 7 минут;
защита – это не пересказ всего содержания работы;
выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации.
Запомни набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта:
«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается иссле- довательская работа на тему… Работа состоит из трех разделов: Введение… Основная часть, которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема… Вторая глава посвящена исследовательской работе. Заключение…
Актуальность данной работы определяется тем, что… Проблема заключается в… Объект исследования – это… (вариативно). Предме- том нашего исследования является… (вариативно). Цель исследования… Гипотеза…
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были сфор- мулированы следующие задачи:
Проанализировать литературу, посвященную…, с целью уста- новления…
Выявить… (Далее перечисляются основные задачи).
Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов и методик…
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследо- вания результатов. Мы получили следующие результаты: …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы… (указание на гипотезу).
Далее основные доказательства, выводы. Можно предположить, что… (утверждение).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования…
Благодарю за внимание!».
РЕКОМЕНДАЦИЯКак оформить мультимедийную презентацию для защиты проекта
ПРОДУМАЙ ПОРЯДОК СЛАЙДОВ
Порядок и содержание слайдов для презентации проекта
Номер и цель слайда |
Содержание слайда |
1-й слайд – титульный |
На титульном слайде размести информацию о школе, в которой ты учишься, логотип школы. Напиши название проекта. Укажи сведения об авторе – свою фамилию, имя, класс; сведения о научном руководителе – фамилию, имя, отчество, должность и место работы |
2-й – план презентации |
Сформулируй небольшой план из 5–7 пунктов |
3-й – введение |
Кратко напиши введение к учебному проекту или исследо- ванию: цели, задачи, гипотезу |
4–9-е слайды |
Расскажи основную часть учебного проекта или исследо- вания |
10-й слайд |
Размести главные выводы своей работы – заключение |
ПРИДУМАЙ ДИЗАЙН СЛАЙДОВ
Выбери простой дизайн.
Любому зрителю должно быть удобно читать текст на слайдах. Не используй сложный дизайн слайдов и мелкий текст, но и не пиши на белых слайдах черными буквами.
Стиль может включать: шрифт (гарнитура и цвет); цвет фона или фоновый рисунок; декоративный элемент небольшого размера.
Оставь в оформлении не более трех цветов и не более трех типов шрифта. Не используй на одном слайде жирный шрифт, курсив и под- черкнутый шрифт.
Придумай разное оформление для титульного слайда и для слай- дов с основным текстом.
Сформулируй заголовок на каждом слайде.
Пронумеруй слайды. Нумерация поможет вернуться на слайд, если у слушателей будут дополнительные вопросы после защиты работы.
Информационные блоки сгруппируй горизонтально. Связанные по смыслу блоки – слева направо.
Размести на слайдах графики, таблицы, рисунки, которые не про- тиворечат основному тексту.
Важную информацию расположи в центре слайда.
СФОРМУЛИРУЙ ЗАГОЛОВКИ
Сформулируй краткие заголовки, которые привлекут внимание слушателей.
Убери точки в конце заголовка – это ошибка.
Пронумеруй подзаголовки, если используешь их.
ПОДГОТОВЬ ДИАГРАММЫ
Сформулируй к каждой диаграмме название. Заголовок слайда и название диаграммы могут совпадать.
Расположи диаграмму так, чтобы она заняла все место на слайде.
Подпиши диаграммы. Подписи должен увидеть и понять любой зритель.
ОФОРМИ ТАБЛИЦЫ И РИСУНКИ
Подпиши название к каждой таблице и рисунку.
Используй разное оформление шрифтов в таблице. Например, для названия граф в таблице выбери полужирный шрифт. Данные в графах оформи обычным шрифтом.
Избегай рисунков, которые не несут смысла. Исключение – рисунки как часть фона презентации.
Выбирай гармоничные цвета. Цвета не должны резко контра- стировать на слайде. Если графическое изображение используешь как фон, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
НАПИШИ ТЕКСТ
Размести на слайдах краткие формулировки, а не весь текст, который рассказываешь. Текст на слайдах только сопровождает подроб- ный рассказ.
Избегай мелкого шрифта, чтобы показать на слайде большой текст. Учитывай, что человек единовременно понимает суть не более трех фактов, выводов, определений.
Ограничь размер шрифта: 28–38 для заголовка; 24–32 для основ- ного текста.
Выбери цвет шрифта, контрастный цвету фона.
Задай тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек, например Arial, Tahoma, Verdana; для заголовка – декоративный шрифт, если его хорошо прочитает зритель.
Используй минимум предлогов, наречий, прилагательных. Не хва- ли себя (не говори, что получил уникальные результаты исследования и пр.).
Вычитай текст. Исправь орфографические и пунктуационные ошибки.
ВЫПОЛНИ АНИМАЦИЮ
Используй анимацию тогда, когда без этого не обойтись (чтобы показать последовательное появление элементов диаграммы и др.).
Выполни анимацию так, чтобы объект на слайде появлялся тогда, когда ты о нем говоришь.
ПРОВЕРЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПЕРЕД ЗАЩИТОЙ
Сохрани презентацию на любой носитель информации (USB-но- ситель и пр.).
Отрепетируй свое выступление вместе с показом слайдов.
Проверь, как будет выглядеть презентация на проекционном экране.
Учитывай, что некоторые оттенки проектор может исказить. Попроси руководителя проекта пролистать слайды и посмотри, как слайды смо- трятся из разных мест аудитории, в которой будешь выступать. Обрати внимание, хорошо ли каждый зритель видит текст, подписи к рисункам.
Этап 4. Защита проектаПАМЯТКА
«Что взять с собой на защиту»
Папка с содержанием индивидуального проекта.
Продукт проектной деятельности.
Презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите.
Отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости).
План выступления на защите проекта
Представление (приветствие, представить себя – класс, Ф.И., пред- ставить руководителя).
Тема проекта, сроки работы над проектом.
Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
Описать ход работы над проектом, т. е. рассказать не содержа- ние работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?».
Представить результат работы, т. е. представить продукт деятель- ности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов – продукта деятель- ности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?»,
«Выполнены ли задачи проекта?», «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом (если работа рассчитана на 2 года).
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
5