Требования к индивидуальному проекту (методические рекомендации, положение)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ГОСТ
ПОДГОТОВКА, НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПЕРИОД: 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Москва
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения по индивидуальному проекту 3
2. Цели и задачи индивидуального проекта 3
3. Требования к подготовке индивидуального проекта 4
4. Основные виды и направления индивидуальных проектов 4
5. Требования к структуре проекта 5
6. Требования к направленности и продукту проекта 6
7. Требования к оформлению текста индивидуального проекта 7
1. Общие положения по индивидуальному проекту
1.1. Настоящий регламент основывается на законодательных актах, включая Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, а также Примерную и Основную образовательные программы основного общего образования, утверждённые в школах России.
1.2. Индивидуальный итоговый проект – образовательный проект, выполненный учеником/студентом в рамках одного или нескольких учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности. Его цель – демонстрация учебных достижений, самостоятельного освоения материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности, а также способности к планированию и реализации целесообразной и продуктивной деятельности в области учебного, конструкторского, социального или художественно-творческого процесса.
1.3. Индивидуальный итоговый проект служит ключевым инструментом оценки метапредметных навыков, которые ученики и студенты приобретают в ходе изучения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Все школьники/студенты, обучающиеся по ФГОС ООО, обязаны выполнить минимум 1 индивидуальный итоговый проект за весь процесс обучения.
1.5. Невыполнение индивидуального итогового проекта приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов.
1.6. Защита индивидуального итогового проекта входит в число обязательных компонентов системы контроля образовательных достижений учащихся.
2. Цели и задачи индивидуального проекта
2.1. Для ученика/студента:
а. Продемонстрировать достижения в освоении выбранной области;
б. Научиться искать и систематизировать информацию по теме;
в. Понять принцип выполнения задач и достижения цели.
г. Развить навыки выступлений перед большой публикой.
2.2. Для преподавателя:
а. Обеспечить условия для грамотного освоения информации;
б. Уважительно относиться к выбору учащегося и направлять его.
3. Требования к подготовке индивидуального проекта
3.1. План и программа подготовки проекта для каждого ученика разрабатываются самостоятельно, вместе с руководителем проекта.
3.2. Наставником проекта может стать как учитель-предметник из школы, так и сотрудник другой организации или другого образовательного учреждения, включая ВУЗы.
3.3. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему проекта и руководителя. Тема проекта и сроки защиты должны быть утверждены на заседании педагогического совета учебного заведения.
3.4. Руководитель не имеет права критиковать выбранную тему и унижать интересы учащегося. Если тема противоречит моральным нормам и ценностям, то руководитель должен деликатно объяснить причину отказа.
4. Основные виды и направления индивидуальных проектов
Проекты должны освещать актуальные вопросы научной, культурной, политической, юридической, экономической или социальной жизни современного глобального общества. Основные виды и направления проектов:
4.1. Информационный проект. Направлен на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации по определенной теме или проблеме. В ходе работы над информационным проектом учащиеся разрабатывают навыки работы с различными источниками информации, учатся выделять только самое важное, а также структурировать и представлять информацию в доступной и понятной форме. Не должен содержать в себе: гипотезу, опыты, эксперименты. Данный вид проекта является наиболее популярным.
4.2. Исследовательский проект. Подразумевает выполнение учащимися самостоятельного исследования в рамках темы. Обучающиеся формулируют гипотезу, планируют и проводят исследование (анкетирование, опыты, эксперименты), анализируют полученные данные и делают выводы. Исследовательский проект помогает развить критическое мышление, аналитические навыки и навыки работы с научной литературой.
4.3. Социальный проект. Сосредоточен на решении определенной социальной проблемы или улучшении жизни общества. Учащиеся могут проводить исследования, организовывать мероприятия, проводить информационные кампании, предлагать возможные варианты решения проблем и т. д.
4.4. Творческий проект. Обычно связан с созданием оригинального художественного или литературного произведения, сценария, музыкальной композиции, театральной постановки и т. д. В процессе работы над этим видом проекта ученики проявляют творческие способности, развивают фантазию, учатся выражать свои мысли и чувства через искусство.
4.5. Инженерно-конструкторский проект. В рамках инженерно-конструкторского проекта учащиеся занимаются разработкой и реализацией технических решений. Это может быть создание модели, макета, прототипа устройства или технологии. Ученики приобретают навыки в области технического моделирования, конструирования и проектирования.
Проектная индивидуальная работа подразумевает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по поставленной проблеме, но и представляет собой независимое исследование, которое демонстрирует уникальное видение проблемы со стороны автора, оригинальное ее толкование.
5. Требования к структуре проекта
5.1. Индивидуальный проект должен иметь:
а. титульный лист (см. приложение 1);
б. оглавление (см. приложение 2);
в. введение;
г. основную часть (теоретическую и практическую части);
д. заключение;
е. список используемых источников (см. приложение 3);
ж. приложения (при необходимости).
5.2. Титульный лист должен содержать: (см. приложение 1);
а. название работы, ее вид;
б. сведения об авторе (ФИО, класс);
в. сведения о руководителе проекта (ФИО, должность);
г. указание места расположения ОО (населённый пункт);
д. указание года написания работы (учебный год).
5.3. Оглавление в себя включает: (см. приложение 2);
а. введение;
б. названия глав, параграфов и пунктов;
г. заключение;
д. список используемых источников;
е. приложения (при необходимости).
5.4. Введение в себя включает:
а. обоснование актуальности темы (обязательно);
б. формулировка проблемы проекта (не обязательно);
в. определение задач и цели проекта (обязательно);
г. определение объекта и предмета исследования (обязательно);
д. выдвижение гипотезы (только для исследовательского проекта);
е. методы исследования (обязательно);
ж. форма предоставления продукта (не обязательно);
з. теоретическая и практическая значимость (обязательно).
5.5. Основная часть включает:
а. теоретическая часть. В теоретическую часть необходимо включить обзор, анализ и синтез информации из 5-15 источников. Запрещено использовать готовые работы из интернета.
б. практическая часть. Вторая глава проекта должна иметь практическую или исследовательскую (экспериментальную) направленность и содержать описание результата работы. В этой глава проводится исследование. Опыты, эксперименты, создается продукт работы, проводится анкетирование, расчёты и многие другие виды практической работы.
5.6. Заключение включает:
Заключение должно содержать выводы и результаты, полученные обучающимся, а также описание того, были ли достигнуты цели, решены задачи, подтверждена ли гипотеза (при исследовательском проекте). Можно также сформулировать предложения по практическому применению результатов исследования, а также выдвинуть рекомендации.
5.7. Список использованных источников включает: (см. приложение 3)
Источники, которые использовались для сбора, анализа и синтеза информации в теоретической части индивидуального проекта. Список оформляется в алфавитном порядке. При желании, в тексте указываются сноски на каждый источник, откуда бралась информация.
5.8. Приложения включают:
а. фото, рисунки;
б. диаграммы, графики, таблицы и т. д.
6. Требования к направленности и продукту проекта
6.1. Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность.
6.2. В качестве итога (продукта) проектной деятельности может быть представлена любая из следующих работ:
а. письменная работа (эссе, реферат, обзорная статья, отчет об исследовании, стендовый доклад и др.);
б. творческая работа (театральная постановка, танец, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный фильм и др.);
в. физический (материальный) объект (макет, модель, конструкторское изделие, буклет, брошюра, путеводитель, книга, памятка и др.);
г. полученный отчётный материал (диаграммы, результаты социологического опроса, инфографика, презентация по теме и др.)
6.3. Продуктом проекта может быть всё, что покажет результат и процесс работы над проектом. Список возможных продуктов работы приложен (см. приложение 4).
7. Требования к оформлению текста индивидуального проекта
7.1. Работа выполняется на листах стандарта А4. Объем текста итогового индивидуального проекта от 10 до 25 печатных страниц (без учёта приложений). Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.
7.2. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта: 14 – для основного текста; 14-16 – для заголовков. Интервал между строк: 1,5.
7.3. Размер полей: слева – 3 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5 см.
7.4. Нумерация страниц: арабские цифры; начинается со 2 страницы (снизу, по центру). На титульном листе номер страницы не ставится.
7.5. Каждая новая глава (ГЛАВА 1.; ГЛАВА 2.) и каждый новый параграф (1.1.; 1.2. и т. д.) начинается с новой страницы. Заголовки располагаются в середине страницы. Точку в конце заголовка не ставят.
7.6. Оформление рисунков, фото, схем, графиков, диаграмм: Times New Roman, 12 пт (размер шрифта). Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). (см. приложение 5). На все рисунки должны быть указания в тексте, например, рисунок 1; диаграмма 5; и т. д.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа индивидуального проекта
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №0 (14 пт)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ (14 пт)
«Тема проекта» (24 пт)
Автор проекта: (14 пт)
Фамилия Имя Отчество,
ученик (ца) ___ класса.
Руководитель проекта: (14 пт)
Фамилия Имя Отчество,
должность руководителя.
Работа допущена к защите «_____» _____________________________ 202__ г.
Подпись руководителя проекта ________ (_____________________________)
Город (14 пт)
2023-2024 уч. год (14 пт)
Приложение 2
Пример оформления оглавления индивидуального проекта
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Название параграфа 5
1.1.1. Название пункта 5
1.1.2. Название пункта 6
1.2. Название параграфа 8
1.2.1. Название пункта 8
1.2.2. Название пункта 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2.1. Название параграфа 12
2.1.1. Название пункта 12
2.1.2. Название пункта 16
2.2. Название параграфа 18
2.2.1. Название пункта 18
2.2.2. Название пункта 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Приложение 3
Пример оформления списка используемой литературы
Брекет-системы: современный взгляд / Л. С. Персин, А. Б. Слабковская, Е. И. Мержвинская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 124 с.
…
Ганаева, Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 467-469.
Магауова А.С. Социализация молодежи и современные молодежные субкультуры: учебное пособие. – Алматы: Казак универсiтетi, 2018. – 160 с.
…
…
…
Федосеева А. А. Субкультура аниме как социокультурное явление // Медицина завтрашнего дня. – 2019. – С. 406-407.
Цыбина Е. Ю. Компьютерная графика. сферы применения и перспективы развития // Вестник Хакасского государственного университета им. НФ Катанова. – 2022. – №. 2 (40). – С. 113-116.
…
…
Шепелев, О. Л. Подростковый алкоголизм / О. Л. Шепелев. – Текст: электронный // Красота и медицина: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/narcologic/teen-alcoholism (дата обращения: 00.00.0000).
Приложение 4
Список возможных продуктов индивидуального проекта
Приведен перечень (не полный!) возможных продуктов проекта:
— Анализ данных социологического опроса;
— Атлас;
— Атрибуты несуществующего государства;
— Бизнес-план;
— Буклет;
— Брошюра (мини-книжка);
— Видеофильм;
— Видеоклип;
— Выставка;
— Газета;
— Журнал;
— Игра;
— Карта;
— Коллекция;
— Макет;
— Модель;
— Мудборд;
— Мультимедийный продукт;
— Оформление кабинета;
— Пакет рекомендаций;
— Памятка;
— Письмо;
— Праздник;
— Публикация;
— Путеводитель;
— План мероприятия;
— Реферат;
— Серия иллюстраций;
— Сказка;
— Справочник;
— Сравнительно-сопоставительный анализ;
— Статья;
— Сценарий;
— Учебное пособие;
— Экскурсия;
— Эссе;
— Многое и многое другое…
Приложение 5
Пример оформления названий для рисунков, диаграмм и т. д.
Диаграмма 1 – Ответы на вопрос