12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пятак Юлия Викторовна243
Работаю учителем-дефектологом
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»

г. Новосибирск


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ д/с 000

Ф.И.О.._________

«____»_______________20____г.

Протокол ПМПк №__________



Индивидуально-ориентированный образовательный маршрут

на 20_____ - 20_____ учебный год

Фамилия, имя ребёнка: ______________

Дата рождения (возраст): 00.00.00

Диагноз: амблиопия рефракционная слабой степени, гиперметропия слабой степени, астигматизм гиперметропический сложный прямой.

Ф.И.О. родителей: _________________(подпись)__________



ФИО сопровождающих

Педагог

Подпись

1


Воспитатель


2


Воспитатель


3


Учитель-дефектолог


4


Учитель-логопед


5


Педагог-психолог


6


Музыкальный руководитель


7


Инструктор по физической культуре




I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка

Дата рождения:


Группа: для детей с нарушением зрения № 14

Дата поступления в ДОУ:

Адрес: Ул.


Ф.И.О. родителей:


Мать


Отец



Ф.И.О. воспитателей:






Ф.И.О. специалистов сопровождения:


Учитель-дефектолог –

Учитель-логопед –

Педагог-психолог –

Врач-офтальмолог -

Медсестра-ортоптистка –


Заключение и рекомендации ТПМПК

Дефицитарность зрительного восприятия. Функциональные нарушения зрения. Астенопия (снижение зрительной работоспособности, быстрое утомление). Нарушение бинокулярного зрения. Познавательное развитие в нижних границах возрастных требований. Речевое развитие соответствует возрасту. Парциальная несформированность. ВПФ преимущественно регуляторного компонента.

Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Освоение ребенком адаптированной образовательной программы ДОУ на доступном уровне, рабочей программы второго года обучения.

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Режим полного дня: 5 дней в неделю

Взаимодействие специалистов ОУ

- Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние

Группа здоровья - II

Группа физических занятий - чб

Рекомендации офтальмолога

- Стабилизация и повышение зрительной работоспособности, рациональное использование неполноценного зрения во время занятий (по рекомендациям врачам-офтальмолога), профилактика осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций;

- Соблюдение регламентированной зрительной нагрузки, по охране и профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда, чередование труда и отдыха; подбор и своевременное использование приемов профилактики зрительного, мышечного, умственного утомления;

- Использование комплекса зрительной гимнастики в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;

- Рациональное освещение помещения и рабочей зоны ребенка в соответствии с клиническими проявлениями нарушения зрения и особыми потребностями; применение контролируемого освещения, без блескости; освещенность рабочей поверхности: 1000-1500 Лк; контраст-40- 100%; организация дополнительного освещения на рабочем месте ребенка – освещенность поверхности рабочего стола 300-500 Лк, при проведении практических упражнений до 1000Лк; максимальное использование дневного света;

- Целесообразное рассаживание детей с требованием к посадке ребенка для выполнения определенного вида работы; расположение объекта восприятия на расстоянии, доступном для различения деталей, в соответствии со зрительными возможностями, оптимальное расстояние от глаз до объекта восприятия – 30-33 см; использовать дополнительное освещение доски, указки с ярким наконечником;

- Соблюдение требований к игровому и дидактическому материалу, обращать внимание на цветовое решение дидактического материала (яркие цвета стимулирующие сетчатку – красный, зеленый, желтый, оранжевый и их оттенки), обеспечение комфортной зрительной деятельности, усиление насыщенности, окраски линий их толщины;

- Воспитание сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения.

-Постоянное ношение очков, окклюзия

- Посадка в зависимости от окклюзии.

Противопоказания

- Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

- Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

- Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища

- Длительное поднятие ног в положении лежа





















II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника компенсирующей группы №14 для детей с нарушением зрения Ф.И. ребёнка:


Направление работы


Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Воспитатели:


Тифлопедагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, психических процессов.

5 раз в неделю



2 раза в неделю

Подгрупповые



индивидуальные

Учитель-дефектолог

Психологическая помощь по формированию представлений о себе и других, развитие понимания различных эмоциональных состояний, умение отражать эмоции адекватно ситуации.

1 раз в неделю


Индивидуально

Педагог-психолог


Музыкальные занятия

(включение в культурно-развлекательные, досуговые мероприятия)

2 раза в неделю

Групповые

Индивидуальные

Музыкальный руководитель


Физкультурные занятия по развитию ориентировки в макро пространстве с использованием звуковых, зрительных, тактильных ориентиров.

Контроль за осанкой.

2 раза в неделю

Групповые


Воспитатели


Осмотр врача-офтальмолога

Один раз в месяц

Индивидуально

(осмотр)

Врач-офтальмолог


Занятия на ортоптических приборах по назначению врача-офтальмолога

Ежедневно

Индивидуально

Медсестра ортоптистка











III Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность


- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Сигнальные опоры, обеспечивающие опору в пространстве и направляющие движение

Разметки

-в группе

- в спортивном зале

- в музыкальном зале

- на спортивной площадке на улице

Маркеры указатели

- на дверях

- на ручках дверей

- на ступенях лестницы

- в коридоре

Специальное тифлотехническое оборудование

- микроскоп увеличитель (400), лупа


Оптические средства

инд-ой коррекции

Очки для постоянного ношения. Окклюзия в соответствии с графиком.


Компьютер и программное обеспечение

Специальные компьютерные программы.

Мультимедийный проектор

Создание сенсорно-обогащенной среды.



Зрительные

Звуковые

Обонятельные

Тактильные

- Натуральные предметы, макеты, муляжи, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

- Контурные, силуэтные и зашумленные изображения для развития зрительного восприятия

- Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространстве, развития зрительно-слуховой памяти

- Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире.

- Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

- Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира.

- Природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Объекты с усиленными признаками

- Контрастность 40-100%

- Расстояние от глаз до объекта 30-33 см.

- Кисть № 3,4

- Мягкий простой карандаш

- Контур 0.2 мм

Специально структурированная информация

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра….

- Таблицы по лексическим темам

Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации

- Предметные картинки для преодоления вербализма;

- Трафареты (тематические, геометрические, линейные);

- Аудиозаписи со звуками природы;

- Наборы дидактических пособий (натуральные объекты, макеты, муляжи, игрушки - модели) по лексическим темам;

- Тактильные лабиринты для развития осязательных функций;

- Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)

IV. Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Учет в организации обучения и воспитания режима зрительной и физической нагрузок;

- Развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

- Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Непрерывная зрительная нагрузка 4-5 минут

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутки и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)


Спец-наяорг-ция рабочего поля и рабочего мес­та ребенка

- Размер мебели № 1 в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятель­ности

- учет темпа учебно-познавательной деятельности (увеличение времени на рассматривание картин, объектов, предметов)


Правила взаимо­действия с отде­льными объектами


- Пособия и материалы разного размера

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, без лишних деталей, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5-6 объектов;

Специальные дозировки различ­ных видов нагрузки


Зрительной

Зрительная нагрузка № 2

Характеристика учебно-наглядных пособий:

ЦВЕТ – разнообразный,

РА ЗМЕР – мелкие до 0,2 мм (на амблиопичный глаз), разнообразный 1- 5 см.

ФОРМА – преимущественно объемная

ВРЕМЯ – любое

Физи­ческой

- Совершенствование умений в ориентировке в макропространстве;

- При ходьбе по скамейки, бревну смотреть вперёд

- При игре в мяч бросать вверх.

- Медленный бег

- Легкие общеразвивающие упражнения



Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазная, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.


V. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Председатель ПМПк

Специалисты ПМПк:

- Воспитатели

участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели:


Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

- Развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров



- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.


Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи


- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.


- Продуманная система коррекции всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом комбинированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.



VI. Освоение образовательной программы: Адаптированная образовательная программа ДО (отражаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения основной адаптированной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения

Конкретные задачи для ребенка на период

Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности

Мониторинг - показатели

Достижений

(в терминологии целевых ориентиров)

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты


Самостоятельная деятельность детей

«Социально-коммуникативное развитие»


- обращаться по имени, имени отчеству;

- уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление,

- рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма;

- обращаться к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, боязни и др.;

- следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;


- игры с ребенком, используя различные предметы, речевые игры, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; учить имитировать действия с предметами;

-создавать предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования;

- поддерживать инициативу ребенка в общении, помогать организовать предметно-манипулятивную активность.

-стимулировать развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения:

-учитывать возможности ребенка, поощрять его достижения, поддерживать инициативность и настойчивость в разных видах детской деятельности, самообслуживании.

-способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям:

- продолжать поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

- обращает внимание ребенка с нарушением зрения на игры и действия других детей, их внимание на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия;

-организация соответствующей игровой среды, знакомство детей с различными игровыми сюжетами, - поддерживать стремление ребенка играть в элементарные ролевые игры и брать на себя роли близких и знакомых взрослых, организует несложные сюжетные игры.


- дидактические игры, игры-занятия на развитие зрительного восприятия, словесные игры на формирование представлений и развитие знаний о мимике, жестах, позах; представлений о человеке, сферах его деятельностей;

- труд;

- игры: сюжетные, театрализованные, драматизации, подвижные;

- познавательно-занимательная деятельность: рассматривание иллюстративных материалов, слушание чтения, беседы, обсуждение, экскурсии, наблюдение за трудом взрослых;

- физические упражнения: на статическую и динамическую координации; на зрительно-моторную координацию (с использованием атрибутики), на мелкую моторику рук, кистей, пальцев, на предметно-практическое взаимодействие со сверстниками.

Создание ситуаций педагогических

- Ситуативные разговоры

с детьми

- Обсуждение, решение проблемных ситуаций

-Театрализованные игры

- Показ настольного театра

- Инсценирование

- Игра-драматизация

- Игры с правилами

- Дидактические игры

-Интегративная деятельность

Ситуация общения в процессе режимных моментов

- Создание ситуаций морального выбора

- Наблюдение на прогулке за манерой общения, за взаимоотношениями с другими детьми

- Обсуждение конфликтных ситуаций

- Игры с правилами

- Коллективный труд

- Разновозрастное общение

-Чтение рассказов социально-нравственного характера

- Обсуждение после чтения

- Дидактические игры

- Интегративная деятельность

- Подвижная игра с текстом

- самообслуживание;

упражнения на мелкую моторику рук, упражнения с мячами, упражнения на координацию, игры со сверстниками в мячи, с использованием другой атрибутики;

- спонтанная познавательная деятельность: рассматривание книг, альбомов, иллюстраций;

- деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая, игровая, коммуникативная (свободное общение).


Сюжетно-ролевая игра

- Подвижная игра с текстом

- Хороводные игры

- Игровое общение

- Общение со сверстниками

- спонтанные игры: сюжетно-ролевые, совместные игры с дидактическими игрушками, настольные игры, игры с конструкторами;

- спонтанная двигательная деятельность:

См. мониторинг инд. достижений.

Речевое развитие


- обогащение речевого опыта;

- развитие чувственно-моторной основы речевой деятельности;

- расширение и обогащение мышечных ощущений от движений артикуляционных органов.

-развитие коммуникативной функции речи

- развитие умений устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств обогащение опыта использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности.

- Формирование основ речевого познания

- развитие способности к осмыслению чувственного познания предметов и явлений действительности.



- разучивание воспроизведение стихотворений, требующих однозначных интонаций – радости, страха, жалобы…

Словесные дидактические игры типа «Назови предмет по перечисленным частям», «Я назову предмет, а ты назови его части», и т.п.

- слушания детских литературных произведений, способствующих обогащению словарного запаса,

- познавательно-речевая деятельность на образовательных, коррекционных занятиях;

- разучивание и воспроизведение детских литературных произведений;

- игры: словесные дидактические, драматизации;

- тематические беседы, обсуждения со взрослыми;

- труд;

- пение;

- гимнастика: дыхательная, артикуляционная;

- физические упражнения на зрительно-моторную координацию.


- сюжетно-ролевые игры;

- самообслуживание с освоением опыта организации и выполнения действий посредством вопросно-ответной формы;

-продуктивная деятельность (обводки, штриховки, раскрашивание и др.);

- пение, декламации;

-досуговая деятельность;


-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий.

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров, игры в парах и совместные игры, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей театрализованные игры, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, совместная продуктивная и игровая деятельность детей, словотворчество, рассматривание иллюстраций, беседы.

См. мониторинг инд. достижений.

Познавательное развитие


- способствовать развитию сенсорных эталонов: «форма», «цвет», «величина», «пространство», освоению их систем;

- развивать зрительно-двигательные умения, обеспечивающие и повышающие способность к рассматриванию объектов познания с установлением связей «целое-часть», выделению контура познаваемых предметов от фона, зрительной пространственной ориентации в структуре предмета.

-создавать ситуации и побуждать к точному словесному обозначению зрительных образов восприятий, использованию словесных определений свойств предметов (круглый, синий и т.п.).

- расширять и обогащать опыт зрительного опознания предметов и объектов действительности с развитием свойств восприятия

- развитие зрительного пространственного восприятия, умений отражения и воспроизведения пространственных отношений, - развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на зрительное восприятие; игры-упражнения на стимуляцию зрительных функций: повышение способности к форморазличению, цветоразличению, контрастной чувствительности

продуктивная деятельность: конструирование, рисование, лепка, аппликация;

- формирование умений и навыков пространственной ориентировки.

- слушание чтения детских литературных произведений;


- «предметные экскурсии» в помещениях и на участке;

- наблюдения в условиях тематических прогулок;

- игры-упражнения на подвижность глаз;

- игры-упражнения на зрительно-моторную координацию;

- игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия (по рекомендациям и назначениям специалистов);

-физические упражнения на осанку, моторику рук.

двигательная деятельность c актуализацией зрительно-моторной координации, статической и динамической координации;

-деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая в соответствии с сезоном и сезонными явлениями, игровая, коммуникативная (свободное общение).


Спонтанные игры:

-предметные; с дидактическими, музыкальными игрушками;

- дидактические, сюжетно-ролевые;

- в сенсорном уголке;

- самообслуживание, культурно-гигиеническая деятельность;

-познавательно-исследовательская деятельность с актуализацией сенсорных эталонов;

- познавательная деятельность: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, фотографий, изобразительной наглядности;

- продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание, обводки, штриховки;


См. мониторинг инд. достижений.

Художественно - эстэтическое


- вовлекать детей в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживать выражение эстетических переживаний ребенка.

- создать в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь.

- предоставлять возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами.

-художественная продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование;

- музыкально-театральная деятельность;

- ритмодикломации, чтение рифмованных литературных произведений (стихи, потешки, скороговорки);

- слушание литературных, музыкальных произведений;

- двигательная деятельность: ритмические игры и упражнения;

- досуговые мероприятия с актуализацией у ребенка зрения, зрительных функций, зрительного восприятия.



Упражнения в ритмодекламациях, скороговорках, речевых играх, считалках.

- наблюдения в природе;

- слушание музыкальных литературных произведений, звуков и шумов природы (аудиозаписи);

- рисование;

- спонтанные игры с использованием музыкальных инструментов, игры-театрализации, игры с переодеваниями, словесные игры и др.;

- рассматривание красочных книг, художественных изображений, предметов декоративно-прикладного искусства;

- пение


См. мониторинг инд. достижений.

Физическое развитие


- организация правильного режима дня, приучать детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объяснять, что полезно и что вредно для здоровья. - побуждают и приучают ребенка к ношению очков, окклюдера (по назначению врача-офтальмолога), прививают начальные умения бережного отношения очкам.

- организовать пространственную среду с соответствующим оборудованием, облегчающим передвижение и двигательную активность как внутри помещений, так и на внешней ее территории для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

- вовлекать в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

- создать безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью.

-развитие зрительно-моторной координации, зрительных умений и функций, повышающих двигательную активность, способность к формированию положительного отношения к себе, своим двигательным возможностям и удовлетворением особых образовательных потребностей

- НОД физической культурой (по медицинским показаниям – с элементами адаптивной);

-физкультурно-оздоровительные занятия в течение дня: утренняя гимнастика с упражнениями для глаз, двигательные разминки (динамические паузы) между статическими видами деятельности на образовательных занятиях с упражнениями для глаз, на активизацию зрительных функций; подвижные игры на координацию и равновесие, на зрительно-моторную координацию; воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- занятия ритмикой;

- подвижные игры;

- игры-упражнения на координацию, равновесие, ловкость, глазомер;

- упражнения на праксис рук, массаж кистей и пальцев, мышечную силу рук;

- упражнения в ходьбе разных видов;

- труд: ручной труд, труд в природе с использованием орудий.


- самообслуживание с выполнением культурно-гигиенических умений и навыков поддержания чистоты тела и охраны здоровья, зрения, оптических средств коррекции;

- подвижные игры на прогулке;


- спонтанные игры-упражнения с подручными атрибутами (мячами, лентами, обручами и др.);

- спонтанные ритмические, танцевальные движения под музыку;

- досуговая деятельность.


См. мониторинг инд. достижений.
























VII. Коррекционно-развивающая работа. Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. Ред. Плаксиной Л.И.


Специалист

 

Направления коррекционно-развивающей работы

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)

Показатели достижений




Тифлопедагог



































Тифлопедагог
































Развитие зрительного восприятия






- зрительным способом узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) и называть светлые и темные тона 4-х основных цветов;

- узнавать и называть точным словом оранжевый, коричневый, голубой и черный;

- стимулировать зрительную поисковую деятельность, детей на обобщающее понятие «оттенок», различать до 5 оттенков основных цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами, локализовать желтый цвет из множества желто –оранжевых, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных, синий из зелено-синих и красно-синих, оранжевый из красно-желто-фиолетовых, коричневый из красно-сине-фиолетовых (постепенно уменьшать размер локализуемых объектов, увеличивать множество, из которого производится выбор, вводить оттенки локализуемых цветов);

- зрительным способом узнавать круг, квадрат, треугольник (в силуэтном, контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий;

- узнавать и называть прямоугольник, отличать его от квадрата путем анализа и сравнения составных частей.

- называть и различать круг-овал, квадрат-прямоугольник;

- локализовать в контурном изображении квадрат из множества кругов, треугольников, треугольник из множества кругов и квадратов, круг из множества квадратов и треугольников, прямоугольник из множества квадратов.

- зрительно дифференцировать до 4-5 предметов по величине, располагая их в ряд (по уменьшению или увеличению общего объекта);

-использовать в речи слова, обозначающие величину: длинный, короткий, высокий, низкий.

-рассматривать простую сюжетную картину: выделять и перечислять все объекты, отражать их основные свойства.

-находить различие в 2-х сюжетных картинках (1-2 отличия).


Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально


Индивидуально через дид. упражнения: "Найди отличия", «Разложи по оттенкам», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови»

«Что изменилось»

«Запомни и поставь также»

Индивидуально через дид. упр. «Запомни картинки», «Запомни предметы»


В подгруппе через дид. Игры «Четвертый лишний», «Чего не стало?»

«Найди такой же листок (игрушку, посуду) и т. д.


«Расставь елочки по порядку», « Матрешка», «Что перепутал художник?»

См. приложение (диагностическая карта ребенка)

Развитие ориентировки в пространстве










- знать части своего тела, различать, правильно называть, соотносить с частями тела других детей, кукол;

- понимать пространственное расположение частей и сторон тела и обозначать соответствующими пространственными терминами;

- показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя;

- понимать понятия «далеко», «близко», использовать в речи;

- ориентироваться (в групповой комнате, кабинете), используя информацию, получаемую с помощью всех анализаторов.

- понимать и определять пространственные ориентиры листа бумаги, использовать обозначения в речи.

- располагать предметы на плоскости листа с учетом пространственных ориентиров на основе образца или словесной инструкции;

- понимать простейшие схематичные условные изображения игрушек и предметов.

Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально

« Схемы помещений детского сада», «Что за звуки», « Чем пахнет (мед.кабинет, кухня и т.д.)?», «Расскажи, что где находится», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Откуда звали?», «Что изменилось?», «Куда села пчелка», «Составь изображение на фланелеграфе», «Расставь мебель по схеме», «Найди игрушку по схеме» и т.д.

См. приложение (диагностическая карта ребенка)

Развитие осязания и мелкой моторики

















- понимать расположение и называть пальцы руки;

- выполнять заданные взрослым действия:

а) всей рукой;

б) отдельными пальцами.

в) двумя руками;

-обследовать игрушки и предметы двумя руками в определенной последовательности;

- различать воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;

- отражать в речи осязательные и тактильные восприятия;

-использовать осязание в помощь зрению;





Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально

«Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Что здесь теплое, а что холодное?» «Одень куклу на прогулку», «Собери двумя пальцами счетные палочки в коробочку»

«Угадай, что лежит в руке?», «Подбери предметы одинаковой длины, высоты, ширины», «Найди самый высокий предмет», «Расставь по образцу от самого большого к самому маленькому», «Найди два одинаковых предмета среди игрушек», «Измерь рукой длину и ширину стола», «Сколько раз укладывается палочка в длине и ширине книги, листа, ленты?»

См. приложение (диагностическая карта ребенка)


Социально-бытовая ориентировка






- знать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имя и отчество родителей.

- быть внимательными к своим близким;

- помогать и сочувствовать тем, кому плохо, самим просить помощь у других и благодарить за помощь;

- следить за своим внешним видом;

- понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель,

Занятия в подгруппе микрогруппе и индивидуально

« Такие разные профессии», «Кто работает в детском саду?» «Времена года», «Когда это бывает?», «Одежда», «Пощупай, понюхай и

















посуда; понимать назначение предметов, различать и называть их существенные детали;

- сравнивать два близких предмета по наличию у них или отсутствию каких-то особенностей;

- группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению;

- ориентироваться в помещениях и на территории детского сада, знать назначение этих помещений, понимать и выполнять правила поведения в зависимости от назначения помещения.

- различать и называть транспортные средства ближайшего окружения, знать назначение светофора, знать и выполнять правила поведения на проезжей части дороги;

- понимать трудовые действия взрослых и подражать их действиям в игре.

отгадай», «Узнай на ощупь», «Найди откуда идет звук, запах», «Узнай по голосу, кто зовет?», «Угадай друга на ощупь», «Где позвонили?», «Чем пахнет на кухне, в медицинском кабинете, на кухне», «Найди и опиши», «Загадай-мы отгадаем», «Что едет, а что летает», «Транспорт» и т.д.


Педагог-психолог

Эмоциональное развитие

- развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживанию всем тем, кто в них нуждается, эмпатии, лучшего понимания себя и других;

- развивать способность к эмоциональной регуляции собственного поведения, формированию психических новообразований и личностного роста ребёнка;

- создавать возможности для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой);

- осуществлять профилактику и коррекцию нежелательных личностных особенностей поведения, настроения;

- формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков;

- развивать самостоятельность, любознательность и наблюдательность;

- способствовать выработке положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении;

- формировать чувства принадлежности к группе, сплочения детского коллектива;

- обучать приемам саморасслабления, снятия психического напряжения.

Занятия проводятся в подгруппе один раз в неделю в игровой форме.

Каждое занятие -это совокупность психотехнических упражнений и приёмов:

игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);

дидактические и развивающие игры;

беседы;

рассказы взрослого и рассказы детей;

свободное и тематическое рисование;

пальчиковые игры;

психогимнастика;

аутогенная тренировка.

Релаксационные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой.











Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 17.09.20 в 14:50 1 Ответить Пожаловаться
Очень ценный и насыщенный материал! Вот только небольшая поправка - на данный момент в образовательном учреждении функционирует ППк.
Коновалова Елена Валерьевна, 08.12.20 в 16:35 0 Ответить Пожаловаться
Юлия Викторовна, с победой Вас! Замечательная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.