Индивидуально-ориентированный образовательный маршрут
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»
г. Новосибирск
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ д/с 000
Ф.И.О.._________
«____»_______________20____г.
Протокол ПМПк №__________
Индивидуально-ориентированный образовательный маршрут
на 20_____ - 20_____ учебный год
Фамилия, имя ребёнка: ______________
Дата рождения (возраст): 00.00.00
Диагноз: амблиопия рефракционная слабой степени, гиперметропия слабой степени, астигматизм гиперметропический сложный прямой.
Ф.И.О. родителей: _________________(подпись)__________
№ | ФИО сопровождающих | Педагог | Подпись |
1 | | Воспитатель | |
2 | | Воспитатель | |
3 | | Учитель-дефектолог | |
4 | | Учитель-логопед | |
5 | | Педагог-психолог | |
6 | | Музыкальный руководитель | |
7 | | Инструктор по физической культуре | |
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Дата рождения: Группа: для детей с нарушением зрения № 14 Дата поступления в ДОУ: Адрес: Ул. | Ф.И.О. родителей: Мать Отец | Ф.И.О. воспитателей: | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-дефектолог – Учитель-логопед – Педагог-психолог – Врач-офтальмолог - Медсестра-ортоптистка – |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Дефицитарность зрительного восприятия. Функциональные нарушения зрения. Астенопия (снижение зрительной работоспособности, быстрое утомление). Нарушение бинокулярного зрения. Познавательное развитие в нижних границах возрастных требований. Речевое развитие соответствует возрасту. Парциальная несформированность. ВПФ преимущественно регуляторного компонента. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательная программа: адаптированная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком адаптированной образовательной программы ДОУ на доступном уровне, рабочей программы второго года обучения. | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в ОУ | Режим полного дня: 5 дней в неделю | ||
Взаимодействие специалистов ОУ | - Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - II Группа физических занятий - чб | ||
Рекомендации офтальмолога | - Стабилизация и повышение зрительной работоспособности, рациональное использование неполноценного зрения во время занятий (по рекомендациям врачам-офтальмолога), профилактика осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций; - Соблюдение регламентированной зрительной нагрузки, по охране и профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда, чередование труда и отдыха; подбор и своевременное использование приемов профилактики зрительного, мышечного, умственного утомления; - Использование комплекса зрительной гимнастики в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога; - Рациональное освещение помещения и рабочей зоны ребенка в соответствии с клиническими проявлениями нарушения зрения и особыми потребностями; применение контролируемого освещения, без блескости; освещенность рабочей поверхности: 1000-1500 Лк; контраст-40- 100%; организация дополнительного освещения на рабочем месте ребенка – освещенность поверхности рабочего стола 300-500 Лк, при проведении практических упражнений до 1000Лк; максимальное использование дневного света; - Целесообразное рассаживание детей с требованием к посадке ребенка для выполнения определенного вида работы; расположение объекта восприятия на расстоянии, доступном для различения деталей, в соответствии со зрительными возможностями, оптимальное расстояние от глаз до объекта восприятия – 30-33 см; использовать дополнительное освещение доски, указки с ярким наконечником; - Соблюдение требований к игровому и дидактическому материалу, обращать внимание на цветовое решение дидактического материала (яркие цвета стимулирующие сетчатку – красный, зеленый, желтый, оранжевый и их оттенки), обеспечение комфортной зрительной деятельности, усиление насыщенности, окраски линий их толщины; - Воспитание сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения. -Постоянное ношение очков, окклюзия - Посадка в зависимости от окклюзии. | ||
Противопоказания | - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью - Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. - Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища - Длительное поднятие ног в положении лежа |
II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника компенсирующей группы №14 для детей с нарушением зрения Ф.И. ребёнка:
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Разнообразные | Воспитатели: |
Тифлопедагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, психических процессов. | 5 раз в неделю 2 раза в неделю | Подгрупповые индивидуальные | Учитель-дефектолог |
Психологическая помощь по формированию представлений о себе и других, развитие понимания различных эмоциональных состояний, умение отражать эмоции адекватно ситуации. | 1 раз в неделю | Индивидуально | Педагог-психолог |
Музыкальные занятия (включение в культурно-развлекательные, досуговые мероприятия) | 2 раза в неделю | Групповые Индивидуальные | Музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия по развитию ориентировки в макро пространстве с использованием звуковых, зрительных, тактильных ориентиров. Контроль за осанкой. | 2 раза в неделю | Групповые | Воспитатели |
Осмотр врача-офтальмолога | Один раз в месяц | Индивидуально (осмотр) | Врач-офтальмолог |
Занятия на ортоптических приборах по назначению врача-офтальмолога | Ежедневно | Индивидуально | Медсестра ортоптистка
|
III Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | ||||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. | ||||
Сигнальные опоры, обеспечивающие опору в пространстве и направляющие движение | Разметки -в группе - в спортивном зале - в музыкальном зале - на спортивной площадке на улице | Маркеры указатели - на дверях - на ручках дверей - на ступенях лестницы - в коридоре | |||
Специальное тифлотехническое оборудование | - микроскоп увеличитель (400), лупа | ||||
Оптические средства инд-ой коррекции | Очки для постоянного ношения. Окклюзия в соответствии с графиком. | ||||
Компьютер и программное обеспечение | Специальные компьютерные программы. Мультимедийный проектор | ||||
Создание сенсорно-обогащенной среды. | Зрительные | Звуковые | Обонятельные | Тактильные | |
- Натуральные предметы, макеты, муляжи, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире - Контурные, силуэтные и зашумленные изображения для развития зрительного восприятия | - Звукоориентиры (колокольчики, бубен, погремушка и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространстве, развития зрительно-слуховой памяти - Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире. | - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира. - Природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | ||
Объекты с усиленными признаками | - Контрастность 40-100% - Расстояние от глаз до объекта 30-33 см. - Кисть № 3,4 - Мягкий простой карандаш - Контур 0.2 мм | ||||
Специально структурированная информация | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра…. - Таблицы по лексическим темам | ||||
Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации | - Предметные картинки для преодоления вербализма; - Трафареты (тематические, геометрические, линейные); - Аудиозаписи со звуками природы; - Наборы дидактических пособий (натуральные объекты, макеты, муляжи, игрушки - модели) по лексическим темам; - Тактильные лабиринты для развития осязательных функций; - Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.) |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Учет в организации обучения и воспитания режима зрительной и физической нагрузок; - Развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; - Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Непрерывная зрительная нагрузка 4-5 минут - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутки и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) | |
Спец-наяорг-ция рабочего поля и рабочего места ребенка | - Размер мебели № 1 в соответствии с ростом | |
Спец. организация рабочей позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - учет темпа учебно-познавательной деятельности (увеличение времени на рассматривание картин, объектов, предметов) | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы разного размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, без лишних деталей, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Загруженность перцептивного поля 5-6 объектов; | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Зрительной Зрительная нагрузка № 2 Характеристика учебно-наглядных пособий: ЦВЕТ – разнообразный, РА ЗМЕР – мелкие до 0,2 мм (на амблиопичный глаз), разнообразный 1- 5 см. ФОРМА – преимущественно объемная ВРЕМЯ – любое | Физической - Совершенствование умений в ориентировке в макропространстве; - При ходьбе по скамейки, бревну смотреть вперёд - При игре в мяч бросать вверх. - Медленный бег - Легкие общеразвивающие упражнения |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазная, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Председатель ПМПк Специалисты ПМПк: - Воспитатели участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели: Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом комбинированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI. Освоение образовательной программы: Адаптированная образовательная программа ДО (отражаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной адаптированной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Мониторинг - показатели Достижений (в терминологии целевых ориентиров) | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | ||||
«Социально-коммуникативное развитие» | - обращаться по имени, имени отчеству; - уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, - рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма; - обращаться к взрослому за помощью в ситуации чувства опасности, боязни и др.; - следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры; | - игры с ребенком, используя различные предметы, речевые игры, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; учить имитировать действия с предметами; -создавать предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; - поддерживать инициативу ребенка в общении, помогать организовать предметно-манипулятивную активность. -стимулировать развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: -учитывать возможности ребенка, поощрять его достижения, поддерживать инициативность и настойчивость в разных видах детской деятельности, самообслуживании. -способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: - продолжать поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. - обращает внимание ребенка с нарушением зрения на игры и действия других детей, их внимание на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; -организация соответствующей игровой среды, знакомство детей с различными игровыми сюжетами, - поддерживать стремление ребенка играть в элементарные ролевые игры и брать на себя роли близких и знакомых взрослых, организует несложные сюжетные игры. | - дидактические игры, игры-занятия на развитие зрительного восприятия, словесные игры на формирование представлений и развитие знаний о мимике, жестах, позах; представлений о человеке, сферах его деятельностей; - труд; - игры: сюжетные, театрализованные, драматизации, подвижные; - познавательно-занимательная деятельность: рассматривание иллюстративных материалов, слушание чтения, беседы, обсуждение, экскурсии, наблюдение за трудом взрослых; - физические упражнения: на статическую и динамическую координации; на зрительно-моторную координацию (с использованием атрибутики), на мелкую моторику рук, кистей, пальцев, на предметно-практическое взаимодействие со сверстниками. Создание ситуаций педагогических - Ситуативные разговоры с детьми - Обсуждение, решение проблемных ситуаций -Театрализованные игры - Показ настольного театра - Инсценирование - Игра-драматизация - Игры с правилами - Дидактические игры -Интегративная деятельность | Ситуация общения в процессе режимных моментов - Создание ситуаций морального выбора - Наблюдение на прогулке за манерой общения, за взаимоотношениями с другими детьми - Обсуждение конфликтных ситуаций - Игры с правилами - Коллективный труд - Разновозрастное общение -Чтение рассказов социально-нравственного характера - Обсуждение после чтения - Дидактические игры - Интегративная деятельность - Подвижная игра с текстом - самообслуживание; упражнения на мелкую моторику рук, упражнения с мячами, упражнения на координацию, игры со сверстниками в мячи, с использованием другой атрибутики; - спонтанная познавательная деятельность: рассматривание книг, альбомов, иллюстраций; - деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая, игровая, коммуникативная (свободное общение). | Сюжетно-ролевая игра - Подвижная игра с текстом - Хороводные игры - Игровое общение - Общение со сверстниками - спонтанные игры: сюжетно-ролевые, совместные игры с дидактическими игрушками, настольные игры, игры с конструкторами; - спонтанная двигательная деятельность: | См. мониторинг инд. достижений. |
Речевое развитие | | - обогащение речевого опыта; - развитие чувственно-моторной основы речевой деятельности; - расширение и обогащение мышечных ощущений от движений артикуляционных органов. -развитие коммуникативной функции речи - развитие умений устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств обогащение опыта использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности. - Формирование основ речевого познания - развитие способности к осмыслению чувственного познания предметов и явлений действительности. | - разучивание воспроизведение стихотворений, требующих однозначных интонаций – радости, страха, жалобы… Словесные дидактические игры типа «Назови предмет по перечисленным частям», «Я назову предмет, а ты назови его части», и т.п. - слушания детских литературных произведений, способствующих обогащению словарного запаса, - познавательно-речевая деятельность на образовательных, коррекционных занятиях; - разучивание и воспроизведение детских литературных произведений; - игры: словесные дидактические, драматизации; - тематические беседы, обсуждения со взрослыми; - труд; - пение; - гимнастика: дыхательная, артикуляционная; - физические упражнения на зрительно-моторную координацию. | - сюжетно-ролевые игры; - самообслуживание с освоением опыта организации и выполнения действий посредством вопросно-ответной формы; -продуктивная деятельность (обводки, штриховки, раскрашивание и др.); - пение, декламации; -досуговая деятельность; | -рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий. - Игра-драматизация с использованием разных видов театров, игры в парах и совместные игры, самостоятельная художественно-речевая деятельность детей театрализованные игры, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, совместная продуктивная и игровая деятельность детей, словотворчество, рассматривание иллюстраций, беседы. | См. мониторинг инд. достижений. |
Познавательное развитие | | - способствовать развитию сенсорных эталонов: «форма», «цвет», «величина», «пространство», освоению их систем; - развивать зрительно-двигательные умения, обеспечивающие и повышающие способность к рассматриванию объектов познания с установлением связей «целое-часть», выделению контура познаваемых предметов от фона, зрительной пространственной ориентации в структуре предмета. -создавать ситуации и побуждать к точному словесному обозначению зрительных образов восприятий, использованию словесных определений свойств предметов (круглый, синий и т.п.). - расширять и обогащать опыт зрительного опознания предметов и объектов действительности с развитием свойств восприятия - развитие зрительного пространственного восприятия, умений отражения и воспроизведения пространственных отношений, - развитие и обогащение игрового опыта: дидактические игры на зрительное восприятие; игры-упражнения на стимуляцию зрительных функций: повышение способности к форморазличению, цветоразличению, контрастной чувствительности | продуктивная деятельность: конструирование, рисование, лепка, аппликация; - формирование умений и навыков пространственной ориентировки. - слушание чтения детских литературных произведений; | - «предметные экскурсии» в помещениях и на участке; - наблюдения в условиях тематических прогулок; - игры-упражнения на подвижность глаз; - игры-упражнения на зрительно-моторную координацию; - игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия (по рекомендациям и назначениям специалистов); -физические упражнения на осанку, моторику рук. двигательная деятельность c актуализацией зрительно-моторной координации, статической и динамической координации; -деятельность и взаимодействие детей на прогулке: предметно-практическая в соответствии с сезоном и сезонными явлениями, игровая, коммуникативная (свободное общение). | Спонтанные игры: -предметные; с дидактическими, музыкальными игрушками; - дидактические, сюжетно-ролевые; - в сенсорном уголке; - самообслуживание, культурно-гигиеническая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность с актуализацией сенсорных эталонов; - познавательная деятельность: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, фотографий, изобразительной наглядности; - продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание, обводки, штриховки; | См. мониторинг инд. достижений. |
Художественно - эстэтическое | | - вовлекать детей в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживать выражение эстетических переживаний ребенка. - создать в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. - предоставлять возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. | -художественная продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование; - музыкально-театральная деятельность; - ритмодикломации, чтение рифмованных литературных произведений (стихи, потешки, скороговорки); - слушание литературных, музыкальных произведений; - двигательная деятельность: ритмические игры и упражнения; - досуговые мероприятия с актуализацией у ребенка зрения, зрительных функций, зрительного восприятия. | Упражнения в ритмодекламациях, скороговорках, речевых играх, считалках. | - наблюдения в природе; - слушание музыкальных литературных произведений, звуков и шумов природы (аудиозаписи); - рисование; - спонтанные игры с использованием музыкальных инструментов, игры-театрализации, игры с переодеваниями, словесные игры и др.; - рассматривание красочных книг, художественных изображений, предметов декоративно-прикладного искусства; - пение | См. мониторинг инд. достижений. |
Физическое развитие | | - организация правильного режима дня, приучать детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объяснять, что полезно и что вредно для здоровья. - побуждают и приучают ребенка к ношению очков, окклюдера (по назначению врача-офтальмолога), прививают начальные умения бережного отношения очкам. - организовать пространственную среду с соответствующим оборудованием, облегчающим передвижение и двигательную активность как внутри помещений, так и на внешней ее территории для удовлетворения естественной потребности детей в движении. - вовлекать в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики. - создать безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. -развитие зрительно-моторной координации, зрительных умений и функций, повышающих двигательную активность, способность к формированию положительного отношения к себе, своим двигательным возможностям и удовлетворением особых образовательных потребностей | - НОД физической культурой (по медицинским показаниям – с элементами адаптивной); -физкультурно-оздоровительные занятия в течение дня: утренняя гимнастика с упражнениями для глаз, двигательные разминки (динамические паузы) между статическими видами деятельности на образовательных занятиях с упражнениями для глаз, на активизацию зрительных функций; подвижные игры на координацию и равновесие, на зрительно-моторную координацию; воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке; - занятия ритмикой; - подвижные игры; - игры-упражнения на координацию, равновесие, ловкость, глазомер; - упражнения на праксис рук, массаж кистей и пальцев, мышечную силу рук; - упражнения в ходьбе разных видов; - труд: ручной труд, труд в природе с использованием орудий. | - самообслуживание с выполнением культурно-гигиенических умений и навыков поддержания чистоты тела и охраны здоровья, зрения, оптических средств коррекции; - подвижные игры на прогулке; | - спонтанные игры-упражнения с подручными атрибутами (мячами, лентами, обручами и др.); - спонтанные ритмические, танцевальные движения под музыку; - досуговая деятельность. | См. мониторинг инд. достижений. |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. Ред. Плаксиной Л.И.
Специалист
| Направления коррекционно-развивающей работы | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) | Показатели достижений |
Тифлопедагог Тифлопедагог | Развитие зрительного восприятия | - зрительным способом узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) и называть светлые и темные тона 4-х основных цветов; - узнавать и называть точным словом оранжевый, коричневый, голубой и черный; - стимулировать зрительную поисковую деятельность, детей на обобщающее понятие «оттенок», различать до 5 оттенков основных цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами, локализовать желтый цвет из множества желто –оранжевых, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных, синий из зелено-синих и красно-синих, оранжевый из красно-желто-фиолетовых, коричневый из красно-сине-фиолетовых (постепенно уменьшать размер локализуемых объектов, увеличивать множество, из которого производится выбор, вводить оттенки локализуемых цветов); - зрительным способом узнавать круг, квадрат, треугольник (в силуэтном, контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий; - узнавать и называть прямоугольник, отличать его от квадрата путем анализа и сравнения составных частей. - называть и различать круг-овал, квадрат-прямоугольник; - локализовать в контурном изображении квадрат из множества кругов, треугольников, треугольник из множества кругов и квадратов, круг из множества квадратов и треугольников, прямоугольник из множества квадратов. - зрительно дифференцировать до 4-5 предметов по величине, располагая их в ряд (по уменьшению или увеличению общего объекта); -использовать в речи слова, обозначающие величину: длинный, короткий, высокий, низкий. -рассматривать простую сюжетную картину: выделять и перечислять все объекты, отражать их основные свойства. -находить различие в 2-х сюжетных картинках (1-2 отличия). | Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально Индивидуально через дид. упражнения: "Найди отличия", «Разложи по оттенкам», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови» «Что изменилось» «Запомни и поставь также» Индивидуально через дид. упр. «Запомни картинки», «Запомни предметы» В подгруппе через дид. Игры «Четвертый лишний», «Чего не стало?» «Найди такой же листок (игрушку, посуду) и т. д. «Расставь елочки по порядку», « Матрешка», «Что перепутал художник?» | См. приложение (диагностическая карта ребенка) |
Развитие ориентировки в пространстве | - знать части своего тела, различать, правильно называть, соотносить с частями тела других детей, кукол; - понимать пространственное расположение частей и сторон тела и обозначать соответствующими пространственными терминами; - показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя; - понимать понятия «далеко», «близко», использовать в речи; - ориентироваться (в групповой комнате, кабинете), используя информацию, получаемую с помощью всех анализаторов. - понимать и определять пространственные ориентиры листа бумаги, использовать обозначения в речи. - располагать предметы на плоскости листа с учетом пространственных ориентиров на основе образца или словесной инструкции; - понимать простейшие схематичные условные изображения игрушек и предметов. | Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально « Схемы помещений детского сада», «Что за звуки», « Чем пахнет (мед.кабинет, кухня и т.д.)?», «Расскажи, что где находится», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Откуда звали?», «Что изменилось?», «Куда села пчелка», «Составь изображение на фланелеграфе», «Расставь мебель по схеме», «Найди игрушку по схеме» и т.д. | См. приложение (диагностическая карта ребенка) | |
Развитие осязания и мелкой моторики | - понимать расположение и называть пальцы руки; - выполнять заданные взрослым действия: а) всей рукой; б) отдельными пальцами. в) двумя руками; -обследовать игрушки и предметы двумя руками в определенной последовательности; - различать воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов; - отражать в речи осязательные и тактильные восприятия; -использовать осязание в помощь зрению; | Занятия в подгруппе, микрогруппе и индивидуально «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Что здесь теплое, а что холодное?» «Одень куклу на прогулку», «Собери двумя пальцами счетные палочки в коробочку» «Угадай, что лежит в руке?», «Подбери предметы одинаковой длины, высоты, ширины», «Найди самый высокий предмет», «Расставь по образцу от самого большого к самому маленькому», «Найди два одинаковых предмета среди игрушек», «Измерь рукой длину и ширину стола», «Сколько раз укладывается палочка в длине и ширине книги, листа, ленты?» | См. приложение (диагностическая карта ребенка) | |
| Социально-бытовая ориентировка | - знать свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, имя и отчество родителей. - быть внимательными к своим близким; - помогать и сочувствовать тем, кому плохо, самим просить помощь у других и благодарить за помощь; - следить за своим внешним видом; - понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, | Занятия в подгруппе микрогруппе и индивидуально « Такие разные профессии», «Кто работает в детском саду?» «Времена года», «Когда это бывает?», «Одежда», «Пощупай, понюхай и | |
| | посуда; понимать назначение предметов, различать и называть их существенные детали; - сравнивать два близких предмета по наличию у них или отсутствию каких-то особенностей; - группировать предметы по форме, цвету, материалу, назначению; - ориентироваться в помещениях и на территории детского сада, знать назначение этих помещений, понимать и выполнять правила поведения в зависимости от назначения помещения. - различать и называть транспортные средства ближайшего окружения, знать назначение светофора, знать и выполнять правила поведения на проезжей части дороги; - понимать трудовые действия взрослых и подражать их действиям в игре. | отгадай», «Узнай на ощупь», «Найди откуда идет звук, запах», «Узнай по голосу, кто зовет?», «Угадай друга на ощупь», «Где позвонили?», «Чем пахнет на кухне, в медицинском кабинете, на кухне», «Найди и опиши», «Загадай-мы отгадаем», «Что едет, а что летает», «Транспорт» и т.д. | |
Педагог-психолог | Эмоциональное развитие | - развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживанию всем тем, кто в них нуждается, эмпатии, лучшего понимания себя и других; - развивать способность к эмоциональной регуляции собственного поведения, формированию психических новообразований и личностного роста ребёнка; - создавать возможности для самовыражения, формирования умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой); - осуществлять профилактику и коррекцию нежелательных личностных особенностей поведения, настроения; - формировать ценностное отношение к моральной стороне поступков; - развивать самостоятельность, любознательность и наблюдательность; - способствовать выработке положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении; - формировать чувства принадлежности к группе, сплочения детского коллектива; - обучать приемам саморасслабления, снятия психического напряжения. | Занятия проводятся в подгруппе один раз в неделю в игровой форме. Каждое занятие -это совокупность психотехнических упражнений и приёмов: игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные); дидактические и развивающие игры; беседы; рассказы взрослого и рассказы детей; свободное и тематическое рисование; пальчиковые игры; психогимнастика; аутогенная тренировка. Релаксационные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой. | |
Кияйкина Наталья Федоровна
Коновалова Елена Валерьевна