12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельникова Татьяна42
0

Статья «Межпредметные проекты в изучении физики как фактор профилизации учебного процесса»

Межпредметные проекты в изучении физики как фактор профилизации учебного процесса

Мельникова Татьяна Александровна,

учитель физики и информатики

МОУ «Мантуровская средняя обще-

образовательная школа»

Проектно-исследовательское обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку.

Действительно, сегодня главным результатом образования является не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментарию для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Несколько лет я внедряю в практику своей работы новое направление – метод проектов в преподавании физики с использованием межпредметных связей. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении физике, параллельно обеспечивая интеграцию с другими предметами школьного курса. В целом такая форма работы является составной частью предпрофильного обучения, так как позволяет учащимся проявлять свои интересы и наклонности в спектре школьных предметов, формировать социальную компетентность.
Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому ученику работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.

При выполнении исследовательских межпредметных проектов обучающиеся овладевают навыками исследовательского труда. В практике своей работы я использую как индивидуальные, так и групповые проекты. Приведу пример:

Проект "Космическая гавань планеты " - астрономия, физика, информатика

Техническое обеспечение: программы Microsoft Excel, Microsoft Powerpoint, Nero Vision.

Идея проекта. Три года назад отмечалось 45-летие первого полета человека в космос. Теория космических полетов тесно пересекается с целым рядом школьных предметов: астрономия, физика, информатика. В настоящее время в школьном курсе вообще не изучается астрономия и знакомству с вопросами космонавтики не уделяется должного внимания. Но дети задают вопро­сы: «Что же такое космодром, откуда дороги к планетам легли?» и готовы изучать их шире.

Таким образом, возникает проблема - желание учащихся школы, инте­ресующихся вопросами космонавтики, не совпадает с возможностями учебного процесса. О наличии данной проблемы свидетельствовало проведенное анкети­рование.

Типология проекта

По доминирующей в проекте деятельности - исследовательский.

По предметно-содержательной области - межпредметный.

По характеру координации проекта - с открытой, явной координацией.

По характеру контактов - внутренний.

По количеству участников - групповой.

По продолжительности выполнения - средней продолжительности (1,5 месяца).

Цели проекта

Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков; формирование умений установления соответствия между явлениями, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

Разработанный исследовательский проект применен в школьной конференции на тему «История отечественной космонавтики».

Проведенная диагностика позволяет сделать следующие выводы:

Интерес учащихся к проекту зависит от степени самостоятельности: большинство школьников всех возрастов отвечают, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.

Наибольшее число учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта.

На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дают такие ответы: самостоятельно ставить цель исследования, распределять правильно время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать все до конца, достигать поставленной цели, рассматривать тему с разных точек зрения.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Использование мною метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях.

По результатам пятилетней работы с применением проектного метода могу сделать определенные выводы в контексте предпрофильной подготовки. Выполнение учащимися межпредметных проектов позволяет осуществить:

- приближённость учебной деятельности к научному познанию;

- процессуальную целевую направленность: обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;

- установление межпредметных связей;

- столкновение учащихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у учащихся потребность преодолеть это противоречие;

- постановку ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;

- применение в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем; выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.