Урок – экскурсия как фактор активизации учебного процесса
Урок – экскурсия, как фактор активизации учебного процесса.
Автор: Спиридонычева Наталья Викторовна, учитель первой квалификационной категории «Школы искусств» в составе МБОУ «Гимназия 94» г. Казани.
В современной системе образования экскурсии довольно часто присутствуют в процессе обучения. Особенно ярко это выражено в начальном образовании, учителя постоянно организовывают своим учащимся экскурсионные походы в музеи, галереи и т.д. Но зачастую дети относятся к этому лишь как к развлечению, не воспринимая всерьёз такие мероприятия, не думая, что это часть образовательного процесса. Такого же мнения, к несчастью, придерживается и большинство родителей, хотя это абсолютно не верная позиция.
У такого вида урока есть ряд дидактических функций:
- Реализация важного принципа наглядности обучения.
- Повышение научности образования и укрепление его связи с жизнью и практикой.
- Помогает общеобразовательному процессу расширить кругозор обучающихся.
- Проводится своеобразная профориентационная работа с учащимися.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Учебные экскурсии — это такая форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
По мимо перечисленных раннее функций, экскурсия, как вид деятельности, выполняет коммуникативную функцию. Учащиеся учатся общаться друг с другом, учатся вести себя в обществе.
Это очень важно, так как в современном обществе остро стоит проблема того, что дети, получив в раннем детстве современные технологии, в последствии имею проблемы с реальным общением с ровесниками. Родители очень заняты работой, поэтому дети часто предоставлены сами себе, и именно на учителя ложится обязанность привить базис правил поведения в обществе, культуру общения и уважения к старшим поколениям. Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова.
Процесс организации подобного урока, требует больших моральных и физических затрат. Педагог выступает в роли организатора мероприятия, он подбирает тематику экскурсии, место, время и другие важные аспекты. В этот момент очень важна связь родителей и педагога, родители не только оплачивают мероприятие, но и частично организовывают, например арендуют автобус, потому что на учителе и так лежит большая ответственность, а безопасность учащихся волнует именно их родителей. Организовывая урок - экскурсию педагог берет полную ответственность на себя, и не каждый современный учитель так поступает, поэтому родители должны поддерживать подобные начинания. Именно от этого зависит каким человеком вырастет их ребёнок, какой у него будет кругозор и интересы, какой личностью он станет.
Экскурсия зачастую действительно может послужить отдыхом для учеников. Современный учебный процесс очень напряжен и детям просто необходима смена деятельности, для продуктивного отдыха.
Таким образом, урок-экскурсия действительно эффективный вид организации учебного процесса, он позволяет сформировать у учащихся целостную картину об изучаемом материале, подробнее запомнить данные, а также заинтересовать детей. Экскурсия связывает науку с повседневной жизнью, реализует ряд дидактических задач и помогает укрепить межгрупповые отношения. Необходимо использовать этот вид урока, не принижая его достоинств.