12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кондратюк Елена Сергеевна31
Россия, Саратовская обл., п. Динамовский Новобурасский район
6

«МИКС» методов и приемов различных педагогических технологий для формирования интереса к истории родного края в контексте с изучением истории России.

«МИКС» методов и приемов различных педагогических технологий для формирования интереса к истории родного края в контексте с изучением истории России.


«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил

ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

/Ян Амос Коменский/ [1]


На протяжении десятка лет происходят глубокие изменения в системе образования. Искренне считаю, что обязанность педагога - масса усилий, чтобы жизнь ребёнка в современной школе была максимально успешной. Показателями такой успешности являются независимые аттестации, внешние мониторинговые исследования, внутришкольный контроль.

Недавнее поручение президента Путина В.В. направлено на анализ практики преподавания истории родного края в контексте с историей России и разработки единого подхода изучения малой Родины, предусмотрев возможность проведения соответствующих уроков в краеведческих музеях. Национальная доктрина образования до 2025 тоже направлена на существенное обновление преподавания истории.

Краеведческая студия «Истоки», руководителем которой являюсь, действует в МОУ «СОШ п. Динамовский» 8 лет. Наша студия – экспериментальная деятельность региональной проектно-исследовательской лаборатории. Тема эксперимента - формирование исторической памяти у учащихся средствами изучения культурных ценностей и краеведческой работы.

Каждый учитель стремится в своей работе реализовать наиболее удобную и эффективную педагогическую технологию. Известно, что слово «технология» произошло от двух греческих слов - «искусство, мастерство» и «учение». Получается, что термин «педагогическая технология» означает учение о педагогическом мастерстве.

За годы преподавания среди огромного разнообразия изученных педагогических технологий, я поняла, что удобнее и эффективнее сформировать некий «МИКС» технологических методов и приемов преподавания предмета.

Для мотивации изучения детьми истории России и малой Родины применяю методы и приемы технологии критического мышления. Она не нова и цель данной технологии – развить навыков мыслительной деятельности учащихся. В данном случае уместны строки И. Губермана:

«Мир столько всякого познал

с тех пор, как плотью стала глина,

что чем крикливей новизна,

тем гуще запах нафталина» [2]

Технология удобна т.к. ребята учатся общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность в ходе обучения. Мною особенно любимы приемы: «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «Фишбоун», «Знаем. Хотим узнать. Узнали», «Кластер», «Зигзаг» и т.д.

Прием «Фишбоун» очень хорош во время систематизации и обобщения знаний, а так же при усвоении понятий и терминов. Например, по теме «Реформы Избранной рады»; «Реформы Николая I» и др.

Голова – вопрос темы

Верхние косточки - основные понятия

Нижние косточки - суть понятия

Хвост - ответ на вопрос; вывод

А теперь в краеведческой деятельности, этот же «Фишбоун» с пt1673106089aa.gif рименением жизненного опыта во


время экскурсий, экспедиций и другой поисковой деятельности.

Второй излюбленный прием технологии критического мышления, который я использую в обучении - прием «Синквейн»:

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Фраза со смыслом

Резюме

Он незаменим на этапе рефлексии, а так же в практикумах.

В краеведческой работе Синквейн тоже удобен. Например:

Новобурасская земля

Неповторимый; Любимый

Восхищаться; Исследовать; Рассказать

Основан в 1777 году

Малая родина


Третий прием - «Кластер». Его использую во время контроля знаний, по любой теме. «Грозди» кластера – задача обучающимся, а основание - поставленная мной проблема по теме. Данный прием способствует качественному усвоению и закреплению понятий и терминов.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока. Такой прием помогает вспомнить обучающимся пройденное, служит быстрому усвоению знаний в процессе чтения документа или текста.

«Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ?

«Толстые» вопросы: Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Согласны ли вы… ? и др.

Детьми на уроках истории и кружковой работе особенно любима игровая технологии. Часто использую игру «Продолжи рассказ», которую придумали в 1811 году в Царскосельском лицее Пушкиным, Дельвг и др. В этой игре двое учеников должны по очереди по одно­му тезису или предложению рассказать материал изучае­мой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье высказывание было последним, если другой уже не сможет больше ничего вспомнить. В этой игре могут участвовать и все кружковцы, при этом она теряет соревновательный эле­мент, но усиливается игровой азарт.

Например: Святой источник «Праскевы пятницы»

Поклонный крест, купель рубленная, открытая купель, часовня, беседка и т.д.

Следующая игра - «Три предложения»

Ее использую для подготовки учеников к защите краеведческого или исторического проекта. Зачитываю короткий рассказ или документ. Обучающиеся должны внимательно прослушать и передать содержание текста тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого пересказ короче, но при этом точнее по содержанию. Эта игра способствует развитию очень важного уме­ния - выделять главное.

На уроках истории, считаю, очень полезно использовать ролевую игру, участники которой действуют в рамках полученных ролей; вместе обучающиеся следуют заданному сюжету. Главной задачей такого мероприятия - развитие персонажа или исследование истории.

Например, урок - суд по теме «Самозванцы Смутного времени» в максимальной степени решит проблемный вопрос - появление самозванцев историческая закономерность или неожиданность в истории. В ходе урока проводится игровое судебное заседание и произносится «приговор» (итог урока).

Игра-исследование построена на придуманной ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей игры основана на таких действиях «героя - ученика», который осуществляет действия: пишет письмо, газетную статью, сообщение о том или ином историческом событии.

Результативностью моей педагогической и экспериментальной деятельности являются качественные знания и успехи моих учеников. Они следующие:

- Значительно повысилось, при 100% успеваемости, качество знаний учеников - 82,7%;

- Высокие учебные достижения подтверждают обучающиеся при внешних мониторинговых исследованиях: ВПР, Стадград, административные срезы знаний;

- Высокие показатели ГИА по истории (ЕГЭ – 72,77; 86 баллов);

- Результативное участие во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и региональном уровнях;

- Возросший интерес к предмету истории объясняется выбором высшего учебного заведения, с профилирующим предметом «История» выпускниками;

- С каждым годом увеличивается количество победителей среди учащихся в конкурсах краеведческой, духовно- нравственной и патриотической направленностей выше регионального.

Мы не можем не заметить того факта, что в нашу профессиональную деятельность стремительно внедряются современные образовательные технологии. Чем быстрее мы выработаем методику их применения, тем полноценнее, познавательнее, увлекательнее будет учебная деятельность, как для детей, так и для педагогов.


https://socratify.net/quotes/ian-amos-komenskii/116583 / Копилка цитат и афоризмов

https://ru.citaty.net/tsitaty/612601-igor-mironovich-guberman-mir-stolko-vsiakogo-poznal-s-tekh-por-kak-plotiu/ Цитаты известных личностей

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.