«МИКС» методов и приемов различных педагогических технологий для формирования интереса к истории родного края в контексте с изучением истории России

«МИКС» методов и приемов различных педагогических технологий для формирования интереса к истории родного края в контексте с изучением истории России.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил
ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
На протяжении десятка лет происходят глубокие изменения в системе образования. Искренне считаю, что обязанность педагога - масса усилий, чтобы жизнь ребёнка в современной школе была максимально успешной. Показателями такой успешности являются независимые аттестации, внешние мониторинговые исследования, внутришкольный контроль.
Недавнее поручение президента Путина В.В. направлено на анализ практики преподавания истории родного края в контексте с историей России и разработки единого подхода изучения малой Родины, предусмотрев возможность проведения соответствующих уроков в краеведческих музеях. Национальная доктрина образования до 2025 тоже направлена на существенное обновление преподавания истории.
Краеведческая студия «Истоки», руководителем которой являюсь, действует в МОУ «СОШ п. Динамовский» 8 лет. Наша студия – экспериментальная деятельность региональной проектно-исследовательской лаборатории. Тема эксперимента - формирование исторической памяти у учащихся средствами изучения культурных ценностей и краеведческой работы.
Каждый учитель стремится в своей работе реализовать наиболее удобную и эффективную педагогическую технологию. Известно, что слово «технология» произошло от двух греческих слов - «искусство, мастерство» и «учение». Получается, что термин «педагогическая технология» означает учение о педагогическом мастерстве.
За годы преподавания среди огромного разнообразия изученных педагогических технологий, я поняла, что удобнее и эффективнее сформировать некий «МИКС» технологических методов и приемов преподавания предмета.
Для мотивации изучения детьми истории России и малой Родины применяю методы и приемы технологии критического мышления. Она не нова и цель данной технологии – развить навыков мыслительной деятельности учащихся. В данном случае уместны строки И. Губермана:
«Мир столько всякого познал
с тех пор, как плотью стала глина,
что чем крикливей новизна,
тем гуще запах нафталина» [2]
Технология удобна т.к. ребята учатся общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность в ходе обучения. Мною особенно любимы приемы: «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «Фишбоун», «Знаем. Хотим узнать. Узнали», «Кластер», «Зигзаг» и т.д.
Прием «Фишбоун» очень хорош во время систематизации и обобщения знаний, а так же при усвоении понятий и терминов. Например, по теме «Реформы Избранной рады»; «Реформы Николая I» и др.
Голова – вопрос темы
Верхние косточки - основные понятия
Нижние косточки - суть понятия
Хвост - ответ на вопрос; вывод
А теперь в краеведческой деятельности, этот же «Фишбоун» с п рименением жизненного опыта во
время экскурсий, экспедиций и другой поисковой деятельности.
Второй излюбленный прием технологии критического мышления, который я использую в обучении - прием «Синквейн»:
Существительное
Два прилагательных
Три глагола
Фраза со смыслом
Резюме
Он незаменим на этапе рефлексии, а так же в практикумах.
В краеведческой работе Синквейн тоже удобен. Например:
Новобурасская земля
Неповторимый; Любимый
Восхищаться; Исследовать; Рассказать
Основан в 1777 году
Малая родина
Третий прием - «Кластер». Его использую во время контроля знаний, по любой теме. «Грозди» кластера – задача обучающимся, а основание - поставленная мной проблема по теме. Данный прием способствует качественному усвоению и закреплению понятий и терминов.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока. Такой прием помогает вспомнить обучающимся пройденное, служит быстрому усвоению знаний в процессе чтения документа или текста.
«Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ?
«Толстые» вопросы: Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Согласны ли вы… ? и др.
Детьми на уроках истории и кружковой работе особенно любима игровая технологии. Часто использую игру «Продолжи рассказ», которую придумали в 1811 году в Царскосельском лицее Пушкиным, Дельвг и др. В этой игре двое учеников должны по очереди по одному тезису или предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье высказывание было последним, если другой уже не сможет больше ничего вспомнить. В этой игре могут участвовать и все кружковцы, при этом она теряет соревновательный элемент, но усиливается игровой азарт.
Например: Святой источник «Праскевы пятницы»
Поклонный крест, купель рубленная, открытая купель, часовня, беседка и т.д.
Следующая игра - «Три предложения»
Ее использую для подготовки учеников к защите краеведческого или исторического проекта. Зачитываю короткий рассказ или документ. Обучающиеся должны внимательно прослушать и передать содержание текста тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого пересказ короче, но при этом точнее по содержанию. Эта игра способствует развитию очень важного умения - выделять главное.
На уроках истории, считаю, очень полезно использовать ролевую игру, участники которой действуют в рамках полученных ролей; вместе обучающиеся следуют заданному сюжету. Главной задачей такого мероприятия - развитие персонажа или исследование истории.
Например, урок - суд по теме «Самозванцы Смутного времени» в максимальной степени решит проблемный вопрос - появление самозванцев историческая закономерность или неожиданность в истории. В ходе урока проводится игровое судебное заседание и произносится «приговор» (итог урока).
Игра-исследование построена на придуманной ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей игры основана на таких действиях «героя - ученика», который осуществляет действия: пишет письмо, газетную статью, сообщение о том или ином историческом событии.
Результативностью моей педагогической и экспериментальной деятельности являются качественные знания и успехи моих учеников. Они следующие:
- Значительно повысилось, при 100% успеваемости, качество знаний учеников - 82,7%;
- Высокие учебные достижения подтверждают обучающиеся при внешних мониторинговых исследованиях: ВПР, Стадград, административные срезы знаний;
- Высокие показатели ГИА по истории (ЕГЭ – 72,77; 86 баллов);
- Результативное участие во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и региональном уровнях;
- Возросший интерес к предмету истории объясняется выбором высшего учебного заведения, с профилирующим предметом «История» выпускниками;
- С каждым годом увеличивается количество победителей среди учащихся в конкурсах краеведческой, духовно- нравственной и патриотической направленностей выше регионального.
Мы не можем не заметить того факта, что в нашу профессиональную деятельность стремительно внедряются современные образовательные технологии. Чем быстрее мы выработаем методику их применения, тем полноценнее, познавательнее, увлекательнее будет учебная деятельность, как для детей, так и для педагогов.
https://socratify.net/quotes/ian-amos-komenskii/116583 / Копилка цитат и афоризмов
https://ru.citaty.net/tsitaty/612601-igor-mironovich-guberman-mir-stolko-vsiakogo-poznal-s-tekh-por-kak-plotiu/ Цитаты известных личностей